#ТакоеКино: потустороннее такси, взмыленный ангел и кризис «Неадекватных людей»

14-01-2021 10:43

Январь начался с громких премьер в онлайн-кинотеатрах. Чем могут зацепить «Пассажиры» Карена Оганесяна? Почему новый фильм с Чулпан Хаматовой заслуживает вашего внимания? Случилось ли у «Неадекватных людей» Романа Каримова триумфальное возвращение на большие экраны? И чем нашему российскому зрителю будет особо близок новый фильм с Мадсем Миккельсенем «Ещё по одной»? Об этом и не только – в нашем сегодняшнем кинообзоре.

 «Пассажиры» / реж.: Карен Оганесян / Россия, 2020

Что нас ждёт по окончанию земного пути? Пережившие клиническую смерть, говорят, там что-то есть. Однако создатели сериала «Пассажиры» решают не копать так глубоко и предлагают нам свою версию развития событий после того, как душа покидает тело. Если человек не успел подвести какой-то важный итог, в чём-то себе признаться, и при этом ему ещё повезло родиться в Москве, то он попадает… в такси. Оно будет его неспешно везти по столичным проспектам до тех пор, пока собственно не случится сама «исповедь». Ну а в роли «батюшки-таксиста» – Кирилл Кяро собственной персоны.

К теме потустороннего мира режиссёр сериала Карен Оганесян обращается не впервые. Собственно его путь в большом кино начался с фильма «Я остаюсь». Картина рассказывает о безнадёжном скептике докторе Тырсе (последняя роль Андрея Краско), который из-за несчастного случая оказывается между жизнью и смертью. По ходу фильма герой осознает, что не всё так было плохо в его земном пути и ему есть зачем возвращаться.

В этом смысле новая работа Оганесяна куда беспощаднее: у героев уже не остаётся выбора – на Землю им путь заказан. Чтобы не застрять между мирами, каждому новому пассажиру предстоит проговорить то, что его не отпускает из этого мира, лежа тяжёлым грузом на душе. Ну а последний сеанс психотерапии ведёт таксист Андрей в исполнении Кирилла Кяро. Иногда, чтобы пробить «эмоциональный панцирь» за которым прячутся новоприбывшие, ему реально приходится обращаться к не самым гуманным психологическим методам, выводя пассажира из зоны комфорта.

Минимум действия, минимум хронометража и максимум диалогов – именно по такому принципу построен сериал. С одной стороны может показаться, что за 17 минут едва ли возможно во всю ширь развернуть полотно человеческой драмы. Однако продуманные до мелочей реплики героев спасают положение. Сценаристам можно было конечно размахнуться и насытить каждый эпизод «Пассажиров» содержательными флэшбэками, дабы сделать историю объёмней. Но в данном случае зритель словно делает глоток хорошего вина – раскрываются все оттенки характеров, все полутона отношений и в финале – долгое послевкусие.

Сериал конечно можно упрекнуть в том, что почти всё действие происходит в замкнутом пространстве – салоне старого «Мерседеса» из далёких 90-х. Но, во-первых, 17-18 минут хронометража – это слишком короткое время, чтобы зритель заскучал. И, в конце концов, в эпоху, когда люди разучились говорить и слушать, подобные фильмы приучают в первую очередь прислушиваться к себе. Хотя бы иногда. Если в своё время вы были под впечатлением от «Диалогов» Иры Волковой, состоящих из пяти зарисовок о каких-то сутевых вещах, то «Пассажиры» – это определённо ваше кино.

Грубо говоря, Оганесян снял восемь короткометражных философских новелл о том, насколько сложным и непостижимым механизмом является человек. Героя Кирилла Кяро порой становится даже жалко – ведь это какие же надо иметь внутренние ресурсы, чтобы работать с душой человека, да ещё и конвейерным методом. С загадочным таксистом Андреем тоже не всё так просто – у него своя история, развязка которой пожалуй главная интрига «Пассажиров».

Что касается существования в кадре, то есть ощущение что «Нюхач» устал раскрывать убийства и решил потаксовать – ну никак не хочет Кяро отпускать своего персонажа. При том, что артист-то он очень одарённый.

