«Поговори со мной!»: о чём предупреждает фильм «Текст»
По кинотеатрам страны вовсю шагает «Текст» Клима Шипенко – экранизация одноимённого нашумевшего бестселлера Дмитрия Глуховского. Главный герой Илья Горюнов, отсидев семь лет в тюрьме за ложное обвинение в распространении наркотиков, выходит на свободу. Найдя человека, который усадил его за решётку, он решает свести счёты со своим врагом. Теперь руки в крови, а в руках – телефон Петра Хазина, сотрудника правоохранительных органов. Илья крадёт не просто смартфон, а целую жизнь, полную недомолвок, интриг и семейных проблем.
Роль Ильи Горюнова исполнил Александр Петров. Слишком много Петрова в кино в последнее время, скажете вы? Ну да. Он по праву считается одним из самых востребованных актёров в нашей стране. Думаю, феномен Петрова каждый может объяснять по-разному, на эту тему можно вести долгие дискуссии, но пока угли-впечатления от просмотра ещё не остыли, скажем просто: кино, тем более российское, не прощает пустой взгляд и халтуру. Потрясающая харизма и трудолюбие актера оправдывают его столь частое появление на экране.
Неудивительно, что киноверсия «Текста» Глуховского буквально пестрит крупными планами Петрова. Пока он отыгрывает нужную эмоцию, всматриваешься в его глаза и видишь в них нечто большее, чем просто с корнем вырванную жизнь. Наверное, прозвучит пафосно, но там словно ноющая рана не просто человеческих, а российских масштабов. Выйди сегодня на улицу, будь то столичное Чертаново или дворы где-нибудь в Медвежегорске, и невооруженным глазом увидишь, что лица молодых не излучают оптимизм. Эти люди ищут, мечутся, пытаются нащупать своё место в мире, а в глазах – крик, как и у героя Александра Петрова: «Я жить хочу!» Такое время.
Кто-то живёт, подобно Пете Хазину (в исполнении Ивана Янковского): дорогие тачки, ночные клубы, красивые девушки, отдых в Таиланде. А кто-то, как Илья Горюнов, выживает: прячется по подъездам от ментов, остывшие щи запивает водкой и в буквальном смысле онанирует на красивую и полную удовольствий жизнь своего врага. Сцена, где Горюнов прячется в люке, а прямо над ним, на улице, стоит шикарная иномарка с целующейся парой, как нельзя лучше показывает ту классовую пропасть, которая образовалась в России между «тварями дрожащими» и «право имеющими».
Жёсткая и временами отталкивающая действительность в картине Клима Шипенко от кадра к кадру всё больше напоминает большую тюремную камеру. Вот такие Ильи Горюновы, мотающие век в дышащих на ладан хрущовках, являются по сути заключенными в своей же стране. А надзиратели – это те самые Пети Хазины, которых плодит наша бюрократия, и они уже приходят в этот мир с клеймом «право имеющие».
Клим Шипенко и Дмитрий Глуховский общими усилиями нарисовали картину современной России, погибающей не только от беззакония, но и от тотального равнодушия, царящего в обществе. Люди отвыкли общаться и понимать друг друга.
Илья взывал к памяти Хазина, семь лет назад усадившего его за решётку. Камера в тот момент взяла совершенно отсутствующий взгляд Ивана Янковского. Словно с его героем разговаривали на другом языке. И даже отчаянный крик Ильи «Поговори со мной!» уже был не в силах ничего изменить. Мы разучились говорить друг с другом, мы разучились слышать. Текст в наших мессенджерах стал единственным средством коммуникации, и это уже начинает быть национальной катастрофой.
Февральская слякотная, суетная Москва, показанная в фильме, по которой как зверь в клетке мечется герой Саши Петрова, – это олицетворение нашей сегодняшней действительности, где никто никому не нужен. Тебя не дождётся твоя девушка, перестанет понимать друг детства и разве что мама к твоему возвращению наварит щи.
Когда выходил из кинотеатра, переваривая в голове «Текст» Клима Шипенко, мама прислала смску: «Привет, ну как фильм? Люблю тебя. Жду. Обед вкусный…» Экранизация нового романа Дмитрия Глуховского вряд ли изменит ситуацию в стране, но если после просмотра вы захотите прийти домой и крепко обнять своих матерей, то одна из задач фильма будет однозначно выполнена.
Многие в своих отзывах писали, что фильм слишком депрессивный. Возможно. А разве картина-предупреждение может быть иной?
На нашем сайте также есть рецензия на первоисточник – роман «Текст» Дмитрия Глуховского.
Арсений Веденин
Поделиться:
Похожие посты
«Летучий корабль»: нелепая эксплуатация сказки
Подробнее
Евгений Онегин: почему новый фильм досмотрят только крепкие духом
«Поле Чудес» в Херсонесе: Как снимали «Приключения Буратино»
Оскар 2024: победители и главные моменты премии
Как прошел Оскар 2024
Церемонию открыл монологНа Netflix вышел сериал «Джентльмены» Гая Ричи
Новости ForPost
- В Севастополе проверили, можно ли вырвать зуб в выходной или в праздник
- В Севастополе дорого отремонтируют школу на проспекте Генерала Острякова
- В Севастополе грузовик протаранил забор и врезался в жилой дом
- Строители яхтенной марины обошли вниманием живность Балаклавской бухты
- В Севастополе стабилизируются цены на еду, но дорожают промтовары
- Экс-депутат времен Украины проиграл еще десяток участков у пляжа в Казачьей бухте Севастополя
- «Герои!» — севастопольцы о полицейских во время ракетной атаки
- В Севастополе продолжат эксперименты с потрёпанным штормами Хрустальным пляжем
- «Солдата и матроса» в Севастополе эффектно осветят и оборудуют вай-фаем
- С Камышового шоссе уберут сразу три светофора