Исповедь Анны Карелиной: история ночной бабочки
21 марта на сцене Севастопольского академического театра танца состоялся моноспектакль «Бабочка в ладони» по пьесе «Pine bar». Драматург и поэт по призванию и психоаналитик по сути, Диана Балыко написала историю одинокой задыхающейся души, жизнь которой – безнадёжная борьба за счастье. Обычное желание – познать для себя любовь – становится призрачной мечтой, погоня за которой оборачивается чередой драматических обстоятельств. Боль, надежду, отчаяние и безумство «русской Маты Хари» и ночной танцовщицы Марии Харитоновой через себя пропустила талантливая и глубокая актриса, художественный руководитель «Того ещё Театра», Анна Карелина.
Во время спектакля невольно чувствуешь себя следователем, которому Мария Харитонова рассказывает историю своей жизни, перед тем, как подвести к главному – причине, которая её толкнула переступить черту. Говорят, всё идёт из детства. С самых юных лет жизнь Маши как будто подхватила некий смертоносный вирус, и растущая опухоль беспощадно убивала любые проблески надежды, любую возможность свернуть с кривой дорожки. Когда родителей Марии осудили, как спекулянтов, она осталась с бабушкой, уделявшей больше внимания Богу, нежели собственной внучке. Затем в жизни Маши появляется родная тётка, которая тяготилась ею, совершенно этого не скрывая. Вдобавок ко всему, девочке приходится испытывать на себе прожигающую ненависть двоюродной сестры Ирки. Ребёнок, привыкшей к материнскому теплу и заботе, вдруг резко её лишается. А далее всё идёт по накатанной – Машу Харитонову отвергает весь окружающей мир. В её жизни остаётся лишь некая иллюзия любви, приносящая невыносимые душевные муки.
Одним из ключевых этапов для Марии становится сотрудничество с «компетентными органами». Она соглашается быть их информатором, становится игрушкой в руках двух женатых мужчин (которых, как ей кажется, она любит) и впутывается в историю с громким убийством. Клубная танцовщица, «ночная бабочка», «русская Мата Хари» — в каждой из этих ипостасей Мария Харитонова вычерпывает себя до дна, надеясь от судьбы получить хоть какие-то бонусы, но, в итоге, остаётся ни с чем. Её жизнь – это, своего рода, безумная абстракция, состоящая из пороков и страстей. Все краски бытия смешались в неразборчивую массу и болезненная исповедь – последняя и отчаянная попытка разобраться в получившейся картине.
Анна Карелина предстала на сцене, словно натянутый нерв, по которому бежит ток воспалённого сознания. Изящная пластика актрисы была продолжением сказанных слов. Спектакль длился час с небольшим и всё это время её тело проживало каждый крутой поворот судьбы Марии Харитоновой. Свет существовал параллельно с чувственной хореографией и казалось, стоит Карелиной остановиться – в зале воцарится тьма.
В оригинальной пьесе Дианы Балыко действие происходит в баре для элитарной публики, но во время спектакля меня не покидало чёткое ощущение того, что всё разворачивается в затуманенном сознании главной героини. Либо это была ярчайшая иллюстрация определенной фазы клинической смерти. А может, финальная речь грешницы на Божьем суде? Хоть Диана Балыко и не пишет об этом в своей пьесе, но трагическая жизнь Марии Харитоновой вполне могла дойти до точки невозврата. Что создало такое странное ощущение – загадка. Игра актрисы? Свет? Музыка? Общая атмосфера спектакля? Возможно.
Учитывая, сколько испытаний выпало на долю Марии Харитоновой, то вполне очевидно, что человек произносит свою нервную исповедь, находясь на грани помешательства. И это нарастающее безумство Анна Карелина передаёт блестяще. По её широко открытым глазам видно, как количество вольт бегущего напряжения приближаются к критической точке и душераздирающий катарсис неизбежен.
Мария Харитонова стала жертвой смертоносной машины под названием «нелюбовь», но при этом своей сутью считала именно любовь. Хотя она так и не получила о ней ни малейшего представления. Люди, которых она хотела любить, толкнули её под жернова большой политики. А ведь Машенька хотела не так много: своё танцевальное шоу и обычного человеческого тепла. А получила просто шоу — зрелищное и слишком жестокое.
Пьеса Дианы Балыко «Pine bar» в исполнении Анны Карелиной, на мой взгляд — эталонная вещь. Актёрам, мечтающим о своём моноспектакле – к просмотру обязательно. А зрителям на заметку: увидите в афише имя Анны Карелиной, то знайте – это знак качества. Это пропустить нельзя.
Арсений Веденин
Фото Ольги Базуриной