«Мы не можем друг без друга», – Григорий Лифанов подвёл итоги самого короткого сезона
Театр имени Луначарского закрывает 109 театральный сезон и с 19 мая уходит в отпуск. «Пиковая дама», «Обыкновенное чудо», «Месяц в деревне», «Золушка», «Метод Грёнхольма», «Крик», «Пролетая над гнездом кукушки»… В августе на Платановой аллее театр анонсировал яркие названия, и, конечно, все мы жили в приятном предвкушении будущих премьер. Однако эпидемия внесла серьёзные коррективы в жизнь луначарцев.
Главный режиссёр театра Григорий Лифанов поделился с ForPost-Афишей своим видением сложившейся ситуации и рассказал об атмосфере, царящей сегодня в театре. Самое важное прояснилось: театру невыносимо без своего зрителя, зрителю — без его театра. Никакой коронавирус эту любовь не победит. Ждём новый сезон. Лучший. Юбилейный. Наш.
– Григорий Алексеевич, наверное, не будет преувеличением сказать, что преждевременное завершение сезона для театра Луначарского стало ударом. Когда театр стал понимать, что это вынужденная мера и нет никаких альтернатив?
– Мы сыграли последний спектакль 16 марта. И каждую неделю надеялись, что вся эта ситуация с коронавирусом не продлится долго. Но надо понимать, что мы всё равно очень сильно зависим от зрителя. Во-первых, артистам тяжело без зрителя в эмоциональном плане, ну и, конечно, никуда не деться от финансовой составляющей. Мы уже не можем выплачивать зарплаты актёрам, творческим работникам, всем остальным службам театра, так как израсходовали всё, что заработали за сезон. Поэтому неделю назад мы приняли довольно нелёгкое для нас решение уйти в отпуск. Ведь театр – это массовое искусство, и, скорее всего, нам дадут зелёный свет позже всех. Когда это произойдёт — мы пока не можем ответить.
Поэтому мы решили, что этот сезон будет самым коротким в истории театра. Это и не хорошо, и не плохо. Это данность. Зато следующий сезон у нас юбилейный, 110-й. Он будет самым длинным. Мы наверстаем упущенное, хотя, конечно, не сможем выпустить все премьеры, которые запланировали на этот сезон. Но после выхода из отпуска будем работать на все 100 процентов, и даже 120. Мы надеемся, что в июле продолжим репетиции, которые были прерваны из-за эпидемии. Если нас откроют, начнём сезон в августе. А может, придётся потерпеть до сентября. Кстати, в сентябре у нас запланированы гастроли в Москве, во МХАТе им. Горького.
– Какая атмосфера сейчас царит в театре? Луначарцы подавлены или всё-таки с оптимизмом смотрят в будущее?
– Вы знаете, артисты – люди очень эмоциональные. Если они какое-то время могут быть подавлены из-за того, что у них нет встречи со зрителем, нет возможности показать премьеру, которую они репетировали, то в дальнейшем у них происходит перезагрузка и они заряжаются на очередной творческий виток. Нам, творческим людям, нельзя долго отдаваться пессимизму. Мы всё равно должны заряжать людей положительными эмоциями и мыслить оптимистично, и быть настроенными на самый замечательный исход.
Мы часто с артистами беседуем онлайн, и, конечно, есть какие-то и грустные мысли в переписке, но в целом, я думаю, все справляются со своими эмоциональными состояниями. Они понимают, что это касается не одного нашего театра, — это касается и города, и страны, и мира. Это общая беда, которую надо пережить и понять, что только силы и терпение нам помогут.
– Театр не даёт спектакли с середины марта и при самом оптимистичном раскладе начнёт работу в июле-августе. В общей сложности луначарцы 4-5 месяцев не будут играть. Каково это вообще для артиста – так долго не выходить на сцену?
– Я очень рассчитываю, что всё-таки наши артисты – люди профессиональные, и, даже так долго не выходя на сцену, они не забудут профессию. Ведь балетные и оперные артисты ежедневно находятся в каком-то тренинге и держат свой аппарат в рабочем состоянии. Это относится и к нашим драматическим артистам. Они всё равно повторяют текст, читают книги, делают какие-то упражнения по речи, дыхательную гимнастику, держат своё тело в тонусе. Артист не должен терять форму, ведь у его героя есть определенная фактура, которой надо соответствовать. Тем более мы сейчас активно представлены в соцсетях в самых разных направлениях: кто-то читает сказки, кто-то стихи о войне, кто-то ведёт кулинарную рубрику. Это нам даёт определённое время.
– Ну с артистами всё понятно. А вот каково главному режиссёру выпадать из привычного ритма жизни, наполненного репетициями?
– Я тоже практик. Мне сейчас не хватает практики и без репетиций, конечно, очень тяжело. Я сейчас тоже прохожу разные этапы восприятия этой ситуации и понимаю, что от этого, увы, никуда не деться. Но есть такой этап в работе режиссёра, когда он придумывает спектакли в голове. Это, конечно, сложнее, так как нет возможности тут же воплотить свои задумки с артистами. Но пока приходится всё держать в голове. Сейчас одновременно думаю над тремя проектами, ну и от этого будни не кажутся такими грустными. Это как раз те названия, которые были запланированы на нынешний сезон.
Это «Крик» по пьесе Теннеси Уильямса – произведение, которое буквально кричит о времени, в котором мы живём, и о той ситуации, в которой мы сейчас находимся из-за пандемии. Ещё одно название, которое должно было войти в афишу этого сезона – «Месяц в деревне» Ивана Сергеевича Тургенева. На эту постановку мы получили грант Министерства культуры РФ. Премьера была запланирована на конец июня, но из-за сложившейся ситуации мы переносим её на конец года. И третий спектакль, над которым я работаю, – «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи. Этой постановкой мы как раз собирались завершать сезон, но не получилось. Перенесём на следующий год.
