Цветная летопись Севастополя в зарисовках Сергея Меркулова

14-02-2019 15:15

Дробные осенние виноградники в предместьях Балаклавы. Серебристые чайки на мостках старых причалов Артиллерийской бухты. Праздничная атмосфера у входа в театр Луначарского. Живые, взъерошенные кипарисы над античными улочками Херсонеса… Перед нами узнаваемые рисунки Сергея Меркулова. Притягательный и нескучный современный Севастополь ясно оживает в цветной графике художника.

Впервые «меркуловские» акварельки я увидел в хаотичной ленте социальной сети. Признаюсь, они мне очень понравились и запомнились. В них узнается душа города, ясно читается топос.  На мой взгляд, Серёжины картинки точно иллюстрируют повседневное бытие Севастополя. Неслучайно они попали на страницы яркого дневника для севастопольских школьников, в тематические буклеты и подарочные открытки. Главный жанр, в котором трудится художник –  скетч. Мне удалось побеседовать с Сергеем Меркуловым о творчестве и любимом городе, о художественных трендах и упражнениях.

— Сережа, лично для тебя, что такое «скетч»? Это просто стильное словечко или определение особого жанра?

— Скетч — определение особого жанра изобразительного искусства, объединившего несколько направлений. На мой взгляд, это и абстрактное сиюминутное рисование, и урбан-скетчинг (городские зарисовки), например. Скетч может стать очень быстрым эскизом, а может превратиться в проработанный рисунок. Урбан-скетчинг, пожалуй, самый популярный вид скетчинга. Также существуют  предметный скетчинг, или рисование «из головы», и травел-скетчинг.

В этом жанре главное осуществить передачу события и настроения простыми способами. 
За короткое время скетчинг стал очень популярен во всем мире. Ежегодно официальным сообществом урбан-скетчеров проводится симпозиум. Летом этого года он будет проходить в Нидерландах. Поэтому скетч нельзя назвать просто модным словечком.

— Как ты относишься к девизу греческого художника Апелесса «Ни дня без линии»?

— Это хороший совет… Однако как показывает жизнь — трудновыполнимый. Если у меня есть конкретная цель — грядущая выставка или индивидуальный заказ, то я к ней иду быстро. Но бывают периоды «затишья», после которых обычно следует некий прорыв, когда я рисую почти каждый день, а иногда и по 2-3 скетча в день. Порой в силу обстоятельств рисовать ежедневно не получается, даже если очень хочется. 

— Сережа, как ты думаешь, художник должен рисовать непрерывно?

— На этот вопрос каждый должен ответить себе сам. Для кого-то рисование — это антистресс. Человек просто кайфует от результата или самого процесса. Кто-то рисует, чтобы рассказать о людях, местах, событиях. Лично я рисую, чтобы держать себя в тонусе и постоянно совершенствоваться, не терять навыки, и получать удовольствие, в конце концов.

— Я знаю, что ты часто рисуешь. Это акварели, «почеркушки», цветная графика… Часто в твоих «вещах» возникает портрет многоликого Севастополя. Почему тебя волнует именно эта тема?

— Севастополь, как живой организм, постоянно развивается, его облик постепенно меняется. Вокруг нас происходит невероятно много событий, которые я с помощью рисунков оставляю в памяти. Урбан-скенчинг немного привязывает к местности. На самом деле определяющим фактором является то, что я родился и живу в Севастополе. Это красивый город, и почему бы мне его не рисовать? 

— Где ты получил первоначальные навыки рисования, что стало импульсом к творчеству?

— Основы изобразительного искусства я освоил в севастопольском Центре технического творчества, а потом учился у художника Игоря Вилигина. Главный творческий импульс — непреодолимое желание рисовать.

— Откуда ты черпаешь энергию? Что побуждает рисовать?

— Желание приходит изнутри и регулярно. Источник вдохновения: обилие деталей в урбанистическом пейзаже. Любуюсь деталировкой городского ландшафта. Лодки, катерки, крыши домов, велосипедисты, лестницы… Это же все так красиво.

— Какие дашь советы «унывающему» или ленивому рисовальщику?

— Рисовать надо начинать хоть что-либо. А далее уже форма может начинать диктовать содержание.

—  У тебя достаточно «раскрученный»  аккаунт с работами в Инстаграме. Много людей с нетерпением ждут твоих новых работ. Ты специально занимаешься продвижением своего творчества через социальные сети? Нужно ли это вообще художнику?

— Художнику  это совершенно точно нужно. Если никому не показывать работы, то про тебя никто и не узнает. На выставки ходит слишком узкая аудитория зрителей.  Через окошко современного девайса гораздо проще донести творчество любого художника.  Зритель сам уже выбирает, кого и когда смотреть.  Аккаунт я специально не раскручивал — любители сами «налетели» (улыбается). Сейчас мою графику репостят в популярные группы в соцсетях. Наверное, это и увеличивает потенциальную аудиторию.

