«Я худею» — отличная история не про похудение

14-03-2018 18:08

8 марта в широкий прокат вышла комедия «Я худею» с Александрой Бортич в главной роли. Как пишет кинообозреватель Егор Холмогоров в своей рецензии, опубликованной на ЦарьГрад.ТВ,  расхождение заявки и результата прямо драматичное. Месяцами рекламщики выпиливали на мозге историю про Сашу Бортич, которая поправилась, а потом похудела на 20 килограммов, и совершенно не предупредили о том, что у неё ещё там драматическая роль, а история снова будет о восстановлении родовой преемственности, об обретении родной почвы и о рождении человека из себя самого.

Итак, прежде всего это фильм про большую и прекрасную Россию. В роли звезды первой величины — Нижний Новгород, один из важнейших городов страны, которому ролей в кино до сих пор почти не доставалось (во «Льде», напомню, был Иркутск — наши киношники явно входят во вкус депровинциализации нашей провинции). Не знаю, как получилось, но даже позор города, панельный дом на горе, буквально уничтожающий панораму Нижнего, создателям ленты и то удалось превратить в культовый объект. Будем надеяться только, что туристы не будут пытаться повторить трюки с выбрасыванием кальяна из окна и перелезанием с балкона на балкон (говорят, Александра Бортич совершила это самостоятельно). Зато вот желающих снять на лето балкон с изумительным видом на величайшую русскую реку будет хоть отбавляй. А русское — это река, а река — это русское.

Вообще, палитра великих русских городов, несмотря на уничтожающую их советскую квадратно-гнездовую застройку, чрезвычайно разнообразна, сочна и кинематографична. В США есть всего несколько городов, местами не похожих друг на друга. В Европе настоящее разнообразие крупных городов с собственным лицом наблюдается только во Франции и немножко в Германии. Русские же города-миллионники, архитектурные и исторические памятники — каждый сам по себе целый мир, особенно в сочетании с вмещающим ландшафтом, так что в них есть натура на сотни фильмов.

Не менее упоителен в «Я худею» и сельский быт. Чистенькие сытые коровы на лугах. Золотое солнце, чьи лучи, кажется, колышут золотую рожь, среди которой рассекают менеджеры по управлению автоматизированными зерноуборочными агрегатами (ошибка в формировании саундтрека: здесь буквально напрашивалась хотя бы фоном песня Игоря Растеряева «Комбайнеры»). Уморительно-трогательные деревенские сценки и детали быта. Дядя Гриша, оказывающийся настоящим героем и превращающийся из самогонщика в стартапера — резчика по дереву. От всего этого веет таким здоровым оптимизмом, которого наша деревня не видала со времён арьергардно-оборонительного «Любить по-русски».

При этом никаких «кубанских казаков», никакой лакировки, просто много солнечного света. Даже деревенское хулиганьё на мотоциклах, от которых в ужасе бежит героиня, на деле за ней не гонится. Их ужасность преувеличена её горем, а так это просто безобидные ребята на мотоциклах. Под кинематографическим Нижним безопасней, чем на границах вымышленного Эббинга, Миссури.

Отдельно хочется отметить маленькое «роад-муви» по Русской Земле — из Нижнего Новгорода в Казань — с умилительно-смешными названиями деревень, сбором цветов и земляники и гостеванием под Казанью у отца главной героини, исполненного Сергеем Шнуровым. Отец произносит загадочную фразу: «Заезжал замгубернатора». Простите, но в Казани нет ни замгубернатора, ни губернатора. Нет? Значит, будет. Шнур так сказал.

В самой комедийно-мелодраматической истории, образовавшейся в итоге, как уверяют авторы, из 14 вариантов сценария, нет ничего особенного и сверхоригинального: дружба, любовь, потерянные и обретённые родители, смешные рассинхроны и несовпадения. Всё вроде бы обычно, кроме с любовью выписанных словом и делом деталей. Этим наше новое кино, пожалуй, больше всего отличается от постепенно дегенерирующего Голливуда, в котором объёмы начинает сжирать опухолью «идейно выдержанная» велеречивая пустота и пропагандистская накачка на феминизм, политкорректность и ЛГБТ-ценности. Смотреть американскую драму всё сложнее, поскольку интригующие прокладки между увесистыми штампами становятся всё тоньше.

Наша «правильность» ещё настолько нова и небанальна, что её, благодаря эффекту новизны после чернухи, хватит ещё надолго. Неполиткорректности в разумных пределах наши сценаристы пока не боятся: чего стоят шутки про «она — харам» и «Поздняк — польская фамилия»…

А главное — наши сценаристы и режиссёры ещё не потеряли (точнее, только что нашли под фонарём) вкус к любовно сделанным деталям. «Я худею» состоит из небанальных маленьких приятностей, из-за которых фильм, однако, не рассыпается: всё вполне закончено и цельно. Чудо как хороши сцепившиеся божьи коровки вместо любовной сцены, Красная Шапочка и Серый волк на грубом советском ковре. Настоящий шедевр представляет собой ссора Наташи и Димы с уничтожением виниловых пластинок на вес золота, а затем — пакет с вином у Наташи на голове.

