На ночь глядя: почему самый знаменитый «театр ужаса» пришёл в упадок?

16-04-2019 21:14

Очередную историю для нашей рубрики «На ночь глядя», рассказывающей о самых страшных явлениях в мировом искусстве, мы нашли у наших коллег из интернет-газеты Et cetera. Из года в год фильмы ужасов собирают полные залы кинотеатров, принося своим авторам миллионные доходы. Более 100 лет назад желание людей испытывать страх и прилив адреналина тоже приносило деньги тем, кто умел его удовлетворить. Небольшой парижский театр с необычным по тем временам «страшным» репертуаром стал самым знаменитым «театром ужаса» в истории. Почему после 65-летней громкой славы ему пришлось закрыться?

Из церкви в театр

В 1895 году драматург Оскар Метенье приобрел в Париже готическую часовню и превратил ее в театр «Гран-Гиньоль». Церковные детали интерьера не убрали – они соответствовали задумке нового владельца.

Изначально постановки носили «натуралистический» характер – в них показывалась жизнь бедняков, преступников и проституток.

Будем пугать

В 1897 году владельцем театра стал англичанин Макс Мори, превративший театральные постановки в сплошные сцены насилия и пыток.

Зрителям пришлись по вкусу пьесы о няне-убийце, сумасшедших докторах-хирургах, о выкалывании глаз из мести и лоботомии из ревности. Автором этих историй был Андре де Лорд – скромный и тихий библиотекарь, получивший прозвище «Принц насилия».

Кровь и секс

Реалистичность ужасов, происходящих на сцене, была поразительной – зрители один за другим теряли сознание, им вызывали докторов. Это было лучшей рекламой для театра.

Один из актеров, Пол Ратино, придумал небывалые по тем временам спецэффекты: очень похожую на настоящую бутафорскую кровь, отрезанные конечности, расчлененные тела, вываливающиеся кишки и кожу, покрывающуюся волдырями от «кислоты». Не привыкшие к таким зрелищам зрители были напуганы и в восторге. Чтобы разбавить ужасные сцены, в постановки добавляли сцены секса и изнасилований.

Слава

Новости о необычном театре разлетались моментально, побывать в нем стремились все, он превратился в туристическую достопримечательность. У короля Румынии в театре была собственная закрытая ложа, в которой он укрывался с любовницей.

Пьесы для «театра ужаса» писали самые прославленные драматурги, и это подкупало критиков: несмотря на насилие и кровь, у постановок была литературная ценность, а актеры действительно хорошо играли.

В 1920 году театр отправился на гастроли в Лондон, но британская цензура вынудила его покинуть страну.

Закат

Настоящим ударом для театра стала Вторая мировая война: зрителей уже не забавляли сцены убийств. Хотя официально театр закрылся в 1962 году, в упадок он пришел гораздо раньше.

По словам последнего директора театра, «Гран-Гиньоль» не сможет «сравниться с тем, что происходило в Бухенвальде и Освенциме. Раньше всем казалось, что в жизни ужасы, показанные на сцене, происходить не могут. Теперь мы знаем, что возможны вещи гораздо хуже этого».

Еще одной причиной упадка театра стало развитие кино: фильмы ужасов оказались страшнее театральных постановок.

Зачем пугаться? 

Популярность театру принес страх. Ричард Хэнд, профессор медиа-практики в Университете Восточной Англии, считает, что подобные зрелища, на самом деле – лекарство от страха. Наблюдение и переживание жутких сцен, выброс адреналина, а затем – возможность отвести взгляд от сцены или экрана и оказаться в безопасности помогает человеку побороть собственные фобии.

Читайте также другие материалы из нашей рубрики:

На ночь глядя: история кинотеатров-убийц

На ночь глядя: от этого театра в жилах стынет кровь

 208 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Таинство театра: зрители фестиваля Алушта.Green отправятся в параллельную реальность

15 мая приморская Алушта соберёт в одном пространстве десятки талантливых творцов. На фестивале Алушта.Green-2021 актёры и художники из театров разных российских городов покажут свои лучшие представления и увлекут за собой зрителей в захватывающее пу

«Железнову Вассу Мать» будут весело играть: в Севастополь приехал Свердловский театр драмы

Сегодня, 1 мая, на сцене театра имени Луначарского стартуют большие гастроли Свердловского театра драмы. Севастопольцы и гости города увидят самые знаковые постановки коллектива, которые собирали и продолжают собирать в Екатеринбурге неизменные аншла

Маленький человек во тьме: о чём предупреждает «Нос» Яны Туминой

24 и 25 апреля на сцене Севастопольского ТЮЗа состоялась премьера спектакля «Нос» в постановке питерского режиссёра Яны Туминой, лауреата множества престижных театральных премий. На первый взгляд, эта крохотная повесть Николая Гоголя никак не создана

Говорит зритель: как Севастополь встретил «Белую гвардию»

В театре имени Луначарского прошли премьерные показы спектакля "Белая гвардия" в постановке Ивана Миневцева. Это не было классическим прочтением романа Михаила Булгакова. Тема войны присутствовала лишь фоном, а на первый план вышла история семьи

Новаторства не будет: в Севастопольском ТЮЗе Яна Тумина ставит «Нос» Гоголя

24 и 25 апреля на сцене Севастопольского ТЮЗа состоится долгожданная премьера – спектакль "Нос" по повести Николая Гоголя в постановке петербургского режиссёра Яны Туминой. Как отмечают авторы инсценировки, зрителей ждёт спектакль-трансформация, спек

Новости ForPost

Метки

кинорецензия музыка творчество Лев Толстой Великая Отечественная война Театр им. Кукол Крымская весна Опера в Херсонесе художник Михаил Булгаков Эрмитаж Григорий Лифанов Александр Петров Бесы День Победы Конкурс красоты балет День ВМФ вокал Мастер и Маргарита День рыбака Сергей Шнуров фильмы группа Ленинград Санкт-Петербург Херсонес Таврический Музеи онлайн театр Луначарского Фёдор Достоевский Международный день танца Фонд «Живая классика» художники Клим Шипенко Театральная улица Достоевский онлайн-марафон Федюхины высоты выставка Севастопольский ТЮЗ спектакль опера Афиша Севастополя изоляция Крымский военно-исторический фестиваль танцы концерт Золотая балка ДКР театр драмы "Психо Дель Арт" 9 мая дети Крым Динопарк Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Конкурс "Живая классика" Психо Дель Арт открытие сезона выставки История мастер-классы карантин Большой севастопольский офицерский бал поэзия благотворительность Ольга Панкратова живопись VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» праздник пандемия спектакли Россия театр танца Вадима Елизарова Анна Каренина Молодёжь кино Картины Херсонес #WineFest 75 лет Победы Севастопольский офицерский бал Живая классика современное искусство Море Севастопольский военно-исторический музей-заповедник фестиваль кинофестиваль Святой Владимир самоизоляция коронавирус конкурс СевТЮЗ Балаклава Дворец культуры рыбаков арт-отель "Украина" Севастополь книги СЦКиИ шоу Театр имени Луначарского искусство театр