А из его «пассажиров» пока впечатлила только Юлия Ауг, исполнившая роль судьи, не нашедшей взаимопонимания с сыном. В принципе, эта актриса своим талантом и харизмой способна украсить любую картину. И надо сказать, что именно благодаря тому, что образ был прожит до слёз убедительно, «Пассажирам» всё ещё даёшь шанс. Надеешься на такие же пронзительные актёрские работы в дальнейшем. Ведь если их убрать или снизить градус, то новый проект Оганесяна превратится просто в бессмысленный видеоряд. Но оставшиеся 4 серии пока вселяют надежду, что это потустороннее такси ещё вырулит в нужную сторону.

«Доктор Лиза» / реж.: Оксана Карас / Россия, 2020

Поговорив о тех, кого уже спасти нельзя, обратимся к миру живых. Ну почти. Речь пойдёт об Елизавете Глинке, широко известной как Доктор Лиза. Её уже 4 года нет с нами. Правозащитник, филантроп, общественный деятель, основатель фонда «Справедливая помощь», она до последнего боролась за то, во что верила, хотя чиновничий мир не всегда одобрял эти методы борьбы.

Главную роль исполнила Чулпан Хаматова. Вряд ли удастся представить более подходящую кандидатуру. Уж какому как ни ей, основательнице фонда «Подари жизнь», понять, о чём надо играть и как. В своём изначальном виде сценарий представлял собой байопик с настолько елейным и причёсанным образом Глинки, что Хаматова настояла на полной его переработке. В итоге мы получили двухчасовый фильм, рассказывающий об одном дне из жизни Доктора Лизы, полным забот: похоронить бывшую подчинённую, накормить бомжей у Павелецкого вокзала, найти ампулы с морфином для смертельно больной девочки.

Очевидное достоинство картины Оксаны Карас в том, что «Доктор Лиза» не ушла в сторону «жития святой», а показала Глинку нормальным живым человеком, которому не чужды самые разные эмоции и поступки. По делу может и вспылить, осадить, когда надо и даже снять стресс спиртосодержащим после взмыленного трудового дня. Вот это осознанное игнорирование документальной точности, осмысление образа реальных персонажей и введение вымышленных, позволяет «Доктору Лизе» оставаться полноценным художественным фильмом.

Оператор Сергей Мачильский намеренно уходит от вылизанной картинки. Камера, будто живущая отдельной жизнью, создаёт эффект полного погружения в отталкивающие российские реалии. Те, кто оказался на обочине жизни – обитатели Повелецкого вокзала – словно отражение той изуродованной страны, в которой Доктор Лиза не перестаёт отстаивать веру в свои идеалы. Оставаясь человеком в самых разных в ситуациях, она пытается разглядеть человека как и в циничном госслужащем, так и в обезумевшей пьянице без рода и племени.

Снятая в телевизионном формате, «Доктор Лиза» своими филигранными актёрскими работами уверенно держит курс в сторону фестивального кино. Если не брать в расчёт то, как запредельно честно Хаматова проживает в кадре жизнь своего персонажа, наотмашь бьёт игра таких корифеев кино, как Татьяна Догилева и Сергей Сосновский. Даже уже ради их эпизодов на «Доктора Лизу» стоит потратить два часа своей жизни.

«Неадекватные люди 2» / реж.: Роман Каримов / Россия, 2020

От адекватного во всех отношениях человека, перейдём к неадекватному. Точнее – к людям. Дебютная картина Романа Каримова «Неадекватные люди, выйдя на экраны в 2010 году, и получив хвалебные отзывы критиков, в общем-то задала в российском кино определённый уровень жанру «комедия».

Как и в любом талантливо сделанном произведении, в «Неадекватных людях» комедия, драма и ирония смешались между собой в самых правильных пропорциях. А ещё добавить к этому хлёсткие диалоги и убедительную химию между Ильёй Любимовым и Ингрид Олеринской и получаем весьма качественный продукт, который пробил Роману Каримову дорогу на экраны кинотеатров.

Хотя, надо признать, что у молодого режиссёра были и откровенно провальные, абсолютно невнятные проекты. Чего только стоит «Чёрная вода» с претензией на психологический хоррор и «Днюха», полностью убивающая режиссёрский самобытный стиль Каримова.

