#ТакоеКино: байки Патриарших, Россия Хлебникова и новогодний коктейль

23-12-2020 18:41

Предновогоднюю подборку планировали сделать из светлого и доброго кино, но как тут обойдёшь стороной, берущих своей наглостью «Беспринципных»? Как не скажешь пару слов о возвращении на экраны «Обычной женщины» товарища Хлебникова? Пройдёшь ли мимо второго сезона «Первых ласточек», взорвавших год назад украинское ТВ? Нет, конечно. Но красивый праздничный аккорд в последнем обзоре в этом году мы вам обещаем.

«Беспринципные» / реж.: Роман Прыгунов / Россия, 2020 г.

Хоть «Беспринципные» и не возглавили рейтинг лучших российских сериалов 2020 года (кстати, в лидеры вырвался «Перевал Дятлова», мы о нём писали здесь), но надо сказать, что это вполне адекватный выбор, если хочешь дать полноценный отдых глазам и мозгу. В основу сюжета легли сатирические рассказы Александра Цыпкина.

Перед нами своеобразный сборник новелл о неловких и забавных ситуациях, в которых оказываются семьи, проживающие в одном из самых престижных районов Москвы – на Патриарших прудах (или как его называет местная элита – Патриках). У богатых свой дурдом – это если коротко о сериале. Муж, дабы скрыть любовную связь на стороне, прикрывается выдуманной дочерью друга. А этот друг, в свою очередь, толкает своего подчинённого на измену, потому что так хочет жена. И это лишь малая толика ситуаций «из ряда вон», в которых оказываются герои «Беспринципных».

По словам автора литературной основы Александра Цыпкина, примерно 70% историй сериала действительно происходили с жителями Патриарших прудов и их окрестностей. Взять хотя бы эпизод с героем Павла Деревянко, когда он не узнаёт свою экс-любовницу и притворяется братом-близнецом самого себя. Подобные ситуации не всегда «подглядишь» в реальной жизни, но «Беспринципных» Патрики показаны особым миром, живущим по своим законам.

Мораль им только снилась. С этим посылом не так давно к зрителям обращался Богомолов в своих «Содержанках». Но если там высшее столичное общество выглядит одним большим осиным гнездом, то в «Беспринципных» Роман Прыгунов (кстати, уже показавший бездуховность современной Москвы в обеих частях «Духlessа») основательно смягчает углы, безудержно смеясь над пороками состоятельных москвичей. При этом не покидает ощущение, что сериал сняли с расчётом именно на «центровых», цинично пройдясь по всем нормам морали.

Среднестатистический зритель вряд ли сможет себя ассоциировать с обитателями фешенебельного квартала, которые ежедневно решают свои «элитные» проблемы. А их немало: найти гада, подарившего разбавленный коньяк за 1500 евро, найти любовницу для мужа, чтобы тот стал «своим» в высшем обществе, найти партнёра для группового секса и далее по списку.

Создатели «Беспринципных» безжалостно тестируют все традиционные ценности, но подкупает то, как этот эксперимент «запакован» – в лёгкую ситуационную комедию с солнечными видами центральной Москвы. Если хочется «напитать» глаз чем-то сочным и жизнерадостным – «Беспринципные» однозначно подойдут для просмотра. Ну и концентрация звёзд на одну стандартную серию здесь конечно зашкаливает: Павел Деревянко, Оксана Акиньшина, Павел Табаков, Аглая Тарасова, Николай Фоменко, Кристина Бабушкина, Ингеборга Дапкунайте, Максим Виторган, Надежда Михалкова, Юрий Колокольников. От обилия знакомых лиц в глазах начнёт рябить.

Но надо признать, что актёры ничего выдающегося в кадре не делают. Ждать слишком многого от 8-серийной комедии о люксовой Москве не приходится. Светская звёздная братия решила просто профессионально потусить перед камерой, светя в кадре последними айфонами, попутно рассуждая о сексе и войне полов. Разве что герой Павла Деревянко, который не только участвует в этом полубезумном VIP-марафоне, но и берёт на себя роль рассказчика, способен удерживать на себе внимание. Уж очень вкусно он рассказывает о той далёкой для нас Москве и её Патриках, где «если ты полностью ненормальный, то ты на самом деле нормальный». Живём в эпоху парадоксов, ничего не поделаешь.

«Обычная женщина 2» / реж.: Борис Хлебников / Россия, 2020 г.

Ну а теперь совсем не до смеха. Ибо Хлебников. В частности – его долгожданное продолжение «Обычной женщины». В новом сезоне клубок жести, преследующий героиню Анны Михалковой, стал ещё туже – проблемы ссыплются на неё изо всех дыр. Едва она успевает заштопать одну, сразу появляется другая – и так до бесконечности.

