На ночь глядя: самые жуткие спектакли и театры, которые сотрут вашу психику в порошок
Театр – один из самых популярных и удивительных видов искусства. И хотя, по общепринятому мнению, Мельпомена должна нести добро, в истории театра существует ряд постановок, во время которых на подмостках проливалась настоящая кровь или происходило насилие. Для нашей пятничной рубрики «На ночь глядя» нашли подборку самых жутких постановок, которые вынесет не каждая психика…
Театр «Гран-Гиньоль»
Любители пощекотать нервы, приезжая в Париж в начале 20-го века, обычно посещали театр «Гран-Гиньоль» — крошечное заведение, расположенное в переоборудованной церкви, которое специализировалось на ужасных и кровавых постановках. Основными темами выступлений были безумие и страх, а в постановках показывались некрофилия, использование наркотиков, серийные убийства и ужасные болезни. На протяжении всего существования (1897-1963) «Гран-Гиньоль» боролся с цензурой. После Второй мировой войны театр стал больше не актуален для аудитории, которая испытала ужасы войны не понаслышке.
Более подробно об этом театре мы рассказывали в одном из первых материалов нашей рубрики.
Герман Нитч
Герман Нитч — австрийский художник, композитор, актёр и драматург, который в 1960-х годах создал труппу под названием «Театр оргий и мистерий». Вдохновением Нитча стало то, что он пережил во время Второй мировой войны. Поэтому его искусство очень кровавое. Во время выступлений часто забивали живых животных, используя их внутренности и кровь. Кишки валялись по всей сцене, а кровь летела даже на публику. Кровь животных выливали в рот голым актёрам, которых раскладывали на сцене в форме креста.
Объединение «Паника»
Объединение «Паника» (которое было названо в честь греческого бога Пана) — коллектив, организованный Фернандо Аррабалем, Алехандро Ходоровски и Роландом Топором в 1962 году. Ходоровски столкнулся с цензурой в своей родной Мексике и отправился в Париж, где он встретился с двумя другими художниками. Группа посвятила свою работу противостоянию буржуазии, которая стала причиной ввода тотальной цензуры, и ставила самые нелепые спектакли, которые было только возможно представить. По сути, «Паника» старалась максимально шокировать и эпатировать публику. Ходоровски убивал гусей на сцене, обмазывал женщин, которые выступали топлесс мёдом, имитировал кастрацию, использовал гигантский крест в качестве фаллоса.
«Дзяды»
Написанная в 19 веке известным польским писателем Адамом Мицкевичем, пьеса «Дзяды» является одним из самых популярных польских представлений. В пьесе идёт речь о поляке Густаве, который умирает и реинкарнируется в виде Конрада, революционера, борющегося против царской России за польскую национальную свободу. В 1968 году польский Национальный театр сделал современную постановку «Дзяды», в которой играли известные польские актёры. Несмотря на то, что пьеса была направлена против царской России, а не против советской власти, в Польше решили запретить спектакль, что в итоге привело к студенческим волнениям и политическому кризису в стране.
Театр LivingTheatre, постановка «Connection» и «Франкенштейн»
Постановка Джека Гелбера «Connection» установила новые стандарты жестокости и реализма в театре. В постановке, дебют которой состоялся в 1959 году, изображается разговор группы наркоманов, которые ждут своего дилера. Использование свободного диалога дало зрителям нервирующее ощущение, что они не смотрят пьесу, а на самом деле стоят на углу улицы, наблюдая, как наркоманы живут своей повседневной жизнью. Для пущего реализма, актёры ходили по аудитории с просьбой дать деньги на наркотики.
Впервые «Connection» появился на сцене LivingTheatre, экспериментальной театральной группы, которая специализировалась на экстремальных, крайне политизированных пьесах. Эти постановки выполнялись в необычных местах, таких как сталелитейные заводы и бразильские тюрьмы. Одной из поздних постановок театра стал ремейк «Франкенштейна», в котором на сцене изображались кровавые и страшные убийства.
