«Одна из задач «РАМЫ» – презентация иного искусства с материка», — Алёна Минина

04-10-2017 17:53

Есть ли в Севастополе современные и активно разевающиеся арт-площадки? Ещё год назад этот вопрос мог бы остаться без ответа. Однако, сегодня в культурном пространстве нашего города начинают реализовываться интересные проекты и генерироваться свежие идеи. Для их продвижения в марте этого года на базе севастопольского отделения Союза художников был создан Центр творческих индустрий «РАМА» — творческая платформа, призванная объединять различные арт-проекты. Руководитель Центра Алёна Минина рассказала ForPost о том, как зарождалась «РАМА» и чем живёт сейчас. Одна из поднятых тем – современное искусство в Севастополе. Есть ли оно у нас в принципе?

Алена, расскажите пожалуйста о центре творческих индустрий, которым вы руководите. Как возникла идея его создания, и что заложено в смысл названия центра – РАМА?

Все нас часто спрашивают, имеем ли мы отношение к какой-либо индийской философии. Нет, не имеем.  Под понятием РАМА мы подразумеваем  «обрамление искусства». Именно такой смысл мы вкладывали в название Центра. Основная функция нашего проекта – объединяющая.  Мы хотели в одном месте объединить все творческие инициативы и сообщества. Наш центр может предоставить для этого всё необходимое: место работы, площадку для самопрезентации, залы, технику, оборудование. Когда мы взялись реализовывать эту идею, у нас начали собираться различные сообщества Севастополя:  театральные, музыкальные, хореографические. И сейчас, в Центре творческих индустрий  около 20 сообществ, которые выступают или что-то делают на нашей площадке. В отличие от творческих мастерских мы ничего не производим. Мы себя позиционируем как место, где любое сообщество может сделать что-то самостоятельно.

Провести свое мероприятие?

Да, мы себя продвигаем, как арт-пространство, где каждый может реализовать свои проекты. Конечно, иногда мы проводим какие-то мероприятия, которые вписываются в нашу концепцию. Но больше «РАМА» ориентируется на предоставление свободной площадки.

Почему возникла необходимость создать в городе такую площадку?  

Насколько я знаю, в Севастополе подобной площадки не было. Какие-то аналогичные проекты запускались, но они почему то застаивались или закрывались. Ведь любая площадка нуждается в финансировании. Просто открыться мало. Надо понимать, как всё это будет функционировать и откуда брать финансирование на содержание этой площадки. А ведь это и оборудование, и ремонты, и заработные платы, и даже те же коммунальные услуги. Из-за таких экономических факторов многие подобные проекты закрывались. Мы пошли по другому пути и создали социально-ориентированную площадку. Это помогло нам выйти на политику получения грантов. За счет первого гранта мы и открылись.

А когда произошло открытие?

Сама инициатива появилась в марте этого года. В марте я впервые озвучила, что мы планируем на базе Союза художников Севастополя открыть эту площадку, но если честно, тогда еще не было вариантов финансирования. Я просто кинула в пространство эту информацию и люди отозвались. И вы знаете, очень хорошо отозвались. Мы начали сотрудничать, проектировать , делали какие то совместные заседания, где накидывали идеи реализации нашей задумки.

Насколько я знаю, у вас там проводился фестиваль «Территориум».

Да, это было, фактически, наше первое мероприятие, не считая арт-субботника, который мы провели 7 апреля. Силами общественности мы почистили эту площадку. Нам в этом очень хорошо помог город, и уже нынешний губернатор Дмитрий Овсянников.  Чувствовалась мощная административная поддержка. Грубо говоря, мы стартанули с нулевым бюджетом.  Ну а потом уже получили первый грант, молодёжный. Он был небольшой, всего 300 тысяч. На эти деньги купили минимальное оборудование, чтобы с чего-то начать.  А спустя некоторое время мы уже подали заявку на президентский грант.

Там сумма была уже побольше?

Да, сумма гранта составляет 3 миллиона рублей. Но мы его еще не получили. Пока идёт процесс оформления всех необходимых документов. В прессе была такая информация, что якобы «РАМА»  получила грант незаконно или обманула президента. Если кто-то думает, что возможно обмануть президентский фонд, то он сильно ошибается. Там существует независимая система оценки. Заявки подаются по интернету, и оценивают заявку, насколько я знаю, четыре независимых эксперта, которые выбираются методом лотереи.

Участник не может знать, кто будет оценивать проект?

Никто не может. Список экспертов засекречен. Он выбирается  методом случайных чисел. К нашей гордости из 6 тысяч заявок на президентский грант, мы попали в тысячу победителей и оказались на 58 месте из 6000. Это один из высоких показателей. Максимальная оценка экспертов была 97. А у нас оценка была 89.

