«Я живу в этом городе уже триста…тридцать лет»: добро пожаловать на «Урок» Ионеско

17-08-2021 20:40
Сценическая версия Григория Лифанова комической драмы Э. Ионеско «Урок» в Севастопольском театре драмы имени Луначарского, как всегда у Маэстро, воспринимается в притчевом ключе, к чему располагает, впрочем, и поэтика театра абсурда. Вместе с тем она остро актуальна. Какой «Урок» преподает зрителю Лифанов? Кажется, проблематика шире, чем взаимоотношения Учителя и Ученика. Смоленская поэтесса Елена Агинская эту проблему однажды обозначила очень точно:
Как страшно воспитать ученика!
Указывает путь ему рука,
Но как узнать, что, скрывшись с глаз
долой,
Он путь не изберёт себе другой?
Как страшно сердце доверять ему,
При этом апеллируя к уму.
А он запишет всё наоборот
И назовёт Евангелием от…
Тщетность педагогических усилий, очередное образовательное фиаско неизбежно влечет за собой трагедию. И это трагедия не только Учителя, но и Ученика. Нездоровая амбициозность и стремление объять необъятное в краткие сроки (сдать экзамен на полного доктора всех наук) – смертельно опасная штука.
Какова роль знания в сегодняшнем мире? Ведь «современная жизнь так сложна», и «в этом мире ни в чем нельзя быть уверенным». Информационное изобилие, величайшие открытия в самых разных областях, кажется, не сделали человечество счастливее, а неизбежно ведут его к смерти.
В чем причина? В девальвации образования? В спекуляции самыми престижными специальностями и торговле, на первый взгляд, самыми престижными дипломами («бакалавр естественных и гуманитарных наук») при полном отсутствии соответствующего содержания? В людях, не усвоивших основ арифметики, географии и проч., критическому мышлению предпочитающих тупое заучивание (неспособность произвести элементарные арифметические действия в пределах десятка, но легкое воспроизведение по памяти результатов умножения миллионов)?
А может быть, дело в том, что «арифметика ведет к филологии, а филология ведет к преступлению» или к «беде», что «одно и то же»? Точное знание (которое, кстати, излагается на примере арифметики более или менее адекватно) неизбежно ведет к вопросам философским, к проблеме красоты, гармонии и целесообразности, то есть к гуманитарному осмыслению. «Заблуждаются те, кто утверждает, что математика ничего не говорит о прекрасном или о благом. На самом деле она говорит прежде всего о нем и выявляет его… А важнейшие виды прекрасного — это слаженность, соразмерность и определенность, математика больше всего и выявляет именно их,» — утверждал Аристотель.
Филология у Ионеско выполняет роль царицы гуманитарных наук. Человек, задумавшийся о красоте и гармонии мира, неизбежно придет к красоте и гармонии языка, выражающей устройство этого самого мира. Филология – наука, открывающая человеку человека, заставляющая задумываться об устройстве мира и человека. А подобное «вольномыслие» неизбежно ведет к трагедии («беде» = «преступлению»), ибо человек в этих раздумьях проявляет величайшую дерзость (от сложности и эфемерности такой науки и изложение ее Учителем начинает страдать и звучать ошибочно, абсурдно).
Это цифру, число можно заменить палочками или спичками, а слово эфемерно (ведь это только на словах есть второй оторванный нос или съеденное третье ухо (первые «звоночки» грядущего насилия), а все слова на всех рассматриваемых языках «всегда одинаковы»). Но именно слово может стать самым страшным оружием (помним ведь: «словом можно убить, словом можно спасти…»). Сначала только произносим слово «нож» на разных языках, а вот этот самый нож уже пронзает Ученицу. И побольше путаницы и абсурда, ведь только самые легкие, лишенные смысла слова летят вверх!.. И только «слова весомые, обремененные смыслом, неминуемо летят вниз и падают … в глухие уши» — «эти бездны, где гибнет все»!
Ибо настоящее знание, подлинная мысль всегда рискует быть трагически искаженной и использованной не во благо, а против человечества. Не этому ли научила нас история открытия ядерной энергии, например? А чем хуже мысль о том, что все позволено? Недаром среди стопки книг на столе у Учителя среди томов Ионеско затерялся томик Ницше с его идеями сверхчеловека и стремлению к власти путем попрания общепринятых норм. Да и библиотека Ионеско должна напомнить внимательному читателю о тех экзистенциальных предостережениях, о которых писал драматург (в одной из них запрятано орудие убийства).
