Дьявол носит пиксели: как цифровая мода изменит мир
Купили бы вы себе «несуществующее» платье за 9,5 тыс. долларов? Его нельзя надеть, пощупать и даже повесить в шкаф. Зачем тратиться на «пиксели» и как нашу привычную жизнь преобразит цифровая мода? Узнаем в этом материале.
Для себя и для аватара
Ценность виртуальных предметов, а особенно одежды — для нас не новость. Человеку всегда важно было демонстрировать свою индивидуальность и достаток. А с развитием индустрии компьютерных игр отдельным способом монетизации стали различные наборы, облики для персонажей, оформление личного профиля и многое другое. Возможность скупать всё это и выставлять на всеобщий показ породила свою, отдельную моду.
Сегодня с выходом обновлений или тематических событий разработчики всегда предлагают игрокам уникальные и часто ограниченные по времени продукты. Кто не успел — тот опоздал. Такой ажиотаж поднимает интерес, помогает удерживать пользователей и даже возвращать тех, кто давно покинул сообщество.
А если это ещё и привлечение известных брендов, то успех просто гарантирован. Dior, Gucci, Burberry — кто только не смог обойти стороной новый маркетинговый тренд. Но облачение в виртуальные образы, кажется заинтересовало не только заядлых геймеров.
Один раз одень
Ковидные ограничения сильно ускорили развитие элементов дополненной реальности (AR) и их интеграцию в повседневную жизнь. Трёхмерные фильтры и «маски» для фотографий в социальных сетях заполонили интернет. Если VR всегда была дорогостоящей и требовательной технологией, то AR идеально подошла для смартфонов. Больше не нужно беспокоиться за фон для съёмки, за макияж и внешний вид, не говоря об огромном количестве шуточного контента. Сегодня ты Спанч Боб, а завтра Шрэк.
Но огромной проблемой для блогеров оставался вопрос разнообразия гардероба. Как рассказывают тиктокеры, иногда они снимают от 30 до 50 видео в день. Снимать такое количество в одном и том же — уже моветон. Кто-то копит одежду тоннами, а кто-то не может себе позволить такие траты. Подписчики не раз замечали, что блогеры прибегают к хитрости: не отрезать бирки и сдавать покупки после одной носки обратно в магазин. Период самоизоляции расширил число онлайн-сервисов и условия доставки, примерки и возврата, но и принёс нечто абсолютно новое. На 2019-2020 годы пришлись первые разработки цифровой одежды.
Thought couture
Зачем так «париться» ради фото или видео: заказывать, мерить, хранить, возвращать или перепродавать одежду, если можно завести себе виртуальный гардероб? Об этом задумались предприниматель Керри Мёрфи, специализирующийся на визуальных эффектах для рекламы, и голландский цифровой дизайнер Эмбер Слоотен. Сегодня они находятся во главе одного из самых успешных кибер-брендов. Именно их платье под названием Iridescence было продано в 2019 году за 9,5 тыс. долларов. С него началась новая эра в мире моды.
«Хотя нам нужна одежда, чтобы защищать своё тело, вместе с тем мода является источником вдохновения и полем для исследования и выражения нашей индивидуальности, — говорят создатели The Fabricator, — Когда большинство наших социальных связей установлены через цифровые «каналы», зачем нам физически существующие вещи, чтобы самовыражаться?».
Они играют словами, называя свои творения не «haute couture» (с англ. «от кутюр», «высокая мода»), а «thought couture» (с англ. «thought» — мысленный, продуманный). Более того авторы заявляют, что в отличие от реальных предметов одежды, их формат имеет буквально безграничные перспективы.
Пошив в 3D
Цвета, текстуры, формы — модельеры всегда в поисках чего-то нового. Но каким творческим бы ни был подход дизайнера, его идеи ограничены существующими материалами, тканями и в конце концов законами физики. Однако виртуальная «мастерская» снабжена всевозможными инструментами для «пошива» на экране. «Каждый 3D-рендеринг можно создать разными способами», — говорит Наталья Моденова, соучредитель платформы цифровой моды DressX. По её словам, оригинальные цифровые выкройки — это «лучший вариант», но предметы можно оцифровать и на основе существующих фотографий, а затем наложить на нужные кадры.
Цифровой одежде в принципе не нужны реальное «сырьё», только данные, код, пиксели. Такое «производство» способно решить проблемы трендов «фаст-фешн», которые наносят непоправимый ущерб экологии и человечеству в целом. Рабский труд стран «третьего мира», тонны неперерабатываемой синтетической одежды — только самые масштабные последствия «быстрой моды».
Мы находимся в активном поиске альтернативных подходов и трёхмерное моделирование может стать одним из них. «3D достигло достаточной зрелости», — считает Гонсало Крус, соучредитель и генеральный директор Platform E, которая помогает люксовым модным брендам осваивать современную графику.
Цифра в моде, мода в цифре
Очевидно, что цифровая мода не способна полностью вытеснить традиционные способы пошива одежды. Мы всё ещё выходим на улицу, защищаемся от холода или жары, самовыражаемся в реальном окружении. Но роль образа в социальных сетях, на фото и видео растёт с каждым днём. Идея разделить эти потребности уже активно рассматривается известными брендами. И возможно, в недалёком будущем мы будем заглядывать уже в виртуальный масс-маркет, чтобы прикупить платье на одну фотосессию.
Таисия Сариева
Фото: tatler.ru, cnn.com, vogue.sg, harpersbazaar.com, wethecoolmagazine.com, dohanews.co, jingdaily.com, DressX, Replicant, The Fabricant