«Последний ронин»: удался ли дебют отечественного клипмейкера?
26 декабря в прокат вышла последняя за 2024 год отечественная картина — «Последний ронин». Это постапокалиптический экшен с горой отсылок на поп-культуры. Каким получился фильм, на что он похож, и кто снялся в ленте — разбираемся в нашем материале.
Обложка: Централ Партнершип, Okko, ZOOM Production
Постапокалипсис по-русски
Действие происходит в (не)далеком будущем, в котором климатические изменения и ядерная война практически уничтожили цивилизацию и превратили её в выжженые пустоши. Власть делят между собой разрозненные группы выживших, которые установили хрупкий мир, основанный на нескольких правилах:
- напавший первым — обрекает себя на смерть;
- на территории рынка запрещены любые конфликты;
- главная валюта — патроны, ценность которых зависит от калибра.
Одинокий путник Ронин (Юрий Колокольников) странствует по пустошам в поисках убийцы своего отца, попутно защищаясь от охотников за головами и бандитами. Герой одинаково хорошо владеет и холодным, и огнестрельным оружием. Поэтому на его поясе висит катана, а в кобуре лежит пистолет без пуль — моральный кодекс Ронина основан на философии ненасилия.
Кадр: Централ Партнершип, Okko, ZOOM Production
Так бы он и скитался, но однажды на пути ему встречается девочка-подросток Мария (Диана Енакаева). Она нанимает Ронина за самые редкие пули, чтобы тот помог сопроводить её до места, где она родилась. А именно к отцу (Даниил Воробьёв), который выбросил Марию вместе с матерью за стены своей крепости. Естественно, девушка хочет отомстить. Вместе им с Ронином предстоит дальняя дорога, полная отчаянных головорезов и других опасностей.
Вот как надо снимать!
Хочется отметить очень крутой экшен, который поставлен лучше, чем в большинстве российских боевиков. Особенно радует кадры ближнего боя, где Колокольников ловко орудует катаной, а камера вторит траектории удара. Если дело доходит до перестрелки, можно проследить маршрут каждой пули.
Отдельно хочется отметить игру актеров. Юрий Колокольников и Тихон Жизневский ожидаемо отыграли своих персонажей на высшем уровне. А вот юная Диана Енакаева (вы могли видеть её в первых сериях «Преступления и наказания»), только врывается в мир большого кино. В фильме девушка поначалу выдаёт топорные философские высказывания, но ближе к концу раскрывается в диалогах.
Какой получилась современная адаптация «Преступление и наказание»?
«У фильма четыре яркие составляющие, которые вызовут обсуждение: это костюмы, операторская работа, драки и музыка», — прокомментировал сильные стороны картины режиссер Макс Шишкин. Костюмы в «Последнем ронине» бесспорно красивые и невероятно стильные, но не сильно подходят для пустыни. Чёрный цвет точно не назовёшь неприметным на фоне песков.
Кадр: Централ Партнершип, Okko, ZOOM Production
Креативный продюсер Эльза Серова отмечала популярность жанра постапокалипсис в России, хотя в виду неподходящего ландшафта его у нас не особо и снимали. Команда Ронина для своего проекта выбрала степи Казахстана, чтобы снять подходящий визуальный ряд.
Гики, ликуйте!
Для поклонников постапокалиптики «Последний ронин» как главный босс: чтобы победить, нужно отыскать все отсылки и заимствования, как визуальные, так и концептуальные. Выиграть смогут только самые насмотренные и глазастые зрители. В качестве созвучных по сеттингу референсов режиссер называл «Киборга», «Дорогу», «Книгу Илая» и «Шестиструнного самурая». А по части атмосферы, темпа и структуры ориентировался в том числе на фильмы «Хороший, плохой, злой», «Терминатор 2» и даже «Солярис» Тарковского.
Кадр: Централ Партнершип, Okko, ZOOM Production
Сам Макс Шишкин говорил о сходстве проекта с другими культовыми фильмами так: «После фестиваля Red Sea в Саудовской Аравии у меня вышло интервью на канале The Upcoming, где «Последнего ронина» назвали анти-«Безумным Максом». Я считаю, что это отличный термин. Потому что чаще всего вспоминают именно «Дорогу ярости» с Томом Харди. А это такое адреналиновое кино, с ярким цветокорром, бесконечными монтажными склейками и ускоренным видеорядом, который обычно в кино не делается. Это и есть стиль Джорджа Миллера, который популяризировал эстетику этого жанра. И к тому же там очень много автомобилей. У нас все ходят исключительно пешком, это достаточно тягучее кино».
Кто отвечал за производство фильма?
«Последний ронин» — режиссерский и сценарный дебют Макса Шишкина, клипмейкера и автора популярного Telegram-канала «ШишКИНО». В числе его прошлых работ — короткий метр «Во сне» для Ивана Дорна, клипы для Элджея («Минимал» и «360») и Лолиты («По-другому»). Зрительская премьера состоялась 22 декабря на фестивале поп-культуры «Хомякон», где также была презентована и работа «Кибертакси», о которой мы недавно писали.
«Кибертакси» — оцениваем душевный спецэпизод «Кибердеревни»
За визуальную концепцию картины отвечала креативный продюсер и художница-постановщица Эльза Серова, оператором стал Василий Григолюнас («Топи» и «Внутри убийцы»). Производством занималась кинокомпания «Централ Партнершип» совместно с Zoom Production и онлайн-кинотеатром Okko. А генеральными продюсерами выступили Вадим Верещагин, Владимир Маслов, Сергей Шишкин и Эльвира Дмитриевская.
Кадр: Централ Партнершип, Okko, ZOOM Production
При всех своих недостатках «Последний ронин» получился зрелищным и динамичным. А после премьеры на международном фестивале Red Sea Film Festival фильм даже купили для показа за рубежом. Мнения зрителей также разделились: кто-то на выходе яростно плевался, другие говорили, что давно не видели экшена лучше.
Смотрели фильм «Последний ронин»? Поделитесь впечатлениями в нашем Дзене!
Ксения Бабина