«Принцесса Мононоке» снова в кино: экологическая ода Хаяо Миядзаки

14 августа в российский кинопрокат повторно выходит одна из самых известных работ Хаяо Миядзаки — «Принцесса Мононоке». Такой подарок для поклонников творчества японского аниматора приурочен к сорокалетию анимационной студии Ghibli. Впервые мультфильм вышел в 1997-ом и наделал много шума, обогнав по кассовым сборам блокбастер Стивена Спилберга «Инопланетянин».
Тогда зрителей поразили жёсткость и прямолинейность, с которой Миядзаки обнажал социальные проблемы: уязвимое положение женщин, колониализм, конфликт природы и технологий. Прошло 28 лет, а «Принцесса Мононоке» нисколько не состарилась, собирая толпы фанатов у больших экранов. Чем актуален мультфильм сегодня и в каких кинотеатрах Крыма и Севастополя его можно посмотреть — рассказываем в материале.
Обложка: Studio Ghibli
Один в поле — воин
События мультфильма «Принцесса Мононоке» происходят в альтернативной средневековой Японии эпохи Муромати, когда в стране появилось огнестрельное оружие. На деревню юного принца Аситаки нападает проклятый вепрь, мечтающий отомстить всему роду человеческому. Аситака спасает местных жителей и сокрушает зверя, но взамен перенимает его проклятие. Опытная знахарка из поселения говорит, что беда пришла с западных земель. Аситака должен отправиться туда, чтобы во всём разобраться и избавиться от проклятия. Времени у принца совсем мало: проказа быстро распространяется по телу и постепенно подчиняет волю Аситаки.
Бравый воин вместе со своим верным другом — рыжей антилопой — направляется в загадочную деревню. Здесь люди под руководством амбициозной госпожи Эбоси охотятся на обитателей леса и его бога. Народ крепко обосновался на местных землях и построил плавильню, чтобы вооружиться до зубов. Внешне холодная госпожа Эбоси сердобольно принимает в деревню и больных проказой, и брошенных женщин с невольничьих рынков. Мест для всех нуждающихся не хватает, потому жители деревни постепенно расширяют территории, двигаясь вглубь леса.
Кадр: Studio Ghibli
Вот только лесные жители от этого не восторге. Люди вырубают деревья, отравляют воздух токсинами из плавильни и истребляют зверей. Пытаясь разобраться в этом жестоком конфликте, Аситака встречает волчью принцессу Сан — девушку-воспитанницу волчицы Моро. Она сражается против людей вместе со своей стаей. Причина её ненависти к человечеству до боли проста: ещё ребёнком родители бросили её на откуп волкам. Но звери пощадили девочку и приняли как родную.
Принц Аситака быстро понимает, что войной ни одна из сторон ничего не добьётся. Он пытается примирить людей с жителями леса и показать им способ существовать мирно. Но их обиды давно укоренились, а проблемы одних совсем непонятны другим. Две разные вселенные должны научиться слышать друг друга и жить в мире.
Кадр: Studio Ghibli
Чем «Принцесса Мононоке» хороша и сегодня
В 1997 году мультфильм смотрелся революционно. Хаяо Миядзаки дал понять всей анимационной индустрии, что грядёт пора взрослых мультфильмов с острыми проблемами и неудобными вопросами. Известный своим предвзятым отношением к западным ценностям, он открыто высмеивает их в «Принцессе Мононоке». Но здесь Миядзаки скорее печален, чем сатиричен.
Ради власти герои готовы отрубить лесному богу голову, а животные хотят убить единственного человека, ставшего на их защиту. Кто же более жесток: человек по отношению к природе или природа к человеку? Для японцев это давняя трагедия, которую они часто пытаются отрефлексировать в искусстве. Сейсмически нестабильный край то завораживает своей красотой, то хоронит людей под завалами. Сейчас, после тысячи природных катастроф по всему миру, международные зрители тоже прониклись этим посланием мультфильма.
