«Я худею» — отличная история не про похудение

14-03-2018 18:08

8 марта в широкий прокат вышла комедия «Я худею» с Александрой Бортич в главной роли. Как пишет кинообозреватель Егор Холмогоров в своей рецензии, опубликованной на ЦарьГрад.ТВ,  расхождение заявки и результата прямо драматичное. Месяцами рекламщики выпиливали на мозге историю про Сашу Бортич, которая поправилась, а потом похудела на 20 килограммов, и совершенно не предупредили о том, что у неё ещё там драматическая роль, а история снова будет о восстановлении родовой преемственности, об обретении родной почвы и о рождении человека из себя самого.

Итак, прежде всего это фильм про большую и прекрасную Россию. В роли звезды первой величины — Нижний Новгород, один из важнейших городов страны, которому ролей в кино до сих пор почти не доставалось (во «Льде», напомню, был Иркутск — наши киношники явно входят во вкус депровинциализации нашей провинции). Не знаю, как получилось, но даже позор города, панельный дом на горе, буквально уничтожающий панораму Нижнего, создателям ленты и то удалось превратить в культовый объект. Будем надеяться только, что туристы не будут пытаться повторить трюки с выбрасыванием кальяна из окна и перелезанием с балкона на балкон (говорят, Александра Бортич совершила это самостоятельно). Зато вот желающих снять на лето балкон с изумительным видом на величайшую русскую реку будет хоть отбавляй. А русское — это река, а река — это русское.

Вообще, палитра великих русских городов, несмотря на уничтожающую их советскую квадратно-гнездовую застройку, чрезвычайно разнообразна, сочна и кинематографична. В США есть всего несколько городов, местами не похожих друг на друга. В Европе настоящее разнообразие крупных городов с собственным лицом наблюдается только во Франции и немножко в Германии. Русские же города-миллионники, архитектурные и исторические памятники — каждый сам по себе целый мир, особенно в сочетании с вмещающим ландшафтом, так что в них есть натура на сотни фильмов.

Не менее упоителен в «Я худею» и сельский быт. Чистенькие сытые коровы на лугах. Золотое солнце, чьи лучи, кажется, колышут золотую рожь, среди которой рассекают менеджеры по управлению автоматизированными зерноуборочными агрегатами (ошибка в формировании саундтрека: здесь буквально напрашивалась хотя бы фоном песня Игоря Растеряева «Комбайнеры»). Уморительно-трогательные деревенские сценки и детали быта. Дядя Гриша, оказывающийся настоящим героем и превращающийся из самогонщика в стартапера — резчика по дереву. От всего этого веет таким здоровым оптимизмом, которого наша деревня не видала со времён арьергардно-оборонительного «Любить по-русски».

При этом никаких «кубанских казаков», никакой лакировки, просто много солнечного света. Даже деревенское хулиганьё на мотоциклах, от которых в ужасе бежит героиня, на деле за ней не гонится. Их ужасность преувеличена её горем, а так это просто безобидные ребята на мотоциклах. Под кинематографическим Нижним безопасней, чем на границах вымышленного Эббинга, Миссури.

Отдельно хочется отметить маленькое «роад-муви» по Русской Земле — из Нижнего Новгорода в Казань — с умилительно-смешными названиями деревень, сбором цветов и земляники и гостеванием под Казанью у отца главной героини, исполненного Сергеем Шнуровым. Отец произносит загадочную фразу: «Заезжал замгубернатора». Простите, но в Казани нет ни замгубернатора, ни губернатора. Нет? Значит, будет. Шнур так сказал.

В самой комедийно-мелодраматической истории, образовавшейся в итоге, как уверяют авторы, из 14 вариантов сценария, нет ничего особенного и сверхоригинального: дружба, любовь, потерянные и обретённые родители, смешные рассинхроны и несовпадения. Всё вроде бы обычно, кроме с любовью выписанных словом и делом деталей. Этим наше новое кино, пожалуй, больше всего отличается от постепенно дегенерирующего Голливуда, в котором объёмы начинает сжирать опухолью «идейно выдержанная» велеречивая пустота и пропагандистская накачка на феминизм, политкорректность и ЛГБТ-ценности. Смотреть американскую драму всё сложнее, поскольку интригующие прокладки между увесистыми штампами становятся всё тоньше.

Наша «правильность» ещё настолько нова и небанальна, что её, благодаря эффекту новизны после чернухи, хватит ещё надолго. Неполиткорректности в разумных пределах наши сценаристы пока не боятся: чего стоят шутки про «она — харам» и «Поздняк — польская фамилия»…

А главное — наши сценаристы и режиссёры ещё не потеряли (точнее, только что нашли под фонарём) вкус к любовно сделанным деталям. «Я худею» состоит из небанальных маленьких приятностей, из-за которых фильм, однако, не рассыпается: всё вполне закончено и цельно. Чудо как хороши сцепившиеся божьи коровки вместо любовной сцены, Красная Шапочка и Серый волк на грубом советском ковре. Настоящий шедевр представляет собой ссора Наташи и Димы с уничтожением виниловых пластинок на вес золота, а затем — пакет с вином у Наташи на голове.

