Лайфхак от современного драмтеатра: как задницей вытащить гвоздь из сцены

14-10-2019 18:50

Думали мы сегодня, гадали, что же вам такого интересного и необычного рассказать о жизни российского театра. И тут нам на глаза попадается рецензия в «Комсомольской правде» на скандальный спектакль Калининградского драмтеатра «Чёрная кошка, белый кот» по фильму Эмира Кустурицы. Как пишет автор, зрители не оценили новое режиссёрское видение и массово покидали зал. Пожалуй, их можно понять. Ведь не каждый день увидишь, как один из героев вытаскивает задницей гвоздь из сцены. Интересно, как бы на это отреагировали бы наши севастопольские театралы? 

Премьера спектакля состоялась в марте этого года, в Международный женский день. «Спектакль «Чёрная кошка, белый кот» по фильму Эмира Кустурицы – это авторское видение режиссёра Сергея Чехова о природе кинематографичности, об обрядовом начале театра и о возможности/невозможности хэппи энда», – говорится на сайте театра. 

Вот что говорит о своём спектакле сам режиссёр: ««Чёрная кошка, белый кот» – это абсолютная история про всё человечество, про нас, неустроенное молодое поколение, в кармане у которого нет ломаного гроша. Это проблема отцов и детей. И это разговор о потребительстве, о мёртвом мире материального. Костюмы действующих лиц не привязаны к определенной эпохе и этносу, более того, для них используются маски».

А вот что, собственно, пишет обозреватель «Комсомольской правды» Владислав Ржевский, побывав на спектакле. 

Для начала театр надо, видимо, поздравить. С тем, что он может себе позволить подобные эксперименты. Нам всем наглядно продемонстрировали, что у нашей «драмы» есть на это финансы, технические возможности и труппа, способная сыграть даже такое. А еще театр показал, что не боится не то что скандала – он, судя по всему, не боится даже потерять часть своей преданной публики.

Новый спектакль – «Черная кошка, белый кот» (далее – «ЧКБК»). Не будучи поклонником творчества Эмира Кустурицы, я понимаю тех зрителей, которые говорят, что их обманули. Сегодня можно сколько угодно оправдываться, что мы, мол, где-то там поясняли, что это будет нечто необычное. На афише люди прочитали: «По одноименному фильму Эмира Кустурицы». И захотели увидеть понравившуюся им историю теперь ещё и на сцене. А им вместо театра показали, скорее, антитеатр.

В Интернете идет бурное обсуждение новой постановки. В ряде откликов угадывается, что местный зритель еще не дорос до понимания таких шедевров. А может, перерос? Может, видит, что «ЧКБК» от Сергея Чехова (приглашённый режиссёр родом из Новосибирска) – всего лишь претенциозная пустота? Что под его маской, по сути, ничего нет. Кроме, разве что, похоже, желания получить «Золотую маску» (а представители «главной» российской театральной премии были на втором из трёх премьерных показов). И чем вычурнее в этом спектакле маски, чем их там больше, тем сильнее было ощущение, что мне предлагают просроченное псевдоискусство с претензией на некое «новое слово».

Признаться, до сих пор я ещё не видел, чтобы зритель столь массово покидал спектакль – с первых показов народ уходил рядами. Но некоторые все равно уверяют, что это отнюдь не провал. Видимо, когда уходит треть зала – это ура, скатертью дорога, ушли случайные люди, и воздух стал чище. Тогда какие же признаки провала? Зритель должен закидать сцену тухлыми яйцами? От засвистывания полопаются перепонки, а от топота рухнет люстра? Так станут захлопывать, что часы по-довлатовски будут останавливаться на руках?

Если так, тогда ещё раз сделаю реверанс в сторону калининградского зрителя. Он уважает свой театр. И даже когда плохо, не мечет в актеров гнилыми помидорами. А просто встаёт и уходит. Правда, придет ли ещё раз – вопрос. Впрочем, больше все-таки я сомневаюсь в том, что «ЧКБК» задержится в репертуаре нашей «драмы». А зритель наш – отходчивый. Повозмущается и простит. Хотя на приманки вроде «по Кустурице» в будущем уже вряд ли поведётся.

Пожалуй, наибольшую реакцию в спектакле вызывает тот момент, когда один из героев имитирует, что вытаскивает своей задницей гвоздь из сцены. Кстати, я уже и забыл, что в фильме есть такой эпизод. Там-то он проходной и, учитывая общий антураж, уместный, а здесь – такое вдруг откуда ни возьмись, превращённое в кульминацию. Да ещё показанное дважды. Очевидно, чтобы уж точно до всех дошло. Сперва до тех, кто в зале, затем – до тех, кого зачем-то на сцене посадили (ещё одна режиссёрская находка).

