«Достать ножи: Воскрешение покойника» — детективный шедевр Райана Джонсона

12 декабря на Netflix вышел фильм «Воскрешение покойника» — третья часть ироничной детективной франшизы «Достать ножи». В триквеле режиссёр Райан Джонсон обращается к теме религии. На этот раз эксцентричный сыщик Бенуа Блан должен раскрыть невозможное убийство в небольшой церкви. В рецензии рассказываем, почему «Воскрешение покойника» — не только лучшая часть серии, но и один из самых видных детективов десятилетия.
Обложка: Netflix
В материалах дела могут присутствовать спойлеры, советуем сначала посмотреть фильм.
Невозможное убийство
Пожалуй, первый из трюков Джонсона — на время убрать из повествования главного героя и при этом сделать происходящее ещё интереснее. Бенуа Блан (Дэниел Крэйг) появится в сюжете только на 40 минуте, а до этого история виртуозно закручивается вокруг молодого священника Джада (Джош О’Коннор). После драки с другим святым отцом его переводят в небольшую церквушку в штате Нью-Йорк, где приход держит Джефферсон Уикс (Джош Бролин). Он заставляет звать себя монсеньором, грешит по тридцать раз за неделю и пламенно проповедует о враждебном феминистско-марксистском мире за пределами храма.
Джад изначально не приемлет методы своего коллеги. В молодости он был боксёром и случайно убил человека на ринге. После этого священник отверг всякое насилие, и потому критикует Уикса за разжигание ненависти в сердцах прихожан. Когда конфликт между святыми отцами достигает пика, человек из паствы записывает на камеру момент, где Джад угрожает монсеньору «вырезать его как опухоль». А в Страстную пятницу Уикс падает замертво в маленькой церковной комнатке.
Кадр: Netflix
Невозможное убийство! Уикса нашли с ножом в спине, но ни тайного хода, ведущего из комнаты, ни хитроумного механизма обнаружить не удалось. Всё как в рассказе Джона Диксона Карра The Hollow Man, где главный герой описывает способы убийства в закрытой комнате. Книгу не раз покажут в кадре: она даже окажется на полке в административном холле церкви (разумеется, в образовательных целях). Но атмосфера тихой церквушки придаёт этому изощрённому убийству особый флёр. Без божьей помощи тут явно не обойтись.
Найти Иуду
Понимая сложность дела, местный шеф полиции Джеральдина (Мила Кунис) приглашает помочь Бенуа Блана. Пока местные обвиняют в убийстве понаехавшего Джада (иронично называя Иудой), детектив переключается на паству покойного. Их всех прихожан действительно верующей можно назвать разве что Марту (Гленн Клоуз) — пожилую даму, заправляющую делами церкви. Она настолько невинна, что при виде нарисованных фаллосов сетует, что детишки изрисовали стены ракетами.
Остальные же используют религию сугубо в личных целях. Доктор Нэт Шарп (Джереми Реннер) ищет в вере утешение после ухода жены. Писатель-фантаст Ли Росс (Эндрю Скотт) жаждет вдохновения для нового романа. Виолончелистка Симон Виван (Кейли Спейни) надеется исцелиться от нестерпимой боли в мышцах. А незаконнорождённый сын Уикса по имени Сай (Дэрил Маккормак) хочет построить на дурной славе проповедника свою политическую карьеру, что не нравится его сестре — адвокату Вере Драйвен (Кэрри Вашингтон).

