О служителях Мельпомены: что было, что будет, чем сердце успокоится?

20-05-2018 00:56

Главный режиссёр театра имени Луначарского Григорий Лифанов относится к редкому типу собеседников, которых не хочется отпускать. У таких людей любовь к своему делу осмысленная, глубокая, почти что идеальная, более того – заразительная. Она заполняет собой всевозможные пространства, минуя границы, сомнения, убеждения. По крайней мере, пространство театра Луначарского наполнено этой любовью – к непростой театральной жизни. А какая она насыщенная, сколько планов вокруг неё: недавние гастроли в Санкт-Птеребурге, репетиция «Мастера и Маргариты», мечты о третьей экспериментальной сцене. Что было? Что будет? Чем сердце успокоится? Гадать не к чему. ForPost+Афиша всё уже поведали…

Что было?

Начали общение с обменных гастролей, проходивших с 3 по 6 мая. Пока Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии давал в Севастополе аншлаговые спектакли, луначарцы покоряли северную столицу своими лучшими постановками: «Анна Каренина», «Доходное место», «Дядюшкин сон», «Севильский цирюльник». Как признался Григорий Алексеевич, у театра с городом и петербургской публикой завязался прекрасный роман. Но в то же время, это была серьёзная проверка на прочность, показавшая мобильность коллектива и его способность решать разные задачи.

Сложность любых гастролей состоит в том, что никогда нет одного-двух лишних дней, чтобы адаптироваться к новой площадке и почувствовать зал. Луначарцы были уверены, что едут в театр, где проблем с акустикой не должно быть в принципе. Однако первый акт спектакля «Анна Каренина» дал понять обратное. Григорий Алексеевич сидел в первом ряду и не до конца понимал весь текст, звучавший со сцены. Когда актёры говорили скороговоркой, то всё сливалось в сплошной звуковой поток. Чтобы каждое слово прозвучало, нужна была излишняя артикуляционная подача, более сильное акцентирование. Из-за этого необходимые живые эмоции выбивались из общего фона. Ведь спектакль «Анна Каренина» — это череда тихих и чувственных зон, и здесь важен посыл каждой произнесённой фразы. После первого действия Григорий Лифанов, подобно тренеру хоккейной команды, вышел к актёрам и зарядил их боевой энергетикой. «Не спешите, подавайте, больше тяните фразу, проговаривайте окончания», — говорил режиссёр своим артистам.

Не смотря на сложности с акустикой, питерцы очень хорошо приняли спектакль. В следующих постановках актёры использовали подвесные микрофоны и проблемы со звуком остались в прошлом. Григорий Алексеевич отметил, что подобные испытания идут на пользу театру и сбивают творческую команду. Когда сталкиваешься с такими трудностями, поездка становится ещё ценнее.

Вообще, немного огорчает сам тот факт, что проблема адаптации театра к новой площадке пока из рода нерешаемых. Никто и никогда не будет давать театрам лишний день, чтобы как следует освоить незнакомую сцену. Ведь вполне вероятно, что и Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии также столкнулся с рядом проблем на гастролях в Севастополе. И неужели ничего нельзя сделать в этой ситуации? Григорий Лифанов всё доходчиво объяснил. Когда коллектив едет на гастроли, то, соответственно, не играет свои постановки и, следовательно, не выполняет госзадание – за год спектакли севастопольского театра должны посетить 133000 человек! Лишний день – минус 670 зрителей. Григорий Алексеевич считает, что другие реалии пока маловероятны. Но он не теряет надежды, что когда-нибудь примут новый закон о культуре, выведут её из сферы услуг, и можно будет думать о творчестве и своём зрителе, а не о цифрах.

Продолжая вспоминать питерские гастроли, главный режиссёр коснулся и «Дядюшкиного сна». В Севастополе этот спектакль приняли неоднозначно, а вот избалованная питерская публика инсценировку повести Фёдора Достоевского встретила тепло. Григорий Лифанов отметил, что петербургская режиссура тяготеет к форме, причём к жёсткой форме. «Дядюшкин сон» — это не чистая форма, но она здесь имеет место быть, считает режиссёр. В Севастополе театр упрекали за слишком яркое исследование Достоевского, но для Питера оно не настолько яркое и находится в рамках традиций. Помощник главрежа Аксинья Норманская после первого действия «Дядюшкиного сна» написала на своей странице в Facebook: ««Это – Достоевский!». Разговоры в антракте. Не знаю лучшей похвалы, которую можно было бы услышать в Санкт-Петербурге»».

Поездка в северную столицу не обошлась и без подвигов. Точнее, подвига – большого подвига маленького актёра. Митя Махонин, исполнитель роли Серёжи в «Анне Карениной», за день до начала гастролей сломал руку. Он бы мог отказаться от участия в спектакле, но мальчик себя проявил как настоящий артист. Превозмогая боль, он всё-таки вышел на сцену и блестяще исполнил свою роль. Летопись театра Луначарского – это не только череда творческих побед, но и человеческих. Это история героев, которые служат Мельпомене верой и правдой. Маленький большой актёр Митя Махонин не подвёл свою театральную семью и выдержал это испытание. Кто-то из зрителей, возможно, в загипсованной руке Мити увидел особое авторское прочтение, ну а кто-то – проявление мужества.

Что будет?

Сейчас театр ведёт активную работу над новой постановкой – «Мастер и Маргарита». Рассказывая о репетициях, Григорий Алексеевич говорил о вполне очевидных вещах. Что есть Булгаков для театралов? Это, конечно, простор для фантазии, актёрской импровизации и проявления своих профессиональных возможностей. Когда артисты увлечены текстом, их совершенно не нужно убеждать, что это хороший материал – да здесь каждый образ на вес золота! Мастер, Маргарита, Воланд со своей свитой – какого героя не возьми, любой из них заслуживает отдельной литературоведческой статьи. Работа над любым спектаклем – это зона неустанного поиска. Где-то персонажи соответствуют ожиданию публики, а иногда они являются перед зрителем в совершенно необычном свете, вызывая желание вернуться к первоисточнику или впервые открыть для себя произведение.

Григорий Лифанов сейчас преследует конкретную цель – создать такой спектакль, чтобы зритель, выходя из зала, говорил себе: «Да, это Булгаков». А ведь этого может и не случится. Но когда стоит задача максимально приблизить булгаковскую реальность к той, что живёт на страницах бессмертного романа, это вселяет надежду, что предстоящей премьере будет сопутствовать успех. Главный режиссёр уже неоднократно демонстрировал бережное отношение к первоисточнику. «Анна Каренина» Льва Николаевича, «Чайка» Антона Павловича – авторское видение этой русской классики наполнено большой любовью и уважением к писателям. Вполне вероятно, что и произведение Михаила Афанасьевича будет переведено на театральный язык с такой же любовью и профессионализмом. Всё случится 29 июня. Ждём премьеру!

Чем сердце успокоится?

В 2020 году театру Луначарского предстоит пережить очень непростой этап – реконструкцию. Этот период, по словам Григория Лифанова, требует научного подхода, особой репертуарной политики и чёткого понимания того, как существовать в новых реалиях внутри города. Руководство будет стараться приложить все усилия, чтобы сохранить свой уникальный коллектив. Художники по свету, швеи, бутафоры, монтировщики декораций – это те люди, без которых полноценное существование театра невозможно. Двухгодичная реконструкция может вынудить их искать новую работу. Для луначарцев это будет большим испытанием, но хочется верить, что оно их сплотит ещё сильнее.

В план реконструкции будет также входить создание третьей экспериментальной сцены, о которой уже так давно мечтает Григорий Алексеевич. Севастопольская публика, любящая классику, бывает иногда излишне консервативной, и главреж театра Луначарского хочет постепенно взрастить в ней любовь к новым формам. Чтобы эта задумка реализовалась и театральное воспитание проходило в комфортных условиях, нужно помещение на 100-150 посадочных мест, где была бы возможность искать новый театральный язык. На правах эксперимента в новом пространстве смогут сосуществовать разные театральные формы: иммерсивный театр, театр читок, театр абсурда, сценографический театр, где важны сценографические решения, а также театр-обсуждение, направленный на полноценный диалог с залом.

Новая третья сцена по задумке Григория Лифанова должна стать центром притяжения всего, что связано с творческой интеллектуальной энергией. На этой площадке смогут встречаться не только актёры, но и поэты, музыканты, художники, писатели и создавать своё уникальное арт-пространство. Это будет зона свободного поиска, призванная объединить всех людей искусства в одно большое сообщество.

Когда беседа с Григорием Алексеевичем подходила к концу, оставались ещё не заданными десятки вопросов о театре как таковом. Ведь перед тобой не просто главный режиссёр, а человек огромных знаний, большого таланта и невероятных идей. Из его океана хочется хоть немного зачерпнуть интересной информации. Почему-то возникло ощущение, что если бы Григорий Лифанов читал лекции по театроведению, цены бы им не было. Но не стоит ещё забывать о таком бесценном ресурсе, как время. Оно не ждёт. Интервью закончилось. Режиссёр пошёл творить, а журналист – осмысливать услышанное и благодарить судьбу за возможность писать о театре. Чем сердце успокоится, когда душе чего-то не хватает? Терапия искусством – лучшая в своём роде на сегодняшний день.

Арсений Веденин
Фото Ольги Базуриной, Аксиньи Норманской, Глеба Драгайцева, lunacharskiy.com

Похожие посты

CINEMA, CINEMA, CINEMA: Севастопольский театр танца зовёт в мир кино

25 и 26 сентября в Севастопольском академическом театре танца им. В. А. Елизарова состоится премьера хореографического спектакля CINEMA. Новая постановка елизаровцев – это захватывающий калейдоскоп узнаваемых образов и любимых композиций из золотого

Вверх по карьерной лестнице: в чём ужас «Метода Грёнхольма»

20 сентября в театре имени Луначарского состоялся второй премьерный показ спектакля «Метод Грёнхольма» по одноимённой пьесе каталонского драматурга Жорди Гальсерана. Уйти с территории смелых экспериментов очень сложно: ч

Территория новых смыслов: в «тюрьме для актёров» раздался «Крик»

Театр – это обширное поле для экспериментов. Но, пожалуй, в случае с премьерой «Крика» в театре имени Луначарского речь идёт об очень смелом шаге в неизвестность. Подобное пространство академическим театром всегда осваив

Гений и злодейство, отец и дочь, жизнь и смерть: сентябрь в «Психо Дель Арт»

Трогательные отношения отца и дочери, цепляющие и глубокие произведения зрелых литераторов, извечный конфликт, непрекращающийся "танец на углях" двух вселенных — мужчины и женщины... Сентябрь в "Психо Дель Арт" будет по истине драматичным.

В Севастопольском ТЮЗе состоялась долгожданная премьера «Идиота»

В марте этого года в Севастопольском театре юного зрителя приступили к репетициям спектакля «Идиот» по одноимённому роману Фёдора Достоевского. Премьера была назначена на 24 апреля. Но по объективным причинам работу над

Новости ForPost

Метки

Великая Отечественная война СевТЮЗ фестиваль Международный день танца коронавирус Конкурс "Живая классика" конкурс музыка опера СЦКиИ спектакль Херсонес Психо Дель Арт Сергей Шнуров VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» День театра Импровизационный батл Море Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Динопарк Молодёжь Севастопольский офицерский бал афиша Григорий Лифанов День рыбака Достоевский День Победы Федюхины высоты Большие гастроли Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" 9 мая Севастопольский военно-исторический музей-заповедник группа Ленинград Живая классика театр танца Вадима Елизарова праздник самоизоляция Театр имени Луначарского Форум Таврида Театр танца им. Вадима Елизарова открытие сезона кинофестиваль Святой Владимир кино живопись вокал Крымский военно-исторический фестиваль Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе» Фёдор Достоевский роман "Текст" Севастополь театр Бесы Картины Театр им. Кукол День ВМФ Кванториум пандемия Севастопольский ТЮЗ Балаклава Херсонес Таврический Дмитрий Глуховский Конкурс красоты художники балет Золотая балка художник выставки Онлайн-экскурсии искусство театр Луначарского мастер-классы фильмы Александр Петров Новый год в Севастополе выставка Театральная улица #WineFest карантин Анна Каренина Музеи онлайн шоу Клим Шипенко изоляция Лев Толстой дети концерт спектакли Большой севастопольский офицерский бал Фонд «Живая классика» творчество Мастер и Маргарита онлайн-марафон поэзия Опера в Херсонесе ДКР книги Дворец культуры рыбаков История благотворительность 75 лет Победы