Смог ли новый «Супермен» спасти старую франшизу?

8 июля на больших экранах вышла долгожданная супергеройская новинка от Джеймса Ганна — «Супермен». Хотя критики и зрители ставят в основном положительные оценки, а сама картина хорошо показывает себя в прокате, качество сюжета, персонажей и мира истории оставляют желать лучшего. Чем плох «Супермен» и почему при всей его посредственности людям всё равно нравится фильм — разбираемся в материале.
Обложка: Warner Bros. Pictures
«3 века назад…»
Джеймс Ганн бодро начинает повествование, сразу бросая зрителя в самую гущу событий. На экране словно разворачиваются «Звёздные войны»: вместо плавного введения во вселенную «Супермена» — небольшой текстовый пролог о трехвековой истории человечества и металюдей. Такой формат вступления обычно считается ленивым. Вместо того, чтобы рассказывать сюжет через события, реплики героев и окружение, на зрителей вываливают текст синопсиса. Этот подход Джеймса Ганна сохраняется и дальше: герои не раскрыты, а глобальные вопросы и социальные проблемы добавлены будто для галочки в бинго режиссёра.
История Супермена давно известна поклонникам вселенной DC, и здесь режиссёр решил не изобретать велосипед. Тридцать лет тому назад планета Криптон была разрушена, а безутешные родители Джор-Эл и Лара Лор-Ван отправляют своего сына Кал-Эла на Землю. Там в городке Смолвиль его, назвав Кларком, воспитывает семья Джонатана и Марты Кент. Он вырастает, устраивается репортёром в крупное издание Daily Planet и скрывает свою личность благодаря специальным очкам, меняющим его внешность.
В начале нового фильма Супермен уже три года вершит на Земле правосудие и творит добро на глазах всего мира. Однажды он остановил вторжение вымышленного королевства Боравии в Джарханпур, чем привлёк внимание Лекса Лютора — гениального учёного и технологического миллиардера. Заклятый враг Супермена по комиксам становится главным антагонистом и здесь.
Кадр: Warner Bros. Pictures
Теперь Лекс Лютор мечтает положить конец добрым делам Супермена, чтобы… доказать ему, что он умнее и круче даже без груды мышц. Ради этого он пытается уничтожить репутацию героя: убеждает правительство, что тот занимается самоуправством, и то и дело натравливает на Супермена своих роботов и монстров. В общем, карикатурно бросает все силы на его уничтожение, чтобы самоутвердиться.
Супермен в это время, кажется, не до конца понимает масштаб проблемы и привычно пишет статьи, спасает белочек, разглагольствует о том, что он тоже человек и может ошибаться, а ещё «собачится» со своим пёсиком Крипто. Последний пункт хотя бы социально значим: после премьеры фильма в США на 513% вырос запрос «взять собаку из приюта».
Что не так с новым «Суперменом»
Авторы фильма поверхностно раскрывают заявленные темы
Похвально, что Джеймс Ганн пытается осовременить историю и освещает в «Супермене» актуальные проблемы: мировые военные конфликты, культуру отмены, влияние корпораций и миллиардеров на политику. Но чтобы раскрыть темы целиком и натолкнуть зрителей на размышления, режиссёру не хватает то ли экранного времени, то ли осведомлённости. Ганн перескакивает с одного острого социального вопроса на другой. Но не решается копнуть глубже, из-за чего злободневность фильма теряется. Новый «Супермен» звучит как громкий лозунг, не предлагающий объективного решения или хотя бы другого взгляда на проблему.
Кадр: Warner Bros. Pictures
Мотивация персонажей слабо прописана
Формула, где главный герой «за всё хорошее», а антагонист — карикатурный злодей, не вызывает ничего, кроме недоумения. Фильм, претендующий на переосмысление давней франшизы, упускает довольно значимые части лора, которые помогают понять мотивацию героев. Зрителей с первых секунд бросают в пучину событий, которые выглядят плоско и неправдоподобно без предыстории.
