«Я худею» — отличная история не про похудение

14-03-2018 18:08

8 марта в широкий прокат вышла комедия «Я худею» с Александрой Бортич в главной роли. Как пишет кинообозреватель Егор Холмогоров в своей рецензии, опубликованной на ЦарьГрад.ТВ,  расхождение заявки и результата прямо драматичное. Месяцами рекламщики выпиливали на мозге историю про Сашу Бортич, которая поправилась, а потом похудела на 20 килограммов, и совершенно не предупредили о том, что у неё ещё там драматическая роль, а история снова будет о восстановлении родовой преемственности, об обретении родной почвы и о рождении человека из себя самого.

Итак, прежде всего это фильм про большую и прекрасную Россию. В роли звезды первой величины — Нижний Новгород, один из важнейших городов страны, которому ролей в кино до сих пор почти не доставалось (во «Льде», напомню, был Иркутск — наши киношники явно входят во вкус депровинциализации нашей провинции). Не знаю, как получилось, но даже позор города, панельный дом на горе, буквально уничтожающий панораму Нижнего, создателям ленты и то удалось превратить в культовый объект. Будем надеяться только, что туристы не будут пытаться повторить трюки с выбрасыванием кальяна из окна и перелезанием с балкона на балкон (говорят, Александра Бортич совершила это самостоятельно). Зато вот желающих снять на лето балкон с изумительным видом на величайшую русскую реку будет хоть отбавляй. А русское — это река, а река — это русское.

Вообще, палитра великих русских городов, несмотря на уничтожающую их советскую квадратно-гнездовую застройку, чрезвычайно разнообразна, сочна и кинематографична. В США есть всего несколько городов, местами не похожих друг на друга. В Европе настоящее разнообразие крупных городов с собственным лицом наблюдается только во Франции и немножко в Германии. Русские же города-миллионники, архитектурные и исторические памятники — каждый сам по себе целый мир, особенно в сочетании с вмещающим ландшафтом, так что в них есть натура на сотни фильмов.

Не менее упоителен в «Я худею» и сельский быт. Чистенькие сытые коровы на лугах. Золотое солнце, чьи лучи, кажется, колышут золотую рожь, среди которой рассекают менеджеры по управлению автоматизированными зерноуборочными агрегатами (ошибка в формировании саундтрека: здесь буквально напрашивалась хотя бы фоном песня Игоря Растеряева «Комбайнеры»). Уморительно-трогательные деревенские сценки и детали быта. Дядя Гриша, оказывающийся настоящим героем и превращающийся из самогонщика в стартапера — резчика по дереву. От всего этого веет таким здоровым оптимизмом, которого наша деревня не видала со времён арьергардно-оборонительного «Любить по-русски».

При этом никаких «кубанских казаков», никакой лакировки, просто много солнечного света. Даже деревенское хулиганьё на мотоциклах, от которых в ужасе бежит героиня, на деле за ней не гонится. Их ужасность преувеличена её горем, а так это просто безобидные ребята на мотоциклах. Под кинематографическим Нижним безопасней, чем на границах вымышленного Эббинга, Миссури.

Отдельно хочется отметить маленькое «роад-муви» по Русской Земле — из Нижнего Новгорода в Казань — с умилительно-смешными названиями деревень, сбором цветов и земляники и гостеванием под Казанью у отца главной героини, исполненного Сергеем Шнуровым. Отец произносит загадочную фразу: «Заезжал замгубернатора». Простите, но в Казани нет ни замгубернатора, ни губернатора. Нет? Значит, будет. Шнур так сказал.

В самой комедийно-мелодраматической истории, образовавшейся в итоге, как уверяют авторы, из 14 вариантов сценария, нет ничего особенного и сверхоригинального: дружба, любовь, потерянные и обретённые родители, смешные рассинхроны и несовпадения. Всё вроде бы обычно, кроме с любовью выписанных словом и делом деталей. Этим наше новое кино, пожалуй, больше всего отличается от постепенно дегенерирующего Голливуда, в котором объёмы начинает сжирать опухолью «идейно выдержанная» велеречивая пустота и пропагандистская накачка на феминизм, политкорректность и ЛГБТ-ценности. Смотреть американскую драму всё сложнее, поскольку интригующие прокладки между увесистыми штампами становятся всё тоньше.

Наша «правильность» ещё настолько нова и небанальна, что её, благодаря эффекту новизны после чернухи, хватит ещё надолго. Неполиткорректности в разумных пределах наши сценаристы пока не боятся: чего стоят шутки про «она — харам» и «Поздняк — польская фамилия»…

А главное — наши сценаристы и режиссёры ещё не потеряли (точнее, только что нашли под фонарём) вкус к любовно сделанным деталям. «Я худею» состоит из небанальных маленьких приятностей, из-за которых фильм, однако, не рассыпается: всё вполне закончено и цельно. Чудо как хороши сцепившиеся божьи коровки вместо любовной сцены, Красная Шапочка и Серый волк на грубом советском ковре. Настоящий шедевр представляет собой ссора Наташи и Димы с уничтожением виниловых пластинок на вес золота, а затем — пакет с вином у Наташи на голове.

Разве что танец отца-Шнура немножко излишен. Есть вишенка на торте, а это уже земляничка на вишенке. Либо выраженная идиллия мамы, либо танцующий папа, а вместе получается too much sugar, то есть вещь, вредная для похудения.

