Три года со дня премьеры: на этих выходных в театре Луначарского дают «Чайку»

16-03-2020 17:51

Время летит неумолимо – на этой неделе будет ровно три года, как в театре имени Луначарского состоялась премьера «Чайки». 22 марта луначарцы вновь окунутся в мир чеховских героев – особый мир, не подчинённый никаким законам: ни человеческим, ни драматическим. ForPost был на первом показе «Чайки» – 18 марта 2017 года. Давайте вспомним, как всё начиналось. 

Смертельный выстрел под игру в лото: в Севастополе состоялась премьера «Чайки»

Вчера в театре Луначарского давали «Чайку». Пожалуй, это тот редкий случай, когда употребить другие глаголы к этому спектаклю будет неуместным. В свое время «5 пудов любви и мало действия» совершили настоящую революцию в русской драматургии. 18 марта на севастопольской сцене состоялась не просто долгожданная премьера. Произошло нечто большее – актеры и режиссер отдали дань уважения нашим театральным традициям. Ведь именно с чеховской «Чайки» начался «другой» русский театр.

Когда театральный Севастополь только заговорил о будущей премьере «Чайки», уже стало понятно, что Григорий Лифанов ставит на «всё или ничего». Было только два варианта развития событий – либо достойно пройти проверку на прочность, либо подорвать доверие к себе… Для режиссера поставить «Чайку» Чехова – это как сдать экзамен на самом высшем уровне самому строгому судье – беспощадному зрителю.

Оформление сцены – одна из ключевых составляющих спектакля. Художник-постановщик Дмитрий Разумов, понимая, что с самого начала зритель должен не отвлекаться от самого действия и почувствовать актеров, в первом акте оформил сцену в духе минимализма. При этом символические детали присутствовали на сцене, но не вызывали «перегрузку взгляда». Летняя беседка и мост, уходящий вдаль, на котором Нина сыграет драму Треплева. Именно с этого моста «сорвется» его декадентская пьеса и утонет в «колдовском озере». Потом в нем потонут не только надежды и мечты Заречной, но и всех остальных «чаек» Чехова.

Отводя «миру Треплева» фактически всю центральную часть сцены, Разумов не забывает и про мир его литературного соперника. «Облако, похожее на рояль» из фантазий Тригорина в реальном мире оказывается старым сломанным пианино. Такой символ безысходности ничьим мечтам не оставляет шансов – все будет сломано и забыто.

Внутренние миры героев читаются не только в элементах декораций, но и, безусловно, в самих нарядах. Маша Шамраева, словно сошедшая с полотна Рамона Касаса «Юная декадентка», весь первый акт контрастирует со своей соперницей Заречной, облаченной во всё белое. У Нины – цветовое противостояние с Треплевым, к которому она быстро охладевает и тянется к «белому» и, кажется, «чистому» романтику Тригорину.

Такое символичное бесцветье приходится почти на всех обитателей усадьбы Сорина. Даже эмоциональная и переменчивая Аркадина в первый раз появляется перед зрителем во всем белом. Разумов как бы намекает – для той трагической картины, которую ей нарисует жизнь, нужно нетронутое полотно.

Во втором акте игра цвета разворачивается в полную силу. За те два года, что проходят за кулисами, что-то как вирус поражает всех героев пьесы. В нарядах Аркадиной и Тригорина появляется вызывающий дьявольский красный. Без него не обошлись и разноцветные витражи, на фоне которых поломаются несколько судеб. А фраза Полины Андреевны «Наше время уходит» играет с ней злую шутку, и ее постаревшее, измученное лицо станет таким же блеклым, как и само платье – жизнь как будто медленно угасает в ней.

Контрастные настроения декораций и нарядов подчеркнули то же самое состояние героев. От чистоты и наивности, которые излучает Нина Заречная в первом акте, во втором не остается и следа. Незадолго до финала к Треплеву выходит девушка, одетая во все черное, с жутким макияжем на лице и окрашенными волосами. В этой клоунессе погорелого цирка Треплев едва ли узнает свою бывшую возлюбленную. В пропитом голосе уже никогда не прозвучат та легкость и мелодичность, а рука всегда будет наполнять стопку до самых краев.

Теперь уже Заречную мало что отличает от декадентки Маши. Возможно, Треплев этого и не смог пережить. Тогда, два года назад, он подстрелил не чайку, а саму Нину Заречную. Рана загноилась, воспалилась – и вот результат. 

Конечно, в этом актерском ансамбле нельзя не выделить Татьяну Бурнакину, исполняющую роль Аркадиной. Возможно, Чехов прописывал её более тонкой натурой, но Григорий Лифанов добавил в этот образ немного вульгарных настроений. Дворянке они вряд ли были свойственны. Но Аркадина – актриса, ей простительно.

В какой-то момент начинает казаться, что если на одну чашу весов поставить Бурнакину, а на другую – весь остальной состав, то центр тяжести сместится в её пользу. Но это заблуждение постепенно рассеивается, когда присматриваешься к игре Марии Кондратенко, исполняющей роль своей чеховской тезки. За весь спектакль её не поймаешь на заламывании рук, ни на завышенных тонах и надрывных речах. Наблюдая за тем, как она произносит чеховский текст и смотрит на собеседника, понимаешь – вот человек, он душевно болен и глубоко несчастен. 

