На ночь глядя: прожорливая луна и гигантский паук стояли у истоков хоррора

11-12-2020 22:00

В прошлую пятницу мы коснулись одного из самых успешных американских фильмов ужасов «Звонок». А с чего вообще всё начиналось? Самые первые хорроры, вышедшие до XX века, были наивны и немногочисленны — немалая их часть навсегда утеряна. Но в них уже чувствовалось общее направление жанра  и одним из спецэффектов была расчленёнка. Сегодня в нашей самой страшной рубрике об искусстве расскажем, как людей пугали с экрана в конце XIX столетия.

«Казнь Марии, королевы шотландцев»/«Казнь Марии Стюарт»
1895

Эта картина, несмотря на то, что вся ее продолжительность — жалкие 18 секунд — крайне важна по многим причинам. Во-первых, это первый фильм, в котором снимаются настоящие актеры. Во-вторых, это первая лента, где использованы спецэффекты. В-третьих, это первый фильм ужасов в истории.

«Казнь Марии Стюарт» сделана по заказу того самого Томаса Эдисона, а режиссером стал пионер звукозаписи и изобретатель Альберт Кларк. Казненную королеву, согласно шекспировской традиции, сыграл мужчина. Фильм вышел 28 августа 1895 года и действительно напугал многих зрителей. Это мы испорчены спецэффектами — а тогда замену актера на манекен подметили лишь немногие.

«Замок Дьявола»
1896

Долгое время этот фильм считался первым хоррором в истории, а также безвозвратно утерянной картиной. Однако в 1988 году он нашелся в киноархиве Новой Зеландии. «Замок Дьявола» снял французский режиссер Жорж Мельес, известный по культовой ленте «Полет на Луну». По сюжету Мефистофель в образе летучей мыши появляется в некоем замке и, наколдовав магический котел, призывает из него всякую нечисть, с помощью которой запугивает две заблудшие души. Справиться с Мефистофелем удается с помощью импровизированного распятия.

Любопытно, что девушку, выходящую из котла, сыграла будущая жена Мельеса — Жанна д’Альси, а Мефистофеля — сам Мельес. Хотя другие источники говорят, что это был фокусник Жюль-Эжен Легри, принимавший участие в съемках «Полета на Луну».

«Ужасная ночь»
1897

Ещё один мини-шедевр Мельеса. «Ужасная ночь» рассказывает о злоключениях несчастного, на которого посреди ночи напал гигантский паук. Здесь нет никаких спецэффектов, паук — просто марионетка, да и выглядит все скорее как комедия. Однако многих современников он пугал, дамы на сеансах изрядно повизгивали.

«Рентгеновские лучи»/«Рентгеновский злодей»
1897

Первый полноценный фильм ужасов вышел в 1896-м. А уже в 1897-м появилась первая хоррор-комедия. Британский фильм «Рентгеновские лучи» снял английских режиссер, а по совместительству физик, астроном, иллюзионист и экстрасенс Джордж Альберт Смит. Кстати, актриса Лора Бейли, которая играет в этой картине, в своё время засветилась в одном из первых «порнофильмов» в истории — «Поцелуй в тоннеле». Правда, там нет ничего, кроме поцелуя, но общественность была шокирована, а кино посчитали развратным.

«Сон астронома»
1898

«Сон астронома» — еще одно творение Жоржа Мельеса. Современному зрителю этот фильм не только не покажется страшным, но и будет, в целом непонятен. Однако тут есть нюанс. Происходящее на экране — ночные галлюцинации средневекового ученого, которого преследуют черти, ужасная пожирающая предметы луна, лунные карлики и прочие напасти. Спасает его богиня Феба, дочь Урана.

Нюанс заключается в том, что это — киновоплощение шоу спецэффектов, которое Мельес организовывал на сценах парижских театров. Иными словами, перед нами сокращенная версия, созданная специально для фанатов. Надо полагать, в театральной версии было больше событий и зрителю все объяснялось не так урывисто. Кстати, астронома сыграл сам режиссер. Еще одна причина, по которой так примечателен «Сон астронома» — именно отсюда перекочевал образ лица-луны, который стал самой узнаваемой фишкой «Путешествия на Луну».

