«СО_участие» на Малой сцене: шоковая терапия «Королевой красоты»

26-02-2018 19:28

На Малой сцене театра имени Луначарского стартовал проект Дмитрия Кириченко «СО_участие: новая драма». Суть этой истории, на первый взгляд, проста: познакомить зрителей с современными пьесами, которые, вполне возможно, дойдут до широкой публики. Открыла «СО_участие» драма Мартина МакДонаха «Королева красоты из Линейна». А драма ли? Может, комедия? Или мелодрама? Это один из вопросов, который поднимался на обсуждении после читки. А вопросов было много. Некоторые из них мы задаем себе, и по сей день, а очевидных ответов никогда не получим. Например – готовы ли мы, зрители, выйти из зоны комфорта?

Мартин МакДонах – английский драматург, режиссёр, продюсер, лауреат премии «Оскар». «Сенсация Европы», «чудо современной сцены», «Чехов 21 века» — как только сейчас не называют МакДонаха. А ведь есть за что. Он – первый драматург со времён Шекспира, четыре пьесы которого шли в репертуаре Лондонского Корлевского Национального Театра в одно время. Однако, успех не всегда сопутствовал МакДонаху. Почти десять лет он просидел дома, живя на пособие по безработице. Все его пьесы отвергали театры и разные студии.

«Королева красоты из Линейна» — первый «прорыв» ирландского драматурга. Неожиданно, пьеса снискала на Бродвее большую популярность и принесла Мартину премию «Тони». В нашей стране Константин Райкин одним из первых отреагировал на острую драматургию МакДонаха и в 2007 году на Малой сцене «Сатирикона» поставил «Королеву красоты». Проект «СО_участие: новая драма» в театре имени Луначарского открыла именно эта пьеса. В читке принимали участие артисты Ирина Демидкина, Анастасия Лазукина, Пётр Котров, Илья Синькевич и сам организатор проекта – театральный критик Дмитрий Кириченко.

«Королева красоты из Линейна» — история о беспощадной битве за счастье между старой и беспомощной матерью и её одинокой и глубоко несчастной дочерью. Бешеный темперамент героинь накаливает всё действо до предела и эта история превращается то в откровенный фарс, то в «кухонные войны». Банальные скандалы, бумаги из психбольницы, обливание кипящим маслом – в этой смертельной мясорубке в ход идут любые средства. Дочь из последних сил пытается устроить свою личную жизнь, а мать делает всё возможное, чтобы удержать её рядом с собой. Трагический исход, как и очищающий катарсис, неизбежен.

После читки пьесы Дмитрий Кириченко сразу вынес на обсуждение вопрос определения жанра. Пьесу ставили в разных странах мира — в России, в Азербайджане, в Австрии, в Черногории – но везде по-разному трактовали эту историю. И даже актёры и зрители разошлись во мнении: кто-то считал, что «Королева красоты» — это комедия чистой воды, некоторые стояли на том, что пьеса МакДонаха – психологическая драма, ну а кто-то её определял как трагикомедию. Что самое интересное – все они правы. «Королева красоты», как, в принципе, и остальные пьесы ирландского драматурга, поднимает проблему человеческой природы, которая капризна, мстительна и порою так смешна. Автор беспощадно и правдиво обнажает человеческую суть. Неизбежно проступает её комедийность и весь драматизм последствий для героев, участвующих в этом жестоком фарсе.

Несмотря на то, что спектакли по пьесам МакДонаха – это своеобразный сеанс шоковой терапии, они нужны современному театру. Очень нужны. В них сохраняется тот допустимый уровень жестокости, который психика зрителя способна адекватно воспринять. При всём при этом важно понимать – драматургия МакДонаха глубоко духовна. В ней любовь к человеку и боль за него. А ведь язык, на котором театр говорит со своим зрителем, основан именно на этих понятиях.


Актёры также поделились своим ощущением от того материала, в который они погрузились. Ирина Демидкина, читающая за мать (Мэг Фолан), призналась, что для себя до конца не определила жанр этой истории. «Всё зависит от режиссёра, который будет это ставить. Мне интересен взгляд человека, который удивит меня – перевернет всё с ног на голову, предложит какой-то иной способ существования, чтобы захотелось капнуть поглубже», — говорит актриса.

Анастасии Лазукиной, которая недавно пополнила труппу театра, пришлось вжиться в образ глубоко несчастной дочери (Морин Фолан). Она не скрывала, что ей было очень тяжело примерять роль доведённой до отчаяния 40-летней женщины. Однако определенный опыт соприкосновения с человеческой жестокостью у Анастасии имеется. «У меня была одноклассница, которая била свою бабушку ногами в живот, но когда я к ней приходила, она была очень милая, — рассказывает актриса. — Я видела эту несчастную бабушку, которая за ней постоянно ходила, контролировала каждый её шаг. В какой-то момент эта жизнерадостная девочка просто не выдерживала. Я думаю, что на темы насилия и жестокости тоже надо говорить в театре».

