О служителях Мельпомены: что было, что будет, чем сердце успокоится?

20-05-2018 00:56

Главный режиссёр театра имени Луначарского Григорий Лифанов относится к редкому типу собеседников, которых не хочется отпускать. У таких людей любовь к своему делу осмысленная, глубокая, почти что идеальная, более того – заразительная. Она заполняет собой всевозможные пространства, минуя границы, сомнения, убеждения. По крайней мере, пространство театра Луначарского наполнено этой любовью – к непростой театральной жизни. А какая она насыщенная, сколько планов вокруг неё: недавние гастроли в Санкт-Птеребурге, репетиция «Мастера и Маргариты», мечты о третьей экспериментальной сцене. Что было? Что будет? Чем сердце успокоится? Гадать не к чему. ForPost+Афиша всё уже поведали…

Что было?

Начали общение с обменных гастролей, проходивших с 3 по 6 мая. Пока Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии давал в Севастополе аншлаговые спектакли, луначарцы покоряли северную столицу своими лучшими постановками: «Анна Каренина», «Доходное место», «Дядюшкин сон», «Севильский цирюльник». Как признался Григорий Алексеевич, у театра с городом и петербургской публикой завязался прекрасный роман. Но в то же время, это была серьёзная проверка на прочность, показавшая мобильность коллектива и его способность решать разные задачи.

Сложность любых гастролей состоит в том, что никогда нет одного-двух лишних дней, чтобы адаптироваться к новой площадке и почувствовать зал. Луначарцы были уверены, что едут в театр, где проблем с акустикой не должно быть в принципе. Однако первый акт спектакля «Анна Каренина» дал понять обратное. Григорий Алексеевич сидел в первом ряду и не до конца понимал весь текст, звучавший со сцены. Когда актёры говорили скороговоркой, то всё сливалось в сплошной звуковой поток. Чтобы каждое слово прозвучало, нужна была излишняя артикуляционная подача, более сильное акцентирование. Из-за этого необходимые живые эмоции выбивались из общего фона. Ведь спектакль «Анна Каренина» — это череда тихих и чувственных зон, и здесь важен посыл каждой произнесённой фразы. После первого действия Григорий Лифанов, подобно тренеру хоккейной команды, вышел к актёрам и зарядил их боевой энергетикой. «Не спешите, подавайте, больше тяните фразу, проговаривайте окончания», — говорил режиссёр своим артистам.

Не смотря на сложности с акустикой, питерцы очень хорошо приняли спектакль. В следующих постановках актёры использовали подвесные микрофоны и проблемы со звуком остались в прошлом. Григорий Алексеевич отметил, что подобные испытания идут на пользу театру и сбивают творческую команду. Когда сталкиваешься с такими трудностями, поездка становится ещё ценнее.

Вообще, немного огорчает сам тот факт, что проблема адаптации театра к новой площадке пока из рода нерешаемых. Никто и никогда не будет давать театрам лишний день, чтобы как следует освоить незнакомую сцену. Ведь вполне вероятно, что и Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии также столкнулся с рядом проблем на гастролях в Севастополе. И неужели ничего нельзя сделать в этой ситуации? Григорий Лифанов всё доходчиво объяснил. Когда коллектив едет на гастроли, то, соответственно, не играет свои постановки и, следовательно, не выполняет госзадание – за год спектакли севастопольского театра должны посетить 133000 человек! Лишний день – минус 670 зрителей. Григорий Алексеевич считает, что другие реалии пока маловероятны. Но он не теряет надежды, что когда-нибудь примут новый закон о культуре, выведут её из сферы услуг, и можно будет думать о творчестве и своём зрителе, а не о цифрах.

Продолжая вспоминать питерские гастроли, главный режиссёр коснулся и «Дядюшкиного сна». В Севастополе этот спектакль приняли неоднозначно, а вот избалованная питерская публика инсценировку повести Фёдора Достоевского встретила тепло. Григорий Лифанов отметил, что петербургская режиссура тяготеет к форме, причём к жёсткой форме. «Дядюшкин сон» — это не чистая форма, но она здесь имеет место быть, считает режиссёр. В Севастополе театр упрекали за слишком яркое исследование Достоевского, но для Питера оно не настолько яркое и находится в рамках традиций. Помощник главрежа Аксинья Норманская после первого действия «Дядюшкиного сна» написала на своей странице в Facebook: ««Это – Достоевский!». Разговоры в антракте. Не знаю лучшей похвалы, которую можно было бы услышать в Санкт-Петербурге»».

