«Поговори со мной!»: о чём предупреждает фильм «Текст»

27-10-2019 21:23
"Текст" Глуховского, Александр Петров, Дмитрий Глуховский, кинорецензия, Клим Шипенко, рецензия на фильм "Текст", роман "Текст", фильм "Текст",

По кинотеатрам страны вовсю шагает «Текст» Клима Шипенко – экранизация одноимённого нашумевшего бестселлера Дмитрия Глуховского. Главный герой Илья Горюнов, отсидев семь лет в тюрьме за ложное обвинение в распространении наркотиков, выходит на свободу. Найдя человека, который усадил его за решётку, он решает свести счёты со своим врагом. Теперь руки в крови, а в руках – телефон Петра Хазина, сотрудника правоохранительных органов. Илья крадёт не просто смартфон, а целую жизнь, полную недомолвок, интриг и семейных проблем.

Роль Ильи Горюнова исполнил Александр Петров. Слишком много Петрова в кино в последнее время, скажете вы? Ну да. Он по праву считается одним из самых востребованных актёров в нашей стране. Думаю, феномен Петрова каждый может объяснять по-разному, на эту тему можно вести долгие дискуссии, но пока угли-впечатления от просмотра ещё не остыли, скажем просто: кино, тем более российское, не прощает пустой взгляд и халтуру. Потрясающая харизма и трудолюбие актера оправдывают его столь частое появление на экране.

Неудивительно, что киноверсия «Текста» Глуховского буквально пестрит крупными планами Петрова. Пока он отыгрывает нужную эмоцию, всматриваешься в его глаза и видишь в них нечто большее, чем просто с корнем вырванную жизнь. Наверное, прозвучит пафосно, но там словно ноющая рана не просто человеческих, а российских масштабов. Выйди сегодня на улицу, будь то столичное Чертаново или дворы где-нибудь в Медвежегорске, и невооруженным глазом увидишь, что лица молодых не излучают оптимизм. Эти люди ищут, мечутся, пытаются нащупать своё место в мире, а в глазах – крик, как и у героя Александра Петрова: «Я жить хочу!» Такое время.

Кто-то живёт, подобно Пете Хазину (в исполнении Ивана Янковского): дорогие тачки, ночные клубы, красивые девушки, отдых в Таиланде. А кто-то, как Илья Горюнов, выживает: прячется по подъездам от ментов, остывшие щи запивает водкой и в буквальном смысле онанирует на красивую и полную удовольствий жизнь своего врага. Сцена, где Горюнов прячется в люке, а прямо над ним, на улице, стоит шикарная иномарка с целующейся парой, как нельзя лучше показывает ту классовую пропасть, которая образовалась в России между «тварями дрожащими» и «право имеющими».

Жёсткая и временами отталкивающая действительность в картине Клима Шипенко от кадра к кадру всё больше напоминает большую тюремную камеру. Вот такие Ильи Горюновы, мотающие век в дышащих на ладан хрущовках, являются по сути заключенными в своей же стране. А надзиратели – это те самые Пети Хазины, которых плодит наша бюрократия, и они уже приходят в этот мир с клеймом «право имеющие».

Клим Шипенко и Дмитрий Глуховский общими усилиями нарисовали картину современной России, погибающей не только от беззакония, но и от тотального равнодушия, царящего в обществе. Люди отвыкли общаться и понимать друг друга.

Илья взывал к памяти Хазина, семь лет назад усадившего его за решётку. Камера в тот момент взяла совершенно отсутствующий взгляд Ивана Янковского. Словно с его героем разговаривали на другом языке. И даже отчаянный крик Ильи «Поговори со мной!» уже был не в силах ничего изменить. Мы разучились говорить друг с другом, мы разучились слышать. Текст в наших мессенджерах стал единственным средством коммуникации, и это уже начинает быть национальной катастрофой.

Февральская слякотная, суетная Москва, показанная в фильме, по которой как зверь в клетке мечется герой Саши Петрова, – это олицетворение нашей сегодняшней действительности, где никто никому не нужен. Тебя не дождётся твоя девушка, перестанет понимать друг детства и разве что мама к твоему возвращению наварит щи.

