«Я худею» — отличная история не про похудение

14-03-2018 18:08

8 марта в широкий прокат вышла комедия «Я худею» с Александрой Бортич в главной роли. Как пишет кинообозреватель Егор Холмогоров в своей рецензии, опубликованной на ЦарьГрад.ТВ,  расхождение заявки и результата прямо драматичное. Месяцами рекламщики выпиливали на мозге историю про Сашу Бортич, которая поправилась, а потом похудела на 20 килограммов, и совершенно не предупредили о том, что у неё ещё там драматическая роль, а история снова будет о восстановлении родовой преемственности, об обретении родной почвы и о рождении человека из себя самого.

Итак, прежде всего это фильм про большую и прекрасную Россию. В роли звезды первой величины — Нижний Новгород, один из важнейших городов страны, которому ролей в кино до сих пор почти не доставалось (во «Льде», напомню, был Иркутск — наши киношники явно входят во вкус депровинциализации нашей провинции). Не знаю, как получилось, но даже позор города, панельный дом на горе, буквально уничтожающий панораму Нижнего, создателям ленты и то удалось превратить в культовый объект. Будем надеяться только, что туристы не будут пытаться повторить трюки с выбрасыванием кальяна из окна и перелезанием с балкона на балкон (говорят, Александра Бортич совершила это самостоятельно). Зато вот желающих снять на лето балкон с изумительным видом на величайшую русскую реку будет хоть отбавляй. А русское — это река, а река — это русское.

Вообще, палитра великих русских городов, несмотря на уничтожающую их советскую квадратно-гнездовую застройку, чрезвычайно разнообразна, сочна и кинематографична. В США есть всего несколько городов, местами не похожих друг на друга. В Европе настоящее разнообразие крупных городов с собственным лицом наблюдается только во Франции и немножко в Германии. Русские же города-миллионники, архитектурные и исторические памятники — каждый сам по себе целый мир, особенно в сочетании с вмещающим ландшафтом, так что в них есть натура на сотни фильмов.

Не менее упоителен в «Я худею» и сельский быт. Чистенькие сытые коровы на лугах. Золотое солнце, чьи лучи, кажется, колышут золотую рожь, среди которой рассекают менеджеры по управлению автоматизированными зерноуборочными агрегатами (ошибка в формировании саундтрека: здесь буквально напрашивалась хотя бы фоном песня Игоря Растеряева «Комбайнеры»). Уморительно-трогательные деревенские сценки и детали быта. Дядя Гриша, оказывающийся настоящим героем и превращающийся из самогонщика в стартапера — резчика по дереву. От всего этого веет таким здоровым оптимизмом, которого наша деревня не видала со времён арьергардно-оборонительного «Любить по-русски».

При этом никаких «кубанских казаков», никакой лакировки, просто много солнечного света. Даже деревенское хулиганьё на мотоциклах, от которых в ужасе бежит героиня, на деле за ней не гонится. Их ужасность преувеличена её горем, а так это просто безобидные ребята на мотоциклах. Под кинематографическим Нижним безопасней, чем на границах вымышленного Эббинга, Миссури.

Отдельно хочется отметить маленькое «роад-муви» по Русской Земле — из Нижнего Новгорода в Казань — с умилительно-смешными названиями деревень, сбором цветов и земляники и гостеванием под Казанью у отца главной героини, исполненного Сергеем Шнуровым. Отец произносит загадочную фразу: «Заезжал замгубернатора». Простите, но в Казани нет ни замгубернатора, ни губернатора. Нет? Значит, будет. Шнур так сказал.

В самой комедийно-мелодраматической истории, образовавшейся в итоге, как уверяют авторы, из 14 вариантов сценария, нет ничего особенного и сверхоригинального: дружба, любовь, потерянные и обретённые родители, смешные рассинхроны и несовпадения. Всё вроде бы обычно, кроме с любовью выписанных словом и делом деталей. Этим наше новое кино, пожалуй, больше всего отличается от постепенно дегенерирующего Голливуда, в котором объёмы начинает сжирать опухолью «идейно выдержанная» велеречивая пустота и пропагандистская накачка на феминизм, политкорректность и ЛГБТ-ценности. Смотреть американскую драму всё сложнее, поскольку интригующие прокладки между увесистыми штампами становятся всё тоньше.

Наша «правильность» ещё настолько нова и небанальна, что её, благодаря эффекту новизны после чернухи, хватит ещё надолго. Неполиткорректности в разумных пределах наши сценаристы пока не боятся: чего стоят шутки про «она — харам» и «Поздняк — польская фамилия»…

А главное — наши сценаристы и режиссёры ещё не потеряли (точнее, только что нашли под фонарём) вкус к любовно сделанным деталям. «Я худею» состоит из небанальных маленьких приятностей, из-за которых фильм, однако, не рассыпается: всё вполне закончено и цельно. Чудо как хороши сцепившиеся божьи коровки вместо любовной сцены, Красная Шапочка и Серый волк на грубом советском ковре. Настоящий шедевр представляет собой ссора Наташи и Димы с уничтожением виниловых пластинок на вес золота, а затем — пакет с вином у Наташи на голове.

