«Поговори со мной!»: о чём предупреждает фильм «Текст»

27-10-2019 21:23

По кинотеатрам страны вовсю шагает «Текст» Клима Шипенко – экранизация одноимённого нашумевшего бестселлера Дмитрия Глуховского. Главный герой Илья Горюнов, отсидев семь лет в тюрьме за ложное обвинение в распространении наркотиков, выходит на свободу. Найдя человека, который усадил его за решётку, он решает свести счёты со своим врагом. Теперь руки в крови, а в руках – телефон Петра Хазина, сотрудника правоохранительных органов. Илья крадёт не просто смартфон, а целую жизнь, полную недомолвок, интриг и семейных проблем.

Роль Ильи Горюнова исполнил Александр Петров. Слишком много Петрова в кино в последнее время, скажете вы? Ну да. Он по праву считается одним из самых востребованных актёров в нашей стране. Думаю, феномен Петрова каждый может объяснять по-разному, на эту тему можно вести долгие дискуссии, но пока угли-впечатления от просмотра ещё не остыли, скажем просто: кино, тем более российское, не прощает пустой взгляд и халтуру. Потрясающая харизма и трудолюбие актера оправдывают его столь частое появление на экране.

Неудивительно, что киноверсия «Текста» Глуховского буквально пестрит крупными планами Петрова. Пока он отыгрывает нужную эмоцию, всматриваешься в его глаза и видишь в них нечто большее, чем просто с корнем вырванную жизнь. Наверное, прозвучит пафосно, но там словно ноющая рана не просто человеческих, а российских масштабов. Выйди сегодня на улицу, будь то столичное Чертаново или дворы где-нибудь в Медвежегорске, и невооруженным глазом увидишь, что лица молодых не излучают оптимизм. Эти люди ищут, мечутся, пытаются нащупать своё место в мире, а в глазах – крик, как и у героя Александра Петрова: «Я жить хочу!» Такое время.

Кто-то живёт, подобно Пете Хазину (в исполнении Ивана Янковского): дорогие тачки, ночные клубы, красивые девушки, отдых в Таиланде. А кто-то, как Илья Горюнов, выживает: прячется по подъездам от ментов, остывшие щи запивает водкой и в буквальном смысле онанирует на красивую и полную удовольствий жизнь своего врага. Сцена, где Горюнов прячется в люке, а прямо над ним, на улице, стоит шикарная иномарка с целующейся парой, как нельзя лучше показывает ту классовую пропасть, которая образовалась в России между «тварями дрожащими» и «право имеющими».

Жёсткая и временами отталкивающая действительность в картине Клима Шипенко от кадра к кадру всё больше напоминает большую тюремную камеру. Вот такие Ильи Горюновы, мотающие век в дышащих на ладан хрущовках, являются по сути заключенными в своей же стране. А надзиратели – это те самые Пети Хазины, которых плодит наша бюрократия, и они уже приходят в этот мир с клеймом «право имеющие».

Клим Шипенко и Дмитрий Глуховский общими усилиями нарисовали картину современной России, погибающей не только от беззакония, но и от тотального равнодушия, царящего в обществе. Люди отвыкли общаться и понимать друг друга.

Илья взывал к памяти Хазина, семь лет назад усадившего его за решётку. Камера в тот момент взяла совершенно отсутствующий взгляд Ивана Янковского. Словно с его героем разговаривали на другом языке. И даже отчаянный крик Ильи «Поговори со мной!» уже был не в силах ничего изменить. Мы разучились говорить друг с другом, мы разучились слышать. Текст в наших мессенджерах стал единственным средством коммуникации, и это уже начинает быть национальной катастрофой.

Февральская слякотная, суетная Москва, показанная в фильме, по которой как зверь в клетке мечется герой Саши Петрова, – это олицетворение нашей сегодняшней действительности, где никто никому не нужен. Тебя не дождётся твоя девушка, перестанет понимать друг детства и разве что мама к твоему возвращению наварит щи.

Когда выходил из кинотеатра, переваривая в голове «Текст» Клима Шипенко, мама прислала смску: «Привет, ну как фильм? Люблю тебя. Жду. Обед вкусный…» Экранизация нового романа Дмитрия Глуховского вряд ли изменит ситуацию в стране, но если после просмотра вы захотите прийти домой и крепко обнять своих матерей, то одна из задач фильма будет однозначно выполнена.

Многие в своих отзывах писали, что фильм слишком депрессивный. Возможно. А разве картина-предупреждение может быть иной?

На нашем сайте также есть рецензия на первоисточник роман «Текст» Дмитрия Глуховского.

Арсений Веденин

 439 Всего просмотров



"Текст" Глуховского, Александр Петров, Дмитрий Глуховский, кинорецензия, Клим Шипенко, рецензия на фильм "Текст", роман "Текст", фильм "Текст",

Поделиться:

Похожие посты

Кино на праздники: 20+ фильмов и сериалов, с которыми вы отлично проведёте выходные

Накануне Дня Победы принято пересматривать кино о войне, но в этот раз мы решили отойти от устоявшегося правила и собрать в одной подборке фильмы и сериалы, которые вы возможно пропустили. Если вы цените хорошую драматургию и пробирающую актёрскую иг

Танцуй в ритме сердца: топ-10 фильмов о танцорах

29 апреля отмечается Международный день танца. Мы подготовили подборку фильмов, большая часть из которых подойдёт для семейного просмотра. Лирические мелодии и зажигательные ритмы, изящные балерины и современные танцовщики — рассказываем о лучших фил

Великий и ужасный: неоправляемый бриллиант Ларса фон Триера

И дело вовсе не в том, что в апреле Ларсу фон Триеру исполняется 65. А в том, что это повод подумать о вечном и преходящем и – научиться хорошенько их различать между собой. Кто такой Ларс фон Триер, в нашей стране разве что ребенку придётся объяс

Маленький человек во тьме: о чём предупреждает «Нос» Яны Туминой

24 и 25 апреля на сцене Севастопольского ТЮЗа состоялась премьера спектакля «Нос» в постановке питерского режиссёра Яны Туминой, лауреата множества престижных театральных премий. На первый взгляд, эта крохотная повесть Николая Гоголя никак не создана

В Донецке состоялся премьерный показ фильма «Пункт пропуска»

В донецком кинотеатре «Звёздочка» состоялась премьера российского художественного фильма «Пункт пропуска». Он посвящён возращению российских военнослужащих из украинского плена. Показ был приурочен ко Дню провозглашения Донецкой Наро

Новости ForPost

Метки

Севастополь Великая Отечественная война Крымский военно-исторический фестиваль кинофестиваль Святой Владимир творчество арт-отель "Украина" Фёдор Достоевский Анна Каренина книги театр Опера в Херсонесе Крым коронавирус мастер-классы СевТЮЗ Дворец культуры рыбаков онлайн-марафон Театральная улица Конкурс "Живая классика" Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Живая классика Мастер и Маргарита фестиваль 75 лет Победы спектакли Динопарк Картины Федюхины высоты дети Севастопольский ТЮЗ художники Александр Петров День Победы группа Ленинград живопись Херсонес выставка художник Лев Толстой фильмы музыка вокал Театр имени Луначарского Большой севастопольский офицерский бал Херсонес Таврический Сергей Шнуров Театр им. Кукол Ольга Панкратова театр Луначарского История Конкурс красоты Григорий Лифанов современное искусство танцы Клим Шипенко выставки День рыбака конкурс искусство Международный день танца спектакль шоу театр драмы "Психо Дель Арт" кинорецензия Эрмитаж #WineFest поэзия кино Психо Дель Арт Михаил Булгаков концерт VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Музеи онлайн Санкт-Петербург Бесы изоляция опера праздник День ВМФ Севастопольский офицерский бал 9 мая Афиша Севастополя ДКР Море благотворительность пандемия Фонд «Живая классика» театр танца Вадима Елизарова Крымская весна карантин Достоевский Молодёжь открытие сезона Золотая балка СЦКиИ Балаклава Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Россия балет самоизоляция