Продолжение «Неадекватных людей» ещё на стадии анонсов звучало как определённый реванш режиссёра, возвращение того самого Каримова, которому когда-то удалось о себе громко заявить в большом кино. Но так, на секундочку, с того момента прошло уже десять лет – изменился как режиссёр, так и его герои, увязшие в семейном быте.

Складывается ощущение, что полюбившиеся зрителям персонажи были использованы лишь для привлечения внимания к картине, являющейся по факту сиквелом, а по сути – отдельным кино о кризисе брака. В принципе, всё понятно. Закоренелый интроверт и девочка с багажом психологических проблем просто повзрослели. Он пытается уверенно шагать по карьерной лестнице, она – найти своё призвание. У каждого формируется своя система ценностей и это приводит к логичному и жизненному финалу.

Исходя из этого, «Неадекватных людей 2» можно засчитать Каримову как вполне удавшуюся попытку сделать принципиально иное кино в своей карьере и тем самым перейти на новый виток развития. Нелинейное повествование, спектр социальных и внутренних проблем, более высокий градус драматизма, даже определённый налёт философии – всё это работает в плюс.

С другой стороны, Каримов напрочь нарушает все законы классического сиквела. Но может дело не в том, что режиссёр повзрослел, заматерел душой и потянул за собой своих героев? Может он просто не изменяет себе и предпочитает оставаться самобытным?

«Ещё по одной» / реж.: Томас Винтерберг / Дания, Швеция, Нидерланды, 2020

Продолжая тему о неадекватных людях, нельзя не вспомнить эту картину. «Ещё по одной» – фильм, снятый содружеством Дании, Швеции и Нидерландов, заработавший на «Кинопоиске» рейтинг 7,6. При этом грань между неадекватностью и адекватностью размывается от кадра к кадру и история о четырёх учителях, решившихся на отчаянный алкоэксперимент, становится очень близкой и понятной не только европейскому, но и нашему взыскательному русскому зрителю.

Старые друзья решают проверить научную теорию о том, что у человека с самого рождения не хватает в крови 0,5 промилле. Как бы это смешно ни звучало, но им предстоит серьёзное испытание. Они намереваются употреблять в рабочие дни, но при этом не пить вечером и по выходным. Цель проста – понять, как такой режим будет влиять на их социальные связи и психологическое состояние. По началу их накрывает эйфория, они загораются своим делом, превращают свои уроки в настоящие перформансы, ученики кайфуют. Но как только друзья решают увеличить дозу, ситуация начинает выходить из под контроля…

Конечно, с одной стороны этот фильм можно обвинить в пропаганде алкоголизма – мол, чтобы остро ощущать всю прелесть жизни во всех красках и оттенках, нужно поднять промилле в своей крови до критических показателей. Детально прописанные персонажи собственно так и делают и в итоге теряют всё, чем дорожили. Ну или задумываются – а дорожили ли?

Герои зарубежного фестивального кино в кадре пьют русскую императорскую водку, рассуждают о русском алкоголизме и картина как-то незаметно обретает очертания зеркала, в которое смотреться нашему человеку и страшно и приятно одновременно. А что творит оператор Стурла Грёвлен! Очередная попойка друзей, когда промилле превышает все допустимые нормы, снимается со всех возможных ракурсов, чтобы зритель почувствовал себя полноценным участником процесса.

Ну а в качестве бонуса – историческая хроника с весёлым Борисом Ельциным и Леонидом Ильичём, поздравляющим страну с Новым годом. Это однозначно неприкрытый стёб над Россией, но обыгранный настолько тонко и умно, что создателям картины прощаешь практически всё. А они ведь по сути особо ничего не сделали. Лишь показали страну, которую нам оставили на растерзание.

«Мне плевать, что ты выпиваешь с друзьями. У нас вся страна спивается. Не в этом дело», – говорит героиня своему мужу. А в чём дело? Собственно посмотрите картину и всё поймёте. Не будем спойлерить.  По итогу одно можно сказать точно – это самый жизнеутверждающий фильм об алкоголизме, когда либо выходивший на экраны. И герой Мадса Миккельсена, исполняющий в финале виртуозные пируэты, – прекрасен. Человек просто обрёл себя. А что ещё нужно для счастья?

