Вечный Островский: кристальная чистота и жизнь по «законам»

20-02-2018 13:19

На минувших выходных художественный руководитель евпаторийского театра «Золотой ключик» Андрей Пермяков побывал на спектакле театра Луначарского «Доходное место» по пьесе Александра Островского. Развёрнутый отзыв на постановку Григория Лифанова он опубликовал на своей странице в Facebook. Профессиональный и обстоятельный разбор увиденного от талантливого актёра и режиссёра — это всегда на вес золота. 

Не знаю, кто как, а мы свои редкие выходные проводим вместе и с пользой. Вчера получили удовольствие от удовольствия нашей Маруськи, которая, затаив дыхание, следила за сюжетом «Льда» в кинотеатре.
Ну, а вечер, провели в волшебном месте на чудесном спектакле. На этот раз свои двери гостеприимно распахнул севастопольский академический русский драматический театр им. А.В. Луначарского. Давали там «Доходное место» Александра Островского в постановке нашего доброго друга, талантливого режиссера Григория Алексеевича Лифанова. В этом месте еще раз низко кланяемся и благодарим за гостеприимство. А также говорим спасибо любимой и дорогой Аксинье Норманской.

Теперь пару слов о спектакле…  Во — первых, кто бы что не говорил, а классику ставить нужно обязательно, потому как классика всегда актуальна, универсальна и понятна. Другой вопрос, что здесь (на мой скромный взгляд) нужно блюсти за тем, чтобы не переступить ту тонкую грань, когда режиссеру хочется почувствовать себя полноценным соавтором и наполнить ставящееся произведение своим видением, а иногда взглядами противоречащими здравому смыслу, пошлятиной и обязательно фрагментами других классических произведений (куда без столичных трендов), но и не уйти стопроцентно в аутентику, историзм и классицизм со всеми вытекающими строгими соблюдениями канонов, единств и т.п. Лифанову это однозначно удалось, т.к. Лифанов — профи! Он с легкостью берется за классические полотна и переносит и без того красноречивые шедевры на сцену, обрамляя каждое из них талантом, режиссерским почерком, атмосферой и тонкими, психологическими образами.

В зале было много (очень много!) старшеклассников из севастопольских школ. И каждый из них несомненно воспринял Островского «со своей колокольни». Девчонки явно были довольны матриархальными высказываниями Фелисаты Герасимовны, А парни оживлялись в сценах с чиновниками, с кабаком в третьем действии и в финале, когда только что сформированное под пристальным взглядом автора мнение что, то самое «доходное место» — единственно правильный рецепт счастливого человека, вдруг оказывается не таким уж однозначным и простым.

Блистательная игра мэтров — Анатолий Бобер и Людмила Шестакова — неподражаемы, точны, харизматичны до мурашек. Их персонажи заполняли собой буквально каждый миллиметр зрительного зала, иногда отсылая к спектаклю-фантому 1967 года, где аналогичный сценический дуэт блистательно исполнили Татьяна Пельтцер и Анатолий Папанов в «Доходном месте» Марка Захарова. Понравился и чиновник Белогубов в исполнении Евгения Чернорая — потрясающая мимика артиста, его выпученные глаза на контрасте с внутренним состоянием выстроили точную перспективу роли от пресмыкающегося подонка до подонка властного, но потерпевшего фиаско. Что же касается молодых артистов, то и здесь было попадание в органику, в фактуру, в персонажей.

Отдельно хочется сказать о сценах с участием чиновников — блистательно выстроены, с юмором, с иронией. Понимаешь, почему пьеса не была допущена к постановке сто лет назад и была сыграна всего 40 раз в 67-ом, а потом запрещена Фурцевой. Здесь же Лифанову удалось на мой взгляд рассказать историю языком актуальным и понятным, но в то же время придать содержанию новые смыслы. Быть кристальным и чистым и смотреть другим в глаза смело и открыто или быть сломленным жизнью, системой и жить по «законам» общепринятым и не всегда справедливым и честным. А ведь и вправду у честных людей друзей гораздо меньше, но с другой стороны — зато это настоящие друзья!