Знаете, раньше я наивно полагал, что главное в этой истории – всепобеждающая любовь. Однако теперь первое, что будет вспоминаться, – вытягивание гвоздя с помощью зада. А также то, что это якобы хорошая профилактика геморроя, как доверительно пояснили со сцены. К слову, исполнитель поставленного на театральной сцене циркового трюка – Олег Жуковский. Как о нём пишут, он не только актёр, но и сценарист, режиссёр, поэт, фотограф, педагог-перформер. А ещё, как и режиссёр Чехов, родом из Новосибирска.

Зачем его позвали? Наверное, наши актёры не справились бы с такой сверхзадачей.

Да уж, после такой рецензии, хочется увидеть эту шок-постановку и составить своё мнение. На сайте театра нам обещают, что «зрители испытают эстетическое потрясение и удовольствие от новой формы давно знакомого произведения». ForPost-Афиша с удовольствием посмотрела бы этот спектакль, а то, освещая будни культурного Севастополя, уже начала тосковать по «эстетическим потрясениям». Интересно, если театр поедет к нам, включит ли он в свою гастрольную афишу этот спектакль? Было бы неплохо, как нам кажется. По крайней мере, любители театра XXI века точно бы сидели в первых рядах, если не на сцене. 

А калининградцы смогут увидеть спектакль уже 22 ноября. Пока с репертуара не снимают. Любопытно, но после премьеры постановка «Чёрная кошка, белый кот» была показана только в апреле, а затем до ноября загадочным образом пропала из афиши. Интересно почему?..

Фото: tvoybro.com

Loading



Поделиться:

Похожие посты

В Севастополе представили «Интерактивный детектив», в котором нет преступления, но есть повод подурачиться

Молодая пара собирается отправиться на какое-то публичное мероприятие. Однако мужчина поддаётся искушению и делает несколько глотков из бокала, наполненного не то красным вином, не то вишнёвым или гранатовым соком, не то компотом.
Подробнее

«Национальность: нет»: новый альбом Оксимирона* на два с минусом

Рэпер Оксимирон* (Oxxxymiron, он же Мирон Фёдоров) выпустил новый альбом «Национальность: нет», первый за 4 года. В нём он рассказывает о жизни в эмиграции, задаёт российскому обществу неудобные вопросы, но не отвечает на такие же в свой адрес. В рец

Спектакль «Таня» как баланс между внутренними трансформациями и запросами общества

«Таня» (16+) — это про свободу и её обретение. Главная героиня спектакля, поставленного на сцене севастопольского театра им. Луначарского режиссёром Иваном Миневцевым, лишь спустя четыре года жизненных трудностей призналась себе, что обрела, наконец,

«Достать ножи: Воскрешение покойника» — детективный шедевр Райана Джонсона

12 декабря на Netflix вышел фильм «Воскрешение покойника» — третья часть ироничной детективной франшизы «Достать ножи». В триквеле режиссёр Райан Джонсон обращается к теме религии. На этот раз эксцентричный сыщик Бенуа Блан должен раскрыть невозможно

Как Севастополь повлиял на Чехова и становление системы Станиславского

Созданный в 1897 году Московский художественный театр отправился в первые гастроли в Севастополь в 1900 году. На Приморском бульваре тогда показали «Чайку» и «Дядю Ваню» Антона Чехова. Именно здесь произошёл творческий поворот в жизни драматурга. Чех

Новости ForPost

Метки

Афиша Севастополя Тейлор Свифт Клим Шипенко праздник Севастопольский ТЮЗ Мода Музей-заповедник "Херсонес Таврический" мастер-классы Charli XCX фильмы 2023 Крым детектив Хаяо Миядзаки Херсонес Таврический сериалы 2024 современное искусство искусство выставка День Победы Новый год Игры 2025 СевТЮЗ арт-отель "Украина" музыка 2025 фильмы ужасов Севастопольский театр оперы и балета Александр Петров BLACKPINK Большой севастопольский офицерский бал хоррор Конкурс "Живая классика" сериалы 2023 спектакли аниме 2024 Аниме Balenciaga Григорий Лифанов Российские сериалы скандал Dior рецензия музыка 2024 книги 9 мая фестиваль Модный показ театр Луначарского СЦКиИ K-pop сериалы 2025 афиша Севастополь фильмы игры 2024 фильмы 2024 спектакль Театр имени Луначарского карантин Психо Дель Арт ДКР театр драмы "Психо Дель Арт" выставки поп-музыка Netflix кино Севастополь Билли Айлиш Фильмы 2025 Российские сериалы 2025 Обзор опера Театральная улица игры 2023 мультфильмы 2024 Неделя моды в Париже мультфильмы Неделя моды концерт мода и стиль комедия рэп аниме 2025 музыка художники обзор аниме Дворец культуры рыбаков Херсонес драма музыка 2023 фэнтези российские фильмы живопись мультфильмы 2023 "Кинопоиск" куда сходить Гарри Поттер балет коронавирус игры театр изоляция