«Поговори со мной!»: о чём предупреждает фильм «Текст»

27-10-2019 21:23

По кинотеатрам страны вовсю шагает «Текст» Клима Шипенко – экранизация одноимённого нашумевшего бестселлера Дмитрия Глуховского. Главный герой Илья Горюнов, отсидев семь лет в тюрьме за ложное обвинение в распространении наркотиков, выходит на свободу. Найдя человека, который усадил его за решётку, он решает свести счёты со своим врагом. Теперь руки в крови, а в руках – телефон Петра Хазина, сотрудника правоохранительных органов. Илья крадёт не просто смартфон, а целую жизнь, полную недомолвок, интриг и семейных проблем.

Роль Ильи Горюнова исполнил Александр Петров. Слишком много Петрова в кино в последнее время, скажете вы? Ну да. Он по праву считается одним из самых востребованных актёров в нашей стране. Думаю, феномен Петрова каждый может объяснять по-разному, на эту тему можно вести долгие дискуссии, но пока угли-впечатления от просмотра ещё не остыли, скажем просто: кино, тем более российское, не прощает пустой взгляд и халтуру. Потрясающая харизма и трудолюбие актера оправдывают его столь частое появление на экране.

Неудивительно, что киноверсия «Текста» Глуховского буквально пестрит крупными планами Петрова. Пока он отыгрывает нужную эмоцию, всматриваешься в его глаза и видишь в них нечто большее, чем просто с корнем вырванную жизнь. Наверное, прозвучит пафосно, но там словно ноющая рана не просто человеческих, а российских масштабов. Выйди сегодня на улицу, будь то столичное Чертаново или дворы где-нибудь в Медвежегорске, и невооруженным глазом увидишь, что лица молодых не излучают оптимизм. Эти люди ищут, мечутся, пытаются нащупать своё место в мире, а в глазах – крик, как и у героя Александра Петрова: «Я жить хочу!» Такое время.

Кто-то живёт, подобно Пете Хазину (в исполнении Ивана Янковского): дорогие тачки, ночные клубы, красивые девушки, отдых в Таиланде. А кто-то, как Илья Горюнов, выживает: прячется по подъездам от ментов, остывшие щи запивает водкой и в буквальном смысле онанирует на красивую и полную удовольствий жизнь своего врага. Сцена, где Горюнов прячется в люке, а прямо над ним, на улице, стоит шикарная иномарка с целующейся парой, как нельзя лучше показывает ту классовую пропасть, которая образовалась в России между «тварями дрожащими» и «право имеющими».

Жёсткая и временами отталкивающая действительность в картине Клима Шипенко от кадра к кадру всё больше напоминает большую тюремную камеру. Вот такие Ильи Горюновы, мотающие век в дышащих на ладан хрущовках, являются по сути заключенными в своей же стране. А надзиратели – это те самые Пети Хазины, которых плодит наша бюрократия, и они уже приходят в этот мир с клеймом «право имеющие».

Клим Шипенко и Дмитрий Глуховский общими усилиями нарисовали картину современной России, погибающей не только от беззакония, но и от тотального равнодушия, царящего в обществе. Люди отвыкли общаться и понимать друг друга.

Илья взывал к памяти Хазина, семь лет назад усадившего его за решётку. Камера в тот момент взяла совершенно отсутствующий взгляд Ивана Янковского. Словно с его героем разговаривали на другом языке. И даже отчаянный крик Ильи «Поговори со мной!» уже был не в силах ничего изменить. Мы разучились говорить друг с другом, мы разучились слышать. Текст в наших мессенджерах стал единственным средством коммуникации, и это уже начинает быть национальной катастрофой.

Февральская слякотная, суетная Москва, показанная в фильме, по которой как зверь в клетке мечется герой Саши Петрова, – это олицетворение нашей сегодняшней действительности, где никто никому не нужен. Тебя не дождётся твоя девушка, перестанет понимать друг детства и разве что мама к твоему возвращению наварит щи.

