Как в «Урале» борются за современную русскую литературу

31-03-2018 16:46

В январе этого года екатеринбургскому литератуно-художественному и публицистическому журналу «Урал» исполнилось 60 лет. А уже марте в рамках литературного фестиваля «Урал в Крыму» в Севастополь приехали главный редактор журнала Надежда Колтышева и руководитель отдела прозы Андрей Ильяненко. Цель поездки — познакомиться с читателями, а также встретить одного-единственного подписчика журнала “Урал” из Севастополя – Анастасию Подольную.

В том числе, журнал «Урал» привёз спектакль «Страшный суп» по пьесе Олега Богаева в его же постановке. Спектакль ставился специально к фестивалю и прошёл на Малой сцене театра имени Луначарского с большим успехом.

ForPost встретился с Надеждой Колтышевой и Андреем Ильяненко. Говорили о писательском мастерстве, о графоманах и настоящих писателях, а также о том, как издать свой собственный рассказ.

— Надежда, какие по вашему мнению главные задачи решает журнал?

— Ну конечно, точно такие же, как он решал и всегда. Это борьба за настоящую, современную русскую литературу. Я называю нас “санитары литературы”. У нас солидный коллектив редакторов, как и в других толстых литературных журналах. Сейчас, понимаете, во времена Интернета, писатели все. Любой блог.

— Все режиссеры, все снимают фильмы…

— Все, все.

— И все еще разбираются в футболе.

— Заводы стоят, одни фотографы в стране. Как в песне Шнура поется. К нам в журнал никогда не попадут тексты графоманов, не попадут тексты людей не умелых, не культурных, не образованных, потому что сидит редактор, и он, прежде чем поставить текст в журнал, его читает и одобряет либо нет.

— А как вы определяете — кто графоман? Я думаю, вас много раз об этом спрашивали… Вот как понять?

Ильенков: Я думаю, тут два фактора – во-первых, действительно, люди у нас работают образованные, во-вторых, это еще опыт. Когда я пришёл, то не понимал, что хорошо, а что плохо. Год-два работы — и это уже видно с первой страницы. Это просто опыт.

Колтышева: Я пришла работать в «Урал» ещё совсем молодой девочкой и не знала, как я буду оценивать тексты. Я спросила, и думала, может быть, есть какой-то алгоритм. Заведующий отделом прозы Валерий Исхаков мне тогда сказал: «На первых порах достаточно эстетического вкуса, надо руководствоваться им». Вкус, конечно, развивается, и появляется опыт. Так или иначе, мы читаем всё, смотрим как автор оформил свой текст, это тоже на многое указывает. Графоманы любят цветные шрифты, какие-то побольше, жирным, полужирным, дополнительные выразительные средства.

— Вы имеете в виду «оформил», когда он вам присылает в редакцию?

— Да, картинки вставляет.

— Может быть, один из советов авторам  – это избавляться от вот этих украшений своего текста?

— В общем, да: украшай словами, своими словами. Пиши так, чтобы мы сами поняли в этот момент, что здесь курсив подразумевался.

— Кто ваши читатели, Андрей?

Скажем так, журнал адресован человеку читающему, культурному. Обычно толстый журнал – всё-таки элитарная литература. Там никогда не публикуют фантастику, детективы, жанровую литературу, но мы смотрим только на текст.  Если это хорошо независимо от жанра, мы его берём. А с некоторых пор у нас, а именно с 2010-го года, появилась детская рубрика. Это придумано для того, чтобы выращивать своего читателя. Несмотря на то, что у нас 16+, мы подразумеваем, что, может быть, родители прочитают своим детям …

— А как стать вообще автором вашего журнала?

— Для начала надо что-нибудь написать и нам прислать.

— Это понятно. Это без текста тяжело. Вот есть авторы в Севастополе, предположим, они не знают о вашем журнале, и, узнав, очень бы хотели опубликоваться.

— Присылайте. У нас ест сайт — uraljournal.ru. Там все контакты указаны.

— То есть на самом деле, всё очень просто?

— Очень просто, и мы как раз тот редкий случай, когда работа идёт с самим текстом, со всеми рукописями: все, что присылают нам на почту, наши редакторы прочитывают. В 2016-ом году прочитали 1386 текстов, из них 911 была только проза. Конечно, Андрей один бы с этим не справлялся, у нас есть еще два редактора отдела прозы, которые отбирают первое прочтение.