В этом смысле второй сезон держит изначально заявленную планку – при просмотре не покидает ощущение грядущего мощного взрыва, который разрушит жизни героев до основания, а нервы зрителя порвёт в клочья. В принципе очевидно, что былой градус напряжения будет только нарастать – от событий первой части во втором сезоне нас отделяют всего сутки.

В последней серии нескончаемый поток проблем доводит Марину до нервного срыва и у неё начинаются преждевременные роды. А перед этим муж узнаёт о другой стороне её жизни – работе сутенёршей. А ведь «обычная женщина» просто хотела спасти свою семью от той финансовой ямы, которая по роковому стечению обстоятельств замаячила на горизонте. От отчаяния она сделала этот шаг в неизвестность и, конечно, не думала о тех чудовищных последствиях, к которым это приведёт… А, может, и думала. Неоднократно.

Вообще, надо отметить, что сериал «Обычная женщина» – это, пожалуй, первый проект в фильмографии Анны Михалковой, где её актёрский талант заиграл в полную силу (хотя, она была очень неплоха в «Кококо» Авдотьи Смирновой и до мурашек убедительна в «Шторме» того же Хлебникова). Жизнь тебя с размаху бьёт лопатой, а ты всю сопутствующую боль отыгрываешь лишь глазами. Сначала может показаться, что у героини уже просто эмоциональный ступор от переизбытка стресса и нервная система таким образом защищается. Однако главный «везувий» у Марины происходит внутри и Михалкова живёт в этом состоянии крайне убедительно.

«Обычная женщина» – этот как раз тот самый случай, когда сериал смотреть больно. Во всех смыслах. И нервы натянуты потуже гитарной струны, да и за саму Россию больно. На примере Марины и той жуткой ситуации, в которой она оказалась, Хлебников преподносит нам очень неприятную правду – иногда, чтобы выжить в наших реалиях, приходится становиться частью большой преступной системы. Страшно оказаться за чертой уголовного кодекса, но не менее страшно упасть лицом на осколки собственного мира. Герои постоянно балансируют на этой тонкой грани, но так ли просто отказаться от компромиссов с собственной совестью, когда всё вокруг тебя рушится стремительнее карточного домика?

Обычная русская женщина, которая не по своей воле прёт против государственной машины, каблуком давит все нравственные нормы и понятия с целью уберечь свою семью – это героиня нашего времени? Или его позор? Такой провокацией Хлебников словно обращается ко всем возможным критикам и зрителям – пусть святой кинет в меня камень.

Продукт на выходе получился вполне качественный, поэтому ни камни, ни помидоры в режиссёра не полетели и уже не полетят, но «Обычная женщина» даже при всей своей реалистичности отдаёт сериальными штампами. Образно говоря, полотно, написанное по законам жанра, разбавили «чернушной» краской, нецензурной лексикой, вечными московскими осадками и получили «Обычную женщину» пытающейся сохранить остатки рассудка в обычном российском мегаполисе. Это кино под настроение. Хотя, учитывая сегодняшние реалии, настроение у россиян соответствующее. Должно зайти.

«Первые ласточки. Зависимые» / реж.: Валентин Шпаков / Украина, 2020 г.

А вот где зритель столкнётся с конкретной жестью и беспощадностью сценаристов, так это во втором сезоне скандального украинского сериала «Первые ласточки». В нас буквально швыряют целым букетом проблем современной молодёжи: онлайн-харассмент, сексуальное самоопределение, наркозависимость, суицид, насилие в семье и так далее.

Первый сезон вращался вокруг психологического давления на молодёжь через социальные сети. Жертвами онлайн-харассмента становятся ученики обычной общеобразовательной школы. Накануне выпускного происходит трагедия – одна из старшеклассниц сводит счёты с жизнью не оставив предсмертной записки. Её одноклассники решают выяснить, что подтолкнуло девушку к самоубийству и начинают собственное расследование. Параллельно за дело берётся следователь Ольга Макарова. Был ли у девушки реальный мотив уйти из жизни или ей кто-то в этом помог? Пытаясь докопаться до истины, она вскрывает целое осиное гнездо – нелицеприятные тайны учеников школы вылезают наружу…

Лихо закрученный детектив завершился вполне ожидаемо, но продюсеры, видя нешуточный ажиотаж вокруг сериала, решили сделать затравку на второй сезон. Однако сценарист Евгений Туник позже в интервью признался, что не захотел продолжать историю, так как посчитал это пагубной идеей – линии персонажей были завершены. Далее началось бы просто высасывание из пальца. Тогда команда «Первых ласточек» решила испытать новую фишку, к которой на украинском ТВ ещё не обращались – последовать примеру «Американской истории ужасов» и запустить сериал-антологию. Сохранив прежний актёрский состав, продюсеры разработали совершенно новую историю с другими персонажами.