Кадр: Studio Ghibli
Завораживает «Принцесса Мононоке» и силой своих женских персонажей. Для конца 90-х анимация без тропа «дама в беде» — невиданная роскошь. С госпожой Эбоси считаются даже самые сильные воины деревни, признавая, что умелее и храбрее неё вряд ли можно сыскать. Её последовательницы не ждут, пока их минует беда, а уверенно дают отпор всем недругам плавильни. Волчья принцесса Сан по смелости превосходит любого самурая и не готова отказываться от своих принципов даже ради симпатии к Аситаке.
В момент выхода «Принцессы Мононоке» такой сценарный ход стал громким феминистическим заявлением против социального неравенства. Новый подход к созданию героинь, проработке их мотивов заставил индустрию по-другому взглянуть на персонажей. Но и сейчас анимация выглядит свежо. Ведь на фоне беззубых попыток выглядеть актуально и прогрессивно, как в ремейке «Зачарованных», анимация Миядзаки выглядит эталоном того, как создавать многогранных и интересных героинь.
Не изменяя себе, Хаяо Миядзаки говорит в картине и о главных темах своего творчества — экологии и антимилитаризме. Режиссёр показывает, как далеко могут зайти люди в желании обладать ресурсами и властью. Жадность для Миядзаки — главный порок, которым он наделяет героев «Принцессы Мононоке». И хотя в начале может показаться, что главный антагонист истории — госпожа Эбоси и жители её поселения, позднее зрители наблюдают, как далеко готовы зайти животные ради мести.
Кадр: Studio Ghibli
Хаяо Миядзаки верит, что ключ к новому лучшему миру не в силе и захватнической войне, а в дипломатии и взаимопонимании. Сейчас это поучительное напоминание о том, как жестокость порождает лишь ненависть, а природа всегда готова дать отпор, если не считаться с её силой.
На что мультфильм вдохновляет в современности
«Принцесса Мононоке» прошла проверку временем не только у зрителей, но и во всей культуре. Режиссёр мультфильма в стиле стоп-моушен «Дикая семейка», номинированного на премию «Сезар», Клод Баррас в интервью рассказал, что «Принцесса Мононоке» не выходила у него из головы неделю после просмотра и вдохновила на собственный проект:
«Это картина, которая не только срезонировала с моим мировосприятием, но и с вопросами, которые я тогда перед собой ставил. Меня глубоко поразило решение Миядзаки перенести проблемы современности в прошлое и превратить их в приключенческую историю. То, что такой подход возможен, вдохновило и меня сделать подобный «шаг в сторону», чтобы рассказать о чём-то политически актуальном и личном, перенеся действие в другое место».
Одним кино влияние мультфильма не ограничивается. В начале этого года китайские учёные открыли новый вид глубоководной рыбы, которую из-за внешней схожести — красных полосок под глазами — назвали Сан в честь героини «Принцессы Мононоке». Мир геймдева тоже не остался без отсылок на творчество Миядзаки. Разработчики The Legend of Zelda: Breath of the Wild задействовали в сюжете лесных духов из «Принцессы Мононоке» и стиль «живописи под открытым небом» в духе мультфильмов аниматора.
Коллаж: Huand et al, Studio Ghibli
А в 2023 году бренд Levi’s выпустил совместную линейку одежды с анимационной студией Ghibli. Чтобы передать мистический и экологический шарм леса и его духов, художники вручную нанесли принты из «Принцессы Мононоке» на коллекцию. В неё вошли: футболки, худи, шорты, куртки и джинсы.
Фото: Levi’s
Где в Крыму и Севастополе посмотреть мультфильм «Принцесса Мононоке»
Нажмите на название кинотеатра, чтобы перейти к расписанию показов и билетам.
- Севастополь, ретрокинотеатр «Украина»
- Симферополь, Мультиплекс
- Симферополь, Люмен
- Симферополь, Мир Кино
А вы смотрели «Принцессу Мононоке»? Хотели бы увидеть картину на большом экране? Делитесь впечатлениями на нашем Дзене!
Анастасия Скалдина-Котлярова