Разве что танец отца-Шнура немножко излишен. Есть вишенка на торте, а это уже земляничка на вишенке. Либо выраженная идиллия мамы, либо танцующий папа, а вместе получается too much sugar, то есть вещь, вредная для похудения.

И здесь мы возвращаемся к главному. К тому, почему «Я худею» — великолепная, брызжущая оптимизмом и уверенностью в себе история, но не про похудение. Для соответствия своей формально заявленной цели фильм слишком заряжен на установку «у тебя всё получится», причём в усиленном варианте: «У тебя получится всё». Всё получиться не может. Съесть все пирожные, влезть во все купальники и при этом за всё себя полюбить и простить нельзя.

Реальная жизнь человека — это самоограничения. И свобода нашей личности — это мера нашего внутреннего самоограничения. На одном «принятии себя» и «устранении источника стресса» не сформировать ни тела, ни души, всё равно приходится чем-то жертвовать и чему-то говорить «нет».

За весь фильм разговор на это выходит один-единственный раз, когда Дима сообщает Наташе, что он совсем не хочет ехать в Москву за новыми горизонтами, так как здесь он — звезда, а там может сгинуть. Таких историй, между тем, масса. И, конечно, отправив в итоге Наташу в Москву, да ещё и двинув вслед за ней Диму, создатели фильма уступили тому, чему не следовало уступать ни с художественной точки зрения (нужно уметь мечтать и нужно уметь ставить предел своим мечтам, чтобы они не остались бесплодными), ни с точки зрения общественной пользы, так как вымывание лучших людей в Москву — это безусловное зло.

Но поставим предел и самим себе: нельзя хотеть от хорошего фильма всего сразу. «Я худею» — весёлый, яркий, изобретательный, кинематографически проработанный, побеждающий с разгромным счётом социальный расизм и национальный нигилизм фильм, показавший, что Александра Бортич и Ирина Горбачёва — актрисы отличного уровня, а Алексей Нужный — нужный режиссёр.

Полную версию рецензии Егора Холмогорова читайте здесь.

 

Похожие посты

Пример жизнестойкости: на «Золотой Витязь» приехал ветеран ВОВ Николай Лебедев

6 сентября в Севастополе состоялось торжественное открытие ХХIХ Международного Кинофорума «Золотой Витязь». В городе-герое форум уже проходит в шестой раз. В течение десяти дней севастопольцам и гостям города будут предс

«Психо Дель Арт» представил премьерный спектакль «Три вечера и вся жизнь»

Завораживающая и пронзительная драма позволила зрителям окунуться в жизнь неполной семьи и узнать о сложностях в отношениях между отцом и дочерью, проникнувшись чувствами главных героев. Непростая, но вместе с тем очень правдивая история в спектакле

День ВМФ-2020: программа празднования в Севастополе

В этом году День военно-морского флота отмечается 26 июля. Зрители увидят парад кораблей, показательные выступления моряков, концерт с участием артистов российской эстрады, артиллерийский салют. Кроме того, доступными для посещения станут несколько к

Рыбаки и море: в ДКР открыты экспозиции, посвящённые рыбацкой славе Севастополя

Фотовыставка объединила портреты горожан, которые поколение за поколением работали в рыбной промышленности с 1960 по 2009 год. Труженики отрасли оказались не только в объективе фотокамеры. Виктор Мак и Георгий Челак стали авторами ещё одной выставки,

Яркая примета крымского лета: в Крыму стартовала «Таврида»

В первой антишколе форума молодых деятелей культуры и искусств «Таврида» собрались резиденты арт-кластера и молодые творцы, которые на протяжении нескольких месяцев были активно вовлечены в работу общероссийского волонтёрского движения «Мы вместе». И

Новости ForPost

Метки

Международный день танца Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" Фонд «Живая классика» дети Анна Каренина благотворительность Конкурс "Живая классика" Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе» роман "Текст" День Победы коронавирус Конкурс красоты группа Ленинград Лев Толстой спектакль мастер-классы СЦКиИ изоляция Картины открытие сезона театр танца Вадима Елизарова афиша творчество Молодёжь Сергей Шнуров искусство Севастополь Балаклава фестиваль Великая Отечественная война Онлайн-экскурсии театр Луначарского 75 лет Победы кинофестиваль Святой Владимир Театральная улица Импровизационный батл Театр танца им. Вадима Елизарова Форум Таврида СевТЮЗ художники VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Севастопольский военно-исторический музей-заповедник праздник День театра Большие гастроли #WineFest Море Дворец культуры рыбаков ДКР конкурс Достоевский Театр имени Луначарского музыка онлайн-марафон Большой севастопольский офицерский бал балет карантин Херсонес Таврический шоу выставка фильмы Музеи онлайн художник Александр Петров опера Театр им. Кукол Кванториум Севастопольский офицерский бал Опера в Херсонесе концерт Фёдор Достоевский 9 мая Клим Шипенко Динопарк книги Живая классика пандемия самоизоляция День рыбака Херсонес Григорий Лифанов День ВМФ поэзия выставки Крымский военно-исторический фестиваль Золотая балка Психо Дель Арт вокал Дмитрий Глуховский Бесы кино живопись спектакли Новый год в Севастополе театр История Федюхины высоты Мастер и Маргарита Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Севастопольский ТЮЗ