Разве что танец отца-Шнура немножко излишен. Есть вишенка на торте, а это уже земляничка на вишенке. Либо выраженная идиллия мамы, либо танцующий папа, а вместе получается too much sugar, то есть вещь, вредная для похудения.

И здесь мы возвращаемся к главному. К тому, почему «Я худею» — великолепная, брызжущая оптимизмом и уверенностью в себе история, но не про похудение. Для соответствия своей формально заявленной цели фильм слишком заряжен на установку «у тебя всё получится», причём в усиленном варианте: «У тебя получится всё». Всё получиться не может. Съесть все пирожные, влезть во все купальники и при этом за всё себя полюбить и простить нельзя.

Реальная жизнь человека — это самоограничения. И свобода нашей личности — это мера нашего внутреннего самоограничения. На одном «принятии себя» и «устранении источника стресса» не сформировать ни тела, ни души, всё равно приходится чем-то жертвовать и чему-то говорить «нет».

За весь фильм разговор на это выходит один-единственный раз, когда Дима сообщает Наташе, что он совсем не хочет ехать в Москву за новыми горизонтами, так как здесь он — звезда, а там может сгинуть. Таких историй, между тем, масса. И, конечно, отправив в итоге Наташу в Москву, да ещё и двинув вслед за ней Диму, создатели фильма уступили тому, чему не следовало уступать ни с художественной точки зрения (нужно уметь мечтать и нужно уметь ставить предел своим мечтам, чтобы они не остались бесплодными), ни с точки зрения общественной пользы, так как вымывание лучших людей в Москву — это безусловное зло.

Но поставим предел и самим себе: нельзя хотеть от хорошего фильма всего сразу. «Я худею» — весёлый, яркий, изобретательный, кинематографически проработанный, побеждающий с разгромным счётом социальный расизм и национальный нигилизм фильм, показавший, что Александра Бортич и Ирина Горбачёва — актрисы отличного уровня, а Алексей Нужный — нужный режиссёр.

Полную версию рецензии Егора Холмогорова читайте здесь.

 

 383 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Отмечаем весенние праздники: Масленица и 8 марта в Севастополе

Праздничные выходные порадуют севастопольцев двумя премьерами — «Циолковский. Путь к звёздам» в Севастопольском ТЮЗе и «Тайна моей любви» в театре имени Лавренёва. Кроме того, не пропустите тематические выставки и экскурсии. Например, «Прекрасная нез

Искусство фотоманипуляции: как фотограф Эрик Юханссон играет с реальностью

Творчество Эрика Юханссона находится на стыке фотографии, иллюстрации и цифрового коллажа. Оно отражает внутренние предубеждения и ограничения, образные идеи и мечты. Пожалуй, именно это позволяет воспринимать его фантазийные образы так, что они кажу

«Культурный марафон» раскроет секреты кинематографа

125 лет назад в России провели первый киносеанс. По сравнению с литературой или музыкой, кино — молодое искусство, и обычно его не изучают в школе. Как оно устроено, как режиссёры управляют нашими эмоциями, и какие приёмы используют — об этом и не то

Всё дело в шляпе: фестиваль «Словотворение» вернулся на театральные подмостки

Фестиваль актёрских монологов «Словотворение» обосновался в культурном пространстве города в феврале 2017-го. И уже тогда стало понятно, что в Севастополе появилась своя «территория актёрской свободы», где артист сам определяет форму подачи и степень

Объединяя молодёжь: в Севастополе прошёл фестиваль UniFest

Создание арт-инсталляций, выставка морских технологий и робототехники, показательные выступления по черлидингу, квесты, лекции и ярмарка вакансий — обширная программа молодёжного фестиваля UniFest полностью организована студентами. Одним из ключевых

Новости ForPost

Метки

кинофестиваль Святой Владимир мастер-классы выставки Крым Севастопольский театр оперы и балета Таврида-АРТ День России Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Санкт-Петербург арт-отель "Украина" спектакль Александр Петров Крымский военно-исторический фестиваль поэзия СЦКиИ художник театр драмы "Психо Дель Арт" «Оперные вечера в Севастополе» Севастопольский ТЮЗ творчество Фонд «Живая классика» Театр Лавренёва театр Григорий Лифанов День ВМФ выставка VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Международный день танца фестиваль спектакли Музеи онлайн Михаил Булгаков ЦГБ им. Л.Н.Толстого Театр им. Кукол праздник Сергей Безруков История опера СевТЮЗ Мариинский театр Конкурс красоты Россия самоизоляция Театральная улица Море Сергей Шнуров танцы книги дети Анна Каренина Андрей Маслов Динопарк онлайн-марафон Опера в Херсонесе Золотая балка изоляция Ольга Панкратова День Победы Валерий Либа Молодёжь Херсонес Таврический 9 мая фильмы концерт Картины Клим Шипенко Театр имени Луначарского искусство Психо Дель Арт Федюхины высоты пандемия музыка Конкурс "Живая классика" Бесы театр Луначарского Херсонес балет Севастополь Балаклава 75 лет Победы живопись Фёдор Достоевский кино Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Мастер и Маргарита коронавирус Достоевский Zакрытый покаZ Эрмитаж Афиша Севастополя Живая классика Дворец культуры рыбаков Большой севастопольский офицерский бал художники карантин Музей обороны Севастополя Великая Отечественная война ДКР Лев Толстой Большие гастроли