Экзамен не сдан: Анатолий Костенников дал жёсткую оценку концерту на площади Нахимова

23-03-2021 15:55

Наш материал об инциденте, произошедшем с заслуженной артисткой России Ольгой Панкратовой, вызвал достаточно большой резонанс. Отреагировали все: начиная от обычных севастопольцев, неравнодушных к судьбе города, заканчивая очень уважаемыми и авторитетными людьми из мира культуры. Развёрнутый комментарий о недопустимом отношении к севастопольским артистам и о том, что собственно произошло на площади Нахимова 18 марта, разместил на своей странице в Facebook кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Севастополя, член Союза композиторов России Анатолий Михайлович Костенников. Публикуем его полностью. 

Главным событием прошлой недели в Севастополе стал торжественный концерт на площади П. С. Нахимова, посвящённый 7-летию Русской весны. Дата для севастопольцев судьбоносная. 19 марта, просматривая новые сообщения на Фейсбуке, вдруг обнаружил очень эмоциональную полемику между заслуженной артисткой России Ольгой Панкратовой с друзьями и почитателями её таланта.

В художественном мире Севастополя творческая личность певицы, режиссёра, организатора многих концертов, фестивалей, музыкальных акций чрезвычайно известна, популярна и любима севастопольцами. Эмоциональная, смелая и яркообразная на сцене, она неоднократно представляла наш город на самых профессионально взыскательных акциях, мероприятиях как своего Отечества, так и зарубежных. Все важнейшие события города проходят с её обязательным участием, потому что каждое выступление заслуженной артистки является ярким, художественно выразительным и, более того, оригинальным.

Мне повезло наблюдать за музыкальным и художественным развитием и профессиональным становлением Ольги Панкратовой, начиная с её обучения в музыкальной школе до учёбы и окончания ГИТИСа и даже далее. После каждого семестра мы встречались с ней у меня дома. Она рассказывала об учебе, художественных интересах и творческих открытиях. Особый интерес вызывала у неё моя научная библиотека и богатейшая фоно- и видеотека. Она перебрала все мои книги по музыке и искусству. Уходила всегда с клавирами опер и стопкой книг, необходимых для следующего семестра. Вместе выбирали и тему дипломной работы, которая впоследствии государственной комиссией была оценена но «отлично».

Этими воспоминаниями я хочу подчеркнуть, что Ольга Панкратова, получив образование в одном из лучших ВУЗов страны, является профессиональным художником высокой пробы. Её вокальные, актёрские и режиссёрские работы базируются на глубоких теоретических знаниях истории искусств, что даёт ей возможность свою творческую фантазию выражать в виде художественного эксперимента, экспромта или импровизации.

Особенно меня привлекает в ней творческая страсть к организации и проведению различных фестивалей и конкурсов детского творчества. Её инициативе принадлежат детские музыкальные форумы Севастополя и Крыма, такие как «Грани таланта» и «Детский голос Крыма». И поэтому недаром её обожают дети, видя в ней свою музыкальную маму. А ведь темы этих музыкальных фестивалей насыщены патриотическим и образно–художественным содержанием, что, казалось бы, не всегда находит отклик у современных детей. Но в этом выражается её личное духовно-нравственное кредо, сформированное героической историей и исторической средой современного Севастополя. Неудивительно, что в дни судьбоносных событий Русской весны концертными площадками Ольги стали блок-посты и сосредоточения ополченцев, защищавших Севастополь.

И вот 18 марта, в день 7-ой годовщины Русской весны, не просто свидетель, а активный участник тех исторических событий Ольга Панкратова оказалась вне программы (?!) праздничного концерта, проходившего на главной сцене площади Нахимова. Заявка ДКР в Главное управление культуры на участие О. Панкратовой была подана своевременно, но по каким-то причинам и без объяснений её номер был вычеркнут из программы. Ситуация более, чем странная. По логике вещей основу программы должны составлять, прежде всего, деятели культуры г. Севастополя – непосредственные участники тех исторических событий.

Я уже не говорю о том, что и режиссёром концерта должен быть человек, переживший драматические события 2014 года. Тем более, что таковые в Севастополе имеются. Но всё – умышленно или нет — пошло вопреки логике. И режиссёр был со стороны, и ответственная сотрудница в Главном управлении культуры за программу торжественного концерта также – прибывшая в Севастополь из красноярского далёка. Таким образом, художественную правду об исторических событиях Русской весны для её непосредственных участников подготовили люди, в полном смысле слова далёкие от тех легендарных событий.

Хочу заметить, что речь не идёт о художественных и профессиональных достоинствах участников концерта севастопольского блока. Все они, в основном, достойны самых высоких похвал и оценок. И радость их участия в концерте объяснима. Но в составлении программы заложена интрига между главными центрами культуры Севастополя – борьба за право участвовать в историческом мероприятии. Результатом этой борьбы стало то, что эти центры в программе были представлены неравноценно. Это, скорее всего, объяснимо не режиссёрско-художественными принципами, а элементарным личностным отношением составителей программы.

Одним из таких примеров и является исключение из списка участников концерта одной из ярчайших певиц нашего города, заслуженной артистки России, непосредственной участницы Русской весны Ольги Панкратовой. А ведь торжественный концерт на площади П.С. Нахимова 18 марта – это концерт единения, сплочённости вокруг общей идеи. Организаторы же концерта допустили серьёзную ошибку, создав в художественной среде Севастополя нездоровую интригу, противоположную идее объединения.

Что же касается режиссуры концерта, то она не выдерживает даже элементарной критики. Ведь концерт посвящён Русской весне, которая началась 23 февраля именно в Севастополе. Почему же в программе не нашлось места её участникам, тем, кто защищал Севастополь на его подступах, кто готовил пищу, собирал тёплую одежду и привозил её на блок-посты ополченцам города? Ведь среди них были и творческие люди, и не только Ольга Панкратова! Где представители легендарного «Беркута», которые на площади Нахимова представили отчёт севастопольцам о том, как с честью представили Севастополь на киевском майдане, а затем сразу выступили на защиту Севастополя? С этого героического пролога должен начинаться концерт.

А в результате в программе оказались коллективы, которые никакого отношения не имели к событиям 2014 года и, более того, в художественном отношении не представляли никакой ценности. Целых три номера так называемый детский музыкальный театр Ильи Резника «Маленькая страна» открывал рты под чужие фонограммы-плюсовки, компрометируя личность талантливейшего поэта-песенника, почётного члена Российской академии художеств, народного артиста Российской Федерации. За подобные обманы зрителей надо вообще запретить доступ им к концертной эстраде. А в данном случае подобный отвратительный факт нашёл ещё и поддержку в виде трёх антихудожественных номеров. И это — не единственный пример в программе торжественного концерта.

Помимо О. Панкратовой, фактически ряду других севастопольских по-настоящему творческих личностей места в концерте не нашлось. Считаю неуважительным со стороны ответственных за концертную программу отношение и к заслуженным артистам Севастополя Марии Мандзий и Вячеславу Музыченко, промелькнувшим в финальном номере программы. Являясь художественным украшением нашего города и более того, будучи не только свидетелями, но и участниками героических событий Русской весны, они достойны гораздо большего уважения. Трудно и даже невозможно дать положительную оценку режиссёрскому решению севастопольского блока торжественного концерта на пл. П.С. Нахимова 18 марта, в день 7-й годовщины Русской весны.

Творческий экзамен на воплощение исторического события Севастополя организаторы концерта и составители программы не сдали. И что же мы в итоге получили? Многочисленные комментарии в Фейсбуке во-многом отвечают на этот вопрос. Ознакомиться с ними вы можете здесь, а также по этой ссылке.

P.S. 20 марта, во второй половине дня, состоялся телефонный разговор между директором Департамента культуры Севастополя Ириной Васильевной Романец и Ольгой Панкратовой. Разговор состоялся по инициативе И. В. Романец, в результате которого директор Департамента принесла свои извинения за ошибки своих подчинённых и обещала разобраться в данной ситуации. От себя добавлю, что подобный факт – принесение извинений чиновником высокого ранга творческой личности — явление редкое. Вижу в этом проявление высокой общечеловеческой и профессиональной культуры со стороны нового начальника Департамента культуры. А это значит, что мы вправе ожидать новых, интересных решений развития культуры в пространстве Севастополя.

Анатолий Костенников,  кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Севастополя, член Союза композиторов России.

С предложенным текстом полностью согласен Владимир Сильвестров – севастопольский композитор, заслуженный деятель искусств Республики Крым.

В качестве приложения к тексту. Посмотрите на эти замечательные детские лица, которые открыла Ольга Панкратова.

Фото: страница Ольги Панкратовой в ВК, пресс-служба ДКР

Заглавное фото: nts-tv.com

Loading



18 марта 2014 года, 18 марта 2021 года, концерт на площади Нахимова, Крым, Крымская весна, Россия, Русская весна, Севастополь,

Поделиться:

Похожие посты

Met Gala 2024: лучшие образы и главные модные провалы

Метрополитен-музей в Нью-Йорке цветёт и пахнет, ведь совсем недавно там прошла Met Gala 2024. Одно из важнейших fashion-событий собрало в одном месте главных звёзд шоу-бизнеса и дизайнеров. Рассказываем, как прошел бал: кто на годы запомнится роскошн

Собираем самое необходимое на майские праздники

Майские праздники уже в самом разгаре, время устроить пикник! В этой статье поможем вам собрать всë необходимое на маёвку: стильную одежду, удобную обувь, полезные аксессуары, нужные уходовые средства и подходящий парфюм.
Обложка: KATERYNA HLIZN

Дуа Липа выпустила летний альбом категории Б

Дуа Липа выпустила новый альбом «Radical Optimism». Сотрудничество с Tame Impala и мрачные по звучанию синглы подогревали интерес к поп-пластинке с элементами техно и психоделики. А что в итоге? Летний альбом, который мечется между экспериментами и ф

Какие российские игры выйдут после «Смуты»?

За последний месяц российские игры успели уже несколько раз удивить геймеров. Если крупнобюджетная «Смута» собрала больше негативных отзывов, то проект «Альтушка для скуфа», сд

Не пролистываем: самые модные вещи 2024 года от «Lyst»

Каждый год портал «Lyst» составляет рейтинг востребованных вещей. Создатели анализируют поведение покупателей по поисковым запросам, продажам и упоминаниям. В первом квартале 2024-го компания обработала более 8 миллионов товаров в поисках заветных де

Новости ForPost

Метки

мультфильмы выставка мультфильмы 2023 Картины Психо Дель Арт ДКР хоррор кино Динопарк поэзия театр Луначарского театр драмы "Психо Дель Арт" фильмы 2024 Louis Vuitton Конкурс "Живая классика" театр живопись Григорий Лифанов Театр Лавренёва Андрей Маслов СЦКиИ Мода коронавирус Музеи онлайн День ВМФ ЦГБ им. Л.Н.Толстого Модный показ искусство Фестиваль «Таврида — АРТ» Клим Шипенко Конкурс красоты сериалы 2023 спектакль Херсонес Таврический игры 2023 кинофестиваль Святой Владимир Большой севастопольский офицерский бал фестиваль «Природа Искусства» СевТЮЗ Неделя моды в Париже Ольга Панкратова 8 марта Музей обороны Севастополя творчество Афиша Севастополя Молодёжь арт-отель "Украина" Театр им. Кукол 9 мая праздник Аниме Золотая балка Сергей Безруков мода и стиль День Победы Михаил Булгаков Российские сериалы Фёдор Достоевский музыка Море Александр Петров Федюхины высоты Netflix Херсонес Dior Балаклава книги мастер-классы Неделя моды фильмы Крым фестиваль Севастопольский театр оперы и балета «Оперные вечера в Севастополе» Севастопольский ТЮЗ выставки фильмы 2023 куда сходить Тейлор Свифт карантин Дворец культуры рыбаков опера российские фильмы Театр имени Луначарского музыка 2023 Достоевский балет Музей-заповедник "Херсонес Таврический" концерт Новый год "Кинопоиск" художники спектакли Balenciaga Санкт-Петербург изоляция Театральная улица Севастополь Фонд «Живая классика» рецензия