«Поговори со мной!»: о чём предупреждает фильм «Текст»

По кинотеатрам страны вовсю шагает «Текст» Клима Шипенко – экранизация одноимённого нашумевшего бестселлера Дмитрия Глуховского. Главный герой Илья Горюнов, отсидев семь лет в тюрьме за ложное обвинение в распространении наркотиков, выходит на свободу. Найдя человека, который усадил его за решётку, он решает свести счёты со своим врагом. Теперь руки в крови, а в руках – телефон Петра Хазина, сотрудника правоохранительных органов. Илья крадёт не просто смартфон, а целую жизнь, полную недомолвок, интриг и семейных проблем.
Роль Ильи Горюнова исполнил Александр Петров. Слишком много Петрова в кино в последнее время, скажете вы? Ну да. Он по праву считается одним из самых востребованных актёров в нашей стране. Думаю, феномен Петрова каждый может объяснять по-разному, на эту тему можно вести долгие дискуссии, но пока угли-впечатления от просмотра ещё не остыли, скажем просто: кино, тем более российское, не прощает пустой взгляд и халтуру. Потрясающая харизма и трудолюбие актера оправдывают его столь частое появление на экране.
Неудивительно, что киноверсия «Текста» Глуховского буквально пестрит крупными планами Петрова. Пока он отыгрывает нужную эмоцию, всматриваешься в его глаза и видишь в них нечто большее, чем просто с корнем вырванную жизнь. Наверное, прозвучит пафосно, но там словно ноющая рана не просто человеческих, а российских масштабов. Выйди сегодня на улицу, будь то столичное Чертаново или дворы где-нибудь в Медвежегорске, и невооруженным глазом увидишь, что лица молодых не излучают оптимизм. Эти люди ищут, мечутся, пытаются нащупать своё место в мире, а в глазах – крик, как и у героя Александра Петрова: «Я жить хочу!» Такое время.
Кто-то живёт, подобно Пете Хазину (в исполнении Ивана Янковского): дорогие тачки, ночные клубы, красивые девушки, отдых в Таиланде. А кто-то, как Илья Горюнов, выживает: прячется по подъездам от ментов, остывшие щи запивает водкой и в буквальном смысле онанирует на красивую и полную удовольствий жизнь своего врага. Сцена, где Горюнов прячется в люке, а прямо над ним, на улице, стоит шикарная иномарка с целующейся парой, как нельзя лучше показывает ту классовую пропасть, которая образовалась в России между «тварями дрожащими» и «право имеющими».
Жёсткая и временами отталкивающая действительность в картине Клима Шипенко от кадра к кадру всё больше напоминает большую тюремную камеру. Вот такие Ильи Горюновы, мотающие век в дышащих на ладан хрущовках, являются по сути заключенными в своей же стране. А надзиратели – это те самые Пети Хазины, которых плодит наша бюрократия, и они уже приходят в этот мир с клеймом «право имеющие».
Клим Шипенко и Дмитрий Глуховский общими усилиями нарисовали картину современной России, погибающей не только от беззакония, но и от тотального равнодушия, царящего в обществе. Люди отвыкли общаться и понимать друг друга.
Илья взывал к памяти Хазина, семь лет назад усадившего его за решётку. Камера в тот момент взяла совершенно отсутствующий взгляд Ивана Янковского. Словно с его героем разговаривали на другом языке. И даже отчаянный крик Ильи «Поговори со мной!» уже был не в силах ничего изменить. Мы разучились говорить друг с другом, мы разучились слышать. Текст в наших мессенджерах стал единственным средством коммуникации, и это уже начинает быть национальной катастрофой.
Февральская слякотная, суетная Москва, показанная в фильме, по которой как зверь в клетке мечется герой Саши Петрова, – это олицетворение нашей сегодняшней действительности, где никто никому не нужен. Тебя не дождётся твоя девушка, перестанет понимать друг детства и разве что мама к твоему возвращению наварит щи.
Когда выходил из кинотеатра, переваривая в голове «Текст» Клима Шипенко, мама прислала смску: «Привет, ну как фильм? Люблю тебя. Жду. Обед вкусный…» Экранизация нового романа Дмитрия Глуховского вряд ли изменит ситуацию в стране, но если после просмотра вы захотите прийти домой и крепко обнять своих матерей, то одна из задач фильма будет однозначно выполнена.
Многие в своих отзывах писали, что фильм слишком депрессивный. Возможно. А разве картина-предупреждение может быть иной?
На нашем сайте также есть рецензия на первоисточник – роман «Текст» Дмитрия Глуховского.
Арсений Веденин
Поделиться:
Похожие посты
«Кумир»: эротика с эффектом снотворного
«Переводчик»: Гай Ричи идёт на риск
Зачем постаревшие Big Time Rush выпустили новый альбом?
Новые «Маша и Медведь» в кино: свадебный переполох
«Золотая пальмовая ветвь» 2023: кино, политика и платья
Новости ForPost
- Спортплощадка в благоустроенном сквере Севастополя «выведена из эксплуатации»
- Вода в Инкерманский карьер Севастополя в этом году не вернётся
- Неожиданные детали всплыли в истории медицинского кластера Севастополя
- «Севастополь Телеком» уходит Министерству обороны
- Каким будет севастопольский пляж «Золотой»
- Молочный производитель не оправдал надежд правительства Севастополя
- В Севастополе бомж-воришка зарабатывал на колебаниях спроса
- В севастопольском троллейбусе ребенок упал вместе с коляской
- Жительница Севастополя признана лучшим кондитером России
- В Севастополе не согласны с приговором экс-руководителю городских рынков