Тутовое дерево, король Лир и кот Фил

19-11-2020 18:04

На днях в Москве простились с народным артистом СССР Арменом Джигарханяном. Он похоронен на Ваганьковском кладбище, рядом с дочерью, как и хотел. Нам остаются его многочисленные фильмы – с его участием снято более 250 (!) картин, что стало рекордом в киноиндустрии, занесенным в Книгу Гиннеса… Нам остаётся память о его ролях в театре. Остаётся его «молодая гвардия», его, многие уже знаменитые, ученики – артисты кино, птенцы его мастерской во ВГИКе, и, конечно, театра.

Остаётся сам Его Величество Театр – созданный им четверть века назад Московский драматический театр Армена Джигарханяна. Ну, и, конечно, его свет, его любовь, которой мы напитывали своё детство и юность, в тесном семейном кругу сидя у телеэкранов…   Откуда же сам он черпал этот свет? Поговорим, пожалуй, об этом. О хитросплетениях его творческой биографии и личной жизни не так интересно – всё давно в открытом доступе, можно почитать и посмотреть…

У Армена Джигарханяна было три любви. Нет, конечно, в жизни народного артиста СССР было, несомненно, любви очень много. И зрительской, и человеческой – всякой! Но мы сейчас не об этом. О первоначалах. Итак.

ТУТОВОЕ ДЕРЕВО

«Я очень люблю тутовое дерево. Однажды я с него упал. С мальчишками залезли, наелись, и я уснул. На тутовое дерево взобраться – это ж как домой пришёл!» вспоминает актёр. Детство, проведенное на шелковице. Если брать шире – проведенное во дворах, в мальчишеских играх, с невероятными приключениями… Так? Так, да не совсем… Детство, проведенное в трудах, голодное, хлеб по карточкам… Позже он скажет: «Самая страшная вещь – это сытость». Или:  «Человек каждый день решает для себя вопрос Гамлета: БЫТЬ или ИМЕТЬ»… А еще в его детстве была МАМА. Самые теплые воспоминания – о ней, которая «всегда на твоей стороне». Мама и тутовое дерево… «Это ж как домой пришёл!»

КОРОЛЬ ЛИР

О том, кто может быть актёром, каким должен быть актёр, Джигарханян говорил так. «Какая-то боль должна быть, обязательно, какая-то проблема… Если тебя не волнует вопрос, который мучает Гамлета, ты Гамлета не должен играть…» У самого Армена Борисовича такая боль была. Самая большая – это ранняя, непонятная и непостижимая гибель дочери. Первый брак актёра оказался болезненным и недолговечным. Очаровательная актриса Ереванского русского драматического театра им. Станиславского Алла Ванновская была на 15 лет старше мужа, к тому же имела серьезные проблемы со здоровьем.

После её смерти Армен Джигарханян сам воспитывал дочку. Она погибла вместе со своим молодым человеком, отравившись угарным газом в автомобиле, когда ей не было и 24 лет. Тема отца (а родной отец ушёл от семьи, когда Армен только-только родился на свет) и тема утраты дочери – это осевая трещина, тот разлом в душе, вокруг которого и вертелась дальнейшая внутренняя жизнь большого артиста и просто мудрого человека Армена Джигарханяна.

Ведь его роли – не просто роли. Масштаб личности и харизма Армена Борисовича приподнимали его персонажей на какую-то метафизическую высоту, на уровень символа. Ему роли первого плана были как-то даже не нужны – достаточно было появиться в эпизоде, или голосом в мультике, чтобы это стало Явлением. «Щас спою». Или «Ну ты это… заходи, если что», – помните, волк?! Или ещё (вспоминаем):

«Через час те из вас, кто останется в живых, будут завидовать мертвым» (Джон Сильвер, мультфильм «Остров сокровищ»)

«Александр Македонский – герой, но зачем же стулья ломать?» (Хлудов, спектакль «Бег»)

«Есть у нас сомнение, что ты, мил-человек, стукачок!» («Место встречи изменить нельзя»)

Даже злодеи в исполнении Джигарханяна были, хотя и весьма колоритными, но совсем не страшными. Чувствовалось, что они как бы НАД ситуацией, с большим таким достоинством выполняют некую миссию в этой жизни. Словом, чтобы так играть – вернее, чтобы так БЫТЬ, – нужно было лазать по тутовым деревьям, есть хлеб по карточкам и жить с незаживающей раной, разломом в душе, который никогда не даст скатиться в «сытость».

«Какая-то боль должна быть, обязательно, какая-то проблема… И если я, условно говоря, люблю короля Лира, то я и в «Красной шапочке» буду играть своего короля Лира»…

КОТ ФИЛ

«Моя большая любовь – кот Фил… В какой-то момент я обнаружил, что остался один. И мой самый большой друг стал кот Фил…. Он ничего не говорит. Я говорю с ним, обычно жалуюсь на жизнь. А он слушает…»

В последние годы Армен Борисович практически не смотрел телевизор. Только один канал – Animal Planet. Он делился, что может смотреть на животных бесконечно. Какая-то невероятная любовь к животным проснулась.

«Когда он был маленький, он очень любил думать. И мы его назвали Фил, потому что он философ…»

 «Думаю,  это моя последняя любовь».

Когда Армена Борисовича как-то спросили, хочет ли он жить лет до 100, он ответил, что, конечно, умирать совсем не хочется, и все мы хотим как можно дольше, но дальше возникает вопрос… «Я понимаю, что нового уже ничего не создам. Начать новую жизнь – это ведь  в любом возрасте очень трудно, невероятно трудно! А тем более, в старости. И потом, что же это получается, все умерли, а я останусь один?! Это мой кот Фил умрёт, а я буду жить?!»

А еще Армен Джигарханян искренне любил свою страну. Иной раз его пытались подвести к разговору о том, что власть ему ничего не дала взамен того, что он сделал, что и за театр, наверно, приходится расплачиваться… На что он сначала неизменно отвечал, что, мол, «нет, нет, всё нормально, всё хорошо», а затем добавлял конкретики: «У нас хорошие лидеры! Я даже грубее скажу: у нас хорошие хозяева. Хозяин должен быть, обязательно! Играть в демократию – это вы туда, в Голландию идите, играйте».

О России говорил так:

«Меня ни разу не обидели в России. Было много грубых и даже мерзких вещей, но по сути меня никогда здесь не обижали. Прожить жизнь с такой фамилией и ни разу не быть обиженным! Как мне после этого не любить Россию?»

Армену Борисовичу было присуще редкое на сегодняшний день качество – чувство благодарности. К своей судьбе, к  своей стране. Это счастливые люди, в которых есть это чувство.

Несомненно, он был так же и философом, как его любимый кот Фил. Его фразы, даже из простых диалогов, тут же разлетаются на афоризмы.

Во всеобщего Бога, или «в дедушку на облаке», не верил. Верил в очень личного («вот мой бог – это мой кот, он меня от смерти спас»), а еще верил, что мы приходим в этот мир не один раз, и ждал, когда к нему опять вернётся его Фил. «Другого кота мне не надо».

Его спросили: «Кто вы? Лидер? Домашний, жаждущий любви, кот? Творец? Подчиненный?» И он молниеносно ответил:

— Клоун! Я клоун. Выскочить, схватить за нос, вот так повертеть – это моё!

И эта традиция восходит к шутам и скоморохам, к юродивым, которые в игровой форме показывали людям правду о них самих. Правду, от которой можно умереть. А ведь «искусство дано нам, чтобы не умереть от истины», любил цитировать Ницше Армен Борисович.

Человек может умереть, а истина бессмертна.

Прощайте, наш дорогой и любимый Клоун! Пусть у вас будет Там и дочь, и отец, и мама, и тутовое дерево. И, конечно, кот Фил. «Это ж как домой пришёл»…

Наталья Барышева

Фото: cdn.fishki.net, radiokp.ru, dubikvit.livejournal.com, yaplakal.com, zooreview.net

Loading



Армен Джигарханян,

Поделиться:

Похожие посты

Как электронные книги изменили литературу

Фраза «люди перестали читать» всё меньше описывает реальность. Книги покупают миллионными тиражами и экранизируют. А некоторые произведения, вроде

Теннис втроём: каким вышел фильм «Претенденты»?

Зендея продолжает сниматься в самых громких кинопремьерах этого года. После ошеломительного успеха второй «Дюны» актриса закрепила успех новой картиной — «Пре

«Скуф» и «альтушка»: От мема до «игры года»

Неопрятный мужчина за тридцать и яркая неформалка — ну чем не пара? «Скуф» и «альтушка» из локальной шутки быстро стали популярным мемом и ненамеренной рекламой «Госуслуг». А недавно по истории их «любви» ещё и сделали игру. О причудливых «субкультур

«The Tortured Poets Department»: стагнация Тейлор Свифт

Тейлор Свифт уже давно вышла за пределы кантри и стала культурным феноменом в мире поп-музыки. Кто-то считает её песни слишком простыми, а кому-то нравится эта искренность в каждой строчке. Отрицать её влияние на индустрию бессмысленно, и сама Свифт

Marvel, подвинься: стоит ли смотреть «Сто лет тому вперед»?

Пропустить эту премьеру было сложно: трейлер постоянно крутили перед сеансами в отечественных кинотеатрах. Да и тренд этого года на переосмысление старых кинолент и произведений тоже подогревал интерес. Сегодня на очереди «Сто лет тому вперед» — филь

Новости ForPost

Метки

Севастополь 8 марта поэзия Театр им. Кукол опера Золотая балка Музей-заповедник "Херсонес Таврический" мультфильмы мультфильмы 2023 спектакль «Оперные вечера в Севастополе» Динопарк карантин Фёдор Достоевский Аниме арт-отель "Украина" Музей обороны Севастополя Театр имени Луначарского Севастопольский театр оперы и балета Российские сериалы Louis Vuitton изоляция Конкурс красоты выставка День ВМФ Андрей Маслов фестиваль «Природа Искусства» Море Модный показ фильмы Неделя моды в Париже Федюхины высоты СевТЮЗ музыка 2023 ДКР Конкурс "Живая классика" Крым российские фильмы коронавирус мастер-классы Психо Дель Арт игры 2023 Дворец культуры рыбаков книги Молодёжь Балаклава фильмы 2024 Большой севастопольский офицерский бал музыка выставки праздник фильмы 2023 Dior Санкт-Петербург Фонд «Живая классика» Достоевский театр Ольга Панкратова Театральная улица СЦКиИ живопись Netflix Михаил Булгаков художники Театр Лавренёва Клим Шипенко Александр Петров Севастопольский ТЮЗ кинофестиваль Святой Владимир концерт куда сходить творчество Тейлор Свифт Новый год Афиша Севастополя сериалы 2023 Херсонес Таврический театр драмы "Психо Дель Арт" искусство "Кинопоиск" кино Мода балет спектакли День Победы хоррор ЦГБ им. Л.Н.Толстого Неделя моды рецензия Фестиваль «Таврида — АРТ» 9 мая фестиваль Balenciaga Херсонес Сергей Безруков театр Луначарского мода и стиль Григорий Лифанов Картины Музеи онлайн