На ночь глядя: почему самый знаменитый «театр ужаса» пришёл в упадок?

16-04-2019 21:14

Очередную историю для нашей рубрики «На ночь глядя», рассказывающей о самых страшных явлениях в мировом искусстве, мы нашли у наших коллег из интернет-газеты Et cetera. Из года в год фильмы ужасов собирают полные залы кинотеатров, принося своим авторам миллионные доходы. Более 100 лет назад желание людей испытывать страх и прилив адреналина тоже приносило деньги тем, кто умел его удовлетворить. Небольшой парижский театр с необычным по тем временам «страшным» репертуаром стал самым знаменитым «театром ужаса» в истории. Почему после 65-летней громкой славы ему пришлось закрыться?

Из церкви в театр

В 1895 году драматург Оскар Метенье приобрел в Париже готическую часовню и превратил ее в театр «Гран-Гиньоль». Церковные детали интерьера не убрали – они соответствовали задумке нового владельца.

Изначально постановки носили «натуралистический» характер – в них показывалась жизнь бедняков, преступников и проституток.

Будем пугать

В 1897 году владельцем театра стал англичанин Макс Мори, превративший театральные постановки в сплошные сцены насилия и пыток.

Зрителям пришлись по вкусу пьесы о няне-убийце, сумасшедших докторах-хирургах, о выкалывании глаз из мести и лоботомии из ревности. Автором этих историй был Андре де Лорд – скромный и тихий библиотекарь, получивший прозвище «Принц насилия».

Кровь и секс

Реалистичность ужасов, происходящих на сцене, была поразительной – зрители один за другим теряли сознание, им вызывали докторов. Это было лучшей рекламой для театра.

Один из актеров, Пол Ратино, придумал небывалые по тем временам спецэффекты: очень похожую на настоящую бутафорскую кровь, отрезанные конечности, расчлененные тела, вываливающиеся кишки и кожу, покрывающуюся волдырями от «кислоты». Не привыкшие к таким зрелищам зрители были напуганы и в восторге. Чтобы разбавить ужасные сцены, в постановки добавляли сцены секса и изнасилований.

Слава

Новости о необычном театре разлетались моментально, побывать в нем стремились все, он превратился в туристическую достопримечательность. У короля Румынии в театре была собственная закрытая ложа, в которой он укрывался с любовницей.

Пьесы для «театра ужаса» писали самые прославленные драматурги, и это подкупало критиков: несмотря на насилие и кровь, у постановок была литературная ценность, а актеры действительно хорошо играли.

В 1920 году театр отправился на гастроли в Лондон, но британская цензура вынудила его покинуть страну.

Закат

Настоящим ударом для театра стала Вторая мировая война: зрителей уже не забавляли сцены убийств. Хотя официально театр закрылся в 1962 году, в упадок он пришел гораздо раньше.

По словам последнего директора театра, «Гран-Гиньоль» не сможет «сравниться с тем, что происходило в Бухенвальде и Освенциме. Раньше всем казалось, что в жизни ужасы, показанные на сцене, происходить не могут. Теперь мы знаем, что возможны вещи гораздо хуже этого».

Еще одной причиной упадка театра стало развитие кино: фильмы ужасов оказались страшнее театральных постановок.

Зачем пугаться? 

Популярность театру принес страх. Ричард Хэнд, профессор медиа-практики в Университете Восточной Англии, считает, что подобные зрелища, на самом деле – лекарство от страха. Наблюдение и переживание жутких сцен, выброс адреналина, а затем – возможность отвести взгляд от сцены или экрана и оказаться в безопасности помогает человеку побороть собственные фобии.

Читайте также другие материалы из нашей рубрики:

На ночь глядя: история кинотеатров-убийц

На ночь глядя: от этого театра в жилах стынет кровь

 774 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

«Не бойся быть счастливым»: тихая история с громким эхом

Премьерный спектакль по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат» — личное высказывание луначарцев, которое отчасти звучит на языке кинематографа. Эта постановка отличается от других спектаклей Григория Лифанова. Вы не увидите привычный почерк режисс

Навстречу «Алым парусам»: в Севастополе проходят закрытые показы спектакля-феерии по Грину

В Севастопольском ТЮЗе вовсю оттачивают новую постановку — премьеру грантового конкурса. Мюзикл «Алые паруса» появится в репертуаре театра в январе, но уже соб

Луначарский встречает гостей: шедевры оркестровой музыки в исполнении коллектива Московской филармонии

17 сентября на сцене театра им. А.В. Луначарского состоялась премьера первого концерта в рамках «Симфонических вечеров».  На сцене выступили участники и солисты ведущего российского коллектива —  Академического симфонического оркестра Московской фила

В Севастопольском ТЮЗе поставили «Принцессу на горошине»

Севастопольский театр юного зрителя не перестаёт радовать публику своими премьерами. В этот раз театр представил спектакль «Принцесса на горошине» – сказочную историю о мире грёз. Об идее постановки узнали благодаря IV Международному Большому Детс

«Нам запретили болеть, влюбляться и врать», — эксклюзивное интервью с актёром и ведущим Сергеем Друзьяком

Сергей Друзьяк известен зрителям по полнометражным фильмам «18-14», «Ёлки», актёрской работе в сериале «Курсанты». Юной аудитории артист знаком также по детским спектаклям, в том числе Московского областного государственного театра юного зрителя под

Новости ForPost

Метки

карантин Михаил Булгаков праздник Севастопольский военно-исторический музей-заповедник «Оперные вечера в Севастополе» ЦГБ им. Л.Н.Толстого Севастополь Театр имени Луначарского Мастер и Маргарита Мариинский театр Григорий Лифанов книги Балаклава фестиваль танцы Живая классика фильмы Херсонес День Победы Санкт-Петербург поэзия Херсонес Таврический мастер-классы Море кино Театр им. Кукол театр Луначарского СЦКиИ Опера в Херсонесе выставка Большой севастопольский офицерский бал Фестиваль «Таврида — АРТ» Ольга Панкратова живопись Музеи онлайн Виталий Либа Анна Каренина Динопарк Фёдор Достоевский изоляция Севастопольский ТЮЗ Картины Севастопольский театр оперы и балета спектакль театр драмы "Психо Дель Арт" 9 мая музыка Федюхины высоты Россия Музей обороны Севастополя 75 лет Победы Новый год искусство СевТЮЗ художник спектакли Театр танца им. В.А.Елизарова Крым фестиваль «Природа Искусства» Крымский военно-исторический фестиваль Афиша Севастополя Эрмитаж Сергей Безруков Андрей Маслов Молодёжь коронавирус История День ВМФ Клим Шипенко концерт Золотая балка выставки самоизоляция Валерий Либа рецензия художники Лев Толстой арт-отель "Украина" Сергей Шнуров Театральная улица дети творчество Бесы Конкурс "Живая классика" кинофестиваль Святой Владимир театр Психо Дель Арт Достоевский Конкурс красоты Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Александр Петров Дворец культуры рыбаков Великая Отечественная война Фонд «Живая классика» Театр Лавренёва балет ДКР Таврида-АРТ опера Мода