Картины-перевёртыши и «как так вышло?»
Картина голландского абстракциониста 75 лет выставлялась в музее вверх ногами. Ошибку заметила куратор музея во время своего исследования накануне. Оказалось, на фотографии мастерской Пита Мондриана полотно было расположено с точностью до наоборот. О том, как простым рабочим удаётся вносить свой вклад в восприятие высокой живописи, расскажем сегодня.
Ошибка — часть истории
Пита Мондриана принято считать одним из основоположников абстрактной живописи, наравне с Василием Кандинским и Казимиром Малевичем. В 1941 году он решил поэкспериментировать с яркими клейкими лентами, которые только что появились на рынке. Как предполагают исследователи, он на скорую руку наносил их на белое полотно. А затем прикреплял концы на кнопки и местами подкрашивал.
Автор даже не оставил подписи — возможно ещё планировал доделать картину. Но даже если и собирался, завершить её не успел. Мондриан умер от пневмонии в 1944 году. «Нью-Йорк 1» осталась на мольберте в студии, где и попала на фото, сделанное спустя несколько дней после смерти художника.
На этот снимок в американском журнале и обратила внимание куратор музея Сюзанна Мейер-Бюзер. Как пишет британская газета The Guardian, на пресс-конференции она привела несколько доводов относительно своей догадки. В первую очередь по задумке автора утолщение сетки должно идти к верху, где расположено «тёмное небо». Этот приём Мондриан использовал и на другой картине, написанной уже маслом. Его одноимённая работа «Нью-Йорк» выставлена сейчас в Париже.
Фото: Birgitt Kölgen / Ddorf-aktuell.
Также искусствовед предполагает, что абстракционист начинал наслоение линий сверху-вниз. Это объясняет отступ от края на последней жёлтой ленте. «Было ли это ошибкой того, кто вынул картину из коробки? Может это проблема транспортировки? — рассуждает Мейер-Бюзер, — Сложно сказать». Но по мнению музея, даже ошибка может стать историей искусства. Поэтому работники приняли решение не менять положение, в котором полотно провисело более 75 лет. К тому же, по опасению исследователей, это может навредить картине: «Гравитация потянет их в другом направлении, а клейкие ленты уже очень слабы и «висят на волоске».
Под дубом вековым
Истинный смысл творчества художницы-модернистки Джорджии О’Киф также выяснили не сразу. Характер её работ складывался из массивных элементов с ярким, необычным подходом к изображению. Так на картине 1929 года она запечатлела высокое дерево, стоявшее на ранчо писателя Д. Х. Лоуренса в штате Нью-Мексико. Его пышная крона нависала над зрителем, прикрывая звёздное небо.
На протяжении десятилетий эта картина выставлялась со стволом, поднимающимся из нижнего правого угла. Однако в 1989 году в корректности этого положения появились сомнения. Как и в случае с «Нью-Йорком 1» Мондриана, была обнаружена фотография, к которой прилагалось письмо. В нём сама О’Киф жаловалась, что галереи постоянно вешают её работу вверх ногами. На снимке же дерево поднималось из верхнего левого угла.
Как выяснилось, идея автора заключалась в том, чтобы изобразить взгляд человека, лежащего под деревом головой к корням и смотрящего на звезды. Поскольку это кардинально меняло восприятие картины, ошибку незамедлительно обнародовали и исправили.
Наоборот/Правильно. Фото: Alex Boese / Weird Universe.
Сейчас вылетит бабочка
Разбираться в искусстве и мгновенно определять, что изображено на картине, порой трудно экспертам и учёным. Что уж говорить про простых рабочих. Именно поэтому в Национальной художественной галерее в Лондоне «Трава и бабочки» Ван Гога из понятного пейзажа превратилась в некое подобие абстракции.
На это обратила внимание одна из посетительниц — 15-летняя школьница Джин Кокберн. Она указала на ошибку кому-то из обслуживающего персонала, но те засомневались. Только когда информация дошла до ответственных за выставку лиц, сотрудники сверили и исправили положение работы.
Впоследствии официальные представители музея уверяли прессу, что картина всемирно известного художника провисела так всего пятнадцать минут. По их словам, ранее полотно увозили для фотографирования и затем вывесили повторно. Конфуз произошёл из-за того, что рабочие были не слишком знакомы с творчеством Ван Гога. И поэтому «Траву и бабочек» закрепили на своё усмотрение. Кстати, это не первый случай, когда над произведениями Ван Гога кто-то издевается.
Наоборот/Правильно. Фото: Alex Boese / Weird Universe.
Современно!
Обрела «абстрактность» и другая картина, ставшая частью экспозиции в 1915 году. На художественной выставке в штате Мичиган вывесили «Голубой бассейн» Джорджа Беллоуза. Художник-реалист представил неожиданно непонятную работу, которая сразу привлекла всеобщее внимание. Знакомая насыщенная цветовая гамма, техника мазков — отличие только в одном: неясно, что нарисовано.
О новом стиле автора и современной интерпретации природы рассуждали многие присутствующие художники. Чтобы обнаружить тот самый бассейн, задуманный изначально, понадобилось не меньше трёх недель. Совершенно случайно организаторы выставки заметили, что картина перевёрнута. После исправления, кажущиеся абстрактными цветовые пятна превратились в более знакомую сцену с водоёмом, окружённым скалами. Так, гадать и разглядывать полотно Беллоуза больше не пришлось.
Наоборот/Правильно. Фото: Alex Boese / Weird Universe.
История помнит множество случаев, когда произведения искусства ставили «с ног на голову». Хорошо, когда это замечали относительно вовремя и положение полотна сказывалось только на его восприятии. В некоторых случаях это даже придавало работе и автору известности. Однако в ситуации с «Нью-Йорком 1» Пита Мондриана даже фраза «Лучше поздно, чем никогда» уже неприменима. Ошибка зашла настолько далеко, что исправлять картину опасно для её сохранности.
Сариева Таисия
Фото: offthepress.com, ddorf-aktuell.de, weirduniverse.net