«Одна из задач «РАМЫ» – презентация иного искусства с материка», — Алёна Минина

04-10-2017 17:53

Есть ли в Севастополе современные и активно разевающиеся арт-площадки? Ещё год назад этот вопрос мог бы остаться без ответа. Однако, сегодня в культурном пространстве нашего города начинают реализовываться интересные проекты и генерироваться свежие идеи. Для их продвижения в марте этого года на базе севастопольского отделения Союза художников был создан Центр творческих индустрий «РАМА» — творческая платформа, призванная объединять различные арт-проекты. Руководитель Центра Алёна Минина рассказала ForPost о том, как зарождалась «РАМА» и чем живёт сейчас. Одна из поднятых тем – современное искусство в Севастополе. Есть ли оно у нас в принципе?

Алена, расскажите пожалуйста о центре творческих индустрий, которым вы руководите. Как возникла идея его создания, и что заложено в смысл названия центра – РАМА?

Все нас часто спрашивают, имеем ли мы отношение к какой-либо индийской философии. Нет, не имеем.  Под понятием РАМА мы подразумеваем  «обрамление искусства». Именно такой смысл мы вкладывали в название Центра. Основная функция нашего проекта – объединяющая.  Мы хотели в одном месте объединить все творческие инициативы и сообщества. Наш центр может предоставить для этого всё необходимое: место работы, площадку для самопрезентации, залы, технику, оборудование. Когда мы взялись реализовывать эту идею, у нас начали собираться различные сообщества Севастополя:  театральные, музыкальные, хореографические. И сейчас, в Центре творческих индустрий  около 20 сообществ, которые выступают или что-то делают на нашей площадке. В отличие от творческих мастерских мы ничего не производим. Мы себя позиционируем как место, где любое сообщество может сделать что-то самостоятельно.

Провести свое мероприятие?

Да, мы себя продвигаем, как арт-пространство, где каждый может реализовать свои проекты. Конечно, иногда мы проводим какие-то мероприятия, которые вписываются в нашу концепцию. Но больше «РАМА» ориентируется на предоставление свободной площадки.

Почему возникла необходимость создать в городе такую площадку?  

Насколько я знаю, в Севастополе подобной площадки не было. Какие-то аналогичные проекты запускались, но они почему то застаивались или закрывались. Ведь любая площадка нуждается в финансировании. Просто открыться мало. Надо понимать, как всё это будет функционировать и откуда брать финансирование на содержание этой площадки. А ведь это и оборудование, и ремонты, и заработные платы, и даже те же коммунальные услуги. Из-за таких экономических факторов многие подобные проекты закрывались. Мы пошли по другому пути и создали социально-ориентированную площадку. Это помогло нам выйти на политику получения грантов. За счет первого гранта мы и открылись.

А когда произошло открытие?

Сама инициатива появилась в марте этого года. В марте я впервые озвучила, что мы планируем на базе Союза художников Севастополя открыть эту площадку, но если честно, тогда еще не было вариантов финансирования. Я просто кинула в пространство эту информацию и люди отозвались. И вы знаете, очень хорошо отозвались. Мы начали сотрудничать, проектировать , делали какие то совместные заседания, где накидывали идеи реализации нашей задумки.

Насколько я знаю, у вас там проводился фестиваль «Территориум».

Да, это было, фактически, наше первое мероприятие, не считая арт-субботника, который мы провели 7 апреля. Силами общественности мы почистили эту площадку. Нам в этом очень хорошо помог город, и уже нынешний губернатор Дмитрий Овсянников.  Чувствовалась мощная административная поддержка. Грубо говоря, мы стартанули с нулевым бюджетом.  Ну а потом уже получили первый грант, молодёжный. Он был небольшой, всего 300 тысяч. На эти деньги купили минимальное оборудование, чтобы с чего-то начать.  А спустя некоторое время мы уже подали заявку на президентский грант.

Там сумма была уже побольше?

Да, сумма гранта составляет 3 миллиона рублей. Но мы его еще не получили. Пока идёт процесс оформления всех необходимых документов. В прессе была такая информация, что якобы «РАМА»  получила грант незаконно или обманула президента. Если кто-то думает, что возможно обмануть президентский фонд, то он сильно ошибается. Там существует независимая система оценки. Заявки подаются по интернету, и оценивают заявку, насколько я знаю, четыре независимых эксперта, которые выбираются методом лотереи.

Участник не может знать, кто будет оценивать проект?

Никто не может. Список экспертов засекречен. Он выбирается  методом случайных чисел. К нашей гордости из 6 тысяч заявок на президентский грант, мы попали в тысячу победителей и оказались на 58 месте из 6000. Это один из высоких показателей. Максимальная оценка экспертов была 97. А у нас оценка была 89.

Давайте не будем углубляться в финансы. Какие проекты у ваших сообществ и какие сейчас уже реализуются? Какие ваши дальнейшие планы?

