HIT ME HARD AND SOFT: альбом года от Билли Айлиш
Новая пластинка певицы «HIT ME HARD AND SOFT» претендует на звание главного альбома года, оставляя позади Тейлор Свифт и Бейонсе. Виртуозный продакшн, откровенные тексты и эксперименты с мелодиями — рассказываем, какая она — новая Билли Айлиш.
Обложка: Petros Studio
Билли Айлиш: тогда и сейчас
Билли Айлиш стала звездой еще в юном возрасте. Еще дебютный мини-альбом «don’t smile at me» принес ей первые хиты. А последовавший за ним альбом «WHEN WE ALL FALL ASLEEP, WHERE DO WE GO» выиграл во всех главных номинациях на «Грэмми» и стал феноменом поп-музыки.
Грэмми 2024: победители и главные моменты
Её второй альбом «Happier Than Ever» получил благосклонность как критиков, так и слушателей, а заодно показал нам творческий рост Билли. Сочетание экспериментальной электроники с живыми инструментами, смена мелодии и стилистики внутри песни — сформировавшись на «Happier Than Ever», эти черты еще ярче проявились на новом альбоме.
К Билли Айлиш часто применяют термин «industry plant» — так называют артистов, которых продвинули в шоу-бизнес «искусственно»: через связи в индустрии и продуманную пиар-стратегию. Часто такие исполнители теряют славу сразу после дебютной эры. Билли же подошла к опасной черте — третьему альбому. На этом этапе уже осеклись Lorde и Дуа Липа — присоединится ли к ним Айлиш?
Дверь открыта
К счастью, нет. Открытая дверь с обложки приглашает нас в мрачный мир рефлексии и безумных музыкальных экспериментов. Альбом открывает SKINNY — меланхоличное размышление Айлиш о славе и принятии себя: «Люди говорят, что я выгляжу счастливой, потому что я похудела». Вкрадчивый вокал певицы сопровождает размеренная электрогитара, а в кульминации к ней присоединяется виолончель.
Фото: Billie Eilish/X
Ощущение внутренней пустоты и тоски быстро сменяет игривое настроение LUNCH. С её заразительным грувом и похотливым текстом песня, кажется, обречена стать новым bad guy. Связка SKINNY-LUNCH наглядно показывает концепцию альбома, где шумные энергичные треки (HARD) сменяют пронзительные баллады (SOFT).
CHIHIRO смягчает этот контраст футуристическими битами, влиянием EDM и постоянно трансформирующейся мелодией. Айлиш использует имя героини мультфильма «Унесенные призраками» Хаяо Миядзаки, рисуя картину увядающих отношений. Здесь особенно много экспериментов с голосом Билли. Порой он звучит приглушенно, будто певица под водой, а иногда отдаёт металлическим лязгом. В припеве голос певицы и вовсе переходит на крик на фоне нарастающих синтезаторов.
Погружение продолжается
На BIRDS OF A FEATHER Билли Айлиш еще глубже погружается в исследование своих противоречивых чувств. Нежное и романтичное звучание песни сопровождается строчками «хочу, чтобы ты остался, пока я не окажусь в могиле».
Но на WILDFLOWER любовь сменяется чувством вины. Билли не даёт покоя бывшая девушка его возлюбленного, с которой они знакомы лично. Певица сравнивает это чувство с лихорадкой и размышляет, не перешла ли она черту. В песне нет неожиданной смены мелодии или внезапной кульминации — только зловещая атмосфера и рассказ о своих сокровенных страхах.
Фото: Arturo Holmes/Getty Images/ABA
Песня THE GREATEST — кульминация переживаний Билли. Она делает для своего возлюбленного всё, что угодно, даже себе в ущерб. И теперь наконец-то понимает, что это не ценится. Мягкое фолковое начало плавно перерастает в мощную оркестровую кульминацию, где Айлиш ставит точку в травматичных отношениях.
Но показывая свой талант сочинителя, певица обнажает свою главную слабость на этом альбоме – тексты. Поэтому, когда обозреватель The Standart ставит «HIT ME HARD AND SOFT» в один ряд с легендарным «Blue» Джони Митчелл, это воспринимается странно. Рифмы feather-together-weather или небрежной фразы «не нужно бороться, когда не стоит бороться» может хватить, чтобы притупить магию мелодий и аранжировок.
Good girl gone bad
На треке L’AMOUR DE MA VIE у Билли Айлиш снова просыпается дерзость и задор. Она иронично желает бывшему всего наилучшего и замечает, что после расставания он быстро нашел новую любовь. Старомодная вальсирующая мелодия кажется самым комфортным и предсказуемым элементом на альбоме.
До тех пор, пока в дело не вступает вторая половина, которая сметает саркастичность потоком ярости и грохочущего гипер-попа. «Ты был таким бездарным, и мы так рады, что все закончилось» — кричит Билли, и в какой-то момент автотюн сливается с насыщенными синтами 80-х. Один из сильнейших моментов альбома.
Фото: WILLIAM DRUMM
THE DINER перекликается с LUNCH: развязная Билли Айлиш снова на охоте, примеряя на себя образ сталкера. Артистка сталкивалась с преследователями в реальной жизни и посвятила этим тревожным эпизодам песню NDA. Теперь её лирический герой бродит по чужой кухне и оставляет визитку под музыку, которая могла бы быть саундтреком к «Отелю Хазбин» или «Американской истории ужасов».
Музыка из иных миров
«HIT ME HARD AND SOFT» закрывают два экспериментальных трека. BITTERSUITE начинается с искаженного гудения синтезаторов и продолжается басами, которые будто доносятся с большой глубины. Тексты, как и мелодии, становятся более абстрактными: BITTERSUITE меняется трижды, подводя финальной частью к заключительному треку BLUE.
В его основу легла неизданная композиция True Blue, которую Билли Айлиш даже исполняла на сцене. На новом альбоме она добавляет меланхоличному оригиналу звучание альтернативного рока. После чего песня уходит в чарующий кинематографичный соул, в который изредка вторгается гипер-поп.
Песни с «HIT ME HARD AND SOFT» напоминает обитателей морских глубин, куда певица, судя по всему, погружается на обложке. Это странная, временами пугающая и шокирующая музыка, которая порой кажется инопланетной. Но что бы о ней не думали, оставаться к ней равнодушной практически невозможно.
Фото: Annie Noelker/The Times
Брат Билли Айлиш (и по совместительству единственный продюсер альбома) Финнеас проделал тончайшую работу, объединяя джазовые аранжировки с сюрреалистическими битами и хаотичным басовыми линиями. И лишь изредка это непредсказуемое музыкальное путешествие омрачается огрехами лирики.
Оценка: 10/10
Лучшие треки: SKINNY, LUNCH, CHIHIRO, THE GREATEST, L’AMOUR DE MA VIE, BITTERSUITE, BLUE
Денис Котляров