Когда выходил из кинотеатра, переваривая в голове «Текст» Клима Шипенко, мама прислала смску: «Привет, ну как фильм? Люблю тебя. Жду. Обед вкусный…» Экранизация нового романа Дмитрия Глуховского вряд ли изменит ситуацию в стране, но если после просмотра вы захотите прийти домой и крепко обнять своих матерей, то одна из задач фильма будет однозначно выполнена.

Многие в своих отзывах писали, что фильм слишком депрессивный. Возможно. А разве картина-предупреждение может быть иной?

На нашем сайте также есть рецензия на первоисточник роман «Текст» Дмитрия Глуховского.

Арсений Веденин

 707 Всего просмотров



"Текст" Глуховского, Александр Петров, Дмитрий Глуховский, кинорецензия, Клим Шипенко, рецензия на фильм "Текст", роман "Текст", фильм "Текст",

Поделиться:

Похожие посты

О дивный новый мир: 5 захватывающих фантастических фильмов

Когда повседневность начинает надоедать, мы обращаемся к выдуманным мирам. Бороздя просторы космоса, путешествуя в далёкое будущее или погружаясь в ужасы постапокалипсиса, мы непременно знакомимся всё с теми же историями. Но какая разница, если смысл

007: не время умирать... или всё же время?

В последней части Бондианы с участием Дэниела Крейга очень чётко ощущается измождённость. Будто главной задачей фильма было пройти определённую веху. А зрителя развлечь… ну, как получится. Оставив службу, Джеймс Бонд отдыхает на Ямайке. Но отпуск

«Веном 2»: ещё есть куда скатываться

Смотреть этот фильм было довольно странно. Казалось бы, первая часть дала понять, что на многое тут рассчитывать не стоит. Но даже несмотря на эту низкую планку, автор материала морально подготовился к тому, что сиквел будет ещё хуже. Что ж, здоровый

Танцуй где хочешь: по кинотеатрам Севастополя несётся «Флэшмоб»

В эти дни по экранам севастопольских кинотеатров шагает романтическая молодёжная комедия «Флэшмоб». Для местного зрителя, вероятнее всего, она могла бы раствориться в потоке более заметных новинок проката, если бы не один весомый нюанс – картина была

«Кинотавр-2021»: истории побега и переосмысление мифа

В Сочи завершился фестиваль «Кинотавр-2021». О победителях, интересных премьерах и ярких моментах — в нашем материале. Фестиваль прошёл в Зимнем театре уже в 32-ой раз. И вновь с припиской «деловой кинофорум». Сделано это не зря: вдобавок к основн

Новости ForPost

Метки

поэзия Крымский военно-исторический фестиваль мастер-классы выставка Большой севастопольский офицерский бал СЦКиИ Анна Каренина Херсонес Психо Дель Арт Александр Петров театр Луначарского праздник спектакли Ольга Панкратова театр танца Вадима Елизарова СевТЮЗ опера Театр имени Луначарского выставки театр пандемия карантин кинорецензия Достоевский художник театр драмы "Психо Дель Арт" дети группа Ленинград живопись онлайн-марафон День ВМФ Федюхины высоты Сергей Безруков Театр им. Кукол Эрмитаж фестиваль Крым искусство коронавирус Лев Толстой концерт музыка «Эхо БДФ» Григорий Лифанов Сергей Шнуров Андрей Маслов Zакрытый покаZ 75 лет Победы Севастополь Мариинский театр балет книги открытие сезона Севастопольский военно-исторический музей-заповедник шоу История кинофестиваль Святой Владимир VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Севастопольский ТЮЗ Картины Конкурс "Живая классика" Золотая балка арт-отель "Украина" Фонд «Живая классика» современное искусство Театральная улица Большие гастроли Афиша Севастополя танцы Музей-заповедник "Херсонес Таврический" фильмы ДКР Динопарк Бесы Опера в Херсонесе Херсонес Таврический Живая классика Великая Отечественная война спектакль Михаил Булгаков Санкт-Петербург Море 9 мая Молодёжь День Победы Балаклава Клим Шипенко Мастер и Маргарита Дворец культуры рыбаков Таврида-АРТ благотворительность самоизоляция творчество Музеи онлайн кино Международный день танца художники Крымская весна изоляция #WineFest