Сейчас мы работаем, как социальная площадка. Мы предоставляем для проектов наше огромное помещение. Раньше там был склад какой-то мебели.

Скульптурный цех?

Да, изначально это был скульптурный цех. Он создавался еще во времена СССР, как художественный, промышленный комбинат.

Давайте для тех, кто не знает,  мы поясним, о чём идет речь. Это некое квадратное, прямоугольное помещение, не отапливаемый ангар.  

Да, это большое не отапливаемое помещение с 12-ти метровым потолком, он идёт перепадом от 4 до 12 метров. По сути, это большая коробка, но она очень концептуальная — такое лофтовое пространство. Сейчас  вообще модно на практике переделывать старые заводы под какие-то творческие центры. Для современных перформансов это идеальный объект.

Какие коллективы уже осваивают вашу площадку?

На нашей площадке даёт свои спектакли театральная студия “Тот , еще театр”. Также с нами сотрудничает мастерская хореографических перфомансов  «Натья».  Они уже два раза выступали у нас со своим спектаклем «Старые ботинки». Театральная мастерская «Плей» делает на нашей площадке своеобразные плейбеки. Это  интересная практика работы с аудиторией. Актёры как бы отражают зрителя в реальном времени. Также разные художники дают в «РАМЕ» свои мастер-классы.

На каких условиях вы предоставляете площадку?

У нас со всеми коллективами подписаны соглашения о сотрудничестве. Эти организации пользуются нашей площадкой бесплатно. Если это платные мероприятия, то организаторы сами решают, какую сумму устанавливать.  Это их бизнес, это их индустрия.  Когда выступают какие-то театральные коллективы, то они просят за билет какую-то фиксированную цену – 200, 300 рублей.  Это способ их существования и мы это понимаем. Кстати, сейчас по гранту мы оборудуем еще одно зимнее пространство, где будет всё необходимое: свет, звук, отопление.

А где будет располагаться площадка?

На этой же территории у нас есть зимний зал. Мы с художниками договорились, что они проводят выставки в плановом режиме, но параллельно мы будем использовать зал под наши мероприятия. Сейчас у нас там проводится киноклуб, а будет еще и литературный клуб.

Где можно ознакомиться с программой ваших мероприятий?

В «Контакте», «Фейсбуке» и «Инстаграме» у нас есть своя группа. Просто набираете «Центр творческих индустрий РАМА». Там есть вся информация о нас – с момента основания и до сегодняшнего дня. Также в группах представлены фото- и видеоотчеты со всех наших мероприятий. Вот недавно у нас проходила арт-тусовка  «Семья в городе». Мамы, папы и бабушки вместе с детьми до 4-х лет  рисовали огромное полотно. Сейчас оно висит у нас на нашей площадке.

А какие запросы сейчас наиболее популярны серди творческих проектов?

Запросы на площадки. В Севастополе нет больших выставочных площадок. Мы не можем принять хорошую выставку с материка. Это реальная проблема. Исходя из этого, мы хотим не просто развивать Центр творческих индустрий, а создать большую арт-площадку для всевозможных проектов. Причем, по этому поводу уже есть официальное распоряжение президента — поддержать нашу инициативу, создать в Севастополе городской центр творческих индустрий большого формата. Хотя, некоторые сегодня не представляют, как можно в ангаре проводить выставку.

Вы уже выросли с этих штанишек, можно так сказать.

Я думаю, что многие еще просто не доросли до восприятия этого формата. Однако, Москва и Питер в этом новом формате очень органично существуют. И не считают, что это низко – организовывать выставки  на винзаводе , в каких то лофтовых пространствах или в подвалах. Поэтому Севастополю нужно переставать быть консервативным и открыться для новых течений.  Радует то, что начинают появляться современные практики. К примеру, два дня назад у нас был шикарный перформанс “Старые ботинки”. Тема вечная – любовь, отношения мужчины и женщины. Но сама подача очень свежая. Основа этого действа – музыка, вокал и красивая хореография.  Также сегодня появляется интерес к абстракционизму и, вообще, современному искусству. В следующем году мы хотим запустить несколько выставок,  которые будут отражать современные тенденции в живописи и в не живописи, скажем так. Это будет стрит-арт.

Вы будете привлекать художников с России или это будет чисто севастопольский проект?

Дело в том, что в Севастополе, к сожалению, нет современного искусства. Крым ещё что-то рожает в этой области. Но всё севастопольское искусство, фактически, уехало на материк – туда, где бы это воспринималось. Это, на самом деле, ужасная реальность. Те фотографы и художники, которые остались, говорят, что скоро отсюда уедут, если что-то не начнёт меняться.