Авторы лишь прошлись по ключевым моментам истории широкими мазками. А что им предшествовало — поклонники додумают сами, не глупые. Тяжело проникнуться историей и начать сопереживать героям, когда важная часть их мыслей и поступков мельком появляется на экране в виде текста или пропущена вовсе.
Стиль повествования не передаёт атмосферу вселенной DC
Как ни крути, изначально Супермен — персонаж комиксов. Именно в этом антураже герой развивался, сталкивался с моральными дилеммами и сильными соперниками. Когда именитые режиссёры вроде Джеймса Ганна экранизируют его историю, они должны учитывать этот контекст. Без него распадается вся концепция Супермена и мира героя. Если убрать из истории характерную нуарность вселенной DC, все проблемы и стычки персонажей будут выглядеть как конфликт в детской песочнице. Поэтому в новом фильме честолюбивый, пугающе гениальный Лекс Лютор из комиксов в новом «Супермене» больше напоминает шарж на Илона Маска.
Кадр: Warner Bros. Pictures
В фильме одержимость Лютора Суперменом не кажется пугающе сумасшедшей, как у Джокера из Нолановского «Тёмного рыцаря». Из-за недоработок в сюжете и образе персонажа, Лекс больше походит на обиженного школьника, который стремится унизить более популярного сверстника. Гэги, несуразные шутки роботов-помощников Супермена и забавные персонажи вроде продавца фалафеля — всё это типичные приёмы из «Мстителей», призванные развлечь зрителя в перерывах между экшеном.
Но, что хорошо смотрится в экранизациях Marvel — кажется неуместным в адаптации историй DC. Всё из-за изначально разного подхода к созданию персонажей во вселенных. Сложно представить в комиксах DC располневшего шутника-Тора. Точно так же Бэтмен не вписался бы в декорации Marvel из-за своей мрачности.
Кадр: Warner Bros. Pictures
Почему зрители охотно смотрят новинку
Зрителям нужен «хороший герой»
Общество устало от серой морали и Линчевского «всё не то, чем кажется». Постоянно изменяющаяся реальность и фоновая тревога вызывают желание отвлечься от гнетущих будней. Так почему бы не сходить в кино на громкую премьеру, где главный герой — хороший, понятный парень без скелетов в шкафу, который точно победит зло? Светлая надежда, что капитализм не перепрошил рынок и ментальность людей (как в «Игре в кальмара»), а завтрашний день стабилен и предсказуем — вот рецепт зрительского счастья.
Супермен — культовый персонаж с большой фанбазой
Для западного рынка он прочно закрепился как важный культурный символ. Ажиотаж в американских кинотеатрах после выхода новинки чем-то напоминал безумие, творившееся в российском прокате после выхода «Чебурашки» или в китайском — после премьеры «Нэчжи». Ещё с 1930-х годов Супермен стал олицетворением американской мечты, где каждый может достичь успеха и признания, если будет упорно трудиться. А сейчас, когда культ достигаторства подаётся медиа как обязательное условие жизни, идея о победе и «популярности» добра ложится зрителям как бальзам на душу.
Кадр: Warner Bros. Pictures
В фильме зрелищный экшен и качественные спецэффекты
Над производством фильма потрудились на славу: на один только маркетинг авторы «Супермена» потратили 200 миллионов долларов. Но переосмысленная супергеройская история не смогла бы продаться так хорошо, не выгляди она эффектно на экране. И хотя проработка сюжета и персонажей оставляют желать лучшего, наблюдать за их сражениями — увлекательно с визуальной точки зрения. Спецэффекты в картине смотрятся правдоподобно и выглядят даже более реально, чем драма персонажей. Если игнорировать этот диссонанс, не пытаясь найти в метре глубокий социальный посыл, «Супермен» вполне сойдёт за крепкий боевик.
А вы уже смотрели «Супермена»? Обсудить новинку можно на нашем Дзене.
Анастасия Скалдина-Котлярова