Забастовка в Голливуде: к чему это приведёт?
Американская киноиндустрия стоит на пороге крупнейшего кризиса за последние 60 лет. В начале мая о забастовке объявила Гильдия сценаристов, после чего премьеры многих фильмов и сериалов пришлось перенести. Теперь к протесту присоединяется Гильдия актёров, что сулит Голливуду ещё больше проблем. Рассказываем почему так вышло и как массовая забастовка повлияет на кинематограф.
Бедные-несчастные
Это довольно точное описание американских сценаристов в 2023 году. Бастовать им не впервой: их последний страйк начался в 2007-ом и продлился около полугода. Тогда киноиндустрия не досчиталась пары миллиардов долларов. В апреле этого года, за месяц до истечения контракта с Альянсом продюсеров кино и телевидения (AMPTP), терпение сценаристов вновь затрещало по швам.
«Это экзистенциальная борьба за будущее писательского бизнеса», — говорит сценаристка Лора Жакмин в статье NewYorker. Она вошла в подавляющее большинство членов Гильдии, которые санкционировали новую забастовку. 2 мая сценаристы официально начали бастовать, «ударив» индустрию под дых. Пострадали все: от крупнейших телешоу до самых громких сериальных проектов.
Основные требования гильдии — улучшение условий и повышение оплаты труда. Например, сценаристы хотят получать процент с дохода своих проектов в онлайн-кинотеатрах. А также установить минимальное количество недель работы над проектом и отрегулировать использование нейросетей. Заканчивается список «социальными» требованиями: увеличить выплаты в пенсионный фонд и поднять расходы на здравоохранение.
Обещанного три года ждут
Забастовка сценаристов длится почти два с половиной месяца, но урон индустрии уже ощутим. Вечерние шоу вроде Saturday Night Live приостановили производство новых выпусков. А актриса Ариана Дебос («Вестсайдская история») вела премию «Тони» без сценария: имена выступающих были записаны на её руке маркером.
Киностудиям тоже пришлось несладко. Многие крупные проекты пришлось заморозить, соответственно сдвинув дату выхода на несколько лет. Съёмки второй части «Бэтмена» с Робертом Паттинсоном начнутся только в 2024-ом. Новые сезоны «Дома дракона» и «Одни из нас» выйдут не раньше 2025 года. А третий сезон «Эйфории» сдвинули аж на 2026-ой.
Несмотря на все нынешние и будущие убытки конфликт Гильдии сценаристов и AMPTP застыл на месте. «Конечная цель — позволить вещам тянуться до тех пор, пока члены профсоюза не начнут терять свои квартиры и дома», — заявил изданию Deadline один из инсайдеров. В AMPTP считают, что к октябрю у большинства сценаристов закончатся деньги, и они будут вынуждены пойти на сделку. Само собой, на условиях студий и стриминговых гигантов.
Бунт — значит бунт
Но не только Гильдия сценаристов защищает права работников киноиндустрии. Война на истощение, которую выбрали AMPTP могла бы окончиться победой студийных боссов, если бы не одно «но». Со вчерашнего дня к забастовке присоединяется Гильдия актёров. А это огромная сила в 160 тысяч работников. Какой бы актёр сейчас не пришел вам в голову — он с огромной вероятностью в Гильдии.
Забастовка запрещает актёрам участвовать в съёмках или продвижении фильмов и сериалов, а также посещать премьеры. Правила начинают действовать сразу после официального объявления. Во время лондонской премьеры фильма «Оппенгеймер», которая так «удачно» совпала с началом страйка, весь актёрский состав покинул зал.
В этот момент может возникнуть вопрос — а почему актёры вообще на это соглашаются? Неужели они не могут проигнорировать забастовку, чтобы дальше получать свои гонорары? Всё верно — не могут. Дело в том, что контракты с киностудиями заключают не сами актёры, а Гильдия. Она регулирует их деятельность, следит за соблюдением законодательства, занимается вопросами страховки. Несоблюдение правил Гильдии лишает актёра возможности работать с большинством студий, а также грозит ему штрафом.
Цифровой беспредел
Впрочем, принуждать к забастовке и не нужно. Её активно поддерживают крупнейшие голливудские звёзды вроде Мэрил Стрип и Мэтта Дэймона. По части требований актёры вторят сценаристам: справедливая оплата труда и регулирование работы искусственного интеллекта. Только если «коллег по забастовке» беспокоит ChatGPT, то актёры буквально борются за самих себя.
Согласно информации The Verge, AMPTP предложили актёрам контракты, согласно которым их внешность можно сканировать и использовать в любых проектах «до конца вечности». Права на оцифрованных актёров будут исключительно у студий, оригиналу же полагается единоразовая выплата без каких-либо гонораров и компенсаций в дальнейшем.
«Если мы не выстоим прямо сейчас, у всех нас будут проблемы, мы все окажемся под угрозой замены машинами», — заявила глава гильдии Фрэн Дрешер.
После этого мотивы бастующих становятся ещё более понятными. Но как это повлияет на кинематограф? Если протест сценаристов заморозил практически все крупные проекты в кино и на телевидении, то забастовка актёров добивает оставшиеся. Никакого промо фильмов и сериалов, которые полностью готовы и выходят в этом году. Все новые проекты, как оригинальные, так и сиквелы, заморожены. Премии и кинофестивали также под ударом. А самое главное в том, что взаимовыгодное соглашение в ближайшее время не предвидится.
Кино против капитализма
Главные выгодополучатели в этой ситуации — стриминговые сервисы. Не исключено, что они же и тормозят переговоры. Условному Netflix не выгодно делиться с актёрами и сценаристами процентом от прибыли — это навредит его экономике. Кроме этого именно стриминг получит наименьший урон от забастовки за счёт международного контента. Для сервисов это уникальная возможность убить двух зайцев: ослабить конкурента в лице киностудий и сделать работников индустрии послушнее.
Ещё одна причина, по которой AMPTP так упрямятся — нежелание боссов терять свои доходы. Глава Disney Боб Айгер назвал требования актёров и сценаристов «нереалистичными». Довольно иронично, учитывая, что днём ранее он продлил своё пребывание на посту CEO до 2026 года. А также увеличит свой доход за счёт ежегодных бонусов и поощрений.
Ждём концовку
Остаётся вопрос: повлияют ли эти забастовки на российский кинематограф? Президент Гильдии кинодраматургов России Алексей Алешковский в разговоре с изданием «Абзац» сказал:
«Для российского зрителя эта забастовка до лампочки, потому что мы давно уже под их санкциями. А у кинематографистов в России вообще другие заботы — нужно развивать собственное производство».
Стоит отметить, что Алешковский дал этот комментарий в мае, ещё до страйка актёров. Теперь же, когда ситуация в Голливуде усугубилась, отечественное кино может почувствовать отголоски конфликта. Кинотеатры лишатся части зарубежного контента, который после санкций подают под соусом «творческих вечеров». Но при этом ослабление позиций Голливуда создаёт новые ниши, который отечественные авторы смогут заполнить своими проектами. Готовы ли они к этому — вопрос дискуссионный.
Предсказать развитие конфликта чрезвычайно сложно. Забастовка может закончиться завтра, а может и через полгода. Ясно только одно — соглашения, которые стороны рано или поздно заключат, определят развитие индустрии на десятилетия.
Денис Котляров
Фото: Karwai Tang/WireImage, Getty Images, Mario Tama/Getty Images, Nathan DeFiesta/Unsplash