Да, в театре, безусловно, нужно говорить на такие темы. Ведь театр – это соучастник той истории, которая пишется каждый день, соучастник нашего внутреннего монолога. Другой вопрос – на каком языке строить общение? На языке западной драматургии, где понятные нам переживания поданы в форме скетчей или на «языке Станиславского», помня о «психологическом театре» и не забывая наши традиции? На этот вопрос определенный ответ, пожалуй, даст только сам режиссер, который возьмется за постановку пьесы МакДонаха.

Готов ли наш зритель к такому серьёзному и очень непростому диалогу? Вполне возможно. Ведь глубоко несчастные люди, которые борются со своими внутренними демонами – это ведущие герои Достоевского и Чехова, это вечные мотивы русской литературы, это мы с вами, в конце концов. А «Королева красоты» англичанина МакДонаха – это увеличительное стекло нашего времени, показывающее то, с чем мы не очень-то хотим мириться. Но надо выбирать: либо оставаться в розовых очках либо принимать сегодняшнюю реальность со всеми её изъянами. Мартин МакДонах уже давно сделал свой выбор. Теперь наша очередь.

Арсений Веденин
Фото Татьяны Миронюк

Loading



Поделиться:

Похожие посты

Какие российские игры выйдут после «Смуты»?

За последний месяц российские игры успели уже несколько раз удивить геймеров. Если крупнобюджетная «Смута» собрала больше негативных отзывов, то проект «Альтушка для скуфа», сд

Не пролистываем: самые модные вещи 2024 года от «Lyst»

Каждый год портал «Lyst» составляет рейтинг востребованных вещей. Создатели анализируют поведение покупателей по поисковым запросам, продажам и упоминаниям. В первом квартале 2024-го компания обработала более 8 миллионов товаров в поисках заветных де

Вечная классика: какие культовые кроссовки вернулись в 2024 году

Мода на спортивную обувь продолжает бежать впереди всех. Сегодня эти кроссовки в моде, а уже завтра получают клеймо «антитренд». Но есть и легендарные модели, которые возвращаются вновь и вновь, но в новом облике. О последних перевыпусках в мире спор

Как электронные книги изменили литературу

Фраза «люди перестали читать» всё меньше описывает реальность. Книги покупают миллионными тиражами и экранизируют. А некоторые произведения, вроде

Теннис втроём: каким вышел фильм «Претенденты»?

Зендея продолжает сниматься в самых громких кинопремьерах этого года. После ошеломительного успеха второй «Дюны» актриса закрепила успех новой картиной — «Пре

Новости ForPost

Метки

Тейлор Свифт Картины художники Севастополь Аниме ДКР мультфильмы 2023 Театр Лавренёва День ВМФ Григорий Лифанов опера книги ЦГБ им. Л.Н.Толстого Balenciaga куда сходить мода и стиль рецензия Театральная улица Театр им. Кукол живопись Крым Фёдор Достоевский арт-отель "Украина" спектакль Dior театр Луначарского выставка Модный показ Санкт-Петербург концерт хоррор российские фильмы Андрей Маслов коронавирус СевТЮЗ Севастопольский ТЮЗ творчество мультфильмы выставки Афиша Севастополя Херсонес Таврический мастер-классы Неделя моды Неделя моды в Париже Михаил Булгаков поэзия Балаклава Динопарк праздник фильмы сериалы 2023 кинофестиваль Святой Владимир игры 2023 карантин Музеи онлайн 9 мая фестиваль «Природа Искусства» Дворец культуры рыбаков Федюхины высоты Херсонес изоляция спектакли Клим Шипенко фильмы 2023 Александр Петров Ольга Панкратова День Победы Театр имени Луначарского искусство Золотая балка СЦКиИ музыка 2023 Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Море Севастопольский театр оперы и балета фестиваль Конкурс красоты Фонд «Живая классика» театр драмы "Психо Дель Арт" Фестиваль «Таврида — АРТ» фильмы 2024 Музей обороны Севастополя Достоевский балет кино Психо Дель Арт 8 марта музыка Молодёжь Netflix Louis Vuitton Российские сериалы "Кинопоиск" театр «Оперные вечера в Севастополе» Мода Сергей Безруков Большой севастопольский офицерский бал Новый год Конкурс "Живая классика"