На ночь глядя: почему самый знаменитый «театр ужаса» пришёл в упадок?
Очередную историю для нашей рубрики «На ночь глядя», рассказывающей о самых страшных явлениях в мировом искусстве, мы нашли у наших коллег из интернет-газеты Et cetera. Из года в год фильмы ужасов собирают полные залы кинотеатров, принося своим авторам миллионные доходы. Более 100 лет назад желание людей испытывать страх и прилив адреналина тоже приносило деньги тем, кто умел его удовлетворить. Небольшой парижский театр с необычным по тем временам «страшным» репертуаром стал самым знаменитым «театром ужаса» в истории. Почему после 65-летней громкой славы ему пришлось закрыться?
Из церкви в театр
В 1895 году драматург Оскар Метенье приобрел в Париже готическую часовню и превратил ее в театр «Гран-Гиньоль». Церковные детали интерьера не убрали – они соответствовали задумке нового владельца.
Изначально постановки носили «натуралистический» характер – в них показывалась жизнь бедняков, преступников и проституток.
Будем пугать
В 1897 году владельцем театра стал англичанин Макс Мори, превративший театральные постановки в сплошные сцены насилия и пыток.
Зрителям пришлись по вкусу пьесы о няне-убийце, сумасшедших докторах-хирургах, о выкалывании глаз из мести и лоботомии из ревности. Автором этих историй был Андре де Лорд – скромный и тихий библиотекарь, получивший прозвище «Принц насилия».
Кровь и секс
Реалистичность ужасов, происходящих на сцене, была поразительной – зрители один за другим теряли сознание, им вызывали докторов. Это было лучшей рекламой для театра.
Один из актеров, Пол Ратино, придумал небывалые по тем временам спецэффекты: очень похожую на настоящую бутафорскую кровь, отрезанные конечности, расчлененные тела, вываливающиеся кишки и кожу, покрывающуюся волдырями от «кислоты». Не привыкшие к таким зрелищам зрители были напуганы и в восторге. Чтобы разбавить ужасные сцены, в постановки добавляли сцены секса и изнасилований.
Слава
Новости о необычном театре разлетались моментально, побывать в нем стремились все, он превратился в туристическую достопримечательность. У короля Румынии в театре была собственная закрытая ложа, в которой он укрывался с любовницей.
Пьесы для «театра ужаса» писали самые прославленные драматурги, и это подкупало критиков: несмотря на насилие и кровь, у постановок была литературная ценность, а актеры действительно хорошо играли.
В 1920 году театр отправился на гастроли в Лондон, но британская цензура вынудила его покинуть страну.
Закат
Настоящим ударом для театра стала Вторая мировая война: зрителей уже не забавляли сцены убийств. Хотя официально театр закрылся в 1962 году, в упадок он пришел гораздо раньше.
По словам последнего директора театра, «Гран-Гиньоль» не сможет «сравниться с тем, что происходило в Бухенвальде и Освенциме. Раньше всем казалось, что в жизни ужасы, показанные на сцене, происходить не могут. Теперь мы знаем, что возможны вещи гораздо хуже этого».
Еще одной причиной упадка театра стало развитие кино: фильмы ужасов оказались страшнее театральных постановок.
Зачем пугаться?
Популярность театру принес страх. Ричард Хэнд, профессор медиа-практики в Университете Восточной Англии, считает, что подобные зрелища, на самом деле – лекарство от страха. Наблюдение и переживание жутких сцен, выброс адреналина, а затем – возможность отвести взгляд от сцены или экрана и оказаться в безопасности помогает человеку побороть собственные фобии.
Читайте также другие материалы из нашей рубрики:
На ночь глядя: история кинотеатров-убийц
На ночь глядя: от этого театра в жилах стынет кровь