Давайте не будем углубляться в финансы. Какие проекты у ваших сообществ и какие сейчас уже реализуются? Какие ваши дальнейшие планы?

Сейчас мы работаем, как социальная площадка. Мы предоставляем для проектов наше огромное помещение. Раньше там был склад какой-то мебели.

Скульптурный цех?

Да, изначально это был скульптурный цех. Он создавался еще во времена СССР, как художественный, промышленный комбинат.

Давайте для тех, кто не знает,  мы поясним, о чём идет речь. Это некое квадратное, прямоугольное помещение, не отапливаемый ангар.  

Да, это большое не отапливаемое помещение с 12-ти метровым потолком, он идёт перепадом от 4 до 12 метров. По сути, это большая коробка, но она очень концептуальная — такое лофтовое пространство. Сейчас  вообще модно на практике переделывать старые заводы под какие-то творческие центры. Для современных перформансов это идеальный объект.

Какие коллективы уже осваивают вашу площадку?

На нашей площадке даёт свои спектакли театральная студия “Тот , еще театр”. Также с нами сотрудничает мастерская хореографических перфомансов  «Натья».  Они уже два раза выступали у нас со своим спектаклем «Старые ботинки». Театральная мастерская «Плей» делает на нашей площадке своеобразные плейбеки. Это  интересная практика работы с аудиторией. Актёры как бы отражают зрителя в реальном времени. Также разные художники дают в «РАМЕ» свои мастер-классы.

На каких условиях вы предоставляете площадку?

У нас со всеми коллективами подписаны соглашения о сотрудничестве. Эти организации пользуются нашей площадкой бесплатно. Если это платные мероприятия, то организаторы сами решают, какую сумму устанавливать.  Это их бизнес, это их индустрия.  Когда выступают какие-то театральные коллективы, то они просят за билет какую-то фиксированную цену – 200, 300 рублей.  Это способ их существования и мы это понимаем. Кстати, сейчас по гранту мы оборудуем еще одно зимнее пространство, где будет всё необходимое: свет, звук, отопление.

А где будет располагаться площадка?

На этой же территории у нас есть зимний зал. Мы с художниками договорились, что они проводят выставки в плановом режиме, но параллельно мы будем использовать зал под наши мероприятия. Сейчас у нас там проводится киноклуб, а будет еще и литературный клуб.

Где можно ознакомиться с программой ваших мероприятий?

В «Контакте», «Фейсбуке» и «Инстаграме» у нас есть своя группа. Просто набираете «Центр творческих индустрий РАМА». Там есть вся информация о нас – с момента основания и до сегодняшнего дня. Также в группах представлены фото- и видеоотчеты со всех наших мероприятий. Вот недавно у нас проходила арт-тусовка  «Семья в городе». Мамы, папы и бабушки вместе с детьми до 4-х лет  рисовали огромное полотно. Сейчас оно висит у нас на нашей площадке.

А какие запросы сейчас наиболее популярны серди творческих проектов?

Запросы на площадки. В Севастополе нет больших выставочных площадок. Мы не можем принять хорошую выставку с материка. Это реальная проблема. Исходя из этого, мы хотим не просто развивать Центр творческих индустрий, а создать большую арт-площадку для всевозможных проектов. Причем, по этому поводу уже есть официальное распоряжение президента — поддержать нашу инициативу, создать в Севастополе городской центр творческих индустрий большого формата. Хотя, некоторые сегодня не представляют, как можно в ангаре проводить выставку.

Вы уже выросли с этих штанишек, можно так сказать.

Я думаю, что многие еще просто не доросли до восприятия этого формата. Однако, Москва и Питер в этом новом формате очень органично существуют. И не считают, что это низко – организовывать выставки  на винзаводе , в каких то лофтовых пространствах или в подвалах. Поэтому Севастополю нужно переставать быть консервативным и открыться для новых течений.  Радует то, что начинают появляться современные практики. К примеру, два дня назад у нас был шикарный перформанс “Старые ботинки”. Тема вечная – любовь, отношения мужчины и женщины. Но сама подача очень свежая. Основа этого действа – музыка, вокал и красивая хореография.  Также сегодня появляется интерес к абстракционизму и, вообще, современному искусству. В следующем году мы хотим запустить несколько выставок,  которые будут отражать современные тенденции в живописи и в не живописи, скажем так. Это будет стрит-арт.

Вы будете привлекать художников с России или это будет чисто севастопольский проект?

Дело в том, что в Севастополе, к сожалению, нет современного искусства. Крым ещё что-то рожает в этой области. Но всё севастопольское искусство, фактически, уехало на материк – туда, где бы это воспринималось. Это, на самом деле, ужасная реальность. Те фотографы и художники, которые остались, говорят, что скоро отсюда уедут, если что-то не начнёт меняться.