«Мистическая реторта»
1906

«Мистическая реторта» принадлежит более позднему времени и взята для сравнения. Она мало чем отличается по форме и содержанию от «Сна Астронома», да и снял ее, опять-таки, Жорж Мельес, который играет здесь главную роль. Но обратите внимание на то, насколько за считанные годы продвинулись спецэффекты. В этом простеньком фильме задействована пиротехника, сложная работа с кадрами (склейка, наложение и сращивание), а также относительно сложная машинерия.

Читайте также другие материалы из нашей рубрики:

На ночь глядя: история кинотеатров-убийц

На ночь глядя: от этого театра в жилах стынет кровь

На ночь глядя: почему самый знаменитый «театр ужаса» пришёл в упадок?

На ночь глядя: 9 самых жутких музеев мира

На ночь глядя: что творилось на съёмках 10 известных ужастиков

На ночь глядя: эта выставка уже десять лет пугает весь мир

На ночь глядя: 10 самых страшных картин в мировой живописи

На ночь глядя: страшные проклятия десяти картин-убийц

На ночь глядя: в пятницу 13-го вспомним историю маньяка в хоккейной маске

На ночь глядя: страшная правда про Новый год

На ночь глядя: 10 музеев, которые могут стать причиной ночных кошмаров

На ночь глядя: месть зеленоглазой девы с Комсомольского моста

На ночь глядя: 15 фактов о «Звонке», которые вы могли не знать

 405 Всего просмотров



фильмы ужасов,

Поделиться:

Похожие посты

King's Man: шпионаж с привкусом клюквы

Спустя несколько переносов, новое детище Мэттью Вона наконец-то увидело свет. И пока одни зрители рады возвращению балагурного шпионского боевика, другие воспринимают подзаголовок «Начало» как начало конца. Картина изящно рассказывает нам предысто

«Последний богатырь: Посланник Тьмы»: сказка для неприхотливых

Пока славянское фэнтези начинает робко заявлять о себе в поп-культуре, наши киноделы дают мастер-класс по тому, как загнать жанр обратно в забвение. И вот уже третий по счёту, но всё ещё последний «Богатырь», становится их главной жертвой. Пожалуй, н

«Золотой глобус 2022»: приятные итоги умирающей премии

Представьте, что одна из самых престижных кинопремий мира проходит без трансляции и гостей, а результаты вы узнаёте из пресс-релиза или Твиттера. Впрочем, представлять уже нет нужды: достаточно взглянуть на прошедший Золотой глобус. В течение последн

«Не смотрите наверх»: комедия, от которой не до смеха

Пусть этот заголовок не вводит вас в заблуждение. Фильм способен  неоднократно рассмешить. Но в какой-то момент придёт осознание: то, что происходит на экране — не так уж далеко от реальности. И вот это уже не смешно. Астрофизик Рэндалл Минди и ег

Новости ForPost

Метки

Музеи онлайн СевТЮЗ Живая классика Zакрытый покаZ Новый год Лев Толстой Море опера живопись Конкурс красоты карантин Севастопольский военно-исторический музей-заповедник книги Театр Лавренёва «Оперные вечера в Севастополе» Конкурс "Живая классика" Херсонес День Победы дети Крымский военно-исторический фестиваль кинофестиваль Святой Владимир театр День ВМФ ДКР Молодёжь театр Луначарского фильмы Театральная улица спектакли Фёдор Достоевский спектакль Севастополь Крымская весна Таврида-АРТ Михаил Булгаков художники Международный день танца Дворец культуры рыбаков Театр имени Луначарского Мариинский театр Федюхины высоты Анна Каренина Большой севастопольский офицерский бал праздник коронавирус самоизоляция Санкт-Петербург Сергей Шнуров Психо Дель Арт фестиваль искусство Опера в Херсонесе Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Виталий Либа театр драмы "Психо Дель Арт" пандемия Динопарк выставки Клим Шипенко поэзия «Эхо БДФ» Крым История Балаклава Херсонес Таврический Ольга Панкратова VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Севастопольский ТЮЗ Александр Петров онлайн-марафон 9 мая театр танца Вадима Елизарова кино Достоевский танцы мастер-классы арт-отель "Украина" Золотая балка 75 лет Победы СЦКиИ Большие гастроли выставка художник Картины творчество музыка Эрмитаж Афиша Севастополя изоляция концерт благотворительность Сергей Безруков Театр им. Кукол Андрей Маслов шоу Григорий Лифанов балет Фонд «Живая классика» Великая Отечественная война Валерий Либа