Лайфхак от современного драмтеатра: как задницей вытащить гвоздь из сцены

14-10-2019 18:50

Думали мы сегодня, гадали, что же вам такого интересного и необычного рассказать о жизни российского театра. И тут нам на глаза попадается рецензия в «Комсомольской правде» на скандальный спектакль Калининградского драмтеатра «Чёрная кошка, белый кот» по фильму Эмира Кустурицы. Как пишет автор, зрители не оценили новое режиссёрское видение и массово покидали зал. Пожалуй, их можно понять. Ведь не каждый день увидишь, как один из героев вытаскивает задницей гвоздь из сцены. Интересно, как бы на это отреагировали бы наши севастопольские театралы? 

Премьера спектакля состоялась в марте этого года, в Международный женский день. «Спектакль «Чёрная кошка, белый кот» по фильму Эмира Кустурицы – это авторское видение режиссёра Сергея Чехова о природе кинематографичности, об обрядовом начале театра и о возможности/невозможности хэппи энда», – говорится на сайте театра. 

Вот что говорит о своём спектакле сам режиссёр: ««Чёрная кошка, белый кот» – это абсолютная история про всё человечество, про нас, неустроенное молодое поколение, в кармане у которого нет ломаного гроша. Это проблема отцов и детей. И это разговор о потребительстве, о мёртвом мире материального. Костюмы действующих лиц не привязаны к определенной эпохе и этносу, более того, для них используются маски».

А вот что, собственно, пишет обозреватель «Комсомольской правды» Владислав Ржевский, побывав на спектакле. 

Для начала театр надо, видимо, поздравить. С тем, что он может себе позволить подобные эксперименты. Нам всем наглядно продемонстрировали, что у нашей «драмы» есть на это финансы, технические возможности и труппа, способная сыграть даже такое. А еще театр показал, что не боится не то что скандала – он, судя по всему, не боится даже потерять часть своей преданной публики.

Новый спектакль – «Черная кошка, белый кот» (далее – «ЧКБК»). Не будучи поклонником творчества Эмира Кустурицы, я понимаю тех зрителей, которые говорят, что их обманули. Сегодня можно сколько угодно оправдываться, что мы, мол, где-то там поясняли, что это будет нечто необычное. На афише люди прочитали: «По одноименному фильму Эмира Кустурицы». И захотели увидеть понравившуюся им историю теперь ещё и на сцене. А им вместо театра показали, скорее, антитеатр.

В Интернете идет бурное обсуждение новой постановки. В ряде откликов угадывается, что местный зритель еще не дорос до понимания таких шедевров. А может, перерос? Может, видит, что «ЧКБК» от Сергея Чехова (приглашённый режиссёр родом из Новосибирска) – всего лишь претенциозная пустота? Что под его маской, по сути, ничего нет. Кроме, разве что, похоже, желания получить «Золотую маску» (а представители «главной» российской театральной премии были на втором из трёх премьерных показов). И чем вычурнее в этом спектакле маски, чем их там больше, тем сильнее было ощущение, что мне предлагают просроченное псевдоискусство с претензией на некое «новое слово».

Признаться, до сих пор я ещё не видел, чтобы зритель столь массово покидал спектакль – с первых показов народ уходил рядами. Но некоторые все равно уверяют, что это отнюдь не провал. Видимо, когда уходит треть зала – это ура, скатертью дорога, ушли случайные люди, и воздух стал чище. Тогда какие же признаки провала? Зритель должен закидать сцену тухлыми яйцами? От засвистывания полопаются перепонки, а от топота рухнет люстра? Так станут захлопывать, что часы по-довлатовски будут останавливаться на руках?

Если так, тогда ещё раз сделаю реверанс в сторону калининградского зрителя. Он уважает свой театр. И даже когда плохо, не мечет в актеров гнилыми помидорами. А просто встаёт и уходит. Правда, придет ли ещё раз – вопрос. Впрочем, больше все-таки я сомневаюсь в том, что «ЧКБК» задержится в репертуаре нашей «драмы». А зритель наш – отходчивый. Повозмущается и простит. Хотя на приманки вроде «по Кустурице» в будущем уже вряд ли поведётся.

Пожалуй, наибольшую реакцию в спектакле вызывает тот момент, когда один из героев имитирует, что вытаскивает своей задницей гвоздь из сцены. Кстати, я уже и забыл, что в фильме есть такой эпизод. Там-то он проходной и, учитывая общий антураж, уместный, а здесь – такое вдруг откуда ни возьмись, превращённое в кульминацию. Да ещё показанное дважды. Очевидно, чтобы уж точно до всех дошло. Сперва до тех, кто в зале, затем – до тех, кого зачем-то на сцене посадили (ещё одна режиссёрская находка).

