На ночь глядя: почему самый знаменитый «театр ужаса» пришёл в упадок?

16-04-2019 21:14

Очередную историю для нашей рубрики «На ночь глядя», рассказывающей о самых страшных явлениях в мировом искусстве, мы нашли у наших коллег из интернет-газеты Et cetera. Из года в год фильмы ужасов собирают полные залы кинотеатров, принося своим авторам миллионные доходы. Более 100 лет назад желание людей испытывать страх и прилив адреналина тоже приносило деньги тем, кто умел его удовлетворить. Небольшой парижский театр с необычным по тем временам «страшным» репертуаром стал самым знаменитым «театром ужаса» в истории. Почему после 65-летней громкой славы ему пришлось закрыться?

Из церкви в театр

В 1895 году драматург Оскар Метенье приобрел в Париже готическую часовню и превратил ее в театр «Гран-Гиньоль». Церковные детали интерьера не убрали – они соответствовали задумке нового владельца.

Изначально постановки носили «натуралистический» характер – в них показывалась жизнь бедняков, преступников и проституток.

Будем пугать

В 1897 году владельцем театра стал англичанин Макс Мори, превративший театральные постановки в сплошные сцены насилия и пыток.

Зрителям пришлись по вкусу пьесы о няне-убийце, сумасшедших докторах-хирургах, о выкалывании глаз из мести и лоботомии из ревности. Автором этих историй был Андре де Лорд – скромный и тихий библиотекарь, получивший прозвище «Принц насилия».

Кровь и секс

Реалистичность ужасов, происходящих на сцене, была поразительной – зрители один за другим теряли сознание, им вызывали докторов. Это было лучшей рекламой для театра.

Один из актеров, Пол Ратино, придумал небывалые по тем временам спецэффекты: очень похожую на настоящую бутафорскую кровь, отрезанные конечности, расчлененные тела, вываливающиеся кишки и кожу, покрывающуюся волдырями от «кислоты». Не привыкшие к таким зрелищам зрители были напуганы и в восторге. Чтобы разбавить ужасные сцены, в постановки добавляли сцены секса и изнасилований.

Слава

Новости о необычном театре разлетались моментально, побывать в нем стремились все, он превратился в туристическую достопримечательность. У короля Румынии в театре была собственная закрытая ложа, в которой он укрывался с любовницей.

Пьесы для «театра ужаса» писали самые прославленные драматурги, и это подкупало критиков: несмотря на насилие и кровь, у постановок была литературная ценность, а актеры действительно хорошо играли.

В 1920 году театр отправился на гастроли в Лондон, но британская цензура вынудила его покинуть страну.

Закат

Настоящим ударом для театра стала Вторая мировая война: зрителей уже не забавляли сцены убийств. Хотя официально театр закрылся в 1962 году, в упадок он пришел гораздо раньше.

По словам последнего директора театра, «Гран-Гиньоль» не сможет «сравниться с тем, что происходило в Бухенвальде и Освенциме. Раньше всем казалось, что в жизни ужасы, показанные на сцене, происходить не могут. Теперь мы знаем, что возможны вещи гораздо хуже этого».

Еще одной причиной упадка театра стало развитие кино: фильмы ужасов оказались страшнее театральных постановок.

Зачем пугаться? 

Популярность театру принес страх. Ричард Хэнд, профессор медиа-практики в Университете Восточной Англии, считает, что подобные зрелища, на самом деле – лекарство от страха. Наблюдение и переживание жутких сцен, выброс адреналина, а затем – возможность отвести взгляд от сцены или экрана и оказаться в безопасности помогает человеку побороть собственные фобии.

Читайте также другие материалы из нашей рубрики:

На ночь глядя: история кинотеатров-убийц

На ночь глядя: от этого театра в жилах стынет кровь

 253 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Бременские музыканты возвращаются: елизаровцы представляют обновлённый спектакль

Вновь на сцене театра танца имени Елизарова классика отечественной мультипликации. «Приключения бременских музыкантов» — детский хореографический спектакль по мотивам оригинальных произведений Юрия Энтина и Василия Ливанова, любимых не одним поколени

Куда пойти на выходных: бессмертие подвига и путешествие сквозь века

Традиционный концерт «Во имя мира и любви» на главной площади Музейного комплекса «35-я береговая батарея» посвящён героям, которые отдали жизнь за будущее Севастополя и всем тем, кто воссоздавал наш город из руин. Среди участников программы: народны

О чём молчит женщина: изящный детектив от театра Луначарского

С вечера пятницы по воскресенье, с 25 по 27 июня, в театре имени Луначарского играют премьеру — "8 любящих женщин" в постановке Николая Нечаева. Пока публика собирается в зале, на сцене мерцает большой электрический камин, а игрушечный медведь размер

Грядущие премьеры и назревшие проблемы: откровенный разговор с Григорием Лифановым

В театре им. Луначарского стартовал 111 сезон. По этому поводу мы встретились с его главным режиссёром Григорием Алексеевичем Лифановым. Беседовали не только о предстоящих премьерах, но и обсудили какие проблемы назревают у главного театра города, за

Не изменяя традициям: в Севастополе стартует «Zакрытый покаZ»

«Zакрытый покаZ» проходит в Севастополе уже четырнадцатый год подряд. Его цель неизменна — попытаться понять современную театральную эстетику и определить вектор развития сценического искусства в Севастополе, а также познакомить с актуальной новой др

Новости ForPost

Метки

самоизоляция фильмы Григорий Лифанов СевТЮЗ Крым Великая Отечественная война Клим Шипенко спектакли Музеи онлайн День Победы кино Опера в Херсонесе спектакль выставка 75 лет Победы балет Zакрытый покаZ выставки Мастер и Маргарита Анна Каренина театр Луначарского Психо Дель Арт Международный день танца VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» конкурс Севастопольский офицерский бал Сергей Шнуров Фонд «Живая классика» театр драмы "Психо Дель Арт" онлайн-марафон творчество Россия благотворительность поэзия Балаклава Крымская весна Херсонес искусство кинофестиваль Святой Владимир Море фестиваль 9 мая вокал Севастопольский военно-исторический музей-заповедник коронавирус Михаил Булгаков открытие сезона Санкт-Петербург художники современное искусство праздник шоу концерт Ольга Панкратова Живая классика Бесы Театр имени Луначарского Сергей Безруков группа Ленинград Афиша Севастополя Музей-заповедник "Херсонес Таврический" История Большой севастопольский офицерский бал Конкурс "Живая классика" книги ДКР художник танцы Федюхины высоты Золотая балка Достоевский кинорецензия Театральная улица карантин пандемия Крымский военно-исторический фестиваль театр Херсонес Таврический День ВМФ дети Севастополь Севастопольский ТЮЗ музыка Театр им. Кукол арт-отель "Украина" театр танца Вадима Елизарова Картины живопись Динопарк опера Лев Толстой изоляция #WineFest Эрмитаж мастер-классы Дворец культуры рыбаков Фёдор Достоевский СЦКиИ Молодёжь Александр Петров