«Плейбой западного мира»
Джон Миллингтон Синг уже был хорошо известным поэтом и драматургом в своей родной Ирландии, когда в 1907 году создал пьесу «Плейбой западного мира». Но он никак не ожидал, к чему это приведёт. В пьесе молодой психопат убивает своего отца топором, а затем хвастается в убийстве перед женщинами. История так потрясла общественность, что в Ирландии вспыхнули массовые беспорядки на улицах. В итоге пьесу запретили в стране, но многие годы спустя «Плейбой западного мира» начали считать одной из величайших ирландских пьес.
Гюнтер Брус
В Вене в течение непродолжительного времени существовало такое радикальное движение, как акционизм, которое стремилось соединить искусство с политикой. Гюнтер Брус был одним из наиболее радикальных представителей акционизма. В 1968 году в студенческом центре при австрийском университете Брус со своими товарищами Отто Мулем и Освальдом Винером организовали постановку «Kunstund Revolution», во время которой Брус испражнялся прямо на сцене и занимался самоудовлетворением во время пения австрийского гимна. В итоге всех троих арестовали. Последнее представление художника состоялось в 1970 году.
Сара Кейн, «Подорванные»
В пьесе «Подорванные» изображены два персонажа (журналист-расист и его молодой любовник), которые находятся в гостиничном номере в то время, как снаружи идёт гражданская война. В пьесе присутствует огромное количество ужасных сцен насилия: несколько изнасилований, взрыв смертника, суицид и каннибализм мёртвого ребёнка. «Подорванные» была первой пьесой Кейна, но её премьера в Лондоне в 1995 году вызвала сенсацию. Критики сравнили её с «окунанием головы в помойное ведро». Но трагическое самоубийство Кейн в возрасте 28 лет (она написала всего четыре других пьесы) привело к переоценке её работы.
Эдвард Бонд, «Спасённые»
В пресловутой сцене постановки Эдварда Бонда «Спасённые» банда головорезов находит в парке плачущего ребёнка в коляске. Вместо того, чтобы утешить ребёнка, бандиты мучают его, испражняются на него и в конечном итоге забивают ребёнка камнями до смерти. Когда пьеса была впервые поставлена в Лондоне в 1965 году, она вызвала неоднозначную реакцию. Критики начали клеймить драматурга тем, что он создал подобную сцену только для обретения популярности, а некоторые начали упрекать Бонда в садизме. Правительство даже пыталось запретить пьесу, но со временем она стала широко известной. Бонд заявил, что это всего лишь попытка заставить зрителей обратить внимание на многие из проблем, затрагивающие Великобританию и сегодня.
«Дурное семя»
В пьесе-триллере «Дурное семя» нет таких шокирующих сцен и жестокого реализма, как во многих других пьесах в этом списке, но в ней есть ужасный сюжет: мать постепенно понимает, что её восьмилетняя дочь Рода является серийным убийцей-маньяком. По мере развития сюжета, она также обнаруживает, что её собственная мать также была серийным убийцей, и что так называемое «дурное семя» может передаваться от одного поколения к другому. Пьеса имела огромный, но скандальный успех на Бродвее в 1954 году. По пьесе впоследствии был снят фильм, который также стал хорошо известен.
По материалам kulturologia.ru
Читайте также другие материалы из нашей рубрики:
На ночь глядя: история кинотеатров-убийц
На ночь глядя: от этого театра в жилах стынет кровь
На ночь глядя: почему самый знаменитый «театр ужаса» пришёл в упадок?
На ночь глядя: 9 самых жутких музеев мира
На ночь глядя: что творилось на съёмках 10 известных ужастиков
На ночь глядя: эта выставка уже десять лет пугает весь мир
На ночь глядя: 10 самых страшных картин в мировой живописи
На ночь глядя: страшные проклятия десяти картин-убийц
На ночь глядя: в пятницу 13-го вспомним историю маньяка в хоккейной маске
На ночь глядя: страшная правда про Новый год
На ночь глядя: 10 музеев, которые могут стать причиной ночных кошмаров
На ночь глядя: месть зеленоглазой девы с Комсомольского моста
На ночь глядя: 15 фактов о «Звонке», которые вы могли не знать
На ночь глядя: прожорливая луна и гигантский паук стояли у истоков хоррора