Лайфхак от современного драмтеатра: как задницей вытащить гвоздь из сцены

14-10-2019 18:50

Думали мы сегодня, гадали, что же вам такого интересного и необычного рассказать о жизни российского театра. И тут нам на глаза попадается рецензия в «Комсомольской правде» на скандальный спектакль Калининградского драмтеатра «Чёрная кошка, белый кот» по фильму Эмира Кустурицы. Как пишет автор, зрители не оценили новое режиссёрское видение и массово покидали зал. Пожалуй, их можно понять. Ведь не каждый день увидишь, как один из героев вытаскивает задницей гвоздь из сцены. Интересно, как бы на это отреагировали бы наши севастопольские театралы? 

Премьера спектакля состоялась в марте этого года, в Международный женский день. «Спектакль «Чёрная кошка, белый кот» по фильму Эмира Кустурицы – это авторское видение режиссёра Сергея Чехова о природе кинематографичности, об обрядовом начале театра и о возможности/невозможности хэппи энда», – говорится на сайте театра. 

Вот что говорит о своём спектакле сам режиссёр: ««Чёрная кошка, белый кот» – это абсолютная история про всё человечество, про нас, неустроенное молодое поколение, в кармане у которого нет ломаного гроша. Это проблема отцов и детей. И это разговор о потребительстве, о мёртвом мире материального. Костюмы действующих лиц не привязаны к определенной эпохе и этносу, более того, для них используются маски».

А вот что, собственно, пишет обозреватель «Комсомольской правды» Владислав Ржевский, побывав на спектакле. 

Для начала театр надо, видимо, поздравить. С тем, что он может себе позволить подобные эксперименты. Нам всем наглядно продемонстрировали, что у нашей «драмы» есть на это финансы, технические возможности и труппа, способная сыграть даже такое. А еще театр показал, что не боится не то что скандала – он, судя по всему, не боится даже потерять часть своей преданной публики.

Новый спектакль – «Черная кошка, белый кот» (далее – «ЧКБК»). Не будучи поклонником творчества Эмира Кустурицы, я понимаю тех зрителей, которые говорят, что их обманули. Сегодня можно сколько угодно оправдываться, что мы, мол, где-то там поясняли, что это будет нечто необычное. На афише люди прочитали: «По одноименному фильму Эмира Кустурицы». И захотели увидеть понравившуюся им историю теперь ещё и на сцене. А им вместо театра показали, скорее, антитеатр.

В Интернете идет бурное обсуждение новой постановки. В ряде откликов угадывается, что местный зритель еще не дорос до понимания таких шедевров. А может, перерос? Может, видит, что «ЧКБК» от Сергея Чехова (приглашённый режиссёр родом из Новосибирска) – всего лишь претенциозная пустота? Что под его маской, по сути, ничего нет. Кроме, разве что, похоже, желания получить «Золотую маску» (а представители «главной» российской театральной премии были на втором из трёх премьерных показов). И чем вычурнее в этом спектакле маски, чем их там больше, тем сильнее было ощущение, что мне предлагают просроченное псевдоискусство с претензией на некое «новое слово».

Признаться, до сих пор я ещё не видел, чтобы зритель столь массово покидал спектакль – с первых показов народ уходил рядами. Но некоторые все равно уверяют, что это отнюдь не провал. Видимо, когда уходит треть зала – это ура, скатертью дорога, ушли случайные люди, и воздух стал чище. Тогда какие же признаки провала? Зритель должен закидать сцену тухлыми яйцами? От засвистывания полопаются перепонки, а от топота рухнет люстра? Так станут захлопывать, что часы по-довлатовски будут останавливаться на руках?

Если так, тогда ещё раз сделаю реверанс в сторону калининградского зрителя. Он уважает свой театр. И даже когда плохо, не мечет в актеров гнилыми помидорами. А просто встаёт и уходит. Правда, придет ли ещё раз – вопрос. Впрочем, больше все-таки я сомневаюсь в том, что «ЧКБК» задержится в репертуаре нашей «драмы». А зритель наш – отходчивый. Повозмущается и простит. Хотя на приманки вроде «по Кустурице» в будущем уже вряд ли поведётся.

Пожалуй, наибольшую реакцию в спектакле вызывает тот момент, когда один из героев имитирует, что вытаскивает своей задницей гвоздь из сцены. Кстати, я уже и забыл, что в фильме есть такой эпизод. Там-то он проходной и, учитывая общий антураж, уместный, а здесь – такое вдруг откуда ни возьмись, превращённое в кульминацию. Да ещё показанное дважды. Очевидно, чтобы уж точно до всех дошло. Сперва до тех, кто в зале, затем – до тех, кого зачем-то на сцене посадили (ещё одна режиссёрская находка).

Знаете, раньше я наивно полагал, что главное в этой истории – всепобеждающая любовь. Однако теперь первое, что будет вспоминаться, – вытягивание гвоздя с помощью зада. А также то, что это якобы хорошая профилактика геморроя, как доверительно пояснили со сцены. К слову, исполнитель поставленного на театральной сцене циркового трюка – Олег Жуковский. Как о нём пишут, он не только актёр, но и сценарист, режиссёр, поэт, фотограф, педагог-перформер. А ещё, как и режиссёр Чехов, родом из Новосибирска.

Зачем его позвали? Наверное, наши актёры не справились бы с такой сверхзадачей.

Да уж, после такой рецензии, хочется увидеть эту шок-постановку и составить своё мнение. На сайте театра нам обещают, что «зрители испытают эстетическое потрясение и удовольствие от новой формы давно знакомого произведения». ForPost-Афиша с удовольствием посмотрела бы этот спектакль, а то, освещая будни культурного Севастополя, уже начала тосковать по «эстетическим потрясениям». Интересно, если театр поедет к нам, включит ли он в свою гастрольную афишу этот спектакль? Было бы неплохо, как нам кажется. По крайней мере, любители театра XXI века точно бы сидели в первых рядах, если не на сцене. 

А калининградцы смогут увидеть спектакль уже 22 ноября. Пока с репертуара не снимают. Любопытно, но после премьеры постановка «Чёрная кошка, белый кот» была показана только в апреле, а затем до ноября загадочным образом пропала из афиши. Интересно почему?..

Фото: tvoybro.com

Loading



Поделиться:

Похожие посты

Как Севастополь повлиял на Чехова и становление системы Станиславского

Созданный в 1897 году Московский художественный театр отправился в первые гастроли в Севастополь в 1900 году. На Приморском бульваре тогда показали «Чайку» и «Дядю Ваню» Антона Чехова. Именно здесь произошёл творческий поворот в жизни драматурга. Чех

Севастопольская «Ханума» как топовая советская комедия

Это действительно смешно. И, несмотря на водевильный характер постановки, она не вызывает отторжения легкомыслием и пошлостью. Ведь смешное и лёгкое не означает глупое. «Ханума» (12+) от художественного руководителя театра им. Луначарского Григори

СевТЮЗ оживил «Сказку о мёртвой царевне», а также фантазию детей и взрослых

В севастопольском театре юного зрителя прошли премьерные показы спектакля «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (6+). Постановка режиссера Фёдора Парасюка и художника-постановщика Татьяны Миронюк стала приятным открытием уходящего года. Как д

Севастопольские «Ведьмы Гоголя» как архетипическое путешествие женщины

«Все бабы – ведьмы. А те, что постарше — точно ведьмы!». Этот рефрен мистической комедии с элементами хоррора «Ведьмы Гоголя» (16+) звучит на протяжении всего спектакля, созданного по мотивам произведений автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Как «Раневская. Сад» прорабатывает психологические травмы и показывает нас такими, какие мы есть

Спектакль «Раневская. Сад» (16+) по мотивам пьесы Антона Чехова «Вишнёвый сад» (12+) прошёл в Севастополе.
Обложка: Наташа Попова
Постановка Наташи Поповой — это исповедь женщины, которую бы в наши дни назвали заблудшей. Её главная жизненн

Новости ForPost

Метки

Театральная улица спектакль Психо Дель Арт Модный показ современное искусство Клим Шипенко мастер-классы Тейлор Свифт афиша Севастополь кино музыка опера рэп мода и стиль рецензия концерт игры 2024 Афиша Севастополя Большой севастопольский офицерский бал Александр Петров Неделя моды Balenciaga Российские сериалы Netflix выставки музыка 2024 Григорий Лифанов Неделя моды в Париже фильмы ужасов СевТЮЗ Фильмы 2025 карантин игры 2023 фэнтези изоляция Севастополь комедия аниме 2025 хоррор поп-музыка поэзия Charli XCX K-pop Херсонес Таврический музыка 2023 сериалы 2023 Аниме "Кинопоиск" Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Мода спектакли фильмы 2024 День Победы скандал Игры 2025 игры Херсонес книги праздник Обзор музыка 2025 мультфильмы 2024 живопись Хаяо Миядзаки СЦКиИ сериалы 2025 сериалы 2024 театр драмы "Психо Дель Арт" театр фильмы Конкурс "Живая классика" Билли Айлиш искусство обзор аниме арт-отель "Украина" фестиваль Дворец культуры рыбаков фильмы 2023 Крым Севастопольский театр оперы и балета BLACKPINK Театр имени Луначарского 9 мая художники Новый год Севастопольский ТЮЗ мультфильмы детектив мультфильмы 2023 ДКР выставка Гарри Поттер Dior куда сходить коронавирус балет аниме 2024 российские фильмы Российские сериалы 2025 театр Луначарского