Экзамен не сдан: Анатолий Костенников дал жёсткую оценку концерту на площади Нахимова

23-03-2021 15:55

Наш материал об инциденте, произошедшем с заслуженной артисткой России Ольгой Панкратовой, вызвал достаточно большой резонанс. Отреагировали все: начиная от обычных севастопольцев, неравнодушных к судьбе города, заканчивая очень уважаемыми и авторитетными людьми из мира культуры. Развёрнутый комментарий о недопустимом отношении к севастопольским артистам и о том, что собственно произошло на площади Нахимова 18 марта, разместил на своей странице в Facebook кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Севастополя, член Союза композиторов России Анатолий Михайлович Костенников. Публикуем его полностью. 

Главным событием прошлой недели в Севастополе стал торжественный концерт на площади П. С. Нахимова, посвящённый 7-летию Русской весны. Дата для севастопольцев судьбоносная. 19 марта, просматривая новые сообщения на Фейсбуке, вдруг обнаружил очень эмоциональную полемику между заслуженной артисткой России Ольгой Панкратовой с друзьями и почитателями её таланта.

В художественном мире Севастополя творческая личность певицы, режиссёра, организатора многих концертов, фестивалей, музыкальных акций чрезвычайно известна, популярна и любима севастопольцами. Эмоциональная, смелая и яркообразная на сцене, она неоднократно представляла наш город на самых профессионально взыскательных акциях, мероприятиях как своего Отечества, так и зарубежных. Все важнейшие события города проходят с её обязательным участием, потому что каждое выступление заслуженной артистки является ярким, художественно выразительным и, более того, оригинальным.

Мне повезло наблюдать за музыкальным и художественным развитием и профессиональным становлением Ольги Панкратовой, начиная с её обучения в музыкальной школе до учёбы и окончания ГИТИСа и даже далее. После каждого семестра мы встречались с ней у меня дома. Она рассказывала об учебе, художественных интересах и творческих открытиях. Особый интерес вызывала у неё моя научная библиотека и богатейшая фоно- и видеотека. Она перебрала все мои книги по музыке и искусству. Уходила всегда с клавирами опер и стопкой книг, необходимых для следующего семестра. Вместе выбирали и тему дипломной работы, которая впоследствии государственной комиссией была оценена но «отлично».

Этими воспоминаниями я хочу подчеркнуть, что Ольга Панкратова, получив образование в одном из лучших ВУЗов страны, является профессиональным художником высокой пробы. Её вокальные, актёрские и режиссёрские работы базируются на глубоких теоретических знаниях истории искусств, что даёт ей возможность свою творческую фантазию выражать в виде художественного эксперимента, экспромта или импровизации.

Особенно меня привлекает в ней творческая страсть к организации и проведению различных фестивалей и конкурсов детского творчества. Её инициативе принадлежат детские музыкальные форумы Севастополя и Крыма, такие как «Грани таланта» и «Детский голос Крыма». И поэтому недаром её обожают дети, видя в ней свою музыкальную маму. А ведь темы этих музыкальных фестивалей насыщены патриотическим и образно–художественным содержанием, что, казалось бы, не всегда находит отклик у современных детей. Но в этом выражается её личное духовно-нравственное кредо, сформированное героической историей и исторической средой современного Севастополя. Неудивительно, что в дни судьбоносных событий Русской весны концертными площадками Ольги стали блок-посты и сосредоточения ополченцев, защищавших Севастополь.

И вот 18 марта, в день 7-ой годовщины Русской весны, не просто свидетель, а активный участник тех исторических событий Ольга Панкратова оказалась вне программы (?!) праздничного концерта, проходившего на главной сцене площади Нахимова. Заявка ДКР в Главное управление культуры на участие О. Панкратовой была подана своевременно, но по каким-то причинам и без объяснений её номер был вычеркнут из программы. Ситуация более, чем странная. По логике вещей основу программы должны составлять, прежде всего, деятели культуры г. Севастополя – непосредственные участники тех исторических событий.

