О служителях Мельпомены: что было, что будет, чем сердце успокоится?

20-05-2018 00:56

Главный режиссёр театра имени Луначарского Григорий Лифанов относится к редкому типу собеседников, которых не хочется отпускать. У таких людей любовь к своему делу осмысленная, глубокая, почти что идеальная, более того – заразительная. Она заполняет собой всевозможные пространства, минуя границы, сомнения, убеждения. По крайней мере, пространство театра Луначарского наполнено этой любовью – к непростой театральной жизни. А какая она насыщенная, сколько планов вокруг неё: недавние гастроли в Санкт-Птеребурге, репетиция «Мастера и Маргариты», мечты о третьей экспериментальной сцене. Что было? Что будет? Чем сердце успокоится? Гадать не к чему. ForPost+Афиша всё уже поведали…

Что было?

Начали общение с обменных гастролей, проходивших с 3 по 6 мая. Пока Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии давал в Севастополе аншлаговые спектакли, луначарцы покоряли северную столицу своими лучшими постановками: «Анна Каренина», «Доходное место», «Дядюшкин сон», «Севильский цирюльник». Как признался Григорий Алексеевич, у театра с городом и петербургской публикой завязался прекрасный роман. Но в то же время, это была серьёзная проверка на прочность, показавшая мобильность коллектива и его способность решать разные задачи.

Сложность любых гастролей состоит в том, что никогда нет одного-двух лишних дней, чтобы адаптироваться к новой площадке и почувствовать зал. Луначарцы были уверены, что едут в театр, где проблем с акустикой не должно быть в принципе. Однако первый акт спектакля «Анна Каренина» дал понять обратное. Григорий Алексеевич сидел в первом ряду и не до конца понимал весь текст, звучавший со сцены. Когда актёры говорили скороговоркой, то всё сливалось в сплошной звуковой поток. Чтобы каждое слово прозвучало, нужна была излишняя артикуляционная подача, более сильное акцентирование. Из-за этого необходимые живые эмоции выбивались из общего фона. Ведь спектакль «Анна Каренина» — это череда тихих и чувственных зон, и здесь важен посыл каждой произнесённой фразы. После первого действия Григорий Лифанов, подобно тренеру хоккейной команды, вышел к актёрам и зарядил их боевой энергетикой. «Не спешите, подавайте, больше тяните фразу, проговаривайте окончания», — говорил режиссёр своим артистам.

Не смотря на сложности с акустикой, питерцы очень хорошо приняли спектакль. В следующих постановках актёры использовали подвесные микрофоны и проблемы со звуком остались в прошлом. Григорий Алексеевич отметил, что подобные испытания идут на пользу театру и сбивают творческую команду. Когда сталкиваешься с такими трудностями, поездка становится ещё ценнее.

Вообще, немного огорчает сам тот факт, что проблема адаптации театра к новой площадке пока из рода нерешаемых. Никто и никогда не будет давать театрам лишний день, чтобы как следует освоить незнакомую сцену. Ведь вполне вероятно, что и Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии также столкнулся с рядом проблем на гастролях в Севастополе. И неужели ничего нельзя сделать в этой ситуации? Григорий Лифанов всё доходчиво объяснил. Когда коллектив едет на гастроли, то, соответственно, не играет свои постановки и, следовательно, не выполняет госзадание – за год спектакли севастопольского театра должны посетить 133000 человек! Лишний день – минус 670 зрителей. Григорий Алексеевич считает, что другие реалии пока маловероятны. Но он не теряет надежды, что когда-нибудь примут новый закон о культуре, выведут её из сферы услуг, и можно будет думать о творчестве и своём зрителе, а не о цифрах.

Продолжая вспоминать питерские гастроли, главный режиссёр коснулся и «Дядюшкиного сна». В Севастополе этот спектакль приняли неоднозначно, а вот избалованная питерская публика инсценировку повести Фёдора Достоевского встретила тепло. Григорий Лифанов отметил, что петербургская режиссура тяготеет к форме, причём к жёсткой форме. «Дядюшкин сон» — это не чистая форма, но она здесь имеет место быть, считает режиссёр. В Севастополе театр упрекали за слишком яркое исследование Достоевского, но для Питера оно не настолько яркое и находится в рамках традиций. Помощник главрежа Аксинья Норманская после первого действия «Дядюшкиного сна» написала на своей странице в Facebook: ««Это – Достоевский!». Разговоры в антракте. Не знаю лучшей похвалы, которую можно было бы услышать в Санкт-Петербурге»».

