«Одна из задач «РАМЫ» – презентация иного искусства с материка», — Алёна Минина
Есть ли в Севастополе современные и активно разевающиеся арт-площадки? Ещё год назад этот вопрос мог бы остаться без ответа. Однако, сегодня в культурном пространстве нашего города начинают реализовываться интересные проекты и генерироваться свежие идеи. Для их продвижения в марте этого года на базе севастопольского отделения Союза художников был создан Центр творческих индустрий «РАМА» — творческая платформа, призванная объединять различные арт-проекты. Руководитель Центра Алёна Минина рассказала ForPost о том, как зарождалась «РАМА» и чем живёт сейчас. Одна из поднятых тем – современное искусство в Севастополе. Есть ли оно у нас в принципе?
Алена, расскажите пожалуйста о центре творческих индустрий, которым вы руководите. Как возникла идея его создания, и что заложено в смысл названия центра – РАМА?
Все нас часто спрашивают, имеем ли мы отношение к какой-либо индийской философии. Нет, не имеем. Под понятием РАМА мы подразумеваем «обрамление искусства». Именно такой смысл мы вкладывали в название Центра. Основная функция нашего проекта – объединяющая. Мы хотели в одном месте объединить все творческие инициативы и сообщества. Наш центр может предоставить для этого всё необходимое: место работы, площадку для самопрезентации, залы, технику, оборудование. Когда мы взялись реализовывать эту идею, у нас начали собираться различные сообщества Севастополя: театральные, музыкальные, хореографические. И сейчас, в Центре творческих индустрий около 20 сообществ, которые выступают или что-то делают на нашей площадке. В отличие от творческих мастерских мы ничего не производим. Мы себя позиционируем как место, где любое сообщество может сделать что-то самостоятельно.
Провести свое мероприятие?
Да, мы себя продвигаем, как арт-пространство, где каждый может реализовать свои проекты. Конечно, иногда мы проводим какие-то мероприятия, которые вписываются в нашу концепцию. Но больше «РАМА» ориентируется на предоставление свободной площадки.
Почему возникла необходимость создать в городе такую площадку?
Насколько я знаю, в Севастополе подобной площадки не было. Какие-то аналогичные проекты запускались, но они почему то застаивались или закрывались. Ведь любая площадка нуждается в финансировании. Просто открыться мало. Надо понимать, как всё это будет функционировать и откуда брать финансирование на содержание этой площадки. А ведь это и оборудование, и ремонты, и заработные платы, и даже те же коммунальные услуги. Из-за таких экономических факторов многие подобные проекты закрывались. Мы пошли по другому пути и создали социально-ориентированную площадку. Это помогло нам выйти на политику получения грантов. За счет первого гранта мы и открылись.
А когда произошло открытие?
Сама инициатива появилась в марте этого года. В марте я впервые озвучила, что мы планируем на базе Союза художников Севастополя открыть эту площадку, но если честно, тогда еще не было вариантов финансирования. Я просто кинула в пространство эту информацию и люди отозвались. И вы знаете, очень хорошо отозвались. Мы начали сотрудничать, проектировать , делали какие то совместные заседания, где накидывали идеи реализации нашей задумки.
Насколько я знаю, у вас там проводился фестиваль «Территориум».
Да, это было, фактически, наше первое мероприятие, не считая арт-субботника, который мы провели 7 апреля. Силами общественности мы почистили эту площадку. Нам в этом очень хорошо помог город, и уже нынешний губернатор Дмитрий Овсянников. Чувствовалась мощная административная поддержка. Грубо говоря, мы стартанули с нулевым бюджетом. Ну а потом уже получили первый грант, молодёжный. Он был небольшой, всего 300 тысяч. На эти деньги купили минимальное оборудование, чтобы с чего-то начать. А спустя некоторое время мы уже подали заявку на президентский грант.
Там сумма была уже побольше?
Да, сумма гранта составляет 3 миллиона рублей. Но мы его еще не получили. Пока идёт процесс оформления всех необходимых документов. В прессе была такая информация, что якобы «РАМА» получила грант незаконно или обманула президента. Если кто-то думает, что возможно обмануть президентский фонд, то он сильно ошибается. Там существует независимая система оценки. Заявки подаются по интернету, и оценивают заявку, насколько я знаю, четыре независимых эксперта, которые выбираются методом лотереи.
Участник не может знать, кто будет оценивать проект?
Никто не может. Список экспертов засекречен. Он выбирается методом случайных чисел. К нашей гордости из 6 тысяч заявок на президентский грант, мы попали в тысячу победителей и оказались на 58 месте из 6000. Это один из высоких показателей. Максимальная оценка экспертов была 97. А у нас оценка была 89.
Давайте не будем углубляться в финансы. Какие проекты у ваших сообществ и какие сейчас уже реализуются? Какие ваши дальнейшие планы?
Сейчас мы работаем, как социальная площадка. Мы предоставляем для проектов наше огромное помещение. Раньше там был склад какой-то мебели.
Скульптурный цех?
Да, изначально это был скульптурный цех. Он создавался еще во времена СССР, как художественный, промышленный комбинат.
Давайте для тех, кто не знает, мы поясним, о чём идет речь. Это некое квадратное, прямоугольное помещение, не отапливаемый ангар.
Да, это большое не отапливаемое помещение с 12-ти метровым потолком, он идёт перепадом от 4 до 12 метров. По сути, это большая коробка, но она очень концептуальная — такое лофтовое пространство. Сейчас вообще модно на практике переделывать старые заводы под какие-то творческие центры. Для современных перформансов это идеальный объект.