Забитая тихоня из первого сезона во втором становится настоящей секс-бомбой, гомосексуалист-интроверт превращается в короля-ринга, строгий следователь – в преподавателя вуза, ведущего двойную жизнь. При том, что тонким пунктиром продолжается линия первого сезона, вторая часть «Первых ласточек» концентрируется на теме самых разных человеческих зависимостей и их истоков.

Сериалы – это такая особая территория, где неудобные проблемы молодёжи намечаются лёгким штрихом. В данном же случае, авторы истории решили направить вектор в самую гущу вопросов, которые не принято громко обсуждать на федеральном ТВ. И Новый канал прекрасно понимал, что у «Первых ласточек» будет высокий, но не безоблачный полёт. Правдоподобно показать ад современной молодёжи – очень смелая задача, однако она не везде будет оценена по достоинству. До российского телевидения «Ласточки» так и не долетели. Премьерные серии еженедельно выкладывались на «Кинопоиске». Так же случилось и со вторым сезоном.

В предыдущем блоке серий сценаристы пытались обратиться к вечной теме конфликта поколений, но им лишь просто удалось наметить определённые болевые точки. А вот уже в новых «Ласточках» своих бесов наружу выпускает не только молодёжь, но и более старшее поколение. Днём преподавать на факультете журналистики, а ночью, облачаясь в чёрный латекс, реализовывать свои болезненные сексуальные фантазии. И ведь у такой жуткой трансформации есть свои истоки.

Нет, создатели «Ласточек» никого не пытаются оправдывать. Они просто рисуют картину мира, который для современной молодёжи сегодня всё больше напоминает «лабиринт Минотавра». Не находя выхода, не получая ответа, они пускаются во все тяжкие. Как остросюжетный сериал, «Первые ласточки» держат нас в хороших тисках, а как социальный проект, делают последнее предупреждение. Хотя сколько их уже было. И толку то. Молодёжь продолжает ходить по краю…

«Рождество на двоих» / реж.: Пол Фиг / Великобритания, США

И всё-таки близится Новый год, поэтому завершить сегодняшнюю подборку хочется светлой и атмосферной картиной. Можно предположить, что больше всего выходу ленты радовались фанаты «Игры престолов». Увидеть наконец свою любимицу Эмилию Кларк не в мрачном фэнтези всех времён и народов, а в совершенно новом амплуа, да ещё в невероятно красивом новогоднем фильме – ну разве это не праздник?

Спасаясь от войны, семья Кейт покидает родную Югославию и перебирается в Лондон. Проходят годы, и главная героиня обнаруживает себя абсолютно несчастной, с целым багажом личных и семейных проблем. Она не поддерживает контакт с родителями, снимает комнату у подруги, и чтобы как-то свести концы с концами, работает в магазине рождественских товаров. Злая на весь мир, Кейт из последних сил терпит покупателей, конфликтует с начальницей, злоупотребляет алкоголем и уже вроде как смирилась с таким образом жизни. Всё меняет случайное знакомство с загадочным Томом. Очаровательный молодой человек открывает для Кейт совершенно другой мир и заставляет девушку по-иному взглянуть на свою жизнь…

В оригинале фильм называется Last Christmas и собственно, одноимённая песня группы Wham! легла в основу сценария. Можно сказать, что уже сам текст композиции – это один большой спойлер, оставляющий немного пространства для воображения. «Рождество на двоих» конечно можно поругать, за использование классических голливудских штампов, но душевная составляющая и праздничная картинка забирают на себя практически всё внимание зрителя, не давая возможности останавливаться на деталях.

Концентрация Рождества в этой картине запредельная. Ощущение сказки на тебя льётся буквально из каждого кадра. Когда в глазах уже рябит от обилия новогодних безделушек, интерьеры уютного магазинчика сменяются лондонскими улицами, утопающими в праздничной иллюминации. Конечно, если имеешь хоть минимальный опыт просмотра американского мыла, то уже ближе к середине фильма ты исключаешь всякую возможность приторного хээппи-энда. И у этого кино появляется шанс хотя бы ненадолго остаться в памяти.

