Вечный Островский: кристальная чистота и жизнь по «законам»

20-02-2018 13:19

На минувших выходных художественный руководитель евпаторийского театра «Золотой ключик» Андрей Пермяков побывал на спектакле театра Луначарского «Доходное место» по пьесе Александра Островского. Развёрнутый отзыв на постановку Григория Лифанова он опубликовал на своей странице в Facebook. Профессиональный и обстоятельный разбор увиденного от талантливого актёра и режиссёра — это всегда на вес золота. 

Не знаю, кто как, а мы свои редкие выходные проводим вместе и с пользой. Вчера получили удовольствие от удовольствия нашей Маруськи, которая, затаив дыхание, следила за сюжетом «Льда» в кинотеатре.
Ну, а вечер, провели в волшебном месте на чудесном спектакле. На этот раз свои двери гостеприимно распахнул севастопольский академический русский драматический театр им. А.В. Луначарского. Давали там «Доходное место» Александра Островского в постановке нашего доброго друга, талантливого режиссера Григория Алексеевича Лифанова. В этом месте еще раз низко кланяемся и благодарим за гостеприимство. А также говорим спасибо любимой и дорогой Аксинье Норманской.

Теперь пару слов о спектакле…  Во — первых, кто бы что не говорил, а классику ставить нужно обязательно, потому как классика всегда актуальна, универсальна и понятна. Другой вопрос, что здесь (на мой скромный взгляд) нужно блюсти за тем, чтобы не переступить ту тонкую грань, когда режиссеру хочется почувствовать себя полноценным соавтором и наполнить ставящееся произведение своим видением, а иногда взглядами противоречащими здравому смыслу, пошлятиной и обязательно фрагментами других классических произведений (куда без столичных трендов), но и не уйти стопроцентно в аутентику, историзм и классицизм со всеми вытекающими строгими соблюдениями канонов, единств и т.п. Лифанову это однозначно удалось, т.к. Лифанов — профи! Он с легкостью берется за классические полотна и переносит и без того красноречивые шедевры на сцену, обрамляя каждое из них талантом, режиссерским почерком, атмосферой и тонкими, психологическими образами.

В зале было много (очень много!) старшеклассников из севастопольских школ. И каждый из них несомненно воспринял Островского «со своей колокольни». Девчонки явно были довольны матриархальными высказываниями Фелисаты Герасимовны, А парни оживлялись в сценах с чиновниками, с кабаком в третьем действии и в финале, когда только что сформированное под пристальным взглядом автора мнение что, то самое «доходное место» — единственно правильный рецепт счастливого человека, вдруг оказывается не таким уж однозначным и простым.

Блистательная игра мэтров — Анатолий Бобер и Людмила Шестакова — неподражаемы, точны, харизматичны до мурашек. Их персонажи заполняли собой буквально каждый миллиметр зрительного зала, иногда отсылая к спектаклю-фантому 1967 года, где аналогичный сценический дуэт блистательно исполнили Татьяна Пельтцер и Анатолий Папанов в «Доходном месте» Марка Захарова. Понравился и чиновник Белогубов в исполнении Евгения Чернорая — потрясающая мимика артиста, его выпученные глаза на контрасте с внутренним состоянием выстроили точную перспективу роли от пресмыкающегося подонка до подонка властного, но потерпевшего фиаско. Что же касается молодых артистов, то и здесь было попадание в органику, в фактуру, в персонажей.

Отдельно хочется сказать о сценах с участием чиновников — блистательно выстроены, с юмором, с иронией. Понимаешь, почему пьеса не была допущена к постановке сто лет назад и была сыграна всего 40 раз в 67-ом, а потом запрещена Фурцевой. Здесь же Лифанову удалось на мой взгляд рассказать историю языком актуальным и понятным, но в то же время придать содержанию новые смыслы. Быть кристальным и чистым и смотреть другим в глаза смело и открыто или быть сломленным жизнью, системой и жить по «законам» общепринятым и не всегда справедливым и честным. А ведь и вправду у честных людей друзей гораздо меньше, но с другой стороны — зато это настоящие друзья!

