Vetements и переворот в мире моды
Искусственный интеллект вступает в большую игру, и каждый дизайнер должен выбрать сторону. Пока кутюрье старой школы решительно отвергают нейросети даже как источник вдохновения, молодые дизайнеры превращают визуальный хаос ИИ в эскизы. Или вовсе предпочитают реальности цифровые показы и полный контроль над визуалом. Рассказываем, как новый показ Vetements берёт оба подхода и пытается представить миру иное видение моды.
Агрессивный эпатаж
Бренд Vetements — творение дуэта братьев-дизайнеров Гурама и Демны Гвасалия. Второго вы наверняка знаете по работе в модном доме Balenciaga, куда он привнёс минималистичный эпатаж и громкие скандалы. Гурам же долгое время находился в тени брата. И не сказать, что его это сильно беспокоило. Позиция Гурама в мире моды позволяли ему воплощать свои самые смелые идеи, не привлекая широкого внимания публики.
Ещё когда оба брата работали в Vetements, одной из их главных фишек была гиперболизированная эстетика постсоветских 90-х. На показе 2018-го это были меховые накидки и перчатки с леопардовым узором. А немного позже братья удивили водолазками телесного цвета с тюремными наколками и футболками с русским матом.
С 2019 года, когда Демна покинул Vetements, бренд стал экспериментальной лабораторией Гурама. Тренд на постсоветский эпатаж поначалу сохранялся: кожаные брюки с дутыми куртками, спортивные костюмы, объёмные шубы. Но в 2022-ом концепция резко поменялась. Бренд больше не пытался эпатировать прошлым — он устремился в будущее.
Новая роскошь
Тогда в своей осенней коллекции Гурам поставил себе довольно амбициозную задачу. «Кутюрье начала 20-го века сосредоточились на отраслевых магнатах, которые зарабатывали деньги на нефти, недвижимости и шоколадных батончиках», — говорил дизайнер в интервью Vogue. — Эта коллекция призвана дать новое определение моде и ноу-хау для новой эры». Пока молодое поколение «ностальгирует» по старой роскоши, одеваясь в стиле old money, Vetements пытаются создать альтернативу.
Главный акцент коллекции — маски. Их в своё время ввел в обиход легендарный Мартан Маржела. А затем вернул в мейнстрим Демна. Кто-то вспомнит показы Balenciaga или «анонимное» платья Ким Кардашьян. Но в том, что оба Гвасалия используют схожий модный лексикон, нет никакой проблемы.
Говоря о «Fall 2022», Гурам расставляет акценты иначе: не нужно быть суперзвездой, чтобы нуждаться в приватности. В Vetements он находит куда более интересное применение маскам, добавляя принты и создавая неожиданные цветовые контрасты.
Мода противоречий
Другая важная часть концепции — удобность и подвижность образа. Длинное пальто и классические брюки здесь сделали из джерси — обычно его используют для создания худи. Громоздкие пуховики снабжены молниями так, чтобы можно было по-разному формировать свой силуэт. Как и его брат, Гурам Гвасалия всё так же любит акцентные плечи, оверсайз и провокативные надписи: в этот раз про плоскую Землю и 5G.
Несмотря на, казалось бы, базовые ткани и фасоны, работы Vetements футуристичны. За это, помимо масок, отвечает проработка силуэта. Иногда это просто обтягивающий комбинезон с принтом — что-то максимально далёкое от классической моды. Поэтому, когда сверху на модель надевают объёмный бархатный костюм, а на закрытую тканью шею вешают массивные украшения — это смотрится эффектно.
Торжество гротеска
Свежая коллекция Vetements «Spring 2024» выводит эстетику футуризма на новый уровень. В ней Гурам Гвасалия решает отказаться от физического показа, стилизуя идею с масками под манекен — священный предмет его детства. Огромную роль в коллекции играют нейросети, с ними дизайнер выстраивает отношения а-ля «любовь-ненависть». С одной стороны, он хочет добавить одежде гротеска, будто это изображения MidJourney. С другой — показать несовершенство ИИ.
«По своей сути коллекция направлена против искусственного интеллекта, поскольку качество может быть достигнуто только руками человека», — заявил Гвасалия.
Образы Vetements стали ещё более гиперболизированными. Пиджак достаёт модели-манекену до колен, рубашка раздулась в рукавах и разделилась на полосы и фрагменты ближе к низу. А в пуховиках теперь можно утонуть. В некоторых образах Гвасалия грубо столкнул повседневный стиль и фасоны haute couture. Например, дизайнер предлагает превратить монструозную дутую куртку в своеобразный шлейф к бальному платью.
Гвасалия против всех
Смысл увеличения оверсайза — показать через реальную ткань видение ИИ: странное и часто игнорирующее человеческие нюансы. Но в это безумие Гурам Гвасалия добавил занимательную кутюрную совместную работу. Ливанский дизайнер Elie Saab помог создать для Vetements два специфических вечерних платья. Самое интересное в них — верхняя часть наряда. В одном случае это белая футболка, в другом — серая толстовка с удлинённым рукавом.
Vetements всегда довольно креативно реализовывали свои амбиции. В этой коллекции тоже не обошлось без колких надписей — на одном из худи красуется фраза «Редактор Википедии». Но в новых «эре» бренда это кажется не более чем отсылкой. Кажется, Гураму Гвасалия надоело вступать с поп-культурой в «переписку на футболках». «Внести что-то новое в мир моды» — вот новая цель. И пока что Vetements на верном пути.
Гвасалия против Гвасалия
Недавно этот путь продолжился потенциально скандальным эпизодом. Гурам Гвасалия дал интервью изданию New York Times, где прошёлся по карьере брата и раскрыл подробности работы с Мадонной. Статья «Человек, который хочет быть крупнейшей фигурой моды» вышла 5 июля и уже успела наделать шуму. В ней он задел Ким Кардашьян и, что самое главное, констатировал закат эры Демны Гвасалия:
«Я думаю, что мой брат очень талантлив, но у меня совершенно другой подход к вещам. У него был хороший пробег в десять лет, и я думаю, что его эпоха медленно подходит к финишной черте. Теперь пришло моё время».
Демна ответил отстранённо и через пресс-службу: «Мой опыт работы в Vetements был потрясающим, но я оставляю его в прошлом как тёплые воспоминания». А тем временем статья NY Times напоминает нам про особенности братских взаимоотношений. Balenciaga «случайно» публикует новости в дни показов Vetements. Теперь же Гурам наносит ответный удар.
В день выхода новой коллекции Balenciaga у него вышел пост. Там Гурам рассказал про создание костюмов для нового тура Мадонны. Дизайнер рассыпался в благодарностях, настойчиво пытаясь показать, что легендарная певица благоволит ему. Причина понятна: когда-то «эффект Мадонны» помог Жан-Полю Готье стать дизайнером первого эшелона. Сработает ли это с Vetements —покажет время.
Денис Котляров
Фото: Gio Staiano/Courtesy of Vetements, Kim WestonArnold/Indigital.tv, Yannis Vlamos/Indigital.tv, Conde Nast Archive, Theo Wargo, Courtesy of Balençiaga, Courtesy of Vetements