В больших городах, как Питер, Москва существует такое понятие, как «творческая богема»,  которая посещает разные места, какие то квартирники, крыши, чердаки, подвалы и т.д. Там же они проводят выставки и различные перформансы. И просто общаются между собой. В Севастополе такая движуха есть?

Вы знаете , есть, но очень локальная. Я в арт-бизнесе с 2011 года. Я пару лет ходила в Севастополе на разные мероприятия. Потом мне стало просто скучно, потому, что я всё время видела одних и тех же людей.  Это 20-40 человек, которые, в основном , знают друг друга. Поэтому, если я захочу кого то пригласить на мероприятие, то это мне не составит труда. Но, к сожалению, это уже не публика, это не зритель. Это тусовка, которая кочует от одной выставки к другой.  А нужна свежая кровь, новые люди и новые практики. Поэтому одна из задач Центра творческих индустрий — это презентация иного искусства с материка.

Вы сами верите, что в Севастополь, в консервативный город, можно влить эту свежую кровь? Чтобы он, как в период Крымской войны диктовал моду всей Европе?

Верю. А почему нет? Севастопольские ребята очень талантливы, но многие отсюда уезжают, потому что им просто негде себя презентовать. Понятно, что «РАМА» — это микромир идей и мы еще не выросли в какой то большой арт-центр. Но я могу сказать, что за полгода наша инициатива сдвинула огромный пласт тематики. Я вижу, какая сейчас отдача идёт от севастопольцев. Они приходят, оставляют отзывы, благодарят. Им нравится то, что мы делаем – и это самое главное.

 

Беседовала Власта Пидпалая
Фото: страница «ВКнотакте» Алёны Мининной, vk.com/centerrama

 16 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Ода современному искусству: Александр Саенко о проекте «Симбиоз»

Крымчанин Александр Саенко — участник первого Всероссийского конкурса проектов в сфере креативных индустрий Art Team. Со своим проектом, фестив

«Нам должна быть присуща психология победителей», – Валерий Рузин

27 августа в Севастополе стартует XVI Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ». В этом году кинофорум посвящён 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В преддверии фестиваля

«Арт-отель «Украина» — то место, где живёт живопись», — Светлана Антоненко

Быть руководителем арт-отеля — это работа или искусство? Если концептуальные гостиницы — новое лицо гостеприимства, то какое лицо у арт-отеля «Украина»? Светлана Александровна Антоненко рассказала в интервью ForPost-Афиш

«Мы не можем друг без друга», – Григорий Лифанов подвёл итоги самого короткого сезона

Театр имени Луначарского закрывает 109 театральный сезон и с 19 мая уходит в отпуск. «Пиковая дама», «Обыкновенное чудо», «Месяц в деревне», «Золушка», «Метод Грёнхольма», «Крик», «Пролетая над гнездом кукушки»… В август

«Подвиги можно совершать по-разному», — Константин Крюков о работе в кино

Как найти своё призвание? Как стать актёром и не бояться публичных выступлений? В эфире онлайн-марафона «Домашний час» артист, геммолог, ювелир Константин Крюков поделился историями со съёмок и рассказал, с чего можно на

Новости ForPost

Метки

кинофестиваль Святой Владимир Константин Богомолов благотворительность Анна Каренина Опера в Херсонесе спектакли День рыбака Севастополь Молодёжь Театральная улица праздник VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» театр Луначарского кино Сергей Шнуров дети Международный день танца Картины творчество Дворец культуры рыбаков поэзия Театр им. Кукол роман "Текст" Музеи онлайн Достоевский Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" конкурс искусство Дмитрий Глуховский Импровизационный батл Григорий Лифанов Живая классика Кванториум Конкурс красоты Музей-заповедник "Херсонес Таврический" книги Херсонес Херсонес Таврический Александр Петров художник живопись онлайн-марафон 9 мая ДКР Великая Отечественная война карантин Мастер и Маргарита Бесы Севастопольский офицерский бал спектакль Динопарк Новый год в Севастополе Севастопольский ТЮЗ Театр имени Луначарского фильмы СЦКиИ пандемия балет театр танца Вадима Елизарова Театр танца им. Вадима Елизарова Ольга Панкратова Конкурс "Живая классика" самоизоляция мастер-классы выставки выставка видеосервис "START" Психо Дель Арт Онлайн-экскурсии #WineFest музыка концерт 75 лет Победы Золотая балка Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Большие гастроли СевТЮЗ Большой севастопольский офицерский бал фестиваль вокал Клим Шипенко День театра Балаклава театр Лев Толстой Федюхины высоты коронавирус Фонд «Живая классика» День ВМФ открытие сезона художники Крымский военно-исторический фестиваль шоу изоляция опера Фёдор Достоевский История группа Ленинград Море День Победы