Кадр: Netflix
Расставив фигуры по местам, Райан Джонсон начинает мастерски пудрить зрителям мозги. В первой половине фильма режиссёр активно намекает, что ненависть к Джаду вполне оправдана. Но искать виновного среди прихожан куда интереснее: незадолго до смерти Уикс, как и Харлан Тромби из первой части «Достать ножи», одним махом настраивает паству против себя. В «Достать ножи: Воскрешение покойника» это не единственное сходство с дебютной картиной франшизы. Семейные дрязги, фамильные драгоценности, героиня Марта, общая камерность и флёр классического детектива — после размашистой и злободневной «Стеклянной луковицы» Джонсон возвращается в эстетику первого фильма.
Без слёз не взглянешь — «Достать ножи: Стеклянная луковица»
Детектив о вечном
Главное разочарование, которое может ждать поклонников жанра — детектив здесь не на первом месте. Наблюдать за тем, как Бенуа Блан и священник Джад ищут «невозможного» убийцу, безусловно, интересно. Но главным финальным трюком оказывается осознание, что «Воскрешение покойника» — это философская драма, замаскированная под расследование. К тому времени, как Бенуа Блан появится в кадре с фирменными остротами, можно поймать себя на мысли, что идеологический конфликт Джада и Уикса кажется куда интереснее.
Монсеньор ведёт свою немногочисленную паству к войне с окружающим миром, пестует их агрессию, а Джад выступает за христианское всепрощение. Джонсон никогда не пренебрегал возможностью надавить на больные точки американского общества. В первой части якобы прогрессивная семья Тромби путала происхождение мигрантки Марты: не то из Уругвая, не то из Парагвая — какая вообще разница? В сиквеле Эдвард Нортон сыграл Илона Маска на стероидах: гениального с виду и совершенно нелепого внутри. Теперь, когда Трамп вернулся в Белый дом, а голоса радикалов-традиционалистов зазвучали громче, словесная перепалка священников превращается в политические дебаты.

Кадр: Netflix
Бенуа Блан — циник и атеист — становится третьей стороной этого спора. Только что познакомившись с Джадом в церкви, он тут же вступает с ним в дискуссию. Джонсон потрясающе передал это через свет: залитое солнцем пространство храма мрачнеет во время реплик Блана, а затем снова сияет, когда говорить начинает Джад. Без таланта Джоша О’Коннора этот персонаж вышел бы нескладным, но актёр очень тонко передаёт метания своего героя. Как самый светлый человек в городке, он чаще всего сомневается в себе. А из-за ловких инсценировок «злодея» вместе с Джадом в его доброте будет сомневаться и зритель.
Зачем брать злодея в кавычки? Вы не сможете найти тут ни одного действительно злого героя. Уикс воспитан не менее радикальным дедом-священником в ненависти к своей «матери-блуднице», а его паства либо слишком мелочна, либо отчаянно нуждается в помощи. Вместе с ошеломляющим финальным поворотом Джонсон дарит нам пример милости. «Воскрешение мертвеца» — редкий пример детектива, где преступлениями движет не жажда богатств, а стремление сберечь их в тайне. Это осознание настолько трогает Блана, что в финале он идёт наперекор своему эго и проявляет милосердие к врагу.
Франшиза «Достать ножи» начиналась как умелая деконструкция жанра, где оммажи к Агате Кристи, Эдгару Аллану По и Артуру Конану Дойлю соседствуют с сатирой на современность. В третьей части Джонсон делает шаг вперёд и превращает фильм в притчу о благодеянии и прощении. При этом глубокие размышления о природе веры режиссёр помещает в залихватский детективный сюжет с воскрешением, хитроумными убийствами и внезапными юморными разрядками — вроде фразы «Скуби-дуби-ду», которую Блан напевает в разгар серьёзного расследования.

Кадр: Netflix
«Достать ножи: Воскрешение покойника» можно сравнить с отменно сделанным витражом, где каждый элемент работает как нужно. Сильнейший актёрский состав уже давно стал фишкой франшизы: в новой части помимо Джоша О’Коннора отметим легендарную Гленн Клоуз и Кейли Спейни. Кроме актёров магию в кадре создаёт движение камеры: необычные зумы, съёмка из окон и изящные световые акценты. А в центре композиции — выдающаяся история: интригующая в начале и до слёз проникновенная в финале. Иначе как чудом, «Воскрешение покойника» назвать не получается. Да и не хочется.
Оценка: 10/10
![]()

