Кино длиною во взгляд фотографа, или Философия света Ольги Мальцевой

14-11-2018 14:52

В дискурсе о культурном Севастополе, мы с удовольствием пишем о театрах и актерах, севастопольских поэтах, певцах и художниках. Но сегодня мне бы хотелось поговорить о фотографии. И не для того, чтобы подтвердить или опровергнуть мысль Сьюзан Сонтаг, высказанную в ее эссе «О фотографии»: «В последнее время фотография стала почти таким же популярным развлечением, как секс или танцы, — а это значит, что, как всякой массовой формой искусства, большинство людей занимаются ею не в художественных целях. Она главным образом — социальный ритуал, защита от тревоги и инструмент самоутверждения», а потому, что по той же С. Сонтаг: «Фото — это тонкий ломтик и времени, и пространства».

Секрет фотографии — в ее мистическом свойстве превращать время в вечность. Это чувствуется, когда смотришь на карточку, даже не зная, кто там изображен. Лица неведомых безымянных, навсегда исчезнувших людей в сто раз сильней завораживают, чем лицо какой-либо знаменитости. Каково бы ни было искусство фотографа, снимок честно передает черты того, кто когда-то жил, что когда-то было действительностью, а теперь стало сверхдействительностью, несмотря на то, что уже не действует, не дышит, не живет.

В настоящее время положение светописи настолько привычно, что мы порой не замечаем, что ею пропитаны практически все области нашего бытия. Севастополь сам по себе является харизматичным и благодатным художественным образом и он, как место, как пространство, рождает людей особенных, умеющих глубоко чувствовать, жить и творить вместе с ним.

В нашем городе действительно много хороших фотографов, мастеров светописи, но мое внимание привлекли работы известной в культурных кругах Севастополя поэта-романтика в фотографии Ольги Мальцевой. Ее фотографии индивидуальны и легко узнаваемы, и мы можем увидеть их почти во всех севастопольских и многих фотографических группах сети интернет. Ольга лауреат десятка российских и международных фотоконкурсов, но по своей природной скромности, не желает делать эту информацию достоянием общественности.

Один из излюбленных жанров, в котором она работает, и по ее же словам, к которому она относится с особой трепетностью, является натюрморт. Я бы сказала — классический натюрморт.

Фотография, позаимствовавшая у живописи практически все жанры, не сделала исключения и для натюрморта. Как показывает история фотографии, именно натюрморт оказался менее всего представлен в фотографическом искусстве, хотя с него эта история собственно и началась.

Натюрморты Ольги Мальцевой — это не просто сами предметы, композиция, правильный свет, — это истории из жизни предметов и их владельцев, это размышление о времени, о красоте простоты и утраченных иллюзиях. Ее натюрморты вызывают не только приятные эстетические чувства, но и чувства соучастия и сопереживания.

Мне удалось встретиться с Ольгой и задать ей вопросы о фотографии, ответы на которые, во всяком случае, для меня, стали неожиданностью.

— Фотография — это искусство или документалистика, а, может, что-то еще? Что такое фотография для тебя вообще и в твоей жизни?

— Во-первых, сразу же хочу выразить тебе благодарность, за то, что нашла возможность пообщаться с обычным человеком, даже не называющим себя фотографом, а лишь только идущим по этому пути, пытающемуся перевести на язык светописи свои ощущения от игры под названием «жизнь».

А возвращаясь к вопросу, я считаю, что планка в фотографическом искусстве должна быть высока. По крайней мере, к этому нужно стремиться. И неважно, о каком жанре идет речь. Документалистика тоже должна становиться искусством. А для меня, фотография это короткометражное кино длиною во взгляд фотографа, а потом — зрителя.

— Цветная фотография и черно-белая. В чем разница и почему многие фотографы отдают предпочтение монохромным снимкам? Как ты для себя решаешь этот вопрос?

— Не думаю, что противостояние между этими понятиями вообще существует. Господь Бог так же добр к фотографам, как и к остальным людям, а посему предоставляет им свободу выбора. Цветная фотография появилась гораздо позже чёрно-белой, но это не значит, что одна из них лучше, а другая хуже. В разные времена предпочтение отдавалось то монохрому, то полихрому. Бывало, что чёрно-белую назвали претенциозной, а цветную – вульгарной.

Даже легендарный Анри Картье-Брессон экспериментировал с полихромом, но был так разочарован результатами, что уничтожил все негативы, назвав цветную фотографию полной глупостью. Но с течением времени всё стало на свои места. Думаю, если цвет можно использовать в качестве выразительного средства, отчего же этим не пользоваться? Но нельзя отрицать и тот факт, что переведённые в монохром снимки зачастую выглядят более эффектными, сконцентрированными и сосредоточенными на сути. Автор сам должен определиться с выбором, чтобы наиболее полно донести свою мысль до зрителя.

— Какие мастера фотографии тебе близки, кого ты могла бы выделить из современников и фотографов Севастополя?