Интересная придумка с «чиновником на побегушках» добавляющая происходящему динамики и перспективы. К месту пришлось и давно всем известное разбрасывание бумаги. Но и здесь было ощущение, что этот, набивший оскомину прием, получил новый «месседж». Аккуратное музыкально-шумовое оформление спектакля в полной мере способствовало погружению в атмосферу того времени и органичному существованию артистов в предлагаемых обстоятельствах, но иногда музыки не хватало. Но, скорее всего, это дело привычки или моей «музыкальной избалованности». То же самое и с видео оформлением спектакля, которое было заявлено в начале первого и третьего действий, однако не получило продолжения. Но и в этой видео недосказанности тоже можно найти свои преимущества. Здесь на помощь режиссеру должны прийти не только технологии, но и талантливые специалисты. Ибо здесь тоже «хождение по лезвию» между шедевром Могучего «Губернатор» и симферопольским «Дубровским», где фоном Пушкина стали современные таймлапсы с пролетающими по трассе автомобилями. Поэтому пусть лучше будет недосказанность, которая ничего не портит, чем красноречие без пользы.

Ну и в завершение хочется еще раз сказать: «Браво» и «Спасибо»!!! Слава Богу, что у нас есть замечательные друзья и возможность ездить, общаться, дружить, учиться и наслаждаться театром!!! До новых встреч!!!

 331 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Гимн театра Табакова: в Севастополе впервые показали легендарную «Матросскую Тишину»

Именно этот спектакль стал нашей настоящей «Чайкой», открывшей Подвалу дорогу на театральный Олимп. Так говорил народный артист СССР Олег Табаков о «Матросской Тишине». С момента премьеры, которая прошла 30 лет назад, стартовал «отсчёт нового времени

«Я люблю Крым. Вдохновляюсь!» – актёр Константин Юхневич

В Севастополе прошли показы моноспектакля «Партнёр» по пьесе современного автора Владимира Жеребцова. Это беседа-исповедь ресторанного музыканта о своей творческой жизни в тандеме с партнёром, личность которого раскрывается благодаря монологу актёра.

Фестиваль «Zакрытый покаZ» подвёл итоги

Театральный марафон «Zакрытый покаZ» расширяет границы. Впервые в нём участвовали все четыре севастопольских профессиональных театра. Они представили спектакли, которые в корне отличаются от привычного репертуара. В поисках новых форм находятся и дру

В ритме джаза и эстетике балета: фестиваль «Природа Искусства» собрал более 2 тысяч зрителей

Создавать культурные события на открытых площадках всегда непросто, ведь на авансцене — природа. Но даже её капризы рождают новые решения, расширяя возможности. Продолжение фестиваля «Природа Искусства» стало по-настоящему долгожданным событием для м

Куда пойти на выходных: шедевры Эйнауди и программа «Летнего Севастополя»

Его пронзительные и жизнеутверждающие мелодии звучат в культовых фильмах «1+1», «Земля кочевников», «Чёрный лебедь» и других. Программу лучших произведений итальянского композитора Людовико Эйнауди в Севастополе представит оркестр «Неоклассика». Музы

Новости ForPost

Метки

опера СевТЮЗ художник Молодёжь Театр Лавренёва Андрей Маслов карантин 9 мая фестиваль «Природа Искусства» спектакль Балаклава театр драмы "Психо Дель Арт" Севастопольский театр оперы и балета Валерий Либа фильмы Ольга Панкратова Клим Шипенко Конкурс красоты Достоевский Музей обороны Севастополя СЦКиИ Дворец культуры рыбаков Григорий Лифанов Театр им. Кукол Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Александр Петров кинофестиваль Святой Владимир Сергей Шнуров самоизоляция Херсонес Таврида-АРТ ДКР Крым Театр имени Луначарского арт-отель "Украина" праздник Херсонес Таврический Фонд «Живая классика» дети Музеи онлайн Конкурс "Живая классика" поэзия книги Севастопольский ТЮЗ Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Сергей Безруков изоляция Море творчество выставки Фестиваль «Таврида — АРТ» театр искусство Севастополь мастер-классы театр Луначарского Мариинский театр Виталий Либа Опера в Херсонесе День Победы Санкт-Петербург балет ЦГБ им. Л.Н.Толстого Большие гастроли фестиваль спектакли коронавирус Большой севастопольский офицерский бал онлайн-марафон художники Россия Афиша Севастополя кино День ВМФ Бесы живопись 75 лет Победы пандемия История Эрмитаж Великая Отечественная война Мастер и Маргарита «Оперные вечера в Севастополе» музыка Международный день танца Психо Дель Арт Фёдор Достоевский Театральная улица Динопарк Лев Толстой Федюхины высоты Крымский военно-исторический фестиваль танцы Михаил Булгаков Золотая балка выставка Живая классика концерт Картины Анна Каренина