«Фоменки» на проклятом Севере: мир контрастов и вечных вопросов

04-06-2018 01:07

2 и 3 июня в Севастополе проходили гастроли московского театра «Мастерская Петра Фоменко». В прошлом году давали «Испанцев в Дании». В этот раз на сцене театра имени Лавренёва разворачивалась новая история – театральное сочинение «Проклятый Север». 3-я стажёрская группа «Мастерской Петра Фоменко» взяла за основу глубокую простоту и очевидную философию рассказов Юрия Казакова. Спектакль Полины Айрапетовой – это переплетение контрастов и незамысловатых сюжетов о людях из разных миров. Кто-то тоскует о суете больших городов, а кто-то бежит от цивилизации на дальний Север, желая обрести нечто живое и настоящее…

Художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» Евгений Каменькович в одном из своих интервью назвал Фоменко «гением простоты». «Проклятый Север» в постановке молодого режиссёра Полины Айрапетовой – это уверенное продолжение традиций, заложенных однажды Петром Наумовичем. На фоне простых и статичных декораций происходит честное и очень человеческое проживание казаковских новелл.

«В чём счастье?» — этим вопросом наполнено естество каждого из героев, приезжающего на дальний Север. Измотанные суетой каменных джунглей, они бегут на край Земли, останавливаются в домах у поморов, пьют водку, говорят о творчестве, пишут рыбаков, рассуждают о народе, об искусстве. Вся суть их существования укладывается в одну фразу, отправленную писателем Кудрявцевым в глубь северного неба: «Неважно, сколько мы проживем – 20, 30, 50 или 70 лет. Главное, сколько в жизни у каждого будет вот таких ночей». Здесь ночами обостряются чувства и преломляется ощущение несовершенного мира. Молоденькая невзрачная учительница готова раствориться в пьющем ветеринаре, а насытившейся столичной жизнью девушке кажется, что она любит бедного непризнанного художника.

По принципу контрастов Полина Айрапетова выстроила совершенно два противоположных мира: поморов, живущих вне социума, но при этом внутренне самодостаточных и детей богемы, жаждущих на краю мира вдохновения и свежих впечатлений. Рыбацкие сети в этом спектакле – очень яркий образ большого и непреодолимого препятствия в попытке понять друг друга. Лучше и не пытаться, ибо попадешь в сети неразрешимых противоречий.

«Так создан мир. Каждому своё» — слова официантки в блестящем исполнении Марии Большовой звучат как лейтмотив всего спектакля. Действительно, каждому своё. Каждый несёт свой крест. И каждый счастлив или несчастлив по собственному желанию. Можно ли найти счастье на дальнем Севере, если в первую очередь не смог найти его в себе? Счастливым всегда будет кто-то другой. «Счастливые. Живёте на море», — с лёгкой завистью говорит официантке москвичка Вика. Через все эти пласты человеческой драмы проступает жизнь, над которой иногда не грех и посмеяться.

В холодном прозрачном воздухе витают высокие идеи и невольно тянет на творческие подвиги. Бегущие от суеты, попадают в сети непонимания, но путаясь в них, продолжают надеяться на чудо. Эта история может по началу показаться вялотекущей, но потом понимаешь, что всё происходит в такт самой жизни дальнего Севера. Пусть здесь всё неспешное, но запредельно настоящее и по-своему красивое. Жизнь идёт своим чередом, а ты смотришь на северное сияние и слышишь дыхание вечности. Это засыпает проклятый Север…

Арсений Веденин
Фото fomenko.theatre.ru, afisha.ru, timeout.ru

Loading



Поделиться:

Похожие посты

Севастопольская «Ханума» как топовая советская комедия

Это действительно смешно. И, несмотря на водевильный характер постановки, она не вызывает отторжения легкомыслием и пошлостью. Ведь смешное и лёгкое не означает глупое. «Ханума» (12+) от художественного руководителя театра им. Луначарского Григори

СевТЮЗ оживил «Сказку о мёртвой царевне», а также фантазию детей и взрослых

В севастопольском театре юного зрителя прошли премьерные показы спектакля «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (6+). Постановка режиссера Фёдора Парасюка и художника-постановщика Татьяны Миронюк стала приятным открытием уходящего года. Как д

Севастопольские «Ведьмы Гоголя» как архетипическое путешествие женщины

«Все бабы – ведьмы. А те, что постарше — точно ведьмы!». Этот рефрен мистической комедии с элементами хоррора «Ведьмы Гоголя» (16+) звучит на протяжении всего спектакля, созданного по мотивам произведений автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Как «Раневская. Сад» прорабатывает психологические травмы и показывает нас такими, какие мы есть

Спектакль «Раневская. Сад» (16+) по мотивам пьесы Антона Чехова «Вишнёвый сад» (12+) прошёл в Севастополе.
Обложка: Наташа Попова
Постановка Наташи Поповой — это исповедь женщины, которую бы в наши дни назвали заблудшей. Её главная жизненн

Мысли-женщины романов Мураками: в Севастополе представили постановку по мотивам книг писателя

«Все божьи дети могут танцевать» (18+). Так называется рассказ японского писателя Харуки Мураками и сборник, куда вошло произведение. И словно желая проиллюстрировать этот посыл, актёры севастопольского «Театра горожан», занятые в постановке-впечатле

Новости ForPost

Метки

мастер-классы карантин фэнтези спектакли музыка игры Тейлор Свифт театр драмы "Психо Дель Арт" аниме 2025 Мода художники 9 мая мода и стиль фильмы 2023 театр изоляция Российские сериалы сериалы 2024 Модный показ праздник спектакль сериалы 2023 Театр имени Луначарского Севастопольский театр оперы и балета кино хоррор Гарри Поттер книги комедия российские фильмы Александр Петров Charli XCX Дворец культуры рыбаков поп-музыка музыка 2025 игры 2023 выставки аниме 2024 Севастополь Игры 2025 Аниме Неделя моды концерт современное искусство обзор аниме арт-отель "Украина" музыка 2024 игры 2024 мультфильмы Херсонес Российские сериалы 2025 Крым мультфильмы 2023 BLACKPINK скандал Афиша Севастополя K-pop Balenciaga Херсонес Таврический афиша Севастополь театр Луначарского фильмы 2024 искусство опера Хаяо Миядзаки Театральная улица Билли Айлиш фестиваль мультфильмы 2024 рэп Клим Шипенко День Победы коронавирус детектив Золотая балка выставка поэзия живопись Netflix Большой севастопольский офицерский бал сериалы 2025 Фильмы 2025 Севастопольский ТЮЗ Григорий Лифанов СевТЮЗ музыка 2023 фильмы ужасов куда сходить рецензия Неделя моды в Париже Психо Дель Арт СЦКиИ Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Новый год Конкурс "Живая классика" "Кинопоиск" Обзор Dior ДКР балет