Картины-перевёртыши и «как так вышло?»

02-11-2022 09:17
Картина вверх ногами

Картина голландского абстракциониста 75 лет выставлялась в музее вверх ногами. Ошибку заметила куратор музея во время своего исследования накануне. Оказалось, на фотографии мастерской Пита Мондриана полотно было расположено с точностью до наоборот. О том, как простым рабочим удаётся вносить свой вклад в восприятие высокой живописи, расскажем сегодня.

Ошибка — часть истории

Пита Мондриана принято считать одним из основоположников абстрактной живописи, наравне с Василием Кандинским и Казимиром Малевичем. В 1941 году он решил поэкспериментировать с яркими клейкими лентами, которые только что появились на рынке. Как предполагают исследователи, он на скорую руку наносил их на белое полотно. А затем прикреплял концы на кнопки и местами подкрашивал.

Автор даже не оставил подписи — возможно ещё планировал доделать картину. Но даже если и собирался, завершить её не успел. Мондриан умер от пневмонии в 1944 году. «Нью-Йорк 1» осталась на мольберте в студии, где и попала на фото, сделанное спустя несколько дней после смерти художника.

На этот снимок в американском журнале и обратила внимание куратор музея Сюзанна Мейер-Бюзер. Как пишет британская газета The Guardian, на пресс-конференции она привела несколько доводов относительно своей догадки. В первую очередь по задумке автора утолщение сетки должно идти к верху, где расположено «тёмное небо». Этот приём Мондриан использовал и на другой картине, написанной уже маслом. Его одноимённая работа «Нью-Йорк» выставлена сейчас в Париже.

Перевёрнутая картина вверх ногамиФото: Birgitt Kölgen / Ddorf-aktuell.

Также искусствовед предполагает, что абстракционист начинал наслоение линий сверху-вниз. Это объясняет отступ от края на последней жёлтой ленте. «Было ли это ошибкой того, кто вынул картину из коробки? Может это проблема транспортировки? — рассуждает Мейер-Бюзер, — Сложно сказать». Но по мнению музея, даже ошибка может стать историей искусства. Поэтому работники приняли решение не менять положение, в котором полотно провисело более 75 лет. К тому же, по опасению исследователей, это может навредить картине: «Гравитация потянет их в другом направлении, а клейкие ленты уже очень слабы и «висят на волоске».

Под дубом вековым

Истинный смысл творчества художницы-модернистки Джорджии О’Киф также выяснили не сразу. Характер её работ складывался из массивных элементов с ярким, необычным подходом к изображению. Так на картине 1929 года она запечатлела высокое дерево, стоявшее на ранчо писателя Д. Х. Лоуренса в штате Нью-Мексико. Его пышная крона нависала над зрителем, прикрывая звёздное небо.

На протяжении десятилетий эта картина выставлялась со стволом, поднимающимся из нижнего правого угла. Однако в 1989 году в корректности этого положения появились сомнения. Как и в случае с «Нью-Йорком 1» Мондриана, была обнаружена фотография, к которой прилагалось письмо. В нём сама О’Киф жаловалась, что галереи постоянно вешают её работу вверх ногами. На снимке же дерево поднималось из верхнего левого угла.

Как выяснилось, идея автора заключалась в том, чтобы изобразить взгляд человека, лежащего под деревом головой к корням и смотрящего на звезды. Поскольку это кардинально меняло восприятие картины, ошибку незамедлительно обнародовали и исправили.

 

Картина Джорджии О'КиффНаоборот/Правильно. Фото: Alex Boese / Weird Universe.

Сейчас вылетит бабочка

Разбираться в искусстве и мгновенно определять, что изображено на картине, порой трудно экспертам и учёным. Что уж говорить про простых рабочих. Именно поэтому в Национальной художественной галерее в Лондоне «Трава и бабочки» Ван Гога из понятного пейзажа превратилась в некое подобие абстракции.

На это обратила внимание одна из посетительниц — 15-летняя школьница Джин Кокберн. Она указала на ошибку кому-то из обслуживающего персонала, но те засомневались. Только когда информация дошла до ответственных за выставку лиц, сотрудники сверили и исправили положение работы.

Впоследствии официальные представители музея уверяли прессу, что картина всемирно известного художника провисела так всего пятнадцать минут. По их словам, ранее полотно увозили для фотографирования и затем вывесили повторно. Конфуз произошёл из-за того, что рабочие были не слишком знакомы с творчеством Ван Гога. И поэтому «Траву и бабочек» закрепили на своё усмотрение. Кстати, это не первый случай, когда над произведениями Ван Гога кто-то издевается.

Картина Трава и бабочки Ван ГогНаоборот/Правильно. Фото: Alex Boese / Weird Universe.

Современно!