Поездка в северную столицу не обошлась и без подвигов. Точнее, подвига – большого подвига маленького актёра. Митя Махонин, исполнитель роли Серёжи в «Анне Карениной», за день до начала гастролей сломал руку. Он бы мог отказаться от участия в спектакле, но мальчик себя проявил как настоящий артист. Превозмогая боль, он всё-таки вышел на сцену и блестяще исполнил свою роль. Летопись театра Луначарского – это не только череда творческих побед, но и человеческих. Это история героев, которые служат Мельпомене верой и правдой. Маленький большой актёр Митя Махонин не подвёл свою театральную семью и выдержал это испытание. Кто-то из зрителей, возможно, в загипсованной руке Мити увидел особое авторское прочтение, ну а кто-то – проявление мужества.

Что будет?

Сейчас театр ведёт активную работу над новой постановкой – «Мастер и Маргарита». Рассказывая о репетициях, Григорий Алексеевич говорил о вполне очевидных вещах. Что есть Булгаков для театралов? Это, конечно, простор для фантазии, актёрской импровизации и проявления своих профессиональных возможностей. Когда артисты увлечены текстом, их совершенно не нужно убеждать, что это хороший материал – да здесь каждый образ на вес золота! Мастер, Маргарита, Воланд со своей свитой – какого героя не возьми, любой из них заслуживает отдельной литературоведческой статьи. Работа над любым спектаклем – это зона неустанного поиска. Где-то персонажи соответствуют ожиданию публики, а иногда они являются перед зрителем в совершенно необычном свете, вызывая желание вернуться к первоисточнику или впервые открыть для себя произведение.

Григорий Лифанов сейчас преследует конкретную цель – создать такой спектакль, чтобы зритель, выходя из зала, говорил себе: «Да, это Булгаков». А ведь этого может и не случится. Но когда стоит задача максимально приблизить булгаковскую реальность к той, что живёт на страницах бессмертного романа, это вселяет надежду, что предстоящей премьере будет сопутствовать успех. Главный режиссёр уже неоднократно демонстрировал бережное отношение к первоисточнику. «Анна Каренина» Льва Николаевича, «Чайка» Антона Павловича – авторское видение этой русской классики наполнено большой любовью и уважением к писателям. Вполне вероятно, что и произведение Михаила Афанасьевича будет переведено на театральный язык с такой же любовью и профессионализмом. Всё случится 29 июня. Ждём премьеру!

Чем сердце успокоится?

В 2020 году театру Луначарского предстоит пережить очень непростой этап – реконструкцию. Этот период, по словам Григория Лифанова, требует научного подхода, особой репертуарной политики и чёткого понимания того, как существовать в новых реалиях внутри города. Руководство будет стараться приложить все усилия, чтобы сохранить свой уникальный коллектив. Художники по свету, швеи, бутафоры, монтировщики декораций – это те люди, без которых полноценное существование театра невозможно. Двухгодичная реконструкция может вынудить их искать новую работу. Для луначарцев это будет большим испытанием, но хочется верить, что оно их сплотит ещё сильнее.

В план реконструкции будет также входить создание третьей экспериментальной сцены, о которой уже так давно мечтает Григорий Алексеевич. Севастопольская публика, любящая классику, бывает иногда излишне консервативной, и главреж театра Луначарского хочет постепенно взрастить в ней любовь к новым формам. Чтобы эта задумка реализовалась и театральное воспитание проходило в комфортных условиях, нужно помещение на 100-150 посадочных мест, где была бы возможность искать новый театральный язык. На правах эксперимента в новом пространстве смогут сосуществовать разные театральные формы: иммерсивный театр, театр читок, театр абсурда, сценографический театр, где важны сценографические решения, а также театр-обсуждение, направленный на полноценный диалог с залом.

Новая третья сцена по задумке Григория Лифанова должна стать центром притяжения всего, что связано с творческой интеллектуальной энергией. На этой площадке смогут встречаться не только актёры, но и поэты, музыканты, художники, писатели и создавать своё уникальное арт-пространство. Это будет зона свободного поиска, призванная объединить всех людей искусства в одно большое сообщество.

