«Фоменки» на проклятом Севере: мир контрастов и вечных вопросов
2 и 3 июня в Севастополе проходили гастроли московского театра «Мастерская Петра Фоменко». В прошлом году давали «Испанцев в Дании». В этот раз на сцене театра имени Лавренёва разворачивалась новая история – театральное сочинение «Проклятый Север». 3-я стажёрская группа «Мастерской Петра Фоменко» взяла за основу глубокую простоту и очевидную философию рассказов Юрия Казакова. Спектакль Полины Айрапетовой – это переплетение контрастов и незамысловатых сюжетов о людях из разных миров. Кто-то тоскует о суете больших городов, а кто-то бежит от цивилизации на дальний Север, желая обрести нечто живое и настоящее…
Художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» Евгений Каменькович в одном из своих интервью назвал Фоменко «гением простоты». «Проклятый Север» в постановке молодого режиссёра Полины Айрапетовой – это уверенное продолжение традиций, заложенных однажды Петром Наумовичем. На фоне простых и статичных декораций происходит честное и очень человеческое проживание казаковских новелл.
«В чём счастье?» — этим вопросом наполнено естество каждого из героев, приезжающего на дальний Север. Измотанные суетой каменных джунглей, они бегут на край Земли, останавливаются в домах у поморов, пьют водку, говорят о творчестве, пишут рыбаков, рассуждают о народе, об искусстве. Вся суть их существования укладывается в одну фразу, отправленную писателем Кудрявцевым в глубь северного неба: «Неважно, сколько мы проживем – 20, 30, 50 или 70 лет. Главное, сколько в жизни у каждого будет вот таких ночей». Здесь ночами обостряются чувства и преломляется ощущение несовершенного мира. Молоденькая невзрачная учительница готова раствориться в пьющем ветеринаре, а насытившейся столичной жизнью девушке кажется, что она любит бедного непризнанного художника.
По принципу контрастов Полина Айрапетова выстроила совершенно два противоположных мира: поморов, живущих вне социума, но при этом внутренне самодостаточных и детей богемы, жаждущих на краю мира вдохновения и свежих впечатлений. Рыбацкие сети в этом спектакле – очень яркий образ большого и непреодолимого препятствия в попытке понять друг друга. Лучше и не пытаться, ибо попадешь в сети неразрешимых противоречий.
«Так создан мир. Каждому своё» — слова официантки в блестящем исполнении Марии Большовой звучат как лейтмотив всего спектакля. Действительно, каждому своё. Каждый несёт свой крест. И каждый счастлив или несчастлив по собственному желанию. Можно ли найти счастье на дальнем Севере, если в первую очередь не смог найти его в себе? Счастливым всегда будет кто-то другой. «Счастливые. Живёте на море», — с лёгкой завистью говорит официантке москвичка Вика. Через все эти пласты человеческой драмы проступает жизнь, над которой иногда не грех и посмеяться.
В холодном прозрачном воздухе витают высокие идеи и невольно тянет на творческие подвиги. Бегущие от суеты, попадают в сети непонимания, но путаясь в них, продолжают надеяться на чудо. Эта история может по началу показаться вялотекущей, но потом понимаешь, что всё происходит в такт самой жизни дальнего Севера. Пусть здесь всё неспешное, но запредельно настоящее и по-своему красивое. Жизнь идёт своим чередом, а ты смотришь на северное сияние и слышишь дыхание вечности. Это засыпает проклятый Север…
Арсений Веденин
Фото fomenko.theatre.ru, afisha.ru, timeout.ru