И здесь мы возвращаемся к главному. К тому, почему «Я худею» — великолепная, брызжущая оптимизмом и уверенностью в себе история, но не про похудение. Для соответствия своей формально заявленной цели фильм слишком заряжен на установку «у тебя всё получится», причём в усиленном варианте: «У тебя получится всё». Всё получиться не может. Съесть все пирожные, влезть во все купальники и при этом за всё себя полюбить и простить нельзя.

Реальная жизнь человека — это самоограничения. И свобода нашей личности — это мера нашего внутреннего самоограничения. На одном «принятии себя» и «устранении источника стресса» не сформировать ни тела, ни души, всё равно приходится чем-то жертвовать и чему-то говорить «нет».

За весь фильм разговор на это выходит один-единственный раз, когда Дима сообщает Наташе, что он совсем не хочет ехать в Москву за новыми горизонтами, так как здесь он — звезда, а там может сгинуть. Таких историй, между тем, масса. И, конечно, отправив в итоге Наташу в Москву, да ещё и двинув вслед за ней Диму, создатели фильма уступили тому, чему не следовало уступать ни с художественной точки зрения (нужно уметь мечтать и нужно уметь ставить предел своим мечтам, чтобы они не остались бесплодными), ни с точки зрения общественной пользы, так как вымывание лучших людей в Москву — это безусловное зло.

Но поставим предел и самим себе: нельзя хотеть от хорошего фильма всего сразу. «Я худею» — весёлый, яркий, изобретательный, кинематографически проработанный, побеждающий с разгромным счётом социальный расизм и национальный нигилизм фильм, показавший, что Александра Бортич и Ирина Горбачёва — актрисы отличного уровня, а Алексей Нужный — нужный режиссёр.

Полную версию рецензии Егора Холмогорова читайте здесь.

 

 478 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Канье Уэст: отменить нельзя простить

Культура отмены — главный хит сезона последних нескольких лет. Она позволяет почувствовать себя причастным к «благородному делу», а по силе несравнима ни с чем другим: из-за обвинения человек может потерять работу, рекламные контракты, связи. Что с к

Сердце Пармы: историческое кино, у которого получилось

Идти на этот фильм было боязно. После череды неудавшихся кинокартин на историческую тему, «Сердце Пармы», которую окрестили чуть ли не спасительницей кинотеатров, могла провалиться с таким же треском. Что ж, вы приятно удивитесь. У российского кин

Искусство виноделия: вкус Крыма для тонких эстетов и неумолимых гурманов

Подобно рождению любого произведения живописи, кинематографа или музыки в создании вина велика роль её автора. Винодел словно художник — ведь он не просто создаёт вино, а воплощает свои идеи, работая над уникальной композицией. Он рисует неповторимый

В Севастополе откроется Международный форум молодых кинематографистов «Глобальные ценности»

Второй форум молодых кинематографистов «Глобальные ценности» пройдёт в Севастополе со 2 по 5 августа. Свои работы покажут представители кинематографической молодёжи 12 стран: Армении, Белоруссии, Болгарии, Греции, Индии, Ирана, Кении, Китая, Латвии,

«Эти таланты — безграничное богатство нашего Отечества», — актёр Борис Галкин

В Севастополе прошёл военно-патриотический фестиваль искусств Черноморского флота «Корабельная сторона», приуроченный к 220-летию со дня рождения Павла Нахимова. В этом году он состоялся впервые, и уже смог покорить сердца зрителей и жюри. В планах о

Новости ForPost

Метки

Сергей Шнуров ДКР «Оперные вечера в Севастополе» фильмы Федюхины высоты дети выставка театр драмы "Психо Дель Арт" 75 лет Победы Андрей Маслов художник Валерий Либа Виталий Либа концерт Психо Дель Арт Золотая балка Море Музеи онлайн Мариинский театр Мода Бесы Театральная улица Театр им. Кукол выставки Херсонес Эрмитаж танцы художники музыка Динопарк мастер-классы поэзия Клим Шипенко самоизоляция Великая Отечественная война фестиваль «Природа Искусства» Севастопольский театр оперы и балета ЦГБ им. Л.Н.Толстого театр Луначарского кино История праздник Дворец культуры рыбаков Картины Опера в Херсонесе опера Севастополь спектакли Фестиваль «Таврида — АРТ» Большой севастопольский офицерский бал Театр танца им. В.А.Елизарова Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Анна Каренина СевТЮЗ Театр Лавренёва Ольга Панкратова коронавирус Новый год Сергей Безруков карантин День Победы Фёдор Достоевский Музей-заповедник "Херсонес Таврический" театр балет Живая классика Россия Фонд «Живая классика» Крым Александр Петров живопись Музей обороны Севастополя Лев Толстой День ВМФ СЦКиИ арт-отель "Украина" искусство Таврида-АРТ Театр имени Луначарского Афиша Севастополя изоляция Крымский военно-исторический фестиваль Конкурс красоты Мастер и Маргарита творчество рецензия Григорий Лифанов книги спектакль Молодёжь Балаклава Севастопольский ТЮЗ Конкурс "Живая классика" 9 мая Достоевский Санкт-Петербург фестиваль Михаил Булгаков кинофестиваль Святой Владимир Херсонес Таврический