«Это путь, который выбрал отец», — Александр Елизаров об экспериментах в театре танца
На сцене Севастопольского академического театра танца имени Вадима Елизарова пройдут праздничные вечера, посвящённые юбилею. Сегодня в составе труппы 45 человек, среди которых 9 заслуженных артистов Украины, 10 заслуженных артистов Республики Крым и 2 заслуженных артиста Севастополя. Директор Александр Елизаров рассказал ForPost-Афише о том, с чего начинался творческий путь театра, почему не стоит бояться экспериментов и какие возможности открываются перед артистами.
— Какой подарок подготовили артисты в честь 20-летнего юбилея театра?
— Праздничная программа включает в себя сцены из лучших наших спектаклей в хронологическом порядке, начиная с дебютного: «Весеннее путешествие», «Кармен», «Аргентинское танго», «Нотр-Дам де Пари» и других. Кроме того, зрителей ждут сюрпризы — коллаборации с симфоническим оркестром, а также Ансамблем песни и пляски Черноморского флота.
Наше «Избранное» — ретроспектива. Зрители увидят и фламенко, и аргентинского танго, и бальный танец, и современную хореографию. Мы покажем, как экспериментирует театр и как он меняется со временем. Праздничные вечера пройдут 13 и 14 декабря.
— Первыми артистами театра в далёком 1999 году стали участники танцевально-спортивного клуба «Виктория», который был создан Вадимом Альбертовичем?
— Да. Это были 12 пар, которые ранее выступали в ансамбле «Виктория». Их гастрольная деятельность началась ещё до создания театра. Сценический бальный танец был особенно интересен зарубежному зрителю. Ведь в Европе бальная хореография воспринималась больше как спорт, в котором между собой соревновались пары и ансамбли.
В 1990 году коллектив «Виктории» стал последним чемпионом Советского Союза, неоднократно становился финалистом Чемпионатов мира и Европы. Этот танцевально-спортивный клуб — четырнадцатикратный чемпион Украины.
Сейчас в труппе театра работает 45 артистов. Среди них есть и те, кто прошёл этот большой путь с самого начала. Например, Денис Соловьёв, Ольга Макарова, Ирина Казаченко.
— Как менялся вектор развития театра? Когда в хореографических постановках начались творческие эксперименты?
— Первая труппа состояла из бальных танцоров. Сначала программы создавались в рамках 10 танцев, которые входят в международную бальную программу: вальс, танго, венский вальс, фокстрот, квикстеп, самба, ча-ча-ча, пасодобль, румба и джайв. Когда начали появляться сюжетные спектакли, отец начал понимать, что нужно выходить за рамки бальной хореографии. Конечно, эти 10 танцев — это 10 разных характеров. Но этого недостаточно, несмотря на всю многогранность.
В спектакле «Нотр-Дам де Пари» впервые задействовали современную хореографию. Следующей постановкой стало «Аргентинское танго». Таким образом, первые эксперименты начались почти сразу после создания театра. Это путь, который выбрал отец.
— Какой самый яркий творческий эксперимент?
Из новых спектаклей — «Тарзан». Фактически это пластический спектакль о животном мире. Здесь нет места шаблонному восприятию бального танцора. Создать спектакль «Тарзан» — идея отца.
За 20 лет в театре выросли несколько артистов, которые стали не только солистами, но и балетмейстерами. Это ученики Вадима Альбертовича. Например, Сергей Волошин, заслуженный артист Крыма и Украины, стал режиссёром-постановщиком спектакля «Тарзан». Он синтетичен в разных видах искусства — бальной и современной хореографии.
Думаю, что большим преимуществом театра является его разножанровость. Артисты раскрываются в том или ином танцевальном направлении. У нас нет жесткой иерархии, например, как в балете.
Любое творчество убивает рутина. Поэтому постоянные поиски не дают расслабиться.
— Вадим Альбертович говорил, что ни один вид хореографии не культивирует человеческое тело, как бальные танцы. Вы согласны с этим?
— Да, особенно, если говорить о женской фигуре. Занятия бальными танцами влияют на формирование атлетичной и подтянутой фигуры. Отсутствуют перегрузки, которые могут привести к серьёзным травмам. Кроме того, бальный танец ассоциируется с особой культурой, эстетикой культивирования женского и мужского начала. Внешний вид и манеры оказывают влияние на характер.
— В этом году театр имени Елизарова провёл танцевальный фестиваль «Арт-бухта». Севастопольская публика увидела творчество коллективов, которые приехали из разных городов России. Каким стал первый опыт?
— Это был большой вызов административной части театра. Мы привыкли держать оборону своим творчеством. Здесь же на первый план вышла организационная работа. Мы не хотели сделать формальный фестиваль в Год театра. Наша главная задача — показать севастопальцам нечто новое. В течение недели была насыщенная программа на всех главных сценических площадках города. Участники фестиваля показали разноплановость хореографического искусства. Я думаю, что всё получилось.
— По вашему мнению, что должно преобладать в хореографическом спектакле? Или залог успеха в балансе?
— Всё зависит от поставленной задачи. Дать зрителю возможность задуматься над определённым вопросом и сделать выводы или развлечь публику, чтобы люди вышли из зала вдохновлёнными и наполненными энергией? Сейчас российские театры танца ищут себя. Фестиваль «Арт-бухта» представил абсолютно разные виды танцевального искусства. Например, одна из программ театра «Гжель» показала коллектив ансамблем народного танца. Мы начали с программы «Избранное», чем хотели почтить память Вадима Альбертовича и показать, с чего всё начиналось.
— Предполагаю, что лучшим подарком станет начало строительства долгожданного нового здания театра. Определено и согласовано место, это пустырь на улице Руднева недалеко от «Муссона». Какие есть изменения на сегодняшний день?
— Заканчивается проведение госэкспертизы. Департаментом капитального строительства Севастополя мы рекомендованы Министерству экономического развития РФ для включения в Федеральную целевую программу. Надеемся, что в следующем году будет определён подрядчик работ и начнутся строительные работы.
Татьяна Руснак
Фото: Татьяна Руснак, Анны Корниловой, yelizarovtheatre.com, vk.com/yelizarovtheatre