Интересная придумка с «чиновником на побегушках» добавляющая происходящему динамики и перспективы. К месту пришлось и давно всем известное разбрасывание бумаги. Но и здесь было ощущение, что этот, набивший оскомину прием, получил новый «месседж». Аккуратное музыкально-шумовое оформление спектакля в полной мере способствовало погружению в атмосферу того времени и органичному существованию артистов в предлагаемых обстоятельствах, но иногда музыки не хватало. Но, скорее всего, это дело привычки или моей «музыкальной избалованности». То же самое и с видео оформлением спектакля, которое было заявлено в начале первого и третьего действий, однако не получило продолжения. Но и в этой видео недосказанности тоже можно найти свои преимущества. Здесь на помощь режиссеру должны прийти не только технологии, но и талантливые специалисты. Ибо здесь тоже «хождение по лезвию» между шедевром Могучего «Губернатор» и симферопольским «Дубровским», где фоном Пушкина стали современные таймлапсы с пролетающими по трассе автомобилями. Поэтому пусть лучше будет недосказанность, которая ничего не портит, чем красноречие без пользы.

Ну и в завершение хочется еще раз сказать: «Браво» и «Спасибо»!!! Слава Богу, что у нас есть замечательные друзья и возможность ездить, общаться, дружить, учиться и наслаждаться театром!!! До новых встреч!!!

 31 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Цифровой спектакль объединит подростков из разных стран и известных российских актёров

24 января к 10-летию Международного конкурса юных чтецов «Живая классика» состоится премьера цифрового спектакля «Вечер трудного дня». Это совместный проект творческой коллаборации фонда, популяризирующего чтение и актёров драматического театра МХАТ

#ТакоеКино: потустороннее такси, взмыленный ангел и кризис «Неадекватных людей»

Январь начался с громких премьер в онлайн-кинотеатрах. Чем могут зацепить «Пассажиры» Карена Оганесяна? Почему новый фильм с Чулпан Хаматовой заслуживает вашего внимания? Случилось ли у «Неадекватных людей» Романа Каримова триумфальное возвращение на

В Севастополе планируется возобновление работы театров и кинотеатров

В начале февраля могут открыться севастопольские театры и кинотеатры. Но работать они будут с рядом ограничений. Кроме того, смягчение антиковидных мер коснётся экскурсионной деятельности и детского досуга, связанного с посещением кружков и спортивны

Слово театрам: оглядываясь на прошлое и с надеждой на будущее

Уходящий 2020-й год стал серьёзным испытанием для наших театров. Их лишили не только возможности творить в прежнем ритме, но и оставили без главного источника энергии и вдохновения – своего зрителя. Мы, конечно, будем ждать столько, сколько потребует

Новый год 2021: что посмотреть на праздниках онлайн и офлайн

Новогодние гуляния в Севастополе отменены, а это значит, что большинство праздничных мероприятий пройдёт в онлайн-формате. Концерты, спектакли, викторины, конкурсы, мастер-классы, новогодние лектории и многое другое теперь не ограничены географически

Новости ForPost

Метки

Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Импровизационный батл группа Ленинград День ВМФ художники выставка живопись Музеи онлайн Опера в Херсонесе СЦКиИ Мастер и Маргарита Театр им. Кукол Ольга Панкратова День рыбака 75 лет Победы Балаклава театр Луначарского выставки 9 мая кинофестиваль Святой Владимир дети Севастополь Кванториум мастер-классы Золотая балка День театра СевТЮЗ Лев Толстой История Крымский военно-исторический фестиваль Динопарк Большой севастопольский офицерский бал спектакли Севастопольский военно-исторический музей-заповедник благотворительность Херсонес Театральная улица фильмы Севастопольский ТЮЗ Григорий Лифанов Клим Шипенко День Победы Конкурс красоты конкурс Бесы фестиваль Достоевский VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Картины Федюхины высоты Александр Петров музыка поэзия Новый год 2020 искусство Живая классика Театр имени Луначарского #WineFest Анна Каренина онлайн-марафон Конкурс "Живая классика" арт-отель "Украина" Театр танца им. Вадима Елизарова роман "Текст" шоу Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" Фёдор Достоевский Море Эрмитаж Молодёжь Дмитрий Глуховский Сергей Шнуров праздник Новый год в Севастополе театр танца Вадима Елизарова коронавирус Севастопольский офицерский бал вокал художник театр драмы "Психо Дель Арт" открытие сезона концерт изоляция книги Великая Отечественная война Дворец культуры рыбаков театр спектакль карантин Херсонес Таврический творчество опера кино Сергей Безруков ДКР самоизоляция пандемия Психо Дель Арт современное искусство балет