Что касается Евгения Овсянникова, исполняющего роль Треплева, то было видно, что он понимает свой персонаж и старается сыграть «как положено». Но стараться можно на первых репетициях, а на сцене перед зрителями надо жить. В каких-то моментах Треплев вдруг резко оживал, но следующую реплику вновь произносил актер Евгений Овсянников.

Николай Нечаев, играющий Тригорина, вызывал двойственные чувства. Вероятно, его холодность и отсутствие всякой жизни во взглядах и репликах – задумка режиссера и, возможно, даже самого Чехова. Инфантильный человек, не способный по-настоящему любить, наверное, так себя и ведет. В этом случае эмоции были бы не в пользу этого образа. Но, так или иначе, писателя, в котором «природа возбуждает страсть», хотелось бы видеть более живым.

Нельзя не отметить некоторые нестандартные режиссерские приемы. Бережное обращение с текстом классических произведений лично у меня всегда вызывает восхищение. Одна из последних сцен пьесы, когда герои играют в лото, не несет, казалось бы, никакой смысловой нагрузки. Болтовня, одним словом. Затем идет финальная сцена – встреча Треплева и Заречной. Однако Лифанов не уводит героев со сцены, а отправляет их за цветные витражи играть в лото. Параллельно Нина объясняется с Костей. Мы вновь наблюдаем элемент символизма. Расплывчатые силуэты будто характеризуют душевное состояние чеховских персонажей – никакой определенности. А в этот момент решается судьба Треплева, где все определит один выстрел.

И как всегда, вопрос на миллион – о чем эта «Чайка»? На мой взгляд, о том, что нелюбовь, равнодушие и потеря ориентиров образуют смертоносную машину, которая уничтожает на своем пути все живое, калечит и уродует людей, ломает жизни. В этом мире, созданном Чеховым, все хотят любви, но никто не любит; все хотят быть услышанными, но никто не слышит; все хотят быть замеченными, но никто никого не замечает. Это история об инвалидности душ, которые из прекрасных чаек превращаются в персонажей странного театра.

Арсений Веденин
Фото Татьяны Миронюк

 126 Всего просмотров



рецензия, театр Луначарского, Чайка, Чехов,

Поделиться:

Похожие посты

«Летний вечер в Херсонесе»: что посмотреть в августе

Спектакли в Античном театре под открытым небом продолжат радовать жителей и гостей города. В августе вас ждут как уже полюбившиеся постановки, так и яркие новинки этого летнего сезона. Почувствуйте себя жителем древнегреческого полиса, для которого т

Вне границ: танцоры из 9 стран выступили на фестивале «Глобальные ценности» в Севастополе

C 23 по 25 июля «Школа Иннопрактики и Русских сезонов» впервые представила фестиваль «Глобальные Ценности» в Крыму. Каждая постановка как спектакль с уникальным сценографическим оформлением и завораживающей хореографической партитурой. Все номера объ

«Урок» для всех: театр Луначарского впервые обратился к творчеству отца абсурдизма

23 июля на Малой сцене театра имени Луначарского состоялась премьера спектакля «Урок» в постановке Григория Лифанова. Впервые на театральных подмостках ставится произведение основоположника театра абсурда французского драматурга румынского происхожде

Куда сходить на выходных: «высокая комедия» Мольера и ожившая история

В эту субботу стартует юбилейный 90-й сезон театра имени Лавренёва. Открытие комедией «Тартюф» — вовсе не случайность. Согласно опросу, который проводил театр, этот спектакль зрители признают одним из лучших в репертуаре. Не менее интересное путешест

Севастопольский ТЮЗ открыл 34-й сезон спектаклем «Каштанка»

Приглашать для новых постановок режиссёров из других городов России — уже традиция для Севастопольского театра юного зрителя. Над премьерным спектаклем «Каштанка» работал режиссёр-постановщик из Твери. О том, как Иван Пачин перевёл знаменитый рассказ

Новости ForPost

Метки

Санкт-Петербург шоу дети День ВМФ танцы Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Клим Шипенко Картины Музей-заповедник "Херсонес Таврический" пандемия Михаил Булгаков арт-отель "Украина" Молодёжь Море онлайн-марафон История Севастопольский офицерский бал Крымский военно-исторический фестиваль Херсонес Динопарк кино Великая Отечественная война Александр Петров Международный день танца группа Ленинград творчество Анна Каренина Живая классика Фонд «Живая классика» фестиваль театр танца Вадима Елизарова художник благотворительность Севастополь Театральная улица Херсонес Таврический художники искусство Дворец культуры рыбаков спектакли изоляция 75 лет Победы Ольга Панкратова самоизоляция карантин театр драмы "Психо Дель Арт" поэзия кинофестиваль Святой Владимир Мастер и Маргарита балет выставки #WineFest Фёдор Достоевский СевТЮЗ театр Луначарского Крымская весна СЦКиИ концерт Федюхины высоты Театр им. Кукол Театр имени Луначарского театр книги Мариинский театр живопись Крым Опера в Херсонесе Музеи онлайн ДКР мастер-классы кинорецензия 9 мая опера открытие сезона Психо Дель Арт современное искусство Бесы Сергей Шнуров спектакль Большой севастопольский офицерский бал Григорий Лифанов Лев Толстой VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Золотая балка конкурс День Победы выставка Афиша Севастополя вокал коронавирус Севастопольский ТЮЗ Эрмитаж Zакрытый покаZ Сергей Безруков Достоевский фильмы музыка Конкурс "Живая классика" Балаклава праздник