На ночь глядя: почему самый знаменитый «театр ужаса» пришёл в упадок?

16-04-2019 21:14

Очередную историю для нашей рубрики «На ночь глядя», рассказывающей о самых страшных явлениях в мировом искусстве, мы нашли у наших коллег из интернет-газеты Et cetera. Из года в год фильмы ужасов собирают полные залы кинотеатров, принося своим авторам миллионные доходы. Более 100 лет назад желание людей испытывать страх и прилив адреналина тоже приносило деньги тем, кто умел его удовлетворить. Небольшой парижский театр с необычным по тем временам «страшным» репертуаром стал самым знаменитым «театром ужаса» в истории. Почему после 65-летней громкой славы ему пришлось закрыться?

Из церкви в театр

В 1895 году драматург Оскар Метенье приобрел в Париже готическую часовню и превратил ее в театр «Гран-Гиньоль». Церковные детали интерьера не убрали – они соответствовали задумке нового владельца.

Изначально постановки носили «натуралистический» характер – в них показывалась жизнь бедняков, преступников и проституток.

Будем пугать

В 1897 году владельцем театра стал англичанин Макс Мори, превративший театральные постановки в сплошные сцены насилия и пыток.

Зрителям пришлись по вкусу пьесы о няне-убийце, сумасшедших докторах-хирургах, о выкалывании глаз из мести и лоботомии из ревности. Автором этих историй был Андре де Лорд – скромный и тихий библиотекарь, получивший прозвище «Принц насилия».

Кровь и секс

Реалистичность ужасов, происходящих на сцене, была поразительной – зрители один за другим теряли сознание, им вызывали докторов. Это было лучшей рекламой для театра.

Один из актеров, Пол Ратино, придумал небывалые по тем временам спецэффекты: очень похожую на настоящую бутафорскую кровь, отрезанные конечности, расчлененные тела, вываливающиеся кишки и кожу, покрывающуюся волдырями от «кислоты». Не привыкшие к таким зрелищам зрители были напуганы и в восторге. Чтобы разбавить ужасные сцены, в постановки добавляли сцены секса и изнасилований.

Слава

Новости о необычном театре разлетались моментально, побывать в нем стремились все, он превратился в туристическую достопримечательность. У короля Румынии в театре была собственная закрытая ложа, в которой он укрывался с любовницей.

Пьесы для «театра ужаса» писали самые прославленные драматурги, и это подкупало критиков: несмотря на насилие и кровь, у постановок была литературная ценность, а актеры действительно хорошо играли.

В 1920 году театр отправился на гастроли в Лондон, но британская цензура вынудила его покинуть страну.

Закат

Настоящим ударом для театра стала Вторая мировая война: зрителей уже не забавляли сцены убийств. Хотя официально театр закрылся в 1962 году, в упадок он пришел гораздо раньше.

По словам последнего директора театра, «Гран-Гиньоль» не сможет «сравниться с тем, что происходило в Бухенвальде и Освенциме. Раньше всем казалось, что в жизни ужасы, показанные на сцене, происходить не могут. Теперь мы знаем, что возможны вещи гораздо хуже этого».

Еще одной причиной упадка театра стало развитие кино: фильмы ужасов оказались страшнее театральных постановок.

Зачем пугаться? 

Популярность театру принес страх. Ричард Хэнд, профессор медиа-практики в Университете Восточной Англии, считает, что подобные зрелища, на самом деле – лекарство от страха. Наблюдение и переживание жутких сцен, выброс адреналина, а затем – возможность отвести взгляд от сцены или экрана и оказаться в безопасности помогает человеку побороть собственные фобии.

Читайте также другие материалы из нашей рубрики:

На ночь глядя: история кинотеатров-убийц

На ночь глядя: от этого театра в жилах стынет кровь

 170 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Симфония на струнах души: Александр Шамрицкий представил свой новый театральный проект

25 февраля на сцене Дворца культуры рыбаков в рамках поэтического театра «Башня из слоновой кости» состоялась творческая встреча с ведущим актёром театра драмы «Психо Дель Арт» — Александром Шамрицким. Талант этого актёра многогранен. Будь то проз

Андрей Мягков: «Человек, живущий из себя…»

Парадокс Андрея Мягкова… Загадка Андрея Мягкова… Это человек, которого хочется разгадывать, а разгадать невозможно. Можно только обозначить множество внешних нестыковок и застыть в удивлённом восхищении перед целостностью характера этого человека.

Хроника одного спектакля: а «Кокон» превращается, превращается «Кокон»…

1 февраля театр драмы «Психо Дель Арт» открыл очередной театральный сезон. Во Дворце культуры рыбаков он уже будет пятым по счёту. Спектакль, которым Андрей Маслов решил поприветствовать зрителя, истосковавшегося по искусству, уже почти 20 лет оказыв

На волнах Мариинки: театральная жизнь Петербурга сегодня

Севастопольские театры вновь встретятся со зрителями 1 февраля. Продолжительное время они живут и работают в совершенно несвойственном для них режиме – без зрителей. А как справляются театры культурной столицы с коронавирусными ограничениями? Об этом

Цифровой спектакль объединит подростков из разных стран и известных российских актёров

24 января к 10-летию Международного конкурса юных чтецов «Живая классика» состоится премьера цифрового спектакля «Вечер трудного дня». Это совместный проект творческой коллаборации фонда, популяризирующего чтение и актёров драматического театра МХАТ

Новости ForPost

Метки

изоляция современное искусство Конкурс "Живая классика" Андрей Маслов Григорий Лифанов театр танца Вадима Елизарова Золотая балка концерт Севастопольский офицерский бал Бесы ДКР фестиваль Севастопольский военно-исторический музей-заповедник История Театр им. Кукол коронавирус Кванториум День ВМФ книги спектакли арт-отель "Украина" праздник Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" дети роман "Текст" Дворец культуры рыбаков Музеи онлайн поэзия Крымский военно-исторический фестиваль спектакль СЦКиИ Море группа Ленинград творчество Сергей Шнуров мастер-классы Клим Шипенко фильмы Севастопольский ТЮЗ Конкурс красоты Живая классика Психо Дель Арт Великая Отечественная война живопись пандемия самоизоляция Эрмитаж Анна Каренина Александр Петров Достоевский #WineFest Севастополь искусство День рыбака Херсонес Таврический Театр танца им. Вадима Елизарова 9 мая Динопарк музыка онлайн-марафон выставки конкурс Мастер и Маргарита кинофестиваль Святой Владимир Лев Толстой День Победы Молодёжь художники кино Ольга Панкратова 75 лет Победы Санкт-Петербург Картины карантин Балаклава художник благотворительность Большой севастопольский офицерский бал вокал Театр имени Луначарского театр драмы "Психо Дель Арт" Театральная улица Херсонес шоу Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Федюхины высоты театр Луначарского Дмитрий Глуховский VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» опера открытие сезона СевТЮЗ Опера в Херсонесе балет Андрей Кончаловский Импровизационный батл выставка театр Фёдор Достоевский Фонд «Живая классика»