Ключ на шее Учителя оказывается ключом не к Истине, а к безвыходности. Символично и яблоко, жадно съедаемое сначала Ученицей, а вслед за ней и Учителем. Чем не яблоко с Дерева Познания Добра и Зла? И Расплата – изгнание из Рая, муки и смерть (у каждого свои). И на доске, на которой наслаиваются, не стираясь, новые и новые одинаковые записи, кроме цифр и букв, в принципе символизирующих знание, учитель рисует и результат этого знания, преподаваемого снова и снова – холмик с крестом под звездным небом – СМЕРТЬ. Только эту надпись для каждой следующей Ученицы будут стирать. К этому результату еще нужно прийти.
Знание всегда не только окрыляло, но и обременяло человека грузом ответственности. Недаром Ученица (такая разная Лариса Земляникина) словно увядает к концу урока, теряет внимание, начинает страдать зубной болью, которая разрастается в тотальную боль.
Не менее любопытно решены в спектакле взаимоотношения и характеры персонажей. Всезнающий Учитель в виртуозном перевоплощении Евгения Овсянникова отнюдь не властелин мира (случайно ли внешнее сходство со «всесоюзным старостой» Калининым?). Да, он бессмертен (неслучайна оговорочка «Я живу в этом городе уже триста…тридцать лет») и как символ Знания, и как образ неистребимого Зла. Но он не столько властелин, сколько одновременно жертва – своей же Служанки, которую он до смерти боится. Лифанов и художник-постановщик Наталья Лось вводят заветный шкафчик со спрятанным туда орудием наказания (как не вспомнить запретную дверцу в сказке о Синей Бороде?). Все влезавшие в него из праздного любопытства кончали плохо.
Но и сам Учитель – заложник этого шкафчика. Многозначным символом наказания становится ремень, сначала занимавший свое законное место в брюках Учителя и обеспечивавший некогда благообразный его вид, теперь же подчеркивающий его безволие от вечно спадающих штанов, подвязывать которые приходится ленточками из бантиков предыдущих жертв образования. Ремень, вечный символ насилия, одним своим концом уходит в патриархальные методы воспитания, другим – в современное бесправное положение учителя, высекающего самого себя, как унтерофицерская вдова.
Не менее показателен и нервный тик Учителя, свидетельствующий о его неизменном страхе и одновременно – вечно грозящий указательный палец с металлическим наконечником (как у киборга), символизирующим его неуязвимость и твердость. Наперсток в качестве наконечника указывает и на то, как он «кроит» судьбы (и тела!) своих Учеников. Хотя из его комнаты (по тексту находящейся наверху, а по режиссерскому решению – в нижнем, почти подземном мире) раздается стук топора наспех сколачиваемых гробов, а отнюдь не стрекот веретена и не стук швейной машинки.
Образ Служанки (Татьяна Скуридина) тоже неоднозначен. Ее безраздельная власть в доме выглядит как реализация ленинской идеи, чтобы кухарка управляла государством (страшно представить, что же варится в тех дымящих кастрюлях, к которым ее все время посылает Учитель). Какую бы силу ни имело Знание (Учитель), окрыляет именно Невежество (Служанка), естественным образом перерастающее в Насилие и умело манипулирующее Знанием. Вместе с тем нельзя не заметить, что ее наряд в точности повторяет школьную форму Учениц, только рукава и подол по-солидному длинные.
Это наводит на мысль, что она единственная из выживших Учениц (а в день-то по 40 жертв!), возможно, первая, воспользовавшаяся полученным знанием и поработившая своего Учителя. Теперь она в огромных, грубых резиновых перчатках складирует жертв и их вещички за темную шторку (гора девичьей обуви в начале спектакля на сцене вызывает жуткую ассоциацию со знаменитыми документальными кадрами про жертв нацистских лагерей). Это ли ни новый Франкенштейн?
Ненасытный Молох требует очередную жертву, с которой уже нет сил тратить время на инсценировку урока. Хоть формат малой сцены и позволяет провести Урок почти в традиционном по численности классе, не сделать ли его Открытым?
Ирина Романова
Фото Дмитрия Кириченко