Когда беседа с Григорием Алексеевичем подходила к концу, оставались ещё не заданными десятки вопросов о театре как таковом. Ведь перед тобой не просто главный режиссёр, а человек огромных знаний, большого таланта и невероятных идей. Из его океана хочется хоть немного зачерпнуть интересной информации. Почему-то возникло ощущение, что если бы Григорий Лифанов читал лекции по театроведению, цены бы им не было. Но не стоит ещё забывать о таком бесценном ресурсе, как время. Оно не ждёт. Интервью закончилось. Режиссёр пошёл творить, а журналист – осмысливать услышанное и благодарить судьбу за возможность писать о театре. Чем сердце успокоится, когда душе чего-то не хватает? Терапия искусством – лучшая в своём роде на сегодняшний день.

Арсений Веденин
Фото Ольги Базуриной, Аксиньи Норманской, Глеба Драгайцева, lunacharskiy.com

 257 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

В Севастополе набирают актёров в труппу первого профессионального уличного театра

30 января, в 12:00, в Севастополе пройдет набор актёров в труппу профессионального уличного театра «Мягкий знак». В рамках проекта начиная с мая каждые выходные на севастопольских улицах будут проходить спектакли. Принять участие в кастинге может каж

Театра им. Кукол больше нет: худрук Артём Макеев обратился к зрителям

Как уже успели заметить многие театралы, с «радаров» культурной жизни Севастополя пропал Театр им. Кукол – семейное пространство с пронзительными и мудрыми спектаклями, созданное режиссёром Артёмом Макеевым. С октября 2021-го года, в связи антиковидн

Битва театралов: севастопольские театральные студии сразились в предновогоднем конкурсе

В театральном действе сошлись три команды — «Пушкин колотушкин», «Бродячая собака» и «Фартиссимо». Состязание участников в остроумии и находчивости носило в основном командный характер. Ведь успех актёрской импровизации напрямую зависит от общей спло

В преддверии Нового года «Театральная улица» готовит сюрпризы

Декабрь – один из самых богатых на события месяцев в году. «Театральная улица» –  продюсерский центр, помогающий творцам раскрывать их таланты – в преддверии Нового года подготовила несколько мероприятий, которые будут интересны как детям, так и взро

В Севастопольском ТЮЗе готовят своё «Рождество»

В этом году Севастопольский ТЮЗ порадует зрителей новогодней премьерной постановкой "Рождество". Первые показы назначены на 24 декабря. А

Новости ForPost

Метки

СевТЮЗ танцы Театральная улица фильмы Виталий Либа Золотая балка Севастополь опера Федюхины высоты VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» поэзия художники театр спектакли Фёдор Достоевский «Оперные вечера в Севастополе» Zакрытый покаZ Севастопольский ТЮЗ Крымский военно-исторический фестиваль Море театр Луначарского Херсонес Таврический Сергей Шнуров книги 9 мая Валерий Либа СЦКиИ Эрмитаж Музей-заповедник "Херсонес Таврический" концерт Достоевский Большие гастроли Музеи онлайн театр танца Вадима Елизарова музыка художник Андрей Маслов карантин спектакль ДКР Великая Отечественная война шоу искусство Лев Толстой История самоизоляция Дворец культуры рыбаков Фонд «Живая классика» Живая классика Театр имени Луначарского День Победы Санкт-Петербург Ольга Панкратова Психо Дель Арт кино фестиваль Афиша Севастополя Динопарк Таврида-АРТ дети изоляция Балаклава Мариинский театр Григорий Лифанов Клим Шипенко Конкурс "Живая классика" Херсонес коронавирус Михаил Булгаков Международный день танца День ВМФ Опера в Херсонесе Молодёжь кинофестиваль Святой Владимир благотворительность Театр Лавренёва творчество балет Анна Каренина выставка Картины Крымская весна Сергей Безруков выставки праздник онлайн-марафон мастер-классы Александр Петров живопись арт-отель "Украина" Крым «Эхо БДФ» пандемия Большой севастопольский офицерский бал Конкурс красоты Новый год театр драмы "Психо Дель Арт" Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Театр им. Кукол 75 лет Победы