Тест на духовность: открой окно в спасительную реальность

16-02-2019 19:15

Мультимедийные технологии и разительно изменившийся темп жизни привели к психологическому сдвигу в визуальном восприятии человека. В таких условиях произведения живописи, не утерявшие связи с вечными началами — первозданностью земной природы и природой высоких чувств, — воспринимаются как «окна» в спасительную реальность.

Об одном из таких художников, чье искусство можно назвать тестом на духовность, мы хотим вам рассказать.

По всем законам жанра, вернисажи петербургского художника Константина Троицкого могли бы стать частью художественного ландшафта Севастополя, но до сих пор радуют только зарубежных ценителей и жителей культурной столицы. А тем не менее творчество мастера глубоко связано с Крымом. Помните, волошинское:

«… С тех пор как отроком у молчаливых
Торжественно-пустынных берегов
Очнулся я — душа моя разъялась,
И мысль росла, лепилась и ваялась
По складкам гор, по выгибам холмов».

В своей автобиографии художник вспоминает: «… Приехав в Крым впервые, я был совершенно покорен всем — горами, дивными для жителя равнинного Петербурга, лазурным морем, буйной южной растительностью, добела выгоревшей травой, прокаленным воздухом, полным ароматов чабреца, полыни, лаванды, роз и еще, еще… Я заболел Крымом».

В середине осени, после долгого перерыва, Константин Александрович снова посетил Севастополь. Когда-то он уезжал из Крыма и в российский Севастополь вернулся спустя годы. Прогуливаясь по улицам и набережным, мы говорили о разном и, конечно, о живописи.

— В одной искусствоведческой статье о вашем творчестве написано: «…Сам автор вряд ли способен разгадать, а тем более объяснить, что он создал». Согласны ли вы с этой сентенцией? Являются ли ваши картины сконцентрированными визуальными переживаниями и ощущениями или же представляют собой образы смыслов?

— Согласен, но только отчасти. Не ведаю, как это происходит у других авторов, но я, хотя бы постфактум, знаю отгадку каждой своей картины, но зрителю этого озвучивать не хочу. Если это настоящая живопись, то все смыслы уже заложены в саму картину и не нуждаются в дополнительном объяснении. Я пишу или, вернее, закладываю картину на эмоции и добиваюсь определенного настроения, которое и пытаюсь передать своему зрителю. Не знаю, что в ней видит он, скорее всего что-то свое. Для меня визуальные переживания и
смыслы — одно и то же. Я сочиняю картину, руководствуясь настроением, собираю ее, как мозаику, из простых, наработанных мною элементов, сознательно отбрасывая лишнее.

 — Ваши картины эстетически безупречны. Допускаете ли вы, что смогли бы стать творцом «красоты уродства», некого распространенного тренда в современном обществе и искусстве?

— Я признаю, что и в неправильности может быть красота. Сам невольно или вольно грешу против ее канонов для большей выразительности. Для меня важно, как в итоге заряжена картина — положительно или отрицательно. С отрицательной энергией принципиально не хочу иметь ничего общего. В ней тоже сила, но сила от лукавого.

— В своей биографии вы пишите, что Крым вас покорил, что вы им заболели.
Прошла ли эта болезнь со временем? Остался ли Крым в ваших последних работах
или теперь это некий обобщенный образ юга в смысле «Земли Обетованной»?

— «Земля Обетованная» — это и есть Крым или юг, похожий на Крым. Я бывал в Италии, бывал на юге Франции. Везде искал и находил сходные с Крымом черты. Крым всегда со мной и проступает во всех работах. Я его чую и чувствую. Мне отрадно думать, что любовь к Крыму и, в частности, Севастополю у меня в крови. Мама моя — урожденная Бухмейер, чей предок генерал-лейтенант Александр Ефимович Бухмейер — деятель первой обороны Севастополя, строитель знаменитого моста через Северную бухту, спасшего русскую армию от разгрома и пленения.

Что-то передалось мне и от Анастасия Антоновича Юрковского, гусарского генерал-майора, бывшего в молодые годы в числе рядовых покорителей Крыма, а на склоне лет — комендантом крепости Севастополь в 1816 — 1826 гг. Обе дочери его вышли замуж за севастопольских адмиралов, братьев Быченских. Ниточки родства связывают меня с академиком, исследователем Крыма Петром Ивановичем Кёппен, а от него тянутся к Василию Федоровичу Келлер — директору Императорского Никитского ботанического сада и Магарачского училища винокурения.