В целом, с этим фильмом всё неплохо. Законы драматургии строго выдержаны: переосмысляя свою жизнь, героиня обретает себя, уверенно движется в сторону катарсиса и вполне возможно, что незадолго до финала добиться зрительской, не очень-то скупой слезы. При этом видно, что Эмилия Кларк не тащит на себе этот фильм, а словно беспечно его катит на санках, берёт своим «обаянием оторвы», как когда-то в нулевые это лихо делала Линдси Лохан.

На выходе мы получаем красивый коктейль из самых популярных ингредиентов, но послевкусие у него долгое и приятное. В самый раз, чтобы выпить его под ёлочкой за несколько часов до Нового года.

Арсений Веденин

Фото: tsypkin.com, kinoproducer.ru, 2datyvyhoda.ru, date-release.info, novy.tv, ua-cinema.com, stoneforest.ru, ivi.ru, soyuz.ru

Читайте также другие материалы из нашей рубрики:

#ТакоеКино: влюблённый Шерлок, загадочный «Псих» и новый «Метод»

#ТакоеКино: ода нежности, проклятый перевал и беспощадные СМИ

#ТакоеКино: вечный октябрь, «Гнездо» раздора и загадка русской глуши

 488 Всего просмотров



"Беспринципные", "Обычная женщина 2", "Первые ласточки. Зависимые", "Рождество на двоих",

Поделиться:

Похожие посты

Лучшие российские пиротехники раскрасили небо над акваторией Севастопольской бухты

Кульминацией празднования Дня России в Севастополе стало свето-пиротехническое шоу, которое показало главные вехи истории города-героя и сопровождалось музыкальными произведениями разных эпох. Уникальное представление впервые состоялось в Севастополе

От комедии до трагедии: Античный театр открывает летний сезон

На следующей неделе в Античном театре Херсонес Таврический открывает очередной театральный сезон! Летними вечерами зрители смогут почувствовать себя жителями древнегреческого города и насладиться проникновенной игрой артистов под открытым небом. В ию

Лакомство ЗОЖников и жевательный лёд для взрослых: в Севастополе пройдёт фестиваль мороженого

День России и День города в Севастополе будут «вкусными» во всех отношениях. Помимо зрелищных мероприятий жителей и гостей города ждёт Фестиваль мороженого. Подобный праздник проводится у нас впервые. Участники ярмарки намерены удивить самым разнообр

В той же тональности, как история с Эйфелевой башней — Андрей Уваров о театре оперы и балета

Народный артист России, премьер Большого театра Андрей Уваров считает, что архитектурное решение Севастопольского государственного театра оперы и балета сблизит исторический и современный облик города. Об этом он рассказал в интервью ForPost. Кроме т

Фестиваль военных оркестров и выступление Пелагеи: как в Севастополе отметят День России и День города

День России и День города жители и гости Севастополя будут отмечать несколько дней. Четвёртый всероссийский фестиваль военных оркестров, театрализованные плац-концерты, свето-пиротехническое шоу, выступления танцоров, ди-джеев, спортивные активности,

Новости ForPost

Метки

опера арт-отель "Украина" Динопарк мастер-классы Афиша Севастополя концерт Конкурс красоты Фёдор Достоевский Михаил Булгаков СЦКиИ Крым искусство открытие сезона Дворец культуры рыбаков праздник Большой севастопольский офицерский бал театр Луначарского Психо Дель Арт вокал художники выставка театр Санкт-Петербург Музеи онлайн самоизоляция изоляция История спектакли Картины выставки Херсонес Таврический кино Сергей Безруков Григорий Лифанов СевТЮЗ Лев Толстой Сергей Шнуров конкурс балет Эрмитаж Живая классика благотворительность кинорецензия Театр им. Кукол коронавирус шоу ДКР книги Ольга Панкратова Фонд «Живая классика» Севастопольский ТЮЗ Федюхины высоты Севастопольский офицерский бал музыка Бесы Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Театр имени Луначарского Россия 9 мая Театральная улица Анна Каренина Опера в Херсонесе группа Ленинград VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Александр Петров Море Международный день танца Молодёжь Конкурс "Живая классика" художник пандемия творчество Севастополь кинофестиваль Святой Владимир спектакль фильмы Клим Шипенко Крымская весна Балаклава Крымский военно-исторический фестиваль фестиваль 75 лет Победы онлайн-марафон поэзия Золотая балка День рыбака Херсонес театр драмы "Психо Дель Арт" дети современное искусство живопись карантин День Победы Мастер и Маргарита театр танца Вадима Елизарова Музей-заповедник "Херсонес Таврический" #WineFest Достоевский День ВМФ Великая Отечественная война