— Наверное, я никого не удивлю, назвав имена людей, причисленных к классикам фотографического искусства. Но это чуть позже. А самый-самый для меня – конечно, Йозеф Судек. Человек с тяжёлой судьбой, мечтавший связать свою жизнь с музыкой, но трагически став инвалидом, прошедший путь от переплётчика до мастера фотографии, не потерявший веру в радость жизни. В его работах, а самые известные из них сняты на окне маленькой деревянной студии, для меня есть всё – философия, лаконичность, смысл, красота.

Близки мне Лиллиан Бассман (она называла свой стиль абстрактным экспрессионизмом, в своих снимках соединила два любимых увлечения — живопись и фотографию), Элиот Эрвитт, Картье-Брессон, Юсуф Карш.

Если говорить о современниках, то имён, которые на слуху, уже гораздо больше — Винсент Питерс, Борис Смелов, Антанас Суткас, Александр Пилко, Геннадий Блохин, Михаил Каламкаров, Дмитрий Зверев, Александр Хромев, Игорь Груздев.

Ты спрашиваешь про наших, севастопольских. У нас довольно много талантливых фотографов, многие из них занимаются преподавательской деятельностью, что делает им честь. Мне интересны авторы, количество проходных работ у которых сведено к минимуму, которые уже выработали свой индивидуальный взгляд на мир — Андрей Золочевский, Александр Бурцев, Светлана Желток.

— Какие жанры тебя привлекают больше, чем другие? О чем ты хочешь рассказать своими работами людям?

А давай немного отклонимся от прямого ответа на этот вопрос, но только для того, чтобы полнее и объёмнее на него ответить. Всем известно, что у японцев существует четыре меры красоты:

Саби — это значит особое очарование возраста, потемневший цвет старого дерева, замшелый камень в саду или даже обтрепанность, неподдельная ржавость, архаическое несовершенство, прелесть старины, печать времени. Буквально «саби» и означает «ржавчина».

Ваби — включает в себя понятия прелести обыденного, мудрую воздержанность, красоту природы, умение довольствоваться малым и ценить всё, что окружает человека в его будничной жизни, вплоть до каждого предмета повседневного быта.

Сибуй — это первородное несовершенство в сочетании с трезвой сдержанностью. Это красота естественности плюс красота простоты. Это красота, присущая назначению данного предмета, а также материалу, из которого он сделан.

Югэн («сокровенный, тайный, мистический») — эстетическая категория в японской культуре, обозначающая скорее интуитивное, предполагаемое, нежели явное, очевидное восприятие сущности объекта. Югэн выражает впечатления и чувства, которые испытывает человек, который созерцает лунный свет, струящийся сквозь дымку проплывающего облака, или когда он любуется кружением снежинок, сверкающих подобно серебру.

К какому бы жанру я не прикасалась, мне интересно в нём именно то, о чём сказано выше, будь то натюрморт, пейзаж, портрет, репортаж. А всё новодельное, пустое, ненапитанное временем, содержанием, духовностью, особого интереса во мне не вызывает. К людям это тоже относится.

Вдруг оказалось, меня притягивают картинки с метафизической наполненностью.

Интересным кажется то, что метафизическая фотография открывает перед нами знакомый мир в незнакомых вариациях. Обычные предметы вдруг приобретают причудливые и уникальные образы, появляется возможность заглянуть внутрь привычной для нас картины мира, открыть новые грани чувствительности и мировосприятия, удивиться творением некой параллельной реальности в плоском изображении, не отклоняющей и разрушающей, а находящейся во взаимодействии с настоящей реальностью.

Конечно, у меня есть жанр-фаворит, и к нему я отношусь очень трепетно, с осторожностью, уважением и почтением. Может, как раз посредством этого жанра мне легче говорить обо всех четырёх мерах красоты — о фактурности ржавчины, о мудрости старой посуды, о таинственном свете, пронизывающем предметы и время…

— Как ты относишься к редактированию изображения и графическим редакторам? Является ли цифровая фотография истинным отображением реальности?

Я, пожалуй, не возьмусь оценивать возможности цифровой фотографии в плане «истинного отображения реальности». Наверное, они велики. Но что такое «истинное отображение» – чтобы было точно, как в жизни? Тогда ответ такой — в зависимости от жанра и поставленных задач определяется степень применения каких-либо редакторов.

Но если мы говорим о создании образа, а это не всегда реальность один к одному, редакторы в этом деле хорошие помощники. А по сему, отношусь к ним с симпатией, пользуюсь ими и стараюсь с их помощью дорабатывать снятые кадры для придания им художественности. Да и в моём стремлении к пикториальной фотографии без редакторов точно не обойтись.

— Нужно ли профессионально учиться на фотографа или кто может называться фотографом?

— Если есть такая возможность, разве это плохо получить профессиональное образование в данной области? Но если вам не случилось обучаться в институте по этой профессии, а занятие фотографией требует определённых знаний и навыков, возможен путь получения знаний непосредственно у мастеров или путём самообразования. Но в любом случае, эта профессия живая, развивающаяся и учиться нужно многому!