Константин Троицкий и его севастопольская жена и Муза Ольга Троицкая
Фото Ольги Мальцевой

— Мы живем во время современных компьютерных и цифровых технологий и гаджетов. Наблюдаете ли вы в связи с этим кризис или падающий интерес к станковой живописи?

— Да! Мы, станковисты, не избалованы теперь вниманием искусствоведов, кураторов и прессы. Но каждый занимается своим делом и, слава Богу, картины пользуются спросом. Все-таки интерьер своего дома далеко не каждый решится украсить современной инсталляцией. Она создается на гранты, недолговечна и существует, в основном, во время экспонирования выставки, память о которой сохраняет фотофиксация.


— Многие «мудрые головы» пытались дать определение слова «художник». Кто есть художник в вашем понимании?

— Художников много, тем более, что это звание применяется гораздо шире самой профессии. Если говорить конкретно о графиках и живописцах, то чаще всего мы сталкиваемся не с индивидуальностью, а той или иной школой. Как научили, так и работают всю жизнь и сами учат тому же. Поэтому, если говорить о художнике в высшем смысле, то это, прежде всего, большая, самостоятельная личность. Творчество такого человека может быть мне даже и не близко, но вызывать уважение силой своей энергетики.

— Часто от молодых художников можно услышать, что для того, чтобы создать произведение, нужно ощутить вдохновение. Некоторые даже используют всевозможные допинги и доводят себя до крайней степени эмоционального возбуждения, чтобы вдохновиться. Что такое вдохновение и как его «поймать»?

— Вдохновение для работы необходимо. Это как бы настройка внутренней антенны на прием неких сигналов-импульсов культурного поля нашей планеты, если верить Вернадскому, а я верю. То, что улавливается, зависит от приемника, воплощение — от профессионализма. Кортасар пишет о смещении точки сборки. Я считаю, что нужно вывести себя из состояния душевного равновесия. Сидеть на допинге — непрофессионально. Если допинг серьезный (алкоголь, наркотики), то жизнь в искусстве коротка и не факт, что продуктивна. Любовь к женщине гораздо продуктивнее, но не к любой, а той единственной, которая может носить звание Музы.

Для меня настройка никогда не составляла проблемы. Достаточно было начать с мытья кистей и прочих рутинных действий, чтобы втянуть себя в творческий процесс. Первое время даже трудно было вывести себя из этого состояния. Сутками испытывал творческое возбуждение и внезапно на улице спохватывался, что давно уже иду неизвестно куда и неизвестно зачем. Кстати, рюмка водки действовала на меня отрезвляюще. Потом научился справляться без нее. Я вообще не могу писать под воздействием любого допинга, он отвлекает, уводит не туда. Мне даже музыка противопоказана во время работы, поскольку задает ритм. Считаю, у картины есть свое собственное звучание и я, как кузнец выковывающий булат, должен отличить его по особому звону.

— Последний раз вы были в Крыму примерно 2004 году, когда Крым и Севастополь были частью Украины. Теперь вы вернулись в российский Крым, каковы ваши впечатления?

— Оставляя в стороне тот факт, что тогда я был моложе и здоровее, на меня произвели хорошее и сильное впечатление здание нового аэропорта и строительство трассы «Таврида», которое уже весьма заметно. Обрадовало, как выглядит наш флот в бухтах Севастополя. Но, честно признаюсь, что больше я высматривал знакомые места, дорогие мне по воспоминаниям. Судя по тому, что их обнаружилось много, Севастополь не так сильно изменился. У меня двоякое чувство — всем сердцем желаю городу хороших, с пользой для жителей, перемен, но также испытываю простительную художнику грусть по «уходящей натуре», такой как Бомборы.

— Есть или может появится возможность увидеть ваши работы в Севастополе? Планируете ли вы устроить выставку в нашем городе, например, в отреставрированном Севастопольском художественном музее или в одной из местных частных галерей?

— Давно мечтаю о такой выставке, но есть трудности в ее осуществлении. Приглашения ни от музея, ни от частной галереи я пока не получал. До «Русской весны» были разговоры о выставке в Севастопольском художественном музее, но останавливали трудности с провозом картин в другую страну. Теперь, когда Крым — безоговорочно Россия и когда опять пустят прямой поезд из Петербурга в Севастополь, эта проблема исчезнет. Однако со сменой руководства музея, возможно, поменяются и планы.

