За что мы так любим дорамы: рассказывает психолог
«Игра в кальмара» заставила говорить о дорамах весь мир. Теперь даже те, кто не увлекался южнокорейской культурой, знают мемы про типичные сцены с зонтом и другие клише. Почему мы так любим дорамы и как они цепляют зрителей — разбирались вместе с клиническим психологом и психотерапевтом, лектором «Правого полушария Интроверта» Мариной Логиновой.
Фото: предоставлено героем статьи
Да кто такие эти ваши дорамы?!
Дорамы — сериалы из Восточной Азии. С 90-ых годов они стали частью корейской волны (или «халлю») — популяризации корейской культуры в мире. После Второй мировой войны и японской оккупации промышленное развитие Южной Кореи сильно уступало Северной. Тогда правительство решило принять экономические реформы, которые превратили аграрную страну в высокотехнологичную.
Большие ставки делали на индустрию развлечений, поэтому с 1994 года президент Ким Ён Сам определил аудиовизуальное производство ключевым элементом корейской культуры. С тех пор продвижение музыки и кино стало чем-то вроде стратегической задачи. И вот мы здесь — в 2024 году, когда о дорамах узнал весь мир.
Кадр: Siren Pictures Inc.
— Почему несмотря на популярность дорам, многие всё равно считают их чем-то вроде постыдного удовольствия?
Они достаточно резко контрастируют, например, с западным кинематографом. Дорамы не стесняются использовать клишированные обороты и часто заканчиваются хэппи-эндом. Но это ещё и к вопросу о том, почему люди не всегда комфортно относятся к чему-то мейнстримному. Это может быть вызвано негативным первым опытом просмотра. Но часто люди так и дистанцируются от популярной культуры, это общепринятая история. Возможно, поэтому их как раз считают постыдным удовольствием, потому что они стали достаточно популярными.
Причём причина их популярности очень даже понятна: она как раз в тех самых клише и хороших концовках. Ну, и в том числе в харизматичных, симпатичных актёрах, конечно же. Но эта причина популярности больше касается кино. А отличительная фишка дорам в том, что они достаточно клишированные.
И всегда найдутся те, кто против клише. Это всё полностью завязано на атрибуции. Атрибуция — это такая история нашего мышления, когда мы трактуем всё через собственное мировоззрение. То есть нам очень сложно допустить, что другие люди считают как-то иначе. Это столп, на котором держится наша самооценка, наше представление о мире.
Кадр: AStory
Постыдность в дорамах может видеться из-за того, что люди от них кайфуют, получают удовольствие. А если я удовольствие от них не получил, мне что-то не зашло, значит, это с людьми что-то не так. Но мы так думаем не только про дорамы, мы так думаем вообще про всё. Просто за счёт эпохи интернета, социальных сетей, это стало более заметно.
— Какие психологические приёмы используют создатели дорам, чтобы зацепить зрителей?
Для того, чтобы завлечь зрителя, они используют клише и хэппи-энд. Почему нам это так нравится? Когда мы понимаем, что сюжет движется по определённому клише, он вряд ли вызовет у нас тревогу. Да, там не будет саспенса, когда ты сидишь как на иголках. Но за счёт того, что сюжет более или менее предсказуем, мы как раз испытываем кайф и наслаждение от этого.
Если мы абстрагируемся от творчества, мир — дико непредсказуемая штука. Наш мозг терпеть не может неопределенность. Именно поэтому он на любое новое или неожиданное всегда реагирует тревожно. Кстати, именно поэтому, возможно, люди, которые не увлекались корейской культурой, когда она еще не была мейнстримом, видя её популярность сейчас, реагируют на нее негативно.
Кадр: Netflix
Но вот мы досмотрели одну дораму, в конце поплакали, ведь она такая трогательная и милая. И нам в целом понятно, что следующая дорама, скорее всего, будет чем-то похожа. У неё, скорее всего, тоже будет какой-то милый хэппи-энд, классные трогательные моменты. И, мы кайфуем от того, что мы снова попадём в этот мир. Мне кажется, что именно с этим связана такая популярность у корейской культуры. Безусловно, там временами достаточно токсичное фанатство, но то, что она позиционирует через дорамы и песни, чаще всего положительно окрашено.
— Какие типы персонажей чаще всего присутствуют в дорамах и почему?
На самом деле мем про бедную корейскую девушку и какого-нибудь гения, миллиардера, филантропа — популярный троп, но он всегда работает. И популярности не теряет ни капельки, потому что сюжеты с идеализацией человека заходят достаточно легко. Ведь мы стремимся отчасти себя идентифицировать с людьми на экране.
Фото: SBS TV
И когда мы смотрим дораму, то видим простых девушек, не обезличенных, но достаточно понятных. У них есть бытовые сложности, они переживают за семью или из-за оценок. У них очень понятная жизнь, которую мы можем понять из любой точки мира: из России, Кореи, Европы. Поэтому нам несложно и даже приятно себя с ними идентифицировать. Особенно, когда сюжет развивается с каким-нибудь богатым, красивым владельцем фирмы, который случайно под дождём дал зонт и влюбился.
И поэтому часто зрителям заходят франшизы, у которых главный герой кажется немного обезличенным. Это достаточно популярный сценарный ход, чтобы нам было проще идентифицировать себя с героем. И зачастую мы так сильно любим искусство, кинематограф и музыку за то, что переносим это на себя.
Поэтому сценаристы дают то, чего нам хочется. Оттого такая популярность у дорам. И поэтому героини, которые даже могут быть серыми мышками, не теряют в цене и всегда находят своего зрителя. И чем меньше у персонажа экспрессивности, тем легче.
Фото: Hwa&Dam Pictures
— Как опыт персонажей дорам помогает людям в реальной жизни?
В реальной жизни дорамы действительно могут помогать. Например, они часто схожи между собой. А наш мозг очень любит репетиции, любые. Поэтому, так популярны визуальные новеллы, например, «Клуб Романтики». Нам нравится себя с кем-то идентифицировать, и нам нравится представлять, как бы мы поступили.
Опять же, тут подключается атрибуция. Мы примеряем на себя белое пальто, «как бы мы сделали». Но если в дораме нам объясняется суть поступка героя и раскрывается причина, то есть вероятность, что мы просто поменяем своё представление за счёт этой репетиции мозга.
И когда в нашей жизни снова произойдёт схожая ситуация, мы посмотрим на неё по-другому. И у нас будет больше вариантов, как эту ситуацию разрешить. То есть, любая репетиция для нашего мозга, будь то книга, фильм, неважно, даёт нам больше сценариев для разрешения ситуации в реальной жизни. И это однозначно круто.
Фото: MBC
— А можете привести пример из дорамы?
Я почему-то сразу вспомнила «Историю девятихвостого лиса»» и брата Ли Дон Ука. Изначально он видится нам чуть ли не антагонистом. А постепенно мы рассматриваем его поступки через призму его понятных и простых потребностей: он хотел любви и принятия. Это настолько человеческая вещь, что он из антагониста превращается в просто вредного брата.
Кадр: tvN
И когда мы в жизни столкнёмся с подобной ситуацией, есть вероятность, что этот сценарий тоже сработает. Ведь мы его где-то репетировали, и, возможно, тоже подумаем, нет ли у человека каких-то своих потребностей. Конечно, наш мозг обычно более автоматический, потому и существуют когнитивные искажения. У нас в голове есть базовые представления, чтобы мы могли жить, не обдумывая каждый свой шаг. Потому что это было бы с ума сойти, как ресурсозатратно. И мы более шустрые, быстрые, но при всём этом, именно за счёт насмотренности у нас формируется арсенал быстрых реакций.
— Нужен совет специалиста: поделитесь дорамами, которые вы любите больше всего
Касательно жанра не скажу, но у меня в сердечке Ли Дон Ук, и я одно время как маньяк пересматривала все дорамы с его участием. Наверное, из его творчества я больше всего люблю «Плохой и сумасшедший».
Кадр: tvN
Еще обожаю «Аннарасуманара», потому что я фанат мюзиклов. Когда я её посмотрела, у меня примерно месяц на репите стояли все треки оттуда.
Кадр: Netflix
Еще люблю «Завтра», тут уже менее типичный сюжет для дорамы. Она более драматичная, но мне очень понравилось то, насколько много разных ситуаций и социальных аспектов там показано. И сама идея, мне кажется, невероятно крутой, потому что она снимает стигматизацию с людей, которые решили закончить жизнь. Потому что всё равно есть мысль, что это что-то демонстративное, что эти люди слабые. И создатели этой дорамы показывают, насколько на человека влияет среда, влияют обстоятельства.
Кадр: Netflix
В дораме нам буквально изнутри показывают, что человек разный. И есть трудности, которые нереально сложно вывезти. И это, конечно, очень круто. Мне кажется, что она мне зашла, потому что была настолько контрастной. То есть там всё ещё достаточно хороший конец, чему я очень рада. Но она жестковата относительно того, к чему я привыкла. Так что, наверное, вот мой топ-3.
Анастасия Скалдина
Поделиться:
Похожие посты
«Злая: какой получилась экранизация бродвейского мюзикла?
Смотрим спектакли Большого театра, не выходя из дома
Подробнее
Как устроен «Ходячий замок» Хаяо Миядзаки
«Дети перемен»: криминальная драма в духе «Слово пацана»
«Аркейн»: подробно разбираем финал 2 сезона
Обложка: Fortiche Production, Riot Game
Новости ForPost
- Экс-главу муниципалитета Севастополя накажут штрафом
- Севастопольцам больше не нужно копить миллион целых двенадцать лет
- Работа автосалона в Севастополе чуть не остановилась из-за спора с клиентом
- Севастопольцам упростили погребение
- В Севастополе назвали причину исчезновения рейсов катеров «Комета»
- Тёплая осень не спешит уходить из Севастополя
- У здания кинотеатра в Севастополе найдено тело девочки-подростка
- В Севастополе исчезли исторические ворота
- В Севастополе по решению суда уничтожат наследие германских оружейников
- В Севастополе мужчина осужден за ловкость рук с банковскими картами