Loading



театр Луначарского, Э. Ионеско «Урок»,

Поделиться:

Похожие посты

Какие российские игры выйдут после «Смуты»?

За последний месяц российские игры успели уже несколько раз удивить геймеров. Если крупнобюджетная «Смута» собрала больше негативных отзывов, то проект «Альтушка для скуфа», сд

Не пролистываем: самые модные вещи 2024 года от «Lyst»

Каждый год портал «Lyst» составляет рейтинг востребованных вещей. Создатели анализируют поведение покупателей по поисковым запросам, продажам и упоминаниям. В первом квартале 2024-го компания обработала более 8 миллионов товаров в поисках заветных де

Вечная классика: какие культовые кроссовки вернулись в 2024 году

Мода на спортивную обувь продолжает бежать впереди всех. Сегодня эти кроссовки в моде, а уже завтра получают клеймо «антитренд». Но есть и легендарные модели, которые возвращаются вновь и вновь, но в новом облике. О последних перевыпусках в мире спор

Как электронные книги изменили литературу

Фраза «люди перестали читать» всё меньше описывает реальность. Книги покупают миллионными тиражами и экранизируют. А некоторые произведения, вроде

Теннис втроём: каким вышел фильм «Претенденты»?

Зендея продолжает сниматься в самых громких кинопремьерах этого года. После ошеломительного успеха второй «Дюны» актриса закрепила успех новой картиной — «Пре

Новости ForPost

Метки

изоляция 8 марта Музей обороны Севастополя Александр Петров выставки Херсонес Таврический ЦГБ им. Л.Н.Толстого Конкурс "Живая классика" Фонд «Живая классика» спектакли театр драмы "Психо Дель Арт" Большой севастопольский офицерский бал игры 2023 кино Севастопольский театр оперы и балета балет Мода мультфильмы Российские сериалы фильмы Netflix Григорий Лифанов музыка Аниме хоррор выставка праздник фильмы 2023 поэзия Balenciaga Херсонес СевТЮЗ спектакль Клим Шипенко Картины Тейлор Свифт Балаклава мастер-классы Море ДКР Louis Vuitton Крым фильмы 2024 фестиваль Дворец культуры рыбаков Золотая балка Севастополь концерт арт-отель "Украина" Санкт-Петербург книги Неделя моды в Париже День Победы коронавирус живопись День ВМФ Театральная улица Фёдор Достоевский рецензия 9 мая карантин театр мультфильмы 2023 театр Луначарского Музеи онлайн куда сходить Модный показ Театр Лавренёва сериалы 2023 российские фильмы Театр им. Кукол опера художники Психо Дель Арт Dior «Оперные вечера в Севастополе» Михаил Булгаков Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Театр имени Луначарского СЦКиИ Конкурс красоты Афиша Севастополя Фестиваль «Таврида — АРТ» Динопарк "Кинопоиск" Неделя моды Сергей Безруков Федюхины высоты фестиваль «Природа Искусства» Ольга Панкратова искусство кинофестиваль Святой Владимир Севастопольский ТЮЗ Достоевский Молодёжь Андрей Маслов Новый год творчество музыка 2023 мода и стиль