Арсений Веденин

Фото: film.ru, 2datyvyhoda.ru, begeton.com, premier.one, youtube.com, rfi.fr, aif.ru, rg.ru, afisha.ru

Читайте также другие материалы из нашей рубрики:

#ТакоеКино: влюблённый Шерлок, загадочный «Псих» и новый «Метод»

#ТакоеКино: ода нежности, проклятый перевал и беспощадные СМИ

#ТакоеКино: вечный октябрь, «Гнездо» раздора и загадка русской глуши

#ТакоеКино: байки Патриарших, Россия Хлебникова и новогодний коктейль

 312 Всего просмотров



"Доктор Лиза", "Ещё по одной", "Неадекватные люди 2", "Пассажиры",

Поделиться:

Похожие посты

Куда пойти на выходных: феномен советского кино и мечта наяву

Ироничные и пробирающие до глубины души, комичные и трагичные — такие разные, но всегда любимые советские фильмы! Многие из них разошлись на цитаты. Они уже стали самостоятельным культурным достоянием. Меняются поколения, но любовь к советскому кино

Прежде чем истину охранять, нужно её откопать

В Московском Доме книги состоялась презентация книги "Юрий Поляков: колебатель основ или охранитель устоев?" Итак. Писатель – живой классик. Один из самых читаемых авторов России: прозаик, публицист, драматург и поэт, чье творчество вот уже сорок

Мастерство и никакого мошенничества: на грани реальности вместе с Питером Коглером

Австрийский график Питер Коглер создаёт психоделические росписи стен, которые вызывают противоречивые чувства. Его иллюзорные комнаты сбивают с толку. В них с лёгкостью может закружиться голова, а может и что-то проясниться. Экспериментируя с простра

Андрей Мягков: «Человек, живущий из себя…»

Парадокс Андрея Мягкова… Загадка Андрея Мягкова… Это человек, которого хочется разгадывать, а разгадать невозможно. Можно только обозначить множество внешних нестыковок и застыть в удивлённом восхищении перед целостностью характера этого человека.

Есть идея — реализуй: открыт приём заявок на конкурс проектов ArtTeam

Роскультцентр совместно с «Центром кинофестивалей и международных программ» при поддержке Фонда президентских грантов объявил о старте приёма заявок на ежегодный Всероссийский конкурс проектов в сфере креативных индустрий ArtTeam. В нём могу

Новости ForPost

Метки

музыка художники творчество роман "Текст" кино самоизоляция Александр Петров книги карантин балет Сергей Шнуров Андрей Маслов Мастер и Маргарита Фёдор Достоевский открытие сезона Ольга Панкратова спектакли Психо Дель Арт Театр имени Луначарского Лев Толстой Севастопольский военно-исторический музей-заповедник спектакль Севастопольский офицерский бал группа Ленинград Херсонес Театральная улица Дмитрий Глуховский Музей-заповедник "Херсонес Таврический" благотворительность художник концерт Кванториум шоу выставки Бесы Импровизационный батл СЦКиИ праздник История дети живопись искусство Андрей Кончаловский кинофестиваль Святой Владимир фильмы Санкт-Петербург Херсонес Таврический фестиваль СевТЮЗ #WineFest День ВМФ театр Луначарского мастер-классы Конкурс "Живая классика" Молодёжь онлайн-марафон театр драмы "Психо Дель Арт" коронавирус Федюхины высоты Достоевский VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Балаклава Большой севастопольский офицерский бал Море Музеи онлайн Театр танца им. Вадима Елизарова Анна Каренина Севастопольский ТЮЗ Крымский военно-исторический фестиваль Клим Шипенко Конкурс красоты арт-отель "Украина" Дворец культуры рыбаков вокал Золотая балка 9 мая Эрмитаж ДКР пандемия Динопарк Картины опера 75 лет Победы изоляция Великая Отечественная война Театр им. Кукол Фонд «Живая классика» современное искусство Севастополь Григорий Лифанов поэзия День рыбака выставка театр Живая классика Опера в Херсонесе театр танца Вадима Елизарова День Победы конкурс Конкурс "Севастопольская красавица - 2020"