В больших городах, как Питер, Москва существует такое понятие, как «творческая богема»,  которая посещает разные места, какие то квартирники, крыши, чердаки, подвалы и т.д. Там же они проводят выставки и различные перформансы. И просто общаются между собой. В Севастополе такая движуха есть?

Вы знаете , есть, но очень локальная. Я в арт-бизнесе с 2011 года. Я пару лет ходила в Севастополе на разные мероприятия. Потом мне стало просто скучно, потому, что я всё время видела одних и тех же людей.  Это 20-40 человек, которые, в основном , знают друг друга. Поэтому, если я захочу кого то пригласить на мероприятие, то это мне не составит труда. Но, к сожалению, это уже не публика, это не зритель. Это тусовка, которая кочует от одной выставки к другой.  А нужна свежая кровь, новые люди и новые практики. Поэтому одна из задач Центра творческих индустрий — это презентация иного искусства с материка.

Вы сами верите, что в Севастополь, в консервативный город, можно влить эту свежую кровь? Чтобы он, как в период Крымской войны диктовал моду всей Европе?

Верю. А почему нет? Севастопольские ребята очень талантливы, но многие отсюда уезжают, потому что им просто негде себя презентовать. Понятно, что «РАМА» — это микромир идей и мы еще не выросли в какой то большой арт-центр. Но я могу сказать, что за полгода наша инициатива сдвинула огромный пласт тематики. Я вижу, какая сейчас отдача идёт от севастопольцев. Они приходят, оставляют отзывы, благодарят. Им нравится то, что мы делаем – и это самое главное.

 

Беседовала Власта Пидпалая
Фото: страница «ВКнотакте» Алёны Мининной, vk.com/centerrama

 250 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

В Севастопольском ТЮЗе готовят своё «Рождество»

В этом году Севастопольский ТЮЗ порадует зрителей новогодней премьерной постановкой "Рождество". Первые показы назначены на 24 декабря. А

«Всё только начинается», — Андрей Уваров о Севастопольском театре оперы и балета

Член Союза писателей России Ольга Ковалик побеседовала с заместителем директора Севастопольского театра оперы и балета, народным артистом России Андреем Уваровым. Насколько значим для города проект "Оперные вечера в Севастополе"? И нужно ли севас

Артист театра Луначарского Виталий Омельченко рассказал о съёмках в фильме «Небо»

Недавно во всех кинотеатрах России состоялась премьера художественного фильма «Небо». Он основан на реальных события 2015 года, произошедших в Сирии. Тогда российский самолёт, где находились лётчики Олег Пешков и Константин Мурахтин, во время боевого

«Главная задача художника по костюмам — быть транслятором идей режиссёра», — Фагиля Сельская

За созданием любого спектакля стоит слаженная работа целой команды специалистов. Мы привыкли восхищаться работой актёров и режиссёров. А как же те, кто остаётся «за кадром»? Например, художник по костюмам. Без его труда не обходится ни один театральн

Театральный диалог: Севастопольская «Чайка» Мастера Лифанова

Режиссёр и артист – как устроен этот творческий тандем? Какими смыслами и энергиями он наполнен? На что можно закрыть глаза, выпуская спектакль, а чего нельзя терпеть не при каких обстоятельствах? Согласитесь, довольно интересные вопросы, которые

Новости ForPost

Метки

Картины Виталий Либа Фёдор Достоевский Мариинский театр СевТЮЗ День ВМФ кино онлайн-марафон VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Музеи онлайн самоизоляция Валерий Либа Большой севастопольский офицерский бал спектакли Ольга Панкратова театр Луначарского Сергей Шнуров Балаклава шоу пандемия Море Анна Каренина Александр Петров Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Григорий Лифанов Динопарк художники Эрмитаж Херсонес Сергей Безруков Театральная улица Михаил Булгаков Опера в Херсонесе История Театр им. Кукол художник Конкурс "Живая классика" Психо Дель Арт благотворительность Театр Лавренёва Севастопольский театр оперы и балета дети Клим Шипенко Федюхины высоты музыка 75 лет Победы танцы 9 мая Золотая балка «Оперные вечера в Севастополе» Севастополь «Эхо БДФ» коронавирус Севастопольский ТЮЗ театр драмы "Психо Дель Арт" фестиваль СЦКиИ Херсонес Таврический Андрей Маслов спектакль праздник Крымская весна Живая классика Театр имени Луначарского карантин Крымский военно-исторический фестиваль книги кинофестиваль Святой Владимир выставка Великая Отечественная война День Победы балет Zакрытый покаZ Крым Музей-заповедник "Херсонес Таврический" фильмы Молодёжь Таврида-АРТ мастер-классы Санкт-Петербург Афиша Севастополя Дворец культуры рыбаков Достоевский искусство Фонд «Живая классика» опера Конкурс красоты арт-отель "Украина" театр Большие гастроли творчество Лев Толстой Новый год Международный день танца концерт ДКР выставки поэзия живопись изоляция