Три мушкетёра: пора-пора-порадуемся?
В «послужном списке» мушкетёров множество экранизаций. Кому-то по душе советская классика с Боярским, а кто-то предпочитает современные экшн-адаптации. Свою лепту решил внести и французский режиссёр Мартин Бурбулон. Что заслужили новые «Три мушкетёра»: «мерси боку» или возмущённое «тысяча чертей»? Узнаете в нашей рецензии.
… А я Д’Артаньян
«Три мушкетёра» Бурбулона задуманы как дилогия. И первый фильм режиссёр ожидаемо посвятил гасконцу Д’Артаньяну. Из-за своего характера герой уже в день прибытия в Париж успевает нажить проблем. Случайное столкновение, дерзкий ответ — и вот в расписании Д’Артаньяна уже три дуэли. И все в один день с перерывом по часу. Дуэлянтов, вот так сюрприз, зовут Атос, Портос и Арамис. Но поединок чести прерывают гвардейцы кардинала Ришелье. Так молодой гасконец попадает в паутину столичных интриг.
Посвятить в политические игры нас пытаются с самого начала, прибегнув к немного неприличному приёму с текстом на весь экран. Преимущественно католическая Франция стоит на пороге войны с протестантами из Ла-Рошеля, которых поддерживает Англия. Далее в эту канву вплетают образ справедливого, но глуповатого Людовика XIII, коварного Ришелье и влюблённого Бекингема.
Ближе к середине фильм переходит к уже знакомой истории с подвесками королевы, где персонаж Д’Артаньяна раскрывается на полную. Франсуа Сивиль отлично передаёт горячность юного воина. Он неопытен, и потому часто лезет на рожон, не думая о последствиях. Его признания в любви неуклюжи, равно как и попытки действовать изящно. Но в этом, как и в игре актёра, определённо есть шарм.
Вот они, слева направо
Впрочем, не только Д’Артаньян может похвастаться харизмой — мушкетёры ничем не хуже. Когда история уже давно известна и не раз переосмыслена, акцент стоит делать на её персонажах. И режиссёр прекрасно это понял — образ каждого из мушкетёров остаётся в памяти. При том, что времени на раскрытие им толком не дали. Есть сцена в таверне, несколько поединков и пара моментов, где персонажи перекидываются короткими фразами. Но хватило и этого.
Атос в исполнении Венсана Касселя — замкнутый в себе граф с истерзанной душой. Портос — обаятельный весельчак и повеса, но с не дюжей храбростью. Арамис же — хитрый обольститесь с двойственной натурой: днём мушкетер, а ночью иезуитский священник. Этих грубых сценарных мазков могло и не хватить, но все прорехи персонажей закрывает харизма актёров.
Мощную игру выдают и на втором плане. Стоит ли долго распинаться о том, что роль Миледи идеально подошла Еве Грин? Дьявольская харизма, которую актриса бережно пронесла через всю фильмографию, вызывает восторг каждый раз, когда она появляется в кадре. Миледи легко закрывает своей тенью Ришелье, который хоть и кажется угрожающим, но пока не показал себя во всей красе.
Луи Гаррель в свою очередь отлично поработал с королём Людовиком. Он изо всех сил скрывает неуверенность, но всё равно выглядит смешно. Это отличная деталь, усиливающая контраст нелепого монарха и кровавых дворцовых склок вокруг него. Приятное дополнение к актёрскому составу — Лина Кудри из «Французского вестника». Её Констанция смущается в разговорах с Д’Артаньяном и пугающе серьёзна, когда королеве угрожает опасность.
Исторический аттракцион
Важный элемент любого околоисторического кино — убедительные декорации. Один стаканчик из Starbucks — и вот Вестерос превращается в обычный кинопавильон. Благо французы с трепетом подошли к воссозданию видов своего прошлого. Яркие костюмы (особенно когда речь идёт о маскараде), детализированные шпаги и роскошные дворцы — охотно верим. Но и столичная грязь никуда не делась, и Д’Артаньян не раз в ней изваляется.
Фильм отлично передаёт атмосферу оригинального романа, но уместно сочетает её с экшном. Над боевой хореографией постарались на славу, отчего битвы вышли захватывающими и зрелищными. Бурбулон удачно чередует батальные сцены с новыми витками дворцовых интриг, задавая картине быстрый темп.
У режиссёра получается балансировать между вдумчивостью классических экранизаций и задором современных. Фильм можно поставить в один ряд с «Шерлоком Холмсом» Гая Ричи. В обоих случаях создатели не стараются следовать каждой букве первоисточника. «Три мушкетёра: Д’Артаньян» занимаются сценарным балагурством, это дерзкий и неудержимый пересказ романа Дюма. В нём рассказчик часто добавляет что-то от себя — и становится только интересней.
Новая экранизация «Мушкетёров» — весёлое и зрелищное приключение. Фильм по-доброму «подкалывает» книжный первоисточник, но сохраняет его лучшие качества. И пусть картина заканчивается на самом интересном месте, долго ждать не придётся. Уже в декабре выходит продолжение с подзаголовком «Миледи». Хочется надеяться, что сиквел не растеряет обаяние и задор первой части.
Обсудить фильм можно у нас в Дзен.
Денис Котляров
Фото: kinopoisk.ru, imdb.com