А вот насчёт того, кто может называться фотографом… Называться может кто угодно, но вот являться им… Кстати, труд человека этой профессии не всегда романтика. Есть такие люди, у которых занятие фотографией иногда просто рутина, и не всегда даже оно связано с творчеством. Это как раз те, которые стопроцентно отображают истинную реальность. А вот у фотохудожника, мне кажется, несколько другая специфика, тут есть место для творчества и самовыражения!

— Какие сюжеты ты бы никогда не сняла бы? Почему?

— Не стала бы снимать всё, что связано с несчастьем людей или животных. Потому что лучше помочь, если можешь. Если нет – тогда не знаю, зачем это снимать.

— Должен ли в фотографии быть сюжет или фотография — это исключительно светопись?

— Фотография это, конечно же, светопись, но она не перестанет быть фотографией, если там появятся сюжет и история, они только обогатят её. Думаю, любой снимающий человек с замиранием сердца смотрит на красивую игру света и тени, но сделать снимок с историей и хорошим сюжетом тоже большая удача.

Насколько разной бывает фотография, настолько непохожими могут быть и фотографы. Есть ли нечто, объединяющее всех фотографов, кроме камеры и пленки? Смею предположить, что людей, занимающихся светописью, объединяет чувство хрупкости бытия. А чувство это — дар, которым изначально наделен каждый.

Помните, как у поэта: “каждый миг уносит частичку бытия”. Будто бы бытие, обладающее определенной ценностью, утекает из-под пальцев, не оставляя за собой ничего. В этом смысле, фотография — обман неумолимого природного закона.

Уже в конце нашего разговора о фотографии, я попросила Ольгу обратиться к читателям, сказать или пожелать нам что-то посредством образа, посредством того изобразительного языка, которым она мастерски владеет. И вот, что она нам пожелала.

Стремитесь к свету!

А мы желаем ей радости творчества и творческих успехов.

Инга Хрулёва

Похожие посты

«Нам должна быть присуща психология победителей», – Валерий Рузин

27 августа в Севастополе стартует XVI Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ». В этом году кинофорум посвящён 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В преддверии фестиваля

«Арт-отель «Украина» — то место, где живёт живопись», — Светлана Антоненко

Быть руководителем арт-отеля — это работа или искусство? Если концептуальные гостиницы — новое лицо гостеприимства, то какое лицо у арт-отеля «Украина»? Светлана Александровна Антоненко рассказала в интервью ForPost-Афиш

«Мы не можем друг без друга», – Григорий Лифанов подвёл итоги самого короткого сезона

Театр имени Луначарского закрывает 109 театральный сезон и с 19 мая уходит в отпуск. «Пиковая дама», «Обыкновенное чудо», «Месяц в деревне», «Золушка», «Метод Грёнхольма», «Крик», «Пролетая над гнездом кукушки»… В август

Крылья от создателя: вспоминая Вадима Елизарова

В Международный день танца об этом человеке нужно говорить. Просто необходимо. Ведь благодаря его усилиям и безграничному таланту севастопольская танцевальная культура однажды совершила глобальную перезагрузку, вышла

«Подвиги можно совершать по-разному», — Константин Крюков о работе в кино

Как найти своё призвание? Как стать актёром и не бояться публичных выступлений? В эфире онлайн-марафона «Домашний час» артист, геммолог, ювелир Константин Крюков поделился историями со съёмок и рассказал, с чего можно на

Новости ForPost

Метки

Фёдор Достоевский вокал Достоевский мастер-классы музыка художники спектакль коронавирус Конкурс красоты театр танца Вадима Елизарова Международный день танца Театральная улица открытие сезона спектакли Григорий Лифанов День рыбака Дмитрий Глуховский День театра концерт Большие гастроли СевТЮЗ балет VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» праздник художник Молодёжь Форум Таврида Динопарк Херсонес Таврический Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" Картины Живая классика Фонд «Живая классика» Театр имени Луначарского опера Балаклава карантин Новый год в Севастополе шоу Театр им. Кукол театр Большой севастопольский офицерский бал благотворительность кинофестиваль Святой Владимир конкурс Онлайн-экскурсии Кванториум кино творчество Мастер и Маргарита 9 мая самоизоляция живопись Море Севастополь Великая Отечественная война Музеи онлайн #WineFest Импровизационный батл выставки искусство Театр танца им. Вадима Елизарова Александр Петров 75 лет Победы Севастопольский ТЮЗ Лев Толстой Бесы роман "Текст" дети Херсонес Сергей Шнуров СЦКиИ афиша Психо Дель Арт День ВМФ Клим Шипенко Крымский военно-исторический фестиваль История ДКР группа Ленинград Федюхины высоты Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе» Севастопольский военно-исторический музей-заповедник фильмы изоляция пандемия фестиваль Севастопольский офицерский бал поэзия Конкурс "Живая классика" онлайн-марафон выставка Опера в Херсонесе День Победы театр Луначарского Золотая балка Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Анна Каренина Дворец культуры рыбаков книги