Разве что танец отца-Шнура немножко излишен. Есть вишенка на торте, а это уже земляничка на вишенке. Либо выраженная идиллия мамы, либо танцующий папа, а вместе получается too much sugar, то есть вещь, вредная для похудения.

И здесь мы возвращаемся к главному. К тому, почему «Я худею» — великолепная, брызжущая оптимизмом и уверенностью в себе история, но не про похудение. Для соответствия своей формально заявленной цели фильм слишком заряжен на установку «у тебя всё получится», причём в усиленном варианте: «У тебя получится всё». Всё получиться не может. Съесть все пирожные, влезть во все купальники и при этом за всё себя полюбить и простить нельзя.

Реальная жизнь человека — это самоограничения. И свобода нашей личности — это мера нашего внутреннего самоограничения. На одном «принятии себя» и «устранении источника стресса» не сформировать ни тела, ни души, всё равно приходится чем-то жертвовать и чему-то говорить «нет».

За весь фильм разговор на это выходит один-единственный раз, когда Дима сообщает Наташе, что он совсем не хочет ехать в Москву за новыми горизонтами, так как здесь он — звезда, а там может сгинуть. Таких историй, между тем, масса. И, конечно, отправив в итоге Наташу в Москву, да ещё и двинув вслед за ней Диму, создатели фильма уступили тому, чему не следовало уступать ни с художественной точки зрения (нужно уметь мечтать и нужно уметь ставить предел своим мечтам, чтобы они не остались бесплодными), ни с точки зрения общественной пользы, так как вымывание лучших людей в Москву — это безусловное зло.

Но поставим предел и самим себе: нельзя хотеть от хорошего фильма всего сразу. «Я худею» — весёлый, яркий, изобретательный, кинематографически проработанный, побеждающий с разгромным счётом социальный расизм и национальный нигилизм фильм, показавший, что Александра Бортич и Ирина Горбачёва — актрисы отличного уровня, а Алексей Нужный — нужный режиссёр.

Полную версию рецензии Егора Холмогорова читайте здесь.

 

Loading



Поделиться:

Похожие посты

Куда сходить в новогодние каникулы в Севастополе

Совсем скоро наступит Новый год! А после — больше недели выходных дней. Куда можно сходить в эти новогодние каникулы в Севастополе? Концерты, спектакли, мастер-классы — сделали для вас небольшую праздничную афишу, которая поможет определиться с плана

Не только «Гладиатор 2»: лучшие фильмы Ридли Скотта

В свои 87 лет Ридли Скотт снимает один крупный проект за другим. Не успела стихнуть шумиха вокруг его картины «Наполеон», как режиссер представил «Гладиатора 2» — продолжение одного из самых популярных фильмов в своей карьере. Какие ещё киноленты мож

Номинанты премии Грэмми 2025 уже известны

Американская академия звукозаписи огласила список номинантов премии «Грэмми 2025». Когда пройдёт церемония и кто поборется за главные номинации? Отвечаем на все вопросы в этой статье.
Подробнее

Как дела у моды Крыма? Узнали на Большой ярмарке брендов

На один день бар «Тортуга» стал центром моды Крыма. Лекции, показы, маркет крымских брендов — рассказываем, как прошла Большая ярмарка брендов, и что это говорит о модной индустрии полуострова.
Фото: Анастасия Скалдина-Котлярова

Ночь искусств 2024 в Севастополе: афиша событий

Сегодня вечером в России стартует «Ночь искусств». В 2024 году она приурочена ко Дню народного единства и проходит под девизом «Россия объединяет». Специально для этой ежегодной акции все театры, музеи и другие культурные площадки создают особую прог

Новости ForPost

Метки

концерт фильмы мода и стиль Balenciaga аниме 2024 Херсонес Клим Шипенко афиша Севастополь K-pop театр Луначарского День Победы Виталий Либа театр драмы "Психо Дель Арт" сериалы 2023 Севастополь Неделя моды коронавирус фестиваль игры 2024 Конкурс "Живая классика" Психо Дель Арт мультфильмы Андрей Маслов кино Театр Лавренёва фильмы 2023 мультфильмы 2024 выставка игры 2023 Большой севастопольский офицерский бал мультфильмы 2023 Музей-заповедник "Херсонес Таврический" творчество спектакли Аниме Dior Louis Vuitton искусство куда сходить СевТЮЗ опера Тейлор Свифт Обзор Сергей Безруков музыка 2024 мастер-классы Музей обороны Севастополя художники Золотая балка хоррор рецензия Модный показ Валерий Либа Бейонсе музыка 2023 театр Гарри Поттер Театр им. Кукол арт-отель "Украина" СЦКиИ ДКР российские фильмы Театр имени Луначарского праздник Конкурс красоты Билли Айлиш карантин Балаклава Санкт-Петербург Неделя моды в Париже Александр Петров выставки изоляция Новый год Севастопольский ТЮЗ 9 мая Григорий Лифанов Фестиваль «Таврида — АРТ» Дворец культуры рыбаков поэзия сериалы 2024 музыка Российские сериалы спектакль Мода Севастопольский театр оперы и балета Афиша Севастополя Херсонес Таврический День ВМФ Федюхины высоты книги балет ЦГБ им. Л.Н.Толстого Netflix "Кинопоиск" фильмы 2024 BLACKPINK живопись Крым Театральная улица