«Севильский цирюльник» в Севастополе: легкий десерт от господина Бомарше

11-08-2017 17:15

В Севастополе в рамках II фестиваля севастопольских театров «ТОН» в театре имени Луначарского состоялся спектакль «Севильский цирюльник». На сцене – первая часть трилогии великого Бомарше, создавшего по своему образу и подобию неунывающего весельчака Фигаро. Просто, легко, ярко – так можно охарактеризовать всю историю. Комедия получилась по-своему «вкусной», но без претензии на гениальность. Не ждите шедевра. Просто отдыхайте.

«Севильский цирюльник или тщетная предосторожность» Бомарше уже давно заслуженно купается в лучах славы – пьеса послужила толчком не только к созданию нескольких опер, но и современных смелых интерпретаций. В частности, в «Севильском цирюльнике» Кирилла Серебреникова, поставленного в Германии в театре «Komische Oper», Розина и Альмавива постоянно обмениваются сообщениями в социальных сетях. А в реальной жизни граф подкатывает к своей возлюбленной то переодетым исламистом, то в образе Кончиты Вурст. Такой запредельный театральный арт-хаус в Европе приняли неоднозначно.

Что касается постановки Александра Коручекова, то эта история явно не на грани фола и автор спектакля ориентируется на массового зрителя, который приходит в театр именно отдохнуть. Режиссёр решил всё сделать по законам жанра, согласно классическим канонам. Поэтому ожидать от «Севильского цирюльника» чего-то сверхнового и свежего не стоит. От подобных спектаклей всегда остается приятное послевкусие – как после легкого пирожного.

Ведь по сути «Цирюльник» — одна из простейших комедий в мировой драматургии. Сам Бомарше так вкратце изложил её канву: «Влюбленный старик собирается завтра жениться на своей воспитаннице; юный ее поклонник, как более ловкий, опережает его и в тот же день сочетается с нею законным браком под самым носом опекуна, у него же в доме». Сама схема далеко не нова – только во Франции по ней уже были разыграны тысячи фарсов, пьес и пантомим.

Если говорить о сценографии «Севильского цирюльника», то первое, что бросается в глаза – это десертные тона в оформлении сцены. Элементы декораций, вроде бы, удачно вписаны в действие. Ширмы постоянно находятся в движении, передавая настроение спектакля и самих героев, а яркие подарочные коробочки, то и дело мелькают перед глазами, создавая ощущение праздника. С коробочками всё понятно – они придают спектаклю лёгкий налёт гламура, с которым так явно контрастирует опекун Розины, ретроград Бартоло. Ну а движение ширм по сцене еще надо технически дорабатывать – ведь за ними, вполне возможно, скрывается какая-то идея и ее хочется разглядеть.

Стоит ли кого-то выделять из актёрского ансамбля? С одной стороны, в «Севильском цирюльнике» почти все актёры играют, что называется, «легко и не принужденно», при этом, внося в спектакль свою необходимую лепту. Татьяна Сытова, исполняющая роль Розины – услада для глаз для мужской половины зала, заставляющая забыть обо всех перипетиях сюжета. Конечно, зрителю всегда интересно следить за двумя молодыми авантюристами, которые ввязываются в передрягу по принципу «это безумство, но погнали». В этом случае дуэт Александр Аккуратов (граф Альмавива) – Евгений Чернорай (Фигаро) сработал на ура. Между ними явно присутствует своя актёрская химия, позволяющая существовать в предложенных обстоятельствах ярко и убедительно. Нельзя не провести параллель со «Старшим сыном» где их дуэт (Сильва и Бусыгин) имел, на мой взгляд, колоссальный успех.

В любом спектакле есть актёр, который, как выражаются театралы, «вытягивает» всю постановку. И это, безусловно, Евгений Журавкин. Его персонаж Бартоло – явный консерватор, не скрывающий своего отвращения к новому веку. Перед зрителем разворачивается настоящее противостояние хитрого, подозрительного психолога и неунывающей троицы – Алмавивы, Фигаро и Розины. Для них он опасный противник, просчитывающий всё на несколько шагов вперёд. Нервозность, страх, презрение, одиночество – Евгений Журавкин виртуозно передаёт все оттенки своего персонажа. Его Бартоло явно контрастирует со всей помпезностью, в которой существуют герои «Севильского цирюльника». И в этом контрасте проглядывается некая идея – конфликт человека и времени, которое никогда не стоит на месте. Несмотря на то, что Фигаро обеспечивает развитие действия, центровым персонажем является, всё-таки, Бартоло. По крайней мере, в интерпретации Евгения Журавкина, он был именно таковым – держал спектакль от начала и до конца.