Знаете, раньше я наивно полагал, что главное в этой истории – всепобеждающая любовь. Однако теперь первое, что будет вспоминаться, – вытягивание гвоздя с помощью зада. А также то, что это якобы хорошая профилактика геморроя, как доверительно пояснили со сцены. К слову, исполнитель поставленного на театральной сцене циркового трюка – Олег Жуковский. Как о нём пишут, он не только актёр, но и сценарист, режиссёр, поэт, фотограф, педагог-перформер. А ещё, как и режиссёр Чехов, родом из Новосибирска.

Зачем его позвали? Наверное, наши актёры не справились бы с такой сверхзадачей.

Да уж, после такой рецензии, хочется увидеть эту шок-постановку и составить своё мнение. На сайте театра нам обещают, что «зрители испытают эстетическое потрясение и удовольствие от новой формы давно знакомого произведения». ForPost-Афиша с удовольствием посмотрела бы этот спектакль, а то, освещая будни культурного Севастополя, уже начала тосковать по «эстетическим потрясениям». Интересно, если театр поедет к нам, включит ли он в свою гастрольную афишу этот спектакль? Было бы неплохо, как нам кажется. По крайней мере, любители театра XXI века точно бы сидели в первых рядах, если не на сцене. 

А калининградцы смогут увидеть спектакль уже 22 ноября. Пока с репертуара не снимают. Любопытно, но после премьеры постановка «Чёрная кошка, белый кот» была показана только в апреле, а затем до ноября загадочным образом пропала из афиши. Интересно почему?..

Фото: tvoybro.com

Loading



Поделиться:

Похожие посты

СевТЮЗ оживил «Сказку о мёртвой царевне», а также фантазию детей и взрослых

В севастопольском театре юного зрителя прошли премьерные показы спектакля «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (6+). Постановка режиссера Фёдора Парасюка и художника-постановщика Татьяны Миронюк стала приятным открытием уходящего года. Как д

Севастопольские «Ведьмы Гоголя» как архетипическое путешествие женщины

«Все бабы – ведьмы. А те, что постарше — точно ведьмы!». Этот рефрен мистической комедии с элементами хоррора «Ведьмы Гоголя» (16+) звучит на протяжении всего спектакля, созданного по мотивам произведений автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Как «Раневская. Сад» прорабатывает психологические травмы и показывает нас такими, какие мы есть

Спектакль «Раневская. Сад» (16+) по мотивам пьесы Антона Чехова «Вишнёвый сад» (12+) прошёл в Севастополе.
Обложка: Наташа Попова
Постановка Наташи Поповой — это исповедь женщины, которую бы в наши дни назвали заблудшей. Её главная жизненн

Мысли-женщины романов Мураками: в Севастополе представили постановку по мотивам книг писателя

«Все божьи дети могут танцевать» (18+). Так называется рассказ японского писателя Харуки Мураками и сборник, куда вошло произведение. И словно желая проиллюстрировать этот посыл, актёры севастопольского «Театра горожан», занятые в постановке-впечатле

Причиняем добро: чем хорош новый сериал «Из многих»

Создатель культового сериала «Во все тяжкие» Винс Гиллиган представил своё новое детище — научно-фантастическую драму «Из многих» (Pluribus). Из-за космического вируса человечество познало счастье и стало мыслить как один. Лишь немногие люди с иммуни

Новости ForPost

Метки

концерт театр Модный показ музыка Александр Петров Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Григорий Лифанов аниме 2024 Российские сериалы 2025 Крым поэзия ДКР игры Неделя моды выставка аниме 2025 Конкурс "Живая классика" рецензия Аниме День Победы Тейлор Свифт кино российские фильмы Херсонес Таврический игры 2024 мультфильмы коронавирус Херсонес фильмы 2024 Севастопольский ТЮЗ K-pop Charli XCX сериалы 2025 сериалы 2024 9 мая поп-музыка рэп куда сходить театр Луначарского современное искусство музыка 2024 Билли Айлиш художники мода и стиль игры 2023 выставки спектакли СЦКиИ арт-отель "Украина" искусство Dior Севастополь Клим Шипенко фильмы ужасов фестиваль Психо Дель Арт Игры 2025 Театр имени Луначарского BLACKPINK Balenciaga изоляция праздник живопись Российские сериалы опера комедия детектив мастер-классы обзор аниме мультфильмы 2023 мультфильмы 2024 афиша Севастополь Обзор Хаяо Миядзаки балет "Кинопоиск" Севастопольский театр оперы и балета сериалы 2023 скандал карантин музыка 2025 Афиша Севастополя Netflix Театральная улица фильмы 2023 книги Гарри Поттер фэнтези хоррор Новый год СевТЮЗ Фильмы 2025 Мода Золотая балка Большой севастопольский офицерский бал спектакль Неделя моды в Париже театр драмы "Психо Дель Арт" музыка 2023 Дворец культуры рыбаков