«Выстрел+Барышня-Крестьянка»: пушкинская классика оживает на сцене ТЮЗа
Есть ли задача более благородная и более сложная, чем воспитание подрастающего поколения? Всем нам известно, что воспитание детей требует немало труда и огромных затрат души. В этом нелегком деле нам, родителям, всегда помогало искусство, в частности театр. Театральное искусство не только имеет визуально-развлекательную функцию, но и, несомненно, воспитательную и образовательную, что очень важно для нынешней молодёжи.
Также, учитывая, что современные дети не очень любят читать, театральные спектакли, поставленные по произведениям русской классики, обретают особую значимость в учебном и воспитательном процессе. Таким спектаклем, который привлекает внимание не только педагогов, родителей, но и подростков, стал «2 х Пушкин = Выстрел + Барышня-Крестьянка» по произведениям Александра Пушкина, в постановке режиссёра Василия Заржецкого из Санкт-Петербурга.
С поэтическим творчеством Александра Сергеевича мы знакомимся с самого раннего детства. Все мы знаем сказки «О царе Салтане…», «О рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». В школьной программе обязательно изучают «Повести Белкина», по которым и поставлен спектакль ТЮЗа.
Первое действие начинается с «Выстрела». На сцене, обрамлённой чёрным фоном, выделяется довольно большая конструкция — крыльцо-лестница, которая меняет своё предназначение в зависимости от происходящего, а передвижные ширмы позволяют мгновенно создавать нужную локацию. Главные герои — гусары, живущие однообразной и невеселой жизнью.
Все меняется в одночасье, когда в гусарский полк приезжает Граф. Сюжетная линия повести основана на конфликте между Сильвио и Графом. Когда-то Граф сильно задел самолюбие Сильвио, привыкшего во всем первенствовать, и между ними состоялась дуэль. На мой взгляд, одной из самых ярких актерских работ является роль Сильвио (Данила Высоцкий). Соперник Сильвио — Граф (Владимир Соловьев) — и его жена (Евгения Липская) запомнились мне своим профессионализмом и необыкновенно душевным прочтением образов, созданных Пушкиным.
Во многом успех спектакля определён грамотной работой режиссера Василия Заржецкого. Действие выстроено очень динамично, захватывает внимание публики буквально с первых минут. Необычайно трогательно подобрано музыкальное оформление. В постановке звучит фортепианная музыка в исполнении Ирины Кузнецовой, придающая действию ощущение пушкинской эпохи.
«Барышня-крестьянка» предстаёт пред нами после антракта, когда зритель пережил события «Выстрела», обдумал увиденное и поделился первыми впечатлениями. Второе действие сразу настраивает зрителя на игривый лад. История, которая началась весьма грустно, оборачивается веселой шуткой, а проказница-шалунья Лизавета в нужный момент превращается то в барышню, то в крестьянку. К счастью, герой узнает, что жеманная барышня и крестьянка — одно и то же лицо.
Каждая роль в этом спектакле создана с большой любовью и неисчерпаемым юмором. Яркие образы старшего Берестова (Матвей Черненко), Муромского (Александр Костелов), Филипьевны (Наталья Клочкова) запоминаются свой великолепной актерской игрой и подлинным проживанием на сцене. Любимцем публики заслуженно становится Игорь Петров в роли Сбогара (собака). Органичность, точное наблюдение за персонажами, ирония и юмор, актерские находки, выразительность — все это, созданное талантом наших севастопольских актеров, зритель видит на сцене.
Режиссеру спектакля Василию Заржевскому удалось показать, что и в пушкинскую эпоху в жизни было много интересного и увлекательного. Он подводит зрителя к мысли о том, что произведения величайшего поэта России современны и актуальны в наши дни. Я думаю, что, посмотрев спектакль в Севастопольском ТЮЗе, наши подростки с интересом прочтут «Повести Белкина», и русская литература станет их другом на долгие годы.
В заключение статьи вспоминаются слова Н. В. Гоголя: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
Приходите в театр, приводите детей, читайте Пушкина!
Заслуженный деятель искусств, лауреат Госпремии Крыма
Елена Ольховская
Фото Юлии Высоцкой