Война и кутюр: почему стоит смотреть «The New Look»
«The New Look» («Новый взгляд») стартовал 14 февраля на платформе Apple TV+. Это биографическая драма, которая рассказывает о возрождении французской моды в 1940-е годы. Как Кристиан Диор, Коко Шанель, Кристобаль Баленсиага и Пьер Бальман справлялись с ужасами Второй Мировой войны? Рассказываем, почему этот сериал стоит посмотреть даже тем, кто далёк от мира моды.
Революция стиля
Название для сериала было выбрано неспроста: оно отсылает к первой одноимённой коллекции Кристиана Диора. В 1947 году он предложил своё переосмысление идеальной женщины: тонкая талия, хрупкие плечи, изящные бёдра. Элегантность и романтичность не только стали визитной карточкой для показа «New look», но и задали тон целой эпохе.
Но всё это не пришло в голову Диора по щелчку пальцев. И сериал хорош тем, что создатели тоже это осознают. Показать архивные образы — не ключевая цель сюжета. Зрителю дают возможность приоткрыть завесу и «влезть в головы» именитых кутюрье. Что и почему вдохновило их на такой переворот в творчестве? Революция, происходящая у каждого из них внутри.
Личность каждого кутюрье неотделима от того, что он создаёт. А что, как не события окружающего мира, способны сформировать личность? Вопросы морального выбора и выживания стояли в 40-х довольно остро. Но и здесь было место для творчества, которое подарило людям надежду.
Кристиан Диор безумно любил свою младшую сестру Катрин, и поэтому назовёт культовый парфюм «Miss Dior» в её честь. Твидовые костюмы помогли Коко Шанель вернуться из изгнания, ведь в военные годы она связалась с нацистом ради спасения племянника.
А было ли противостояние?
То, как модельеры существовали во времена оккупации Парижа — во многом и определило их карьеру. В описании сериала часто указывают, что ключевым моментом сюжета стало противостояние Шанель и Диора. На самом деле, это не совсем так. Коко (Жюльет Бинош) закрывает свои бутики, не желая работать с немцами. Однако, чуть позже её всё равно обвинят в коллаборационизме. Кристиан (Бен Мендельсон) работает над заказами для жён и любовниц нацистов, чтобы спасти сестру (Мэйси Уильямс), которая была участницей французского Сопротивления и попала в плен Гестапо.
На этом их прямое «противостояние» и заканчивается. Они переживали военные годы по-разному, так что это, скорее, просто противопоставление жизненных философий. Упрямая, самоуверенная Коко Шанель «против» педантичного, застенчивого Кристиана Диора. Вполне естественно, что зритель невольно начинает их сравнивать, учитывая, что второй в своё время был учеником первой.
На заднем плане разворачиваются не менее интересные противоположности. Пьер Бальман (Тома Пуатевен) не стесняется быть экспрессивным и демонстрировать свой характер. Эксцентрично и вспыльчиво он говорит, что думает, прямо в лицо, не задумываясь ни на секунду. И эта смелость окупится: выйдя из-под крыла Люсьена Лелонга (Джон Малкович), он открывает собственный модный дом Balmain. Словно в противовес ему поставили рассудительного и спокойного Кристобаля Баленсиага (Нуну Лопеш), который во имя всеобщего блага готов спокойно мастерить платья для кукол.
Основано на реальных событиях
И об этом нас предупреждает табличка в самом начале каждой серии. Неудивительно, что у такого масштабного проекта аж четыре режиссёра. Ведь охватить три временных промежутка, да ещё и со всеми нюансами контекста — задача не из простых. Сначала зрителя погружают в 1943-й, где царит раздрай, страх и отчаяние. Затем в 1947-й, где люди пытаются вернуть себе ощущение безопасности, а Кристиан Диор создаёт собственный бренд. И в 1955-й, когда нужда оправдываться исчезает, а публика считает его символом и законодателем женской моды.
Бонусом станут небольшие сюжетные линии с культовыми фигурами того времени. Эдит Пиаф, которая трогает своим выступлением до слёз всю элиту Парижа. Арлетти, подвергшаяся публичным унижениям из-за своего романа с немецким офицером. Или даже мадам Делайе, которая стала не просто гадалкой для суеверного Диора, но и верной подругой на многие годы.
Музыкальное сопровождение тоже выше всяких похвал. Здесь и Лана Дель Рей, и Florence + The Machine, и Perfume Genius, и The 1975. Благодарить стоит Джека Антонофф — музыкального продюсера сериала. Так что «The New Look» — не просто очередной байопик, ставивший во главу угла конкретный аспект (как это было в «Доме Gucci»). Это полноценная картина, где каждый элемент — часть огромного механизма.
Дом Гуччи: признать аварийным и снести
Смотрите «The New Look»? Поделитесь своими впечатлениями в нашем Дзене.
Анастасия Скалдина
Фото: The Metropolitan Museum of Art, Apple TV+, Кинопоиск