– Во время карантина театр запустил бесплатные трансляции своих спектаклей, в том числе из действующего репертуара. Ваша постановка «Бесы» была также показана в онлайне. Как вы к этому отнеслись? Ведь многие зрители увидели спектакль впервые. А просмотр спектакля в записи – это, как мы понимаем, восприятие с большим знаком минус…
– Вы знаете, отнёсся спокойно. Другое дело, что качество зрительского восприятия, конечно, совершенно иное. Спектакль – это особое искусство. Если он снят, он должен монтироваться тем режиссёром, которым был поставлен. Я этот спектакль не монтировал. В тот день я смотрел «Бесов» в онлайне вместе со зрителями и, конечно, всю эту историю воспринимал драматично: камеры останавливались не на тех акцентах, показывали не те моменты, на которых должен сосредоточиться зритель. И это, конечно, было больно, удручало меня, и я очень нервничал. Я понимал, что в свободном доступе показывать идущие спектакли – далеко не лучшая идея.
Но, с другой стороны, у нас были запланированы гастроли в московском РАМТе, которые мы должны были открывать 27 апреля. Этих гастролей ждали очень многие. Мы видели, как хорошо реализовывались билеты. Уже к середине марта на «Бесов» было продано более 200 билетов. И надо понимать, что в Москве есть та публика, которая по разным обстоятельствам не может приехать в Севастополь, но тем не менее очень хочет увидеть спектакль. Поэтому мы и решили пойти на такой эксперимент – показать «Бесов» в интернете в прямом эфире. Но я надеюсь, что те, кто смотрел спектакль в онлайне, прекрасно понимают, что живой театр не заменит никакая трансляция. Даже если это снято в очень хорошем качестве.
– Расскажите, как проходит ваша изоляция? Чем заполняете дни?
– Моя изоляция проходит в селе. Я сижу в домике и занимаюсь садоводством. Это для меня очень странно. Никогда не думал, что это меня может увлечь, что я буду получать удовольствие от того, что посадил кустик или полил цветочки. Но, как показывает жизнь, в нас скрыты какие-то неведомые нам возможности и желания. Я понимаю, что, наверное, был бы очень неплохим садовником или ландшафтным дизайнером. По крайней мере, это тоже творческое дело, и оно меня увлекает.
Помимо этого, есть возможность читать, смотреть фильмы, думать о будущих постановках. Ну и просто многое для себя систематизировать, привести дела в порядок, ибо в суете, в которой я существую, на это далеко не всегда есть время. Кроме того, Аксинья Норманская помогает мне издать книгу театральных сценариев по величайшим литературным произведениям, которые поставлены в нашем театре. Это и «Мастер и Маргарита», и «Бесы», и «Анна Каренина». То есть те произведения, которые я так или иначе перевёл в драматургическую форму. Мы надеемся в скором времени закончить эту историю и представить её широкой публике.
– Карантин, по-моему, самое благодатное время для книг и кино. Что сейчас читаете? Какие фильмы смотрите?
– Я сейчас очень увлечён Маяковским. Ещё один проект, который я задумал, будет посвящён его жизни и творчеству. Я очень увлечён тем временем, той эпохой, в которой жил поэт. Это сейчас, пожалуй, занимает основу моего внимания. Ну и, конечно же, всё время перечитываю те произведения, которые готовлю к инсценировке. Что касается фильмов, у меня набрался определённый список того, что мне рекомендовали к просмотру. Что-то мне нравится, что-то не очень, что-то вообще не досматриваю до конца. Но вот какого-то замечательного, уникального списка фильмов у меня нет. Я всё равно остаюсь на своей позиции: в моём восприятии пока никто не переплюнул Федерико Феллини. В его фильмах я получаю ответы на те вопросы, которые меня волнуют в тот или иной момент жизни.
– Ну а если не брать Феллини? Из последних вами просмотренных фильмов ничего не зацепило?
– Вы знаете, нет. Самое последнее, что я посмотрел, – «Ангел» Франсуа Озона. Признаться честно, я даже был удивлён, что это снял Франсуа Озон. Играли замечательные артисты, но чего-то мне в этой истории не хватило.
– Сейчас театр в социальных сетях публикует трогательные видео, где артисты прощаются со 109-м сезоном и говорят тёплые слова своим зрителям. Очень хочется под занавес, пусть даже такой виртуальный, услышать и главного режиссёра…
– Я хочу сказать, что вся эта история с карантином – уникальная. И здесь есть не только минусы. Самый главный плюс заключается в том, что мы поняли одну важную вещь: мы друг без друга жить не можем. Мы – это одна большая театральная семья, одна большая театральная команда. Речь, конечно, идёт и о наших зрителях, которые поняли, что столь длительная разлука с театром утомляет и мучает, приводит к мысли о том, что у тебя забрали какую-то часть твоей жизни. Этого понимания, мне кажется, нам и не хватало. В этой суете мы немного забываем о том, какие у нас приоритеты, какие у нас друзья. Ведь иногда появляется такое высокомерное ощущение, что мы сами по себе замечательные и нам никто не нужен. А вот и нет. Как показала эта ситуация — мы взаимозависимы, мы не можем друг без друга, и это здорово.
– Григорий Алексеевич, спасибо за интервью. Набирайтесь в отпуске сил и будьте здоровы! Очень ждём встречи в юбилейном сезоне!
Беседовал Арсений Веденин
Фото Джона Барулина