— Вы потом что-то отвечаете?

— Нет, вот этого мы не делаем. Мы отвечаем только в том случае, если мы принимаем текст к публикации. Аворы, как правило, пишут или звонят, им говорят: «К сожалению, это отказ, пишите еще что-нибудь. Попробуйте еще».

— Очень хочется узнать о тех самых тенденциях современной литературы, драматургии и прозы. О чем сейчас пишут? Какие особенности, признаки сегодняшней эпохи? Они есть?

— Люди пишут о том же самом – о жизни и смерти, о любви, о том, что их волнует. Если говорить о современных тенденциях, то это скорее к разделу публицистики. У нас пишут на какие-то острые темы. Например, у нас был блок статей «Легко ли быть русским в России?». Один автор прочитал у нас и написал статью в ответ: «Легко ли русским с русскими?».

— То есть это смежно с журналистикой?

— Да, да, публицистика. Какие-то темы, которые волнуют. Но там другое дело, потому что прозаиков и поэтов очень много, никогда не бывает недостатка в материале. Мы можем себе позволить выбирать не просто то, что вроде бы неплохо, а самых лучших. А в публицистике — там дело уже не столько в даровании публициста, сколько в самой теме, как он её поднимает.

— Язык, наверное?

— Язык, конечно же, желателен, но бывает, что не очень хорошо написано, но просто настолько интересные мысли, что ставим. Поскольку у нас нет редактора отдела публицистики или критики, естественно, там самая острая часть. У нас есть такой проект «Обсуждение». По-моему, один раз мы обсуждали художественное произведение, а все остальные разы это была именно публицистика.

— Прошло четыре года с момента воссоединения России с Крымом и Севастополем. Вы находитесь внутри громадного потока литературы, текстов и стихов. Пишут о Крыме? Стали писать или нет?

— Стали, безусловно. Не всегда хорошо получается. Вы знаете, что касается, например, Украины, конечно, больше пишут про Донбасс, потому что там война идет.

— Пишут оттуда?

— Нет, наши. Но и оттуда тоже пишут. Мы даже публиковали письма из Донбасса… И был большой рассказ, почти как повесть, не скажу, что гениальный, но очень эмоциональный. Там такая история: герой за то, чтобы отделиться от Украины, а жена наоборот. Не то что остросюжетный рассказ, а остро психологический, скорей. Но опять, чем мы отличаемся, извините, от прессы или от интернета? Конечно, у нас это не будет занимать всего объема, потому что остаются хорошие стихи, хорошая проза, которые просто нужно публиковать независимо от любых ситуаций.

— Вы согласны, что прозу нужно читать, как стихи, а стихи, как прозу?

Ильенков: Вот у нас есть писательница такая – Юлия Кошка, и кто-то про нее сказал, что ее прозу надо читать, как стихи. Я был категорически против. Стихи при этом она тоже пишет, они тоже публикуются у нас. У нее очень сложная проза, формально очень сложно выстроенная, и не надо ее читать, как стихи, потому что рядом она печатает и стихи, собственно. А читать стихи, как прозу, — я этого даже вообще не понимаю.

Колтышева: Не помню, кто сказал, но смысл такой: если это можно передать в прозе, не надо писать стихи.

— Вечные вопросы литературы —  насколько часто они сегодня поднимаются писателями, прозаиками, поэтами?

— Постоянно, потому что, когда у меня спрашивают: «Какие все-таки темы прозы, например?»… — Жизнь, смерть и любовь. Подавляющие вот эти темы.

— Они о себе пишут в основном?

— Конечно. Больше шансов на успех, если ты будешь писать о себе. Потому что себя ты лучше знаешь. Нет, хотя тоже, как сказать… это, кстати, явление современной литературы, когда какой-то писатель пишет про себя, какой он писатель и как он живет.

— Современная жизнь влияет на интерпретацию классики? Нужно, чтобы эта классика понималась и принималась теми же подростками в штанах с подкатами, которые тоже должны приходить в театры, и многие из них приходят в театры. Влияет все-таки современная атмосфера на то, как классику мы подаем сейчас?