— Скетч это серьезно и навсегда или творческий этап? Расскажи о личной творческой эволюции.

Я скажу, что это любовь. Начинал я с масляной живописи, так как все знакомые художники вокруг на тот момент писали именно маслом. Параллельно мне хотелось развиваться в области графического рисунка. Я рисовал черной гелевой ручкой или пером, что в нашем городе хорошо умели делать лишь единицы. Позже, в силу личных обстоятельств, у меня произошел небольшой перерыв, а в 2014 году скетчинг ворвался в мою жизнь, как метель в открытое окно.

Эта идея захлестнула меня, я понял, что это новый виток в моем профессиональном развитии. Как скетчер я участвовал в создании большого проекта «Открой Севастополь» (набор рисованных карт от семи севастопольских художников), после которого было создано творческое объединение «МОСТ». Теперь наше объединение создает крутые выставочные проекты, такие как «Метафизика чувств», «Красивый красный», уникальная выставка «Вход-Выход» в Бункере.

Участие в этих проектах заставляет выйти из зоны комфорта, создавать работы в рамках конкретного арт-события, используя непривычные для меня материалы и художественные решения. Я часто возвращаюсь к черно-белой графике, а иногда работаю чистой акварелью, но все же именно скетчинг — это уже неотъемлемая часть моей жизни.

Тихон Синицын 

 435 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Куда пойти на выходных: День флота в стиле XIX века и душевные карикатуры

В этом году севастопольцы и гости города не увидят традиционный военно-спортивный праздник с демонстрацией боевых возможностей сил флота в день ВМФ. В программу мероприятий внесены существенные изменения, как и в работу Парка живой истории «Федюхины

Участники фестиваля «Культурный код Севастополя» переосмыслят образ города-героя

Приём заявок на фестиваль «Культурный код Севастополя», который в сентябре этого года пройдёт в городе-герое, продлён до 20 июля. Участникам предстоит продумать и разработать макеты арт-объектов. В случае победы на фестивале они будут воссозданы в на

«Айвазовский в Севастополе»: выставка шедевров мастера продлится до ноября

Виртуоз кисти Иван Айвазовский постиг все тонкости изображения морской стихии. Он достиг вершин славы. Его шедевры украшают лучшие собрания мира и являются гордостью отечественной школы живописи. Наряду с видами бушующего моря, тихих прибоев художест

Рисунки Достоевского, картины Малевича и полотна Айвазовского: какие выставки пройдут в Севастополе

Новый федеральный музей Севастополя - Российская галерея искусств - проведет этим летом в Крыму крупные выставки картин Ивана Айвазовского, а также Казимира Малевича и Павла Филонова, - сообщает Подробнее

Грядущие премьеры и назревшие проблемы: откровенный разговор с Григорием Лифановым

В театре им. Луначарского стартовал 111 сезон. По этому поводу мы встретились с его главным режиссёром Григорием Алексеевичем Лифановым. Беседовали не только о предстоящих премьерах, но и обсудили какие проблемы назревают у главного театра города, за

Новости ForPost

Метки

театр танца Вадима Елизарова Федюхины высоты Севастопольский офицерский бал шоу 75 лет Победы театр Луначарского Крымский военно-исторический фестиваль выставка Крым открытие сезона самоизоляция кино художник Международный день танца спектакли Большой севастопольский офицерский бал СевТЮЗ конкурс пандемия Музеи онлайн История современное искусство Севастопольский военно-исторический музей-заповедник театр Россия Zакрытый покаZ Эрмитаж Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Дворец культуры рыбаков Живая классика музыка творчество спектакль поэзия Александр Петров фестиваль карантин Григорий Лифанов Психо Дель Арт Севастопольский ТЮЗ балет Херсонес художники дети коронавирус 9 мая Севастополь изоляция Сергей Безруков Афиша Севастополя Херсонес Таврический Клим Шипенко Театр им. Кукол кинорецензия День Победы театр драмы "Психо Дель Арт" Молодёжь Михаил Булгаков Мастер и Маргарита праздник Лев Толстой Санкт-Петербург танцы кинофестиваль Святой Владимир выставки Театральная улица Золотая балка Балаклава Конкурс "Живая классика" группа Ленинград #WineFest ДКР День ВМФ благотворительность Ольга Панкратова мастер-классы Анна Каренина концерт книги вокал опера искусство Фонд «Живая классика» Сергей Шнуров Фёдор Достоевский VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Театр имени Луначарского арт-отель "Украина" Достоевский Опера в Херсонесе СЦКиИ Картины Великая Отечественная война Динопарк онлайн-марафон живопись Крымская весна фильмы Бесы Море