Пожалуй, самый ощутимый минус спектакля – затянутость одной из сцен, которая не оказывает ни малейшего влияния на ход сюжета. Речь идёт о том эпизоде, когда опекун Розины пытается узнать у своих слуг Весны (Владимир Крючков) и Начеку (Николай Нечаев) приходил ли Фигаро в дом. Однако, на каждый вопрос Бартоло Весна отвечает громким чихом. У определенного зрителя эта сцена, возможно, и вызовет смех. Но явный режиссерский промах – это её затянутость. Первые несколько чихов Весны были забавны, потом было смешно, потом – не очень, затем – терпимо. А далее это стало откровенно раздражать. Подобный приём – ориентация на весьма недалёкого зрителя. Уж простите.

Однако, приятным бонусом в этой сцене был вечно хотевший спать Начеку, сыгранный Николаем Нечаевым. Он хорошо знаком зрителям по «Анне Карениной» и «Чайке». Если его Вронский и Тригорин были статичны, то в «Цирюльнике» крохотная роль слуги наконец-то помогла актёру выйти из своего привычного амплуа. Нелепый, смешной и несколько минут на сцене – а ведь запомнился!

В общем и целом, спектакль состоялся. Зритель, не готовый к внутренней работе, придя на «Севильского цирюльника», получит именно то, что ожидал – лёгкую комедию, позволяющую забыть о всех мирских заботах. Всё, что происходит на сцене – ярко, легко, просто и со вкусом. Определенный плюс «Цирюльника» в том, что, посмотрев его, зрители получат умеренную порцию позитива. А ведь сегодня позитив, даже в небольших порциях, не самое частое явление в культуре.

Арсений Веденин

Фото Татьяны Миронюк и Карины Осепьянц

Loading



Поделиться:

Похожие посты

Теннис втроём: каким вышел фильм «Претенденты»?

Зендея продолжает сниматься в самых громких кинопремьерах этого года. После ошеломительного успеха второй «Дюны» актриса закрепила успех новой картиной — «Пре

«The Tortured Poets Department»: стагнация Тейлор Свифт

Тейлор Свифт уже давно вышла за пределы кантри и стала культурным феноменом в мире поп-музыки. Кто-то считает её песни слишком простыми, а кому-то нравится эта искренность в каждой строчке. Отрицать её влияние на индустрию бессмысленно, и сама Свифт

Marvel, подвинься: стоит ли смотреть «Сто лет тому вперед»?

Пропустить эту премьеру было сложно: трейлер постоянно крутили перед сеансами в отечественных кинотеатрах. Да и тренд этого года на переосмысление старых кинолент и произведений тоже подогревал интерес. Сегодня на очереди «Сто лет тому вперед» — филь

«Смута»: каким получился «Ведьмак» по-русски?

Конкурент «Ведьмака», убийца «Red Dead Redemption 2» и «Assassin's Creed» — как только не называли игру «Смута» студии Cyberia Nova. По геймплейному трейлеру и демо-версии, так называемой экскурсии, пользователи пришли к выводу: до известных AAA-игр

Музыка лечит: чему учит новый фильм «Ненормальный»?

Кино, где ни с кем из героев не происходит ничего плохого, уже не воспринимается как что-то банальное. Особенно когда это контрастирует с главной темой картины. Поэтому когда новый отечественный фильм «Ненормальный» рассказывает о больном мальчике по

Новости ForPost

Метки

Тейлор Свифт российские фильмы Театр имени Луначарского балет опера праздник Санкт-Петербург поэзия Афиша Севастополя Netflix Психо Дель Арт Неделя моды в Париже Новый год мастер-классы Театральная улица Картины Севастопольский ТЮЗ художники 8 марта "Кинопоиск" Balenciaga живопись арт-отель "Украина" карантин сериалы 2023 изоляция игры 2023 Клим Шипенко Сергей Безруков Севастопольский театр оперы и балета СЦКиИ рецензия Крым Louis Vuitton выставка Золотая балка Динопарк Музей-заповедник "Херсонес Таврический" фильмы 2024 Андрей Маслов Музей обороны Севастополя День Победы ЦГБ им. Л.Н.Толстого Конкурс красоты Григорий Лифанов Севастополь Федюхины высоты Михаил Булгаков Dior Ольга Панкратова Фестиваль «Таврида — АРТ» кинофестиваль Святой Владимир искусство музыка 2023 мультфильмы 2023 9 мая «Оперные вечера в Севастополе» театр драмы "Психо Дель Арт" выставки Конкурс "Живая классика" Аниме мода и стиль театр Неделя моды Балаклава коронавирус кино Российские сериалы музыка хоррор спектакль Фёдор Достоевский Херсонес День ВМФ Дворец культуры рыбаков Херсонес Таврический книги мультфильмы концерт Александр Петров Море Достоевский Большой севастопольский офицерский бал фестиваль «Природа Искусства» Театр Лавренёва фестиваль спектакли ДКР Музеи онлайн СевТЮЗ Фонд «Живая классика» Театр им. Кукол театр Луначарского куда сходить фильмы 2023 фильмы Модный показ Молодёжь творчество Мода