Колтышева: Я свое личное мнение скажу: мне кажется, нет. И самое, конечно, главное – не надо заигрывать, не надо пытаться поставить «Женитьбу», как в «12 стульях», с каким-то хэппи-эндом, например. Не надо заигрывать. Конечно, надо делать современные спектакли, но в чем современность? Не в том, что они разговаривают по айфонам, а в том, что современные люди говорят об этих же самых темах. И я думаю, что на самом деле не надо драматизировать, не надо говорить о том, что молодежь не читает, они же не дебилы. Зачем с ними разговаривать, как с неполноценными? Нет, всё они любят, понимают, такие же люди с рукам-ногами. Они нас даже в чем-то продвинутее, они замечательные молодые люди, готовые к разговору, готовые к спорам. Но, тем не менее, это кто говорит? Это говорю я, человек, который занимается развитием журнала и придумывает разные проекты, которые как раз ориентированы на молодежь в нашем журнале.

Ильенков: Я вообще считаю, что стараться быть постсовременным — это самый прямой путь к тому, чтобы очень быстро устареть.

— Прекрасно. Последний вопрос – важнейшим из искусств для нас является… Надежда, как бы вы закончили эту фразу?

— Важнейшим из искусств… Литература, безусловно.

Ильенков: Шире я бы сказал — словесность.

— Спасибо большое за беседу.

Беседовал Сергей Абрамов.

Полную видео версию интервью смотрите здесь

 

 110 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Грядущие премьеры и назревшие проблемы: откровенный разговор с Григорием Лифановым

В театре им. Луначарского стартовал 111 сезон. По этому поводу мы встретились с его главным режиссёром Григорием Алексеевичем Лифановым. Беседовали не только о предстоящих премьерах, но и обсудили какие проблемы назревают у главного театра города, за

По следам нон-фикшн: прекрасные возможности, опасные тенденции

В Москве с 24 по 28 марта прошла Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№22. Это одна из трёх крупнейших московских книжных ярмарок. Считается, что на ней можно купить книги, которых уже нигде не купишь, к тому же, по вполне д

В Севастополе прошёл региональный финал конкурса юных чтецов «Живая классика»

Во всероссийском конкурсе «Живая классика» ежегодно принимают участие более 2,5 млн школьников. В этом году у конкурса юбилейный 10-ый сезон. Поэтому церемонии финала и суперфинала будут особенными — на них соберутся «выпускники» конкурса, участники

Прежде чем истину охранять, нужно её откопать

В Московском Доме книги состоялась презентация книги "Юрий Поляков: колебатель основ или охранитель устоев?" Итак. Писатель – живой классик. Один из самых читаемых авторов России: прозаик, публицист, драматург и поэт, чье творчество вот уже сорок

«Живая классика» открывает марафон чтецов

В Севастополе стартовали первые очные этапы Международного конкурса юных чтецов «Живая классика». От участников требуется выбрать отрывок из любимой прозаической книги, которая не входит в школьную программу, и прочесть его вслух. Финалисты конкурса

Новости ForPost

Метки

Севастопольский ТЮЗ Фонд «Живая классика» Севастопольский военно-исторический музей-заповедник книги онлайн-марафон искусство ДКР Ольга Панкратова театр Картины Анна Каренина открытие сезона кинорецензия живопись Эрмитаж Живая классика спектакли танцы Международный день танца кинофестиваль Святой Владимир поэзия художник Балаклава театр драмы "Психо Дель Арт" Федюхины высоты кино художники праздник изоляция Григорий Лифанов Психо Дель Арт Динопарк фестиваль арт-отель "Украина" Санкт-Петербург Михаил Булгаков Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Фёдор Достоевский Большой севастопольский офицерский бал Лев Толстой Театральная улица Бесы Александр Петров балет СевТЮЗ День ВМФ Херсонес Таврический Россия Театр имени Луначарского Дворец культуры рыбаков мастер-классы Сергей Шнуров конкурс Zакрытый покаZ концерт коронавирус Театр им. Кукол Молодёжь театр танца Вадима Елизарова выставки самоизоляция благотворительность творчество Севастополь выставка Достоевский Крымский военно-исторический фестиваль спектакль Великая Отечественная война Мастер и Маргарита Крым Крымская весна вокал Конкурс "Живая классика" СЦКиИ Сергей Безруков Севастопольский офицерский бал дети театр Луначарского День Победы VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» фильмы опера пандемия шоу Клим Шипенко #WineFest Афиша Севастополя современное искусство карантин Херсонес Море Золотая балка 75 лет Победы История Опера в Херсонесе Музеи онлайн группа Ленинград 9 мая музыка