Я уже не говорю о том, что и режиссёром концерта должен быть человек, переживший драматические события 2014 года. Тем более, что таковые в Севастополе имеются. Но всё – умышленно или нет — пошло вопреки логике. И режиссёр был со стороны, и ответственная сотрудница в Главном управлении культуры за программу торжественного концерта также – прибывшая в Севастополь из красноярского далёка. Таким образом, художественную правду об исторических событиях Русской весны для её непосредственных участников подготовили люди, в полном смысле слова далёкие от тех легендарных событий.

Хочу заметить, что речь не идёт о художественных и профессиональных достоинствах участников концерта севастопольского блока. Все они, в основном, достойны самых высоких похвал и оценок. И радость их участия в концерте объяснима. Но в составлении программы заложена интрига между главными центрами культуры Севастополя – борьба за право участвовать в историческом мероприятии. Результатом этой борьбы стало то, что эти центры в программе были представлены неравноценно. Это, скорее всего, объяснимо не режиссёрско-художественными принципами, а элементарным личностным отношением составителей программы.

Одним из таких примеров и является исключение из списка участников концерта одной из ярчайших певиц нашего города, заслуженной артистки России, непосредственной участницы Русской весны Ольги Панкратовой. А ведь торжественный концерт на площади П.С. Нахимова 18 марта – это концерт единения, сплочённости вокруг общей идеи. Организаторы же концерта допустили серьёзную ошибку, создав в художественной среде Севастополя нездоровую интригу, противоположную идее объединения.

Что же касается режиссуры концерта, то она не выдерживает даже элементарной критики. Ведь концерт посвящён Русской весне, которая началась 23 февраля именно в Севастополе. Почему же в программе не нашлось места её участникам, тем, кто защищал Севастополь на его подступах, кто готовил пищу, собирал тёплую одежду и привозил её на блок-посты ополченцам города? Ведь среди них были и творческие люди, и не только Ольга Панкратова! Где представители легендарного «Беркута», которые на площади Нахимова представили отчёт севастопольцам о том, как с честью представили Севастополь на киевском майдане, а затем сразу выступили на защиту Севастополя? С этого героического пролога должен начинаться концерт.

А в результате в программе оказались коллективы, которые никакого отношения не имели к событиям 2014 года и, более того, в художественном отношении не представляли никакой ценности. Целых три номера так называемый детский музыкальный театр Ильи Резника «Маленькая страна» открывал рты под чужие фонограммы-плюсовки, компрометируя личность талантливейшего поэта-песенника, почётного члена Российской академии художеств, народного артиста Российской Федерации. За подобные обманы зрителей надо вообще запретить доступ им к концертной эстраде. А в данном случае подобный отвратительный факт нашёл ещё и поддержку в виде трёх антихудожественных номеров. И это — не единственный пример в программе торжественного концерта.

Помимо О. Панкратовой, фактически ряду других севастопольских по-настоящему творческих личностей места в концерте не нашлось. Считаю неуважительным со стороны ответственных за концертную программу отношение и к заслуженным артистам Севастополя Марии Мандзий и Вячеславу Музыченко, промелькнувшим в финальном номере программы. Являясь художественным украшением нашего города и более того, будучи не только свидетелями, но и участниками героических событий Русской весны, они достойны гораздо большего уважения. Трудно и даже невозможно дать положительную оценку режиссёрскому решению севастопольского блока торжественного концерта на пл. П.С. Нахимова 18 марта, в день 7-й годовщины Русской весны.

Творческий экзамен на воплощение исторического события Севастополя организаторы концерта и составители программы не сдали. И что же мы в итоге получили? Многочисленные комментарии в Фейсбуке во-многом отвечают на этот вопрос. Ознакомиться с ними вы можете здесь, а также по этой ссылке.

P.S. 20 марта, во второй половине дня, состоялся телефонный разговор между директором Департамента культуры Севастополя Ириной Васильевной Романец и Ольгой Панкратовой. Разговор состоялся по инициативе И. В. Романец, в результате которого директор Департамента принесла свои извинения за ошибки своих подчинённых и обещала разобраться в данной ситуации. От себя добавлю, что подобный факт – принесение извинений чиновником высокