Ёлки 10: так абсурдно, что смешно
Год за годом франшиза «Ёлок» берет на себя миссию подарить людям новогоднее настроение. Зрители вряд ли вспомнят, о чём были предыдущие части, но так ли это важно? Традиция есть традиция, так что перед нами еще одна серия праздничных новелл. Какими вышли «Ёлки 10» — расскажем в нашей рецензии.
Осторожно: небольшие спойлеры!
За годы проката альманах «Ёлки» стал своеобразным рефлексом российского кино. Привычно выходят новые части, привычно на них ходят в кино. А через год (даже если «Ёлки» были с припиской «Последние») история повторится. Ругают франшизу тоже привычно: слабый сюжет, грубый переход от конфликтной ситуации к праздничному хэппи-энду, странная мораль.
«Ёлки 10» мало чем отличаются от своих предшественников. То же разделение на новеллы, тот же продакт-плейсмент и обязательный для франшизы счастливый конец «несмотря ни на что». Изменились только темы историй. В центре сюжета новых «Ёлок»: треш-стримы, одинокие пенсионеры и любовные драмы. Расскажем про каждую новеллу подробнее.
Сказка для дедушки
В дом престарелых, который больше напоминает дорогой отель, приезжает новая «постоялица». Знакомясь с другими жителями, она узнает про пожилого мужчину: замкнутого и страдающего от одиночества. Чтобы взбодрить нового соседа, женщина пишет письмо якобы от имени его сына. В итоге эта сомнительная затея заходит слишком далеко. Мужчина собирается наведаться к «сыну» в гости. И другие жители дома идут на другой обман — убеждают пенсионера в том, что его сын — президент.
Теперь глава государства должен подмигнуть своему «отцу» в новогоднем обращении. А жители дома престарелых — сделать так, чтобы обман не раскрылся (даже позвонить Киркорову). Довольно странный способ подбодрить человека перед праздником. Но если вспомнить новеллы из предыдущих частей, то это сюжетная линия не такая уж и странная.
Отец-стример — горе в семье
Вторая новелла рассказывает историю заводского работника Валеры, которого уволили за то, что разболтал жене о корпоративе и раскрыл коллег. Проблема в том, что у работяги есть крупный долг перед банком. И погасить его нужно в ближайшее время. От персонажа-камео Амирана Сардарова герой узнаёт о треш-стримах и решает использовать для заработка семейный блог, который ведет жена.
В новогоднем «меню» Валеры обливание головы кетчупом и поедание корма для животных. Для создания жуткой атмосферы герои то и дело используют слово «донаты». Причем так, будто это договор о продаже души дьяволу. А сцена, где два мужика на камеру пробуют корм — не то высказывание о бедности и безработице, не то запоздалая пародия на блогеров.
Как холодильник и магнит
Начиная с появления третьей новеллы, «Ёлки 10» постепенно уходят в сюрреализм. Мы видим историю непутёвого барда, который случайно встречает школьную любовь. У мужчины сразу вспыхивают чувства к бывшей, ведь она ценит его песни, а жена вместо комплиментов просит отвезти сына на хоккей. Но благодаря случайности неудачная интрижка раскрывается.
Однако хэппи-энд неминуем, поэтому жена быстро забудет про желание мужа изменить. А потом еще и извинится за то, что не ценила песни с текстом а-ля «мы как холодильник и магнит, как сгущенка и больной зуб». Не воспринимайте это как спойлер — во франшизе «Ёлок» любая история закончится хорошо.
Поиграли, и хватит
Что делать, если вы поставили перед своим парнем выбор «я или игры» и он выбрал второе? Конечно же научиться играть и вернуть своего любимого. По уровню фарса последняя новелла уделывает все прочие сюжеты нескольких последних «Ёлок».
Пока девушка в поте лица поднимает скилл, хрестоматийная мама знакомит дочь с хрестоматийным очкариком. А он по счастливой случайности может помочь ей достигнуть заветной цели — помириться с любимым. Это классическая история о том, как девушка манипулирует хорошим парнем, чтобы заполучить плохого. А потом сталкивается с «шокирующей» правдой: её особо и не любили.
Пора под сруб?
Можно сколько угодно оправдывать невероятные сюжетные кульбиты новогодним чудом. Или в упор не видеть недочеты, замаскированные гирляндами и серпантином. Да, «Ёлки» — не про реализм. Потому странно цепляться к мелким недочетам вроде «Валеру уволили с завода не по Трудовому кодексу».
Проблема в том, что весь фильм соткан из условностей. «Ëлки 10» — театр абсурда, который вызывает смех скорее от безысходности. Поступки персонажей настолько нелепы, что воспринимать фильм равнодушно просто не получается. Отчасти миссия картины выполнена — вам будет весело, особенно если вы пошли в кинотеатр не в одиночку.
Гротеск новых «Ёлок» роднит фильм с «Комнатой» Томми Вайсо. Но когда хохот немного отпускает, невозможно не увидеть, насколько ленивую работу проделали авторы. Здесь откровенно слабый, разваливающийся на ходу (и оттого местами смешной) сценарий. Невнятные попытки зацепить актуальные темы вроде игровой зависимости и нейросетей. И пластмассовые карикатурные персонажи, которых иногда спасает достойная игра актеров.
Через год мы непременно увидим новую порцию таких же нескладных новелл. Ведь «Ёлки 10» — такой же новогодний аттракцион, как и предыдущие части. Одноразовое развлечение, которое ничего после себя не оставит. Укоренится ли франшиза как новая новогодняя традиция — покажет время (пока это не так). Но, к сожалению или к счастью, все аттракционы рано или поздно ломаются.
Обсудить новые «Ёлки» можно в нашем Дзене.
Денис Котляров
Фото: kinopoisk.ru