Кардиограмма любви Владимира Высоцкого
«Я дышу, и значит – я люблю! Я люблю, и значит – я живу». В дни празднования юбилея Владимира Высоцкого с различных концертных площадок Крыма и Севастополя звучат его слова, неподвластные времени. Они стали эпиграфом той эпохи, в которой жил, любил и творил Высоцкий. Хулиган, поэт, нежный романтик, актер, великий исполнитель – всё это грани одной мятежной души, о которой можно говорить бесконечно. Севастопольское творческое объединение «Тот ещё Театр» под руководством Анны Карелиной предприняло смелую попытку прикоснуться к вселенной Владимира Высоцкого. Никакой биографии – только стихи и песни, скользящие по натянутым нервам.
«Я – Высоцкий» — так называется музыкально-поэтическая эмоция, которой артисты «Того ещё Театра» поделились со зрителями 25 января на Малой сцене театра имени Луначарского. И стоит отметить, что эмоция – ключевая составляющая всей этой истории, также, как и самой жизни Владимира Высоцкого. Эмоция компенсировала всё: и полное отсутствие декораций, и определенных костюмов, и сложных световых решений. Анна Карелина сконцентрировала внимание зрителей лишь на том, чем жил и дышал Высоцкий. А всё это можно найти лишь в его песнях и стихах, насквозь пронзающих нашу сущность.
Спектакль «Я – Высоцкий» — первая работа коллектива после столичного театрального опыта. В начале декабря прошлого года артисты вернулись из Москвы, где проходили обучение в Школе сценических искусств Константина Райкина. По сравнению с прошлыми постановками их существование на сцене стало, безусловно, иным. Соврать, говоря текстами Владимира Семёновича – недопустимо. Да и Малая сцена театра Луначарского, где всё происходит на расстоянии нескольких метров от зрителя, не простит фальши. Если ещё в июне в «Смертельной любви» начинающие актёры, что называется, только «щупали» профессию, то «Я – Высоцкий» продемонстрировал их ощутимый рывок. Горящие глаза проживали каждое слово, и эти «сплетённые жизни» заполняли всё пространство сцены, прокладывая оттуда прямой маршрут к сердцу.
Новый спектакль Анны Карелиной – это не только зарисовка о том, чем дышал Владимир Высоцкий, но и об артистическом магнетизме актёра. Его монолог Хлопуши в спектакле «Пугачёв» по одноимённой поэме Сергея Есенина очень высоко в своё время оценила театральная Москва. В одной из рецензий отмечалось, что, слушая Хлопушу-Высоцкого, словно видишь за актёром «взбунтовавшуюся народную массу, …неудержимый поток, разлившийся по царской России». Конечно, этому способствовал сам неповторимый голос артиста, оттенки которого передавали несломленный дух героя и весь трагизм его судьбы. В постановке «Того ещё Театра» этот эпизод – одна из важных нитей, очень удачно вплетенных в ткань всего действа. А цель очевидна – напомнить зрителям, насколько мощной была самоотдача Высоцкого в актёрской профессии.
В каждом из актёров живёт свой Высоцкий, в каждом из мыслящих людей есть немножечко от бунтаря Высоцкого. Именно эта мысль проходит кардиограммой через весь спектакль, своими зубцами задевая нервы и царапая душу. Но самое важное то, что это – кардиограмма любви. Ведь любовь была в основе всего, чем жил Высоцкий. Да и стал бы он выдающимся поэтом, если бы просто не любил? Ответ на этот вопрос уже давно в веках: «Свежий ветер избранных пьянил, с ног сбивал, из мёртвых воскрешал, — потому что если не любил – значит, и не жил, и не дышал!»
Арсений Веденин
Фото Антонины Кузьминой
P.S. Те, кто ещё не испытал эмоцию под названием «Я – Высоцкий», могут успеть это сделать 30 января в Севастопольском академическом театре танца. Начало в 20:00.