Константин Троицкий родился в Петербурге в 1953 году. Окончил художественное училище им. Серова по специальности художник-реставратор. С 1981 по 1985 работал художником-реставратором в Панораме «Оборона Севастополя 1854 — 1855 гг.». Начал заниматься живописью и участвовать в выставках еще в годы учебы, но только в Крыму выработал свою живописную манеру. Вернулся в Петербург в 1985 году и, после двухлетней работы в мастерской, с 1987 года, начал экспонировать свои картины.

С 1996 по 1999 — директор галереи «Арт-коллегия». Помимо многочисленных персональных и тематических экспозиций участвовал в организации и проведении в 1998 — 1999 гг. двух больших фестивальных проектов «Анатомия современного искусства» и «Осенний фотомарафон». Участник более восьмидесяти групповых и двадцати персональных выставок в России, Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Италии, Финляндии, Японии.

Инга Хрулёва


 571 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Русский Север и уходящая деревня: в Севастополе открылась выставка Татьяны Юшмановой

На Русский Север ездят и будут ездить, чтобы испытать на себе его нравственную целительную силу. Так говорил академик Дмитрий Лихачёв об этом далёком крае. Здесь и богатейшее устное поэтическое творчество, и традиционные художественные промыслы, и ка

Память о подвиге: Дворец культуры рыбаков представил выставку грековцев

15 сентября в выставочном зале Дворца культуры рыбаков состоялось открытие выставки «О доблести, о подвигах, о славе» от «Студии военных художников имени М.Б. Грекова». В экспозиции представлены 25 живописных полотен и бронзовая скульптура «Алекса

«Любая популярная песня — это симуляция народного творчества», — Сергей Шнуров

На встрече с российским рок-музыкантом и телеведущим Сергеем Шнуровым участники фестиваля «Таврида.АРТ» настолько активно задавали вопросы, что лекция артиста превратилась в интервью. Спикер рассказал, как выбрать целевую аудиторию, сделать популярны

Пусть всегда будет солнце: в арт-отеле «Украина» открылась отчётная выставка Художки

31 августа в арт-отеле "Украина" открылась выставка, приуроченная к 60-летию Севастопольской художественной школы. Севастопольская художка, сменившая за эти годы несколько адресов, почтенно хранящая заветы стоявших у её истоков педагогов, уже выпусти

«Я хочу, чтобы мой герой не говорил ни одного слова», – Даниил Спиваковский

28 августа известный российский актёр театра и кино Даниил Спиваковский отметил своё 52-летие. Чем не повод вспомнить наше интервью с ним? В 2017 году нам

Новости ForPost

Метки

кинорецензия коронавирус #WineFest карантин книги театр драмы "Психо Дель Арт" Крымский военно-исторический фестиваль Федюхины высоты фестиваль Море спектакли ДКР Севастопольский ТЮЗ танцы Молодёжь выставка Ольга Панкратова Музеи онлайн поэзия Великая Отечественная война Достоевский выставки Конкурс "Живая классика" Опера в Херсонесе Международный день танца пандемия Музей-заповедник "Херсонес Таврический" театр Картины живопись благотворительность Херсонес Санкт-Петербург современное искусство художник фильмы арт-отель "Украина" Эрмитаж кинофестиваль Святой Владимир Театр имени Луначарского Фонд «Живая классика» СевТЮЗ открытие сезона Таврида-АРТ Клим Шипенко онлайн-марафон опера Севастопольский военно-исторический музей-заповедник День ВМФ День Победы Григорий Лифанов творчество шоу Михаил Булгаков Крымская весна Мариинский театр СЦКиИ спектакль театр Луначарского группа Ленинград самоизоляция театр танца Вадима Елизарова Херсонес Таврический Сергей Шнуров Мастер и Маргарита дети Театр им. Кукол Севастополь Бесы изоляция Золотая балка Театральная улица кино искусство Андрей Маслов концерт VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Психо Дель Арт Дворец культуры рыбаков балет Большой севастопольский офицерский бал Сергей Безруков Анна Каренина праздник Большие гастроли музыка 9 мая Живая классика Александр Петров История 75 лет Победы художники «Эхо БДФ» Крым Zакрытый покаZ Афиша Севастополя Лев Толстой мастер-классы Динопарк Балаклава