Какие коллективы уже осваивают вашу площадку?
На нашей площадке даёт свои спектакли театральная студия “Тот , еще театр”. Также с нами сотрудничает мастерская хореографических перфомансов «Натья». Они уже два раза выступали у нас со своим спектаклем «Старые ботинки». Театральная мастерская «Плей» делает на нашей площадке своеобразные плейбеки. Это интересная практика работы с аудиторией. Актёры как бы отражают зрителя в реальном времени. Также разные художники дают в «РАМЕ» свои мастер-классы.
На каких условиях вы предоставляете площадку?
У нас со всеми коллективами подписаны соглашения о сотрудничестве. Эти организации пользуются нашей площадкой бесплатно. Если это платные мероприятия, то организаторы сами решают, какую сумму устанавливать. Это их бизнес, это их индустрия. Когда выступают какие-то театральные коллективы, то они просят за билет какую-то фиксированную цену – 200, 300 рублей. Это способ их существования и мы это понимаем. Кстати, сейчас по гранту мы оборудуем еще одно зимнее пространство, где будет всё необходимое: свет, звук, отопление.
А где будет располагаться площадка?
На этой же территории у нас есть зимний зал. Мы с художниками договорились, что они проводят выставки в плановом режиме, но параллельно мы будем использовать зал под наши мероприятия. Сейчас у нас там проводится киноклуб, а будет еще и литературный клуб.
Где можно ознакомиться с программой ваших мероприятий?
В «Контакте», «Фейсбуке» и «Инстаграме» у нас есть своя группа. Просто набираете «Центр творческих индустрий РАМА». Там есть вся информация о нас – с момента основания и до сегодняшнего дня. Также в группах представлены фото- и видеоотчеты со всех наших мероприятий. Вот недавно у нас проходила арт-тусовка «Семья в городе». Мамы, папы и бабушки вместе с детьми до 4-х лет рисовали огромное полотно. Сейчас оно висит у нас на нашей площадке.
А какие запросы сейчас наиболее популярны серди творческих проектов?
Запросы на площадки. В Севастополе нет больших выставочных площадок. Мы не можем принять хорошую выставку с материка. Это реальная проблема. Исходя из этого, мы хотим не просто развивать Центр творческих индустрий, а создать большую арт-площадку для всевозможных проектов. Причем, по этому поводу уже есть официальное распоряжение президента — поддержать нашу инициативу, создать в Севастополе городской центр творческих индустрий большого формата. Хотя, некоторые сегодня не представляют, как можно в ангаре проводить выставку.
Вы уже выросли с этих штанишек, можно так сказать.
Я думаю, что многие еще просто не доросли до восприятия этого формата. Однако, Москва и Питер в этом новом формате очень органично существуют. И не считают, что это низко – организовывать выставки на винзаводе , в каких то лофтовых пространствах или в подвалах. Поэтому Севастополю нужно переставать быть консервативным и открыться для новых течений. Радует то, что начинают появляться современные практики. К примеру, два дня назад у нас был шикарный перформанс “Старые ботинки”. Тема вечная – любовь, отношения мужчины и женщины. Но сама подача очень свежая. Основа этого действа – музыка, вокал и красивая хореография. Также сегодня появляется интерес к абстракционизму и, вообще, современному искусству. В следующем году мы хотим запустить несколько выставок, которые будут отражать современные тенденции в живописи и в не живописи, скажем так. Это будет стрит-арт.
Вы будете привлекать художников с России или это будет чисто севастопольский проект?
Дело в том, что в Севастополе, к сожалению, нет современного искусства. Крым ещё что-то рожает в этой области. Но всё севастопольское искусство, фактически, уехало на материк – туда, где бы это воспринималось. Это, на самом деле, ужасная реальность. Те фотографы и художники, которые остались, говорят, что скоро отсюда уедут, если что-то не начнёт меняться.
В больших городах, как Питер, Москва существует такое понятие, как «творческая богема», которая посещает разные места, какие то квартирники, крыши, чердаки, подвалы и т.д. Там же они проводят выставки и различные перформансы. И просто общаются между собой. В Севастополе такая движуха есть?
Вы знаете , есть, но очень локальная. Я в арт-бизнесе с 2011 года. Я пару лет ходила в Севастополе на разные мероприятия. Потом мне стало просто скучно, потому, что я всё время видела одних и тех же людей. Это 20-40 человек, которые, в основном , знают друг друга. Поэтому, если я захочу кого то пригласить на мероприятие, то это мне не составит труда. Но, к сожалению, это уже не публика, это не зритель. Это тусовка, которая кочует от одной выставки к другой. А нужна свежая кровь, новые люди и новые практики. Поэтому одна из задач Центра творческих индустрий — это презентация иного искусства с материка.
Вы сами верите, что в Севастополь, в консервативный город, можно влить эту свежую кровь? Чтобы он, как в период Крымской войны диктовал моду всей Европе?
Верю. А почему нет? Севастопольские ребята очень талантливы, но многие отсюда уезжают, потому что им просто негде себя презентовать. Понятно, что «РАМА» — это микромир идей и мы еще не выросли в какой то большой арт-центр. Но я могу сказать, что за полгода наша инициатива сдвинула огромный пласт тематики. Я вижу, какая сейчас отдача идёт от севастопольцев. Они приходят, оставляют отзывы, благодарят. Им нравится то, что мы делаем – и это самое главное.
Беседовала Власта Пидпалая
Фото: страница «ВКнотакте» Алёны Мининной, vk.com/centerrama