Обрела «абстрактность» и другая картина, ставшая частью экспозиции в 1915 году. На художественной выставке в штате Мичиган вывесили «Голубой бассейн» Джорджа Беллоуза. Художник-реалист представил неожиданно непонятную работу, которая сразу привлекла всеобщее внимание. Знакомая насыщенная цветовая гамма, техника мазков — отличие только в одном: неясно, что нарисовано.

О новом стиле автора и современной интерпретации природы рассуждали многие присутствующие художники. Чтобы обнаружить тот самый бассейн, задуманный изначально, понадобилось не меньше трёх недель. Совершенно случайно организаторы выставки заметили, что картина перевёрнута. После исправления, кажущиеся абстрактными цветовые пятна превратились в более знакомую сцену с водоёмом, окружённым скалами. Так, гадать и разглядывать полотно Беллоуза больше не пришлось.

Картина Голубой бассейн перевёрнутая и правильноНаоборот/Правильно. Фото: Alex Boese / Weird Universe.

История помнит множество случаев, когда произведения искусства ставили «с ног на голову». Хорошо, когда это замечали относительно вовремя и положение полотна сказывалось только на его восприятии. В некоторых случаях это даже придавало работе и автору известности. Однако в ситуации с «Нью-Йорком 1» Пита Мондриана даже фраза «Лучше поздно, чем никогда» уже неприменима. Ошибка зашла настолько далеко, что исправлять картину опасно для её сохранности.

Сариева Таисия

Фото: offthepress.com, ddorf-aktuell.de, weirduniverse.net

Loading



Ван Гог, живопись, искусство, Картины вверх ногами,

Поделиться:

Похожие посты

«Путешествие в Элевсин»: что ждать от Пелевина в этот раз?

Несколько дней назад русский писатель Виктор Пелевин выпустил свой новый роман под названием «Путешествие в Элевсин». ForPost-Афиша

«Пила 10»: Кровавое возвращение

Юбилейный фильм возвращает любителей кровавых ужасов к истокам франшизы. События новой части «Икс» происходят между картинами «Пила: Игра на выживание» и «Пила 2», а значит культовый маньяк ещё в деле. Тобин Белл вернулся на главную роль и у него даж

Шерсть, геометрия, дедовы штаны: Неделя моды в Париже продолжается

Неделя моды в Париже не сбавляет обороты, а ForPost-Афиша продолжает следить за новыми показами. Сегодня расскажем о том, какие коллекции представили бренды Loewe, Hermes, Coperni и Vivienne Westwood. Широкие плечи и огромные шерстяные кардиганы, пок

«Чудесная история Генри Шугара»: как надо экранизировать книги

Несколько дней назад в сети наконец-то появилась короткометражка Уэса Андерсона под названием «Чудесная история Генри Шугара». Эту работу режиссёр впервые презентовал миру 1 сентября на Подробнее

«Фиона и Кейк»: бывают ли хорошие спин-оффы?

Неудачные ремейки и продолжения убили в фанатах веру в чудо. Теперь каждый сиквел или кроссовер кажется надругательством над оригинальной вселенной, дешёвой копией ради наживы. Но иногда зрители всё же ошибаются. Так случилось со спин-оффом «Фиона и

Новости ForPost

Метки

театр карантин Музеи онлайн Фёдор Достоевский мультфильмы искусство Большой севастопольский офицерский бал ДКР выставки творчество Дворец культуры рыбаков Херсонес Таврический коронавирус Мода Херсонес Netflix Валерий Либа Федюхины высоты Море Российские сериалы спектакль фестиваль арт-отель "Украина" Конкурс "Живая классика" музыка 2023 Эрмитаж Картины Фонд «Живая классика» Психо Дель Арт фильмы Опера в Херсонесе опера выставка театр драмы "Психо Дель Арт" Конкурс красоты изоляция сериалы 2023 фестиваль «Природа Искусства» Музей обороны Севастополя кино спорт Новый год Музей-заповедник "Херсонес Таврический" книги Аниме «Оперные вечера в Севастополе» Золотая балка праздник рецензия День ВМФ Афиша Севастополя Фестиваль «Таврида — АРТ» концерт Театральная улица Театр им. Кукол Виталий Либа Динопарк Достоевский 9 мая поэзия художник игры 2023 Клим Шипенко Мариинский театр Андрей Маслов хоррор фильмы 2023 ЦГБ им. Л.Н.Толстого Театр имени Луначарского Севастопольский ТЮЗ Санкт-Петербург кинофестиваль Святой Владимир Анна Каренина Крым Неделя моды Театр Лавренёва Ольга Панкратова куда сходить Балаклава Михаил Булгаков театр Луначарского спектакли мультфильмы 2023 День Победы художники "Кинопоиск" 75 лет Победы Мастер и Маргарита Григорий Лифанов Сергей Безруков мастер-классы Сергей Шнуров Севастопольский театр оперы и балета балет СевТЮЗ Севастополь музыка СЦКиИ живопись Молодёжь