Когда выходил из кинотеатра, переваривая в голове «Текст» Клима Шипенко, мама прислала смску: «Привет, ну как фильм? Люблю тебя. Жду. Обед вкусный…» Экранизация нового романа Дмитрия Глуховского вряд ли изменит ситуацию в стране, но если после просмотра вы захотите прийти домой и крепко обнять своих матерей, то одна из задач фильма будет однозначно выполнена.

Многие в своих отзывах писали, что фильм слишком депрессивный. Возможно. А разве картина-предупреждение может быть иной?

На нашем сайте также есть рецензия на первоисточник роман «Текст» Дмитрия Глуховского.

Арсений Веденин

 234 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Умер создатель «Ералаша» Борис Грачевский

Художественный руководитель детского юмористического журнала «Ералаш» Борис Грачевский, ранее госпитализированный с коронавирусом, умер на 72-м году жизни. Кинопапа и жизнелюб, искренний и проницательный, часть нашего детства и центр притяжения в мир

#ТакоеКино: потустороннее такси, взмыленный ангел и кризис «Неадекватных людей»

Январь начался с громких премьер в онлайн-кинотеатрах. Чем могут зацепить «Пассажиры» Карена Оганесяна? Почему новый фильм с Чулпан Хаматовой заслуживает вашего внимания? Случилось ли у «Неадекватных людей» Романа Каримова триумфальное возвращение на

Холодное течение бухты Ласпи: прощание с Владимиром Кореневым

Страна простилась со всеобщим любимцем-Ихтиандром: народным артистом России Владимиром Кореневым. Мы успели отметить его 80-летний юбилей. И чуточку не дожил Владимир Борисович до 60-летия выхода фильма-легенды «Человек-амфибия». Летом наступившег

Безруков пост сдал, Петров пост принял: о последних днях Есенина расскажет «Декабрь»

Создатели «Холопа» и «Текста» начали работу над фильмом «Декабрь», повествующем о последних днях жизни Сергея Есенина. Главную роль в картине исполнит Александр Петров. На границу СССР из Германии прибывает знаменитая танцовщица Айседора Дункан, к

Магия кинематографа: новогодние фильмы, которые хочется пересматривать

28 декабря 1895 года в Париже в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок состоялся первый сеанс синематографа братьев Люмьер. Именно эта дата и стала днём празднования Международного дня кино. С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерп

Новости ForPost

Метки

Картины Бесы VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» книги Александр Петров Дмитрий Глуховский группа Ленинград Опера в Херсонесе Музеи онлайн Григорий Лифанов открытие сезона театр Луначарского #WineFest Фёдор Достоевский живопись 75 лет Победы современное искусство опера художник Театральная улица История театр Фонд «Живая классика» онлайн-марафон фильмы благотворительность День рыбака Севастопольский военно-исторический музей-заповедник искусство 9 мая Большой севастопольский офицерский бал музыка Театр танца им. Вадима Елизарова поэзия Ольга Панкратова Сергей Безруков вокал праздник кино Театр им. Кукол кинофестиваль Святой Владимир ДКР Конкурс "Живая классика" художники Мастер и Маргарита Херсонес концерт выставки Новый год 2020 Анна Каренина дети Импровизационный батл Театр имени Луначарского Севастопольский офицерский бал шоу спектакль День Победы Клим Шипенко самоизоляция Сергей Шнуров роман "Текст" пандемия Севастополь Херсонес Таврический балет арт-отель "Украина" Кванториум Динопарк карантин Конкурс красоты Крымский военно-исторический фестиваль Психо Дель Арт Молодёжь Живая классика творчество Севастопольский ТЮЗ Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Великая Отечественная война изоляция конкурс фестиваль День ВМФ Новый год в Севастополе Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" День театра Море Дворец культуры рыбаков коронавирус театр драмы "Психо Дель Арт" Достоевский выставка Балаклава театр танца Вадима Елизарова СевТЮЗ Золотая балка Федюхины высоты спектакли Лев Толстой СЦКиИ мастер-классы