Какой получилась современная адаптация «Преступление и наказание»?
На «Кинопоиске» наконец-то стали доступны первые эпизоды сериала «Преступление и наказание», в основу которого лёг одноименный роман Фёдора Достоевского. Какую реакцию вызвал сериал у зрителей, как показал себя звездный каст и стоит ли новинка вашего внимания — разбираемся в статье.
Обложка: Плюс Студия, Zoom Production
Всё новое — хорошо забытое старое
2024 год в целом можно назвать годом русской классики в кино. У нас есть «Мастер и Маргарита», который собрал в российском прокате более миллиарда рублей, «Евгений Онегин» Пушкина и «Сто лет тому вперёд», по мотивам произведений Кира Булычёва. Теперь на очереди «Преступление и наказание».
Евгений Онегин: почему новый фильм досмотрят только крепкие духом
В центре сюжета всё тот же бедный, безработный бывший студент юридического факультета Родион Раскольников (Иван Янковский), который бегает в грязном тренче и красной толстовке. Только в этот раз экранизация переносит нас в Петербург XXI века. Правда от главной идеи оригинала — о том, что некоторые люди имеют право совершать ужасные поступки, во имя лучшего мира — мало что осталось.
Кадр: Плюс Студия, Zoom Production
Настоящий психодел
По словам режиссёра Владимира Мирзоева, «Преступление и наказание» — история психоделическая. В сериале нет чёткого деления на сон и явь. Поэтому далеко не сразу можно понять, когда Раскольников и вправду ходит по улицам, а когда спит или бредит.
Ту самую идею о «тварях дрожащих» и «право имеющих» книжного Раскольникова нам буквально «вбрасывают» между делом на первых секундах сериала через подслушанный разговор двух прохожих о гадкой и ничтожной старухе, чья смерть бы спасла от долгов сотни людей.
Кадр: Плюс Студия, Zoom Production
Первый эпизод вызвал неоднозначные эмоции. Создатели как будто хотели показать нам как можно больше, но слегка заигрались. Сериал напоминает арт-хаус, и не всем такое по нраву.
Раскольников изначально нездоров: за ним постоянно следует Тень (Борис Хвошнянский) — хитрый чёрт, похожий на Роберта Дауни-младшего, который нашептывает навязчивые мысли и в нужный момент предоставляющий топор. Персонаж Хвошнянского — это связующее звено между внутренним диалогом героев, их мыслями и аудиторией. Дьявол в его исполнении выполняет важную кинематографическую миссию: он позволяет обойтись режиссёру без закадрового голоса в истории, где значительную часть занимают монологи.
Кадр: Плюс Студия, Zoom Production
Тень не привязан к Раскольникову, хотя и проводит с ним много времени ввиду его психической нестабильности. Иногда он посещает сестру героя Дуню (Любовь Аксёнова), которая работает гувернанткой в семье дворянина Свидригайлова. С женой последнего — Марфой Петровной (Юлия Снигирь), выкупившей мужа из долговой ямы, Тень также видится. Как только один из персонажей задумывает что-то нехорошее, Хвошнянский тут же возникает в кадре.
Далее по сюжету мы знакомимся с Соней Мармеладовой (Диана Енакаева), которая, чтобы помочь семье с деньгами, не нашла способа заработать лучше, чем заняться проституцией (в двадцать первом-то веке). Однако хочется отметить одно из немногих удачных решений в сериале — смена актрис при переходе Сони из невинной девочки в падшую женщину (Алена Михайлова).
Кадр: Плюс Студия, Zoom Production
Что мы только что посмотрели?
Этим вопросом задавались те многие, которые решились оценить все вышедшие эпизоды (а по данным «Кинопоиска», за первые сутки сериал посмотрело более 600 тысяч подписчиков Яндекс Плюса).
Большую часть времени персонажи говорят не современным языком, а почти дословно повторяют реплики из оригинального романа. Вместе с современным антуражем это создает диссонанс. И пусть к нему можно привыкнуть, вопрос «зачем?» остаётся.
Кадр: Плюс Студия, Zoom Production
Сумасшествие героя захватывает не только его самого, но и зрителя. Повествование постоянно прерывается образами больного сознания, находящегося явно под действием чего-то незаконного (как вам голый танцующий Янковский?). Хромая собака, карлики будто из Твин Пикс, привидение мёртвой служанки — лишь часть безумия на экране.
Собрали всех скрепышей
Руководитель «Плюс Студии» Михаил Китаев назвал каст одной из ярких черт сериала. В нем действительно много громких имён: Иван Янковский, Любовь Аксёнова, Алёна Михайлова, Тихон Жизневский, Юлия Снигирь, Борис Хвошнянский, Виктория Толстоганова и другие звёзды российского кино.
Владимир Мирзоев уже работал с Янковским и Жизневским во время съёмок сериала «Топи», Жизневский также исполнил одну из главных ролей в детективном триллере Мирзоева «Внутри убийцы». Сам режиссёр объяснил, что считает актеров соавторами, которые очень важны для него.
«Внутри убийцы»: какой получилась первая серия?
- Текст романа Достоевского адаптировали Анастасия Мирзоева («Внутри убийцы», «Пылающий») и Александра Жанова.
- Оператор — Матвей Ставицкий («Последний министр», «Аврора»).
- Продюсеры — Владимир Маслов («Топи»), Ольга Филипук («Министерство неджентльменских дел», «Король и Шут») и Михаил Китаев (киновселенная «Майор Гром», «Кибердеревня»).
«Майор Гром: Игра» — смотреть ли отечественный кинокомикс?
Кадр: Плюс Студия, Zoom Production
Разочарование года?
По словам режиссёра, «Преступление и наказание» по-прежнему остаётся актуальным произведением:
«Взаимоотношения человека со злом, как рождается зло, из каких идей оно рождается, бунт человека против Бога. Всёэто никуда не делось, мы по-прежнему живём в круге этих проблем, разве нет?»
Сам оригинал Фёдора Михайловича не назовёшь лёгким чтивом, которое понравится всем. Поэтому и новое «авторское кино» воспринимается неоднозначно, а негативные отзывы пока превалируют. Многие не оценили видение режиссёра и называют горячую новинку «полнейшим разочарованием». Рейтинг на «Кинопоиске» и вовсе составляет оценку 5,7.
Оставшиеся 6 серий должны выйти 30 ноября. Надеемся, они смогут реабилитировать сериал в лучшую сторону.
Кадр: Плюс Студия, Zoom Production
Реакция на сериал может быть разной, но неоспоримо одно — говорить о нём будут долго. Предлагаем вам поделиться своими впечатлениями от просмотра в нашем Дзене.
Ксения Бабина