Поездка в северную столицу не обошлась и без подвигов. Точнее, подвига – большого подвига маленького актёра. Митя Махонин, исполнитель роли Серёжи в «Анне Карениной», за день до начала гастролей сломал руку. Он бы мог отказаться от участия в спектакле, но мальчик себя проявил как настоящий артист. Превозмогая боль, он всё-таки вышел на сцену и блестяще исполнил свою роль. Летопись театра Луначарского – это не только череда творческих побед, но и человеческих. Это история героев, которые служат Мельпомене верой и правдой. Маленький большой актёр Митя Махонин не подвёл свою театральную семью и выдержал это испытание. Кто-то из зрителей, возможно, в загипсованной руке Мити увидел особое авторское прочтение, ну а кто-то – проявление мужества.

Что будет?

Сейчас театр ведёт активную работу над новой постановкой – «Мастер и Маргарита». Рассказывая о репетициях, Григорий Алексеевич говорил о вполне очевидных вещах. Что есть Булгаков для театралов? Это, конечно, простор для фантазии, актёрской импровизации и проявления своих профессиональных возможностей. Когда артисты увлечены текстом, их совершенно не нужно убеждать, что это хороший материал – да здесь каждый образ на вес золота! Мастер, Маргарита, Воланд со своей свитой – какого героя не возьми, любой из них заслуживает отдельной литературоведческой статьи. Работа над любым спектаклем – это зона неустанного поиска. Где-то персонажи соответствуют ожиданию публики, а иногда они являются перед зрителем в совершенно необычном свете, вызывая желание вернуться к первоисточнику или впервые открыть для себя произведение.

Григорий Лифанов сейчас преследует конкретную цель – создать такой спектакль, чтобы зритель, выходя из зала, говорил себе: «Да, это Булгаков». А ведь этого может и не случится. Но когда стоит задача максимально приблизить булгаковскую реальность к той, что живёт на страницах бессмертного романа, это вселяет надежду, что предстоящей премьере будет сопутствовать успех. Главный режиссёр уже неоднократно демонстрировал бережное отношение к первоисточнику. «Анна Каренина» Льва Николаевича, «Чайка» Антона Павловича – авторское видение этой русской классики наполнено большой любовью и уважением к писателям. Вполне вероятно, что и произведение Михаила Афанасьевича будет переведено на театральный язык с такой же любовью и профессионализмом. Всё случится 29 июня. Ждём премьеру!

Чем сердце успокоится?

В 2020 году театру Луначарского предстоит пережить очень непростой этап – реконструкцию. Этот период, по словам Григория Лифанова, требует научного подхода, особой репертуарной политики и чёткого понимания того, как существовать в новых реалиях внутри города. Руководство будет стараться приложить все усилия, чтобы сохранить свой уникальный коллектив. Художники по свету, швеи, бутафоры, монтировщики декораций – это те люди, без которых полноценное существование театра невозможно. Двухгодичная реконструкция может вынудить их искать новую работу. Для луначарцев это будет большим испытанием, но хочется верить, что оно их сплотит ещё сильнее.

В план реконструкции будет также входить создание третьей экспериментальной сцены, о которой уже так давно мечтает Григорий Алексеевич. Севастопольская публика, любящая классику, бывает иногда излишне консервативной, и главреж театра Луначарского хочет постепенно взрастить в ней любовь к новым формам. Чтобы эта задумка реализовалась и театральное воспитание проходило в комфортных условиях, нужно помещение на 100-150 посадочных мест, где была бы возможность искать новый театральный язык. На правах эксперимента в новом пространстве смогут сосуществовать разные театральные формы: иммерсивный театр, театр читок, театр абсурда, сценографический театр, где важны сценографические решения, а также театр-обсуждение, направленный на полноценный диалог с залом.

Новая третья сцена по задумке Григория Лифанова должна стать центром притяжения всего, что связано с творческой интеллектуальной энергией. На этой площадке смогут встречаться не только актёры, но и поэты, музыканты, художники, писатели и создавать своё уникальное арт-пространство. Это будет зона свободного поиска, призванная объединить всех людей искусства в одно большое сообщество.

Когда беседа с Григорием Алексеевичем подходила к концу, оставались ещё не заданными десятки вопросов о театре как таковом. Ведь перед тобой не просто главный режиссёр, а человек огромных знаний, большого таланта и невероятных идей. Из его океана хочется хоть немного зачерпнуть интересной информации. Почему-то возникло ощущение, что если бы Григорий Лифанов читал лекции по театроведению, цены бы им не было. Но не стоит ещё забывать о таком бесценном ресурсе, как время. Оно не ждёт. Интервью закончилось. Режиссёр пошёл творить, а журналист – осмысливать услышанное и благодарить судьбу за возможность писать о театре. Чем сердце успокоится, когда душе чего-то не хватает? Терапия искусством – лучшая в своём роде на сегодняшний день.

Арсений Веденин
Фото Ольги Базуриной, Аксиньи Норманской, Глеба Драгайцева, lunacharskiy.com

 53 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

В Севастополе планируется возобновление работы театров и кинотеатров

В начале февраля могут открыться севастопольские театры и кинотеатры. Но работать они будут с рядом ограничений. Кроме того, смягчение антиковидных мер коснётся экскурсионной деятельности и детского досуга, связанного с посещением кружков и спортивны

Слово театрам: оглядываясь на прошлое и с надеждой на будущее

Уходящий 2020-й год стал серьёзным испытанием для наших театров. Их лишили не только возможности творить в прежнем ритме, но и оставили без главного источника энергии и вдохновения – своего зрителя. Мы, конечно, будем ждать столько, сколько потребует

Новый год 2021: что посмотреть на праздниках онлайн и офлайн

Новогодние гуляния в Севастополе отменены, а это значит, что большинство праздничных мероприятий пройдёт в онлайн-формате. Концерты, спектакли, викторины, конкурсы, мастер-классы, новогодние лектории и многое другое теперь не ограничены географически

На ночь глядя: 6 самых страшных спектаклей Москвы

В прошлый раз в рамках нашей рубрики мы рассказывали о самых жутких спектаклях, которые когда-либо ставились на мировой сцене. В этот раз перенесёмся в день сегодняшний. Современная театральная Москва: Театр Наций, МТЮЗ,  театр "Практика", Ленком, "Э

Новогодняя арт-терапия: как конкурс детского рисунка сохранил семью

В театре имени Луначарского подвели итоги традиционного, четвёртого по счёту конкурса детского рисунка на новогоднюю тему. «Новый год идёт по Крыму»  –  так звучит слоган арт-проекта в этом году. Ребята рисовали тот уголок Севастополя или полуострова

Новости ForPost

Метки

Севастопольский офицерский бал Сергей Безруков Музеи онлайн VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» современное искусство роман "Текст" Молодёжь выставка ДКР театр мастер-классы Театр имени Луначарского Опера в Херсонесе вокал балет #WineFest Море Фёдор Достоевский Эрмитаж День театра живопись Картины художник 75 лет Победы История Дворец культуры рыбаков Большой севастопольский офицерский бал пандемия изоляция выставки спектакль Великая Отечественная война Конкурс красоты самоизоляция театр Луначарского День рыбака открытие сезона фестиваль Театр танца им. Вадима Елизарова Григорий Лифанов Кванториум Севастопольский ТЮЗ Клим Шипенко карантин Анна Каренина Сергей Шнуров спектакли Психо Дель Арт День Победы праздник СЦКиИ Мастер и Маргарита коронавирус книги Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Золотая балка Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Херсонес Живая классика Новый год в Севастополе шоу благотворительность Федюхины высоты Александр Петров Достоевский музыка 9 мая искусство творчество Севастополь Театральная улица поэзия кинофестиваль Святой Владимир художники Бесы Дмитрий Глуховский онлайн-марафон конкурс театр драмы "Психо Дель Арт" СевТЮЗ День ВМФ Театр им. Кукол Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" опера Крымский военно-исторический фестиваль концерт арт-отель "Украина" Херсонес Таврический Лев Толстой Конкурс "Живая классика" Новый год 2020 дети кино Динопарк Балаклава Импровизационный батл группа Ленинград театр танца Вадима Елизарова Ольга Панкратова фильмы