«Поговори со мной!»: о чём предупреждает фильм «Текст»

27-10-2019 21:23

По кинотеатрам страны вовсю шагает «Текст» Клима Шипенко – экранизация одноимённого нашумевшего бестселлера Дмитрия Глуховского. Главный герой Илья Горюнов, отсидев семь лет в тюрьме за ложное обвинение в распространении наркотиков, выходит на свободу. Найдя человека, который усадил его за решётку, он решает свести счёты со своим врагом. Теперь руки в крови, а в руках – телефон Петра Хазина, сотрудника правоохранительных органов. Илья крадёт не просто смартфон, а целую жизнь, полную недомолвок, интриг и семейных проблем.

Роль Ильи Горюнова исполнил Александр Петров. Слишком много Петрова в кино в последнее время, скажете вы? Ну да. Он по праву считается одним из самых востребованных актёров в нашей стране. Думаю, феномен Петрова каждый может объяснять по-разному, на эту тему можно вести долгие дискуссии, но пока угли-впечатления от просмотра ещё не остыли, скажем просто: кино, тем более российское, не прощает пустой взгляд и халтуру. Потрясающая харизма и трудолюбие актера оправдывают его столь частое появление на экране.

Неудивительно, что киноверсия «Текста» Глуховского буквально пестрит крупными планами Петрова. Пока он отыгрывает нужную эмоцию, всматриваешься в его глаза и видишь в них нечто большее, чем просто с корнем вырванную жизнь. Наверное, прозвучит пафосно, но там словно ноющая рана не просто человеческих, а российских масштабов. Выйди сегодня на улицу, будь то столичное Чертаново или дворы где-нибудь в Медвежегорске, и невооруженным глазом увидишь, что лица молодых не излучают оптимизм. Эти люди ищут, мечутся, пытаются нащупать своё место в мире, а в глазах – крик, как и у героя Александра Петрова: «Я жить хочу!» Такое время.

Кто-то живёт, подобно Пете Хазину (в исполнении Ивана Янковского): дорогие тачки, ночные клубы, красивые девушки, отдых в Таиланде. А кто-то, как Илья Горюнов, выживает: прячется по подъездам от ментов, остывшие щи запивает водкой и в буквальном смысле онанирует на красивую и полную удовольствий жизнь своего врага. Сцена, где Горюнов прячется в люке, а прямо над ним, на улице, стоит шикарная иномарка с целующейся парой, как нельзя лучше показывает ту классовую пропасть, которая образовалась в России между «тварями дрожащими» и «право имеющими».

Жёсткая и временами отталкивающая действительность в картине Клима Шипенко от кадра к кадру всё больше напоминает большую тюремную камеру. Вот такие Ильи Горюновы, мотающие век в дышащих на ладан хрущовках, являются по сути заключенными в своей же стране. А надзиратели – это те самые Пети Хазины, которых плодит наша бюрократия, и они уже приходят в этот мир с клеймом «право имеющие».

Клим Шипенко и Дмитрий Глуховский общими усилиями нарисовали картину современной России, погибающей не только от беззакония, но и от тотального равнодушия, царящего в обществе. Люди отвыкли общаться и понимать друг друга.

Илья взывал к памяти Хазина, семь лет назад усадившего его за решётку. Камера в тот момент взяла совершенно отсутствующий взгляд Ивана Янковского. Словно с его героем разговаривали на другом языке. И даже отчаянный крик Ильи «Поговори со мной!» уже был не в силах ничего изменить. Мы разучились говорить друг с другом, мы разучились слышать. Текст в наших мессенджерах стал единственным средством коммуникации, и это уже начинает быть национальной катастрофой.

Февральская слякотная, суетная Москва, показанная в фильме, по которой как зверь в клетке мечется герой Саши Петрова, – это олицетворение нашей сегодняшней действительности, где никто никому не нужен. Тебя не дождётся твоя девушка, перестанет понимать друг детства и разве что мама к твоему возвращению наварит щи.

Когда выходил из кинотеатра, переваривая в голове «Текст» Клима Шипенко, мама прислала смску: «Привет, ну как фильм? Люблю тебя. Жду. Обед вкусный…» Экранизация нового романа Дмитрия Глуховского вряд ли изменит ситуацию в стране, но если после просмотра вы захотите прийти домой и крепко обнять своих матерей, то одна из задач фильма будет однозначно выполнена.

Многие в своих отзывах писали, что фильм слишком депрессивный. Возможно. А разве картина-предупреждение может быть иной?

На нашем сайте также есть рецензия на первоисточник роман «Текст» Дмитрия Глуховского.

Арсений Веденин

 556 Всего просмотров



"Текст" Глуховского, Александр Петров, Дмитрий Глуховский, кинорецензия, Клим Шипенко, рецензия на фильм "Текст", роман "Текст", фильм "Текст",

Поделиться:

Похожие посты

О чём молчит женщина: изящный детектив от театра Луначарского

С вечера пятницы по воскресенье, с 25 по 27 июня, в театре имени Луначарского играют премьеру — "8 любящих женщин" в постановке Николая Нечаева. Пока публика собирается в зале, на сцене мерцает большой электрический камин, а игрушечный медведь размер

В Севастополе завершился юбилейный Кинофорум «Золотой Витязь»

С 22 по 31 мая в Севастополе прошёл XXX юбилейный Международный Кинофорум «Золотой Витязь». В этом году было представлено 155 конкурсных фильмов: художественных, документальных, анимационных, студенческих, дебютных и детских картин из 25 стран мира,

Сергей Безруков на международном фестивале высказался о цензуре, стриминге и российском кино

В рамках XXX Международного кинофорума «Золотой Витязь» состоялась конференция на тему реализации основ государственной культурной политики. Николай Бурляев, Сергей Безруков, Александр Михайлов и другие деятели искусства обсудили проблемы и перспекти

«Люди встречают меня на улице со слезами на глазах»: на «Золотой Витязь» приехала Зинаида Кириенко

22 мая в Севастополе стартовал XXX Международный кинофорум «Золотой Витязь». Традиционная красная дорожка, проход артистов театра и кино, звуки военного оркестра, тёплые овации горожан – уже который год двадцатые числа мая в Севастополе превращаются

На берегу Чёрного моря снимут фильм о Нике Турбиной

В Москве стартовали съёмки фильма «Ника», в основе сюжета которого лежит история жизни известной поэтессы Ники Турбиной, прославившейся в возрасте семи лет и прожившей короткую и полную драматичных событий жизнь, – сообщает Подробнее

Новости ForPost

Метки

Крымский военно-исторический фестиваль концерт Фонд «Живая классика» СЦКиИ дети 9 мая арт-отель "Украина" Море Санкт-Петербург самоизоляция Молодёжь балет Ольга Панкратова выставка современное искусство кинофестиваль Святой Владимир пандемия Мастер и Маргарита Севастопольский ТЮЗ вокал Григорий Лифанов Опера в Херсонесе Крым карантин Александр Петров Живая классика Достоевский Международный день танца мастер-классы VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» благотворительность коронавирус художники День Победы шоу СевТЮЗ Лев Толстой кинорецензия Золотая балка Zакрытый покаZ поэзия Федюхины высоты Клим Шипенко фильмы танцы Дворец культуры рыбаков театр драмы "Психо Дель Арт" Севастопольский офицерский бал конкурс История Театральная улица Бесы Сергей Безруков Фёдор Достоевский Конкурс "Живая классика" Россия Сергей Шнуров театр танца Вадима Елизарова спектакль Психо Дель Арт Севастополь онлайн-марафон Театр им. Кукол Большой севастопольский офицерский бал открытие сезона Михаил Булгаков Динопарк опера Анна Каренина Балаклава #WineFest творчество театр Музеи онлайн группа Ленинград праздник музыка Крымская весна Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Эрмитаж спектакли художник ДКР Афиша Севастополя фестиваль книги кино Картины День ВМФ искусство Херсонес Великая Отечественная война выставки живопись Херсонес Таврический изоляция театр Луначарского Театр имени Луначарского Музей-заповедник "Херсонес Таврический" 75 лет Победы