На ночь глядя: почему самый знаменитый «театр ужаса» пришёл в упадок?

16-04-2019 21:14

Очередную историю для нашей рубрики «На ночь глядя», рассказывающей о самых страшных явлениях в мировом искусстве, мы нашли у наших коллег из интернет-газеты Et cetera. Из года в год фильмы ужасов собирают полные залы кинотеатров, принося своим авторам миллионные доходы. Более 100 лет назад желание людей испытывать страх и прилив адреналина тоже приносило деньги тем, кто умел его удовлетворить. Небольшой парижский театр с необычным по тем временам «страшным» репертуаром стал самым знаменитым «театром ужаса» в истории. Почему после 65-летней громкой славы ему пришлось закрыться?

Из церкви в театр

В 1895 году драматург Оскар Метенье приобрел в Париже готическую часовню и превратил ее в театр «Гран-Гиньоль». Церковные детали интерьера не убрали – они соответствовали задумке нового владельца.

Изначально постановки носили «натуралистический» характер – в них показывалась жизнь бедняков, преступников и проституток.

Будем пугать

В 1897 году владельцем театра стал англичанин Макс Мори, превративший театральные постановки в сплошные сцены насилия и пыток.

Зрителям пришлись по вкусу пьесы о няне-убийце, сумасшедших докторах-хирургах, о выкалывании глаз из мести и лоботомии из ревности. Автором этих историй был Андре де Лорд – скромный и тихий библиотекарь, получивший прозвище «Принц насилия».

Кровь и секс

Реалистичность ужасов, происходящих на сцене, была поразительной – зрители один за другим теряли сознание, им вызывали докторов. Это было лучшей рекламой для театра.

Один из актеров, Пол Ратино, придумал небывалые по тем временам спецэффекты: очень похожую на настоящую бутафорскую кровь, отрезанные конечности, расчлененные тела, вываливающиеся кишки и кожу, покрывающуюся волдырями от «кислоты». Не привыкшие к таким зрелищам зрители были напуганы и в восторге. Чтобы разбавить ужасные сцены, в постановки добавляли сцены секса и изнасилований.

Слава

Новости о необычном театре разлетались моментально, побывать в нем стремились все, он превратился в туристическую достопримечательность. У короля Румынии в театре была собственная закрытая ложа, в которой он укрывался с любовницей.

Пьесы для «театра ужаса» писали самые прославленные драматурги, и это подкупало критиков: несмотря на насилие и кровь, у постановок была литературная ценность, а актеры действительно хорошо играли.

В 1920 году театр отправился на гастроли в Лондон, но британская цензура вынудила его покинуть страну.

Закат

Настоящим ударом для театра стала Вторая мировая война: зрителей уже не забавляли сцены убийств. Хотя официально театр закрылся в 1962 году, в упадок он пришел гораздо раньше.

По словам последнего директора театра, «Гран-Гиньоль» не сможет «сравниться с тем, что происходило в Бухенвальде и Освенциме. Раньше всем казалось, что в жизни ужасы, показанные на сцене, происходить не могут. Теперь мы знаем, что возможны вещи гораздо хуже этого».

Еще одной причиной упадка театра стало развитие кино: фильмы ужасов оказались страшнее театральных постановок.

Зачем пугаться? 

Популярность театру принес страх. Ричард Хэнд, профессор медиа-практики в Университете Восточной Англии, считает, что подобные зрелища, на самом деле – лекарство от страха. Наблюдение и переживание жутких сцен, выброс адреналина, а затем – возможность отвести взгляд от сцены или экрана и оказаться в безопасности помогает человеку побороть собственные фобии.

Читайте также другие материалы из нашей рубрики:

На ночь глядя: история кинотеатров-убийц

На ночь глядя: от этого театра в жилах стынет кровь

 578 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Луначарский встречает гостей: шедевры оркестровой музыки в исполнении коллектива Московской филармонии

17 сентября на сцене театра им. А.В. Луначарского состоялась премьера первого концерта в рамках «Симфонических вечеров».  На сцене выступили участники и солисты ведущего российского коллектива —  Академического симфонического оркестра Московской фила

В Севастопольском ТЮЗе поставили «Принцессу на горошине»

Севастопольский театр юного зрителя не перестаёт радовать публику своими премьерами. В этот раз театр представил спектакль «Принцесса на горошине» – сказочную историю о мире грёз. Об идее постановки узнали благодаря IV Международному Большому Детс

«Нам запретили болеть, влюбляться и врать», — эксклюзивное интервью с актёром и ведущим Сергеем Друзьяком

Сергей Друзьяк известен зрителям по полнометражным фильмам «18-14», «Ёлки», актёрской работе в сериале «Курсанты». Юной аудитории артист знаком также по детским спектаклям, в том числе Московского областного государственного театра юного зрителя под

ForPost-Афиша меняется

На протяжении нескольких лет мы знакомили вас с творческой жизнью Севастополя: брали интервью, реагировали на спектакли и рассказывали про интересные места города. И всё же культура слишком интересна и многообразна, чтобы ограничивать себя. Настал

«Спектакль создаётся вместе со зрителем, с его дыханием», — Владимир Машков

Основа театра — не действие, основа театра — живое чувство. В спектаклях мы ищем уникальность формы для жизни человеческого духа на сцене. Поэтому выбираем такую литературу и драматургию, в которой рассматривается главная для меня проблема — как чело

Новости ForPost

Метки

искусство спектакль танцы театр драмы "Психо Дель Арт" художник концерт Санкт-Петербург Золотая балка ДКР Музей обороны Севастополя День ВМФ театр Луначарского Психо Дель Арт «Оперные вечера в Севастополе» Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Опера в Херсонесе Динопарк Молодёжь самоизоляция Россия Достоевский спектакли Театр имени Луначарского кино Крымский военно-исторический фестиваль Валерий Либа кинофестиваль Святой Владимир Музеи онлайн День Победы Театральная улица выставки Международный день танца 9 мая Театр им. Кукол праздник фестиваль «Природа Искусства» Анна Каренина Клим Шипенко Афиша Севастополя Таврида-АРТ Лев Толстой коронавирус мастер-классы Григорий Лифанов Дворец культуры рыбаков Сергей Безруков дети театр творчество Андрей Маслов Фестиваль «Таврида — АРТ» Фонд «Живая классика» ЦГБ им. Л.Н.Толстого СевТЮЗ Фёдор Достоевский Картины Херсонес Херсонес Таврический Сергей Шнуров Великая Отечественная война книги выставка Большой севастопольский офицерский бал Мастер и Маргарита Ольга Панкратова Крым карантин Севастопольский театр оперы и балета музыка пандемия художники Балаклава фильмы История Конкурс "Живая классика" опера онлайн-марафон Александр Петров Живая классика Театр Лавренёва Михаил Булгаков фестиваль Севастополь Бесы поэзия 75 лет Победы Музей-заповедник "Херсонес Таврический" изоляция Севастопольский ТЮЗ Виталий Либа Эрмитаж Мариинский театр балет СЦКиИ Большие гастроли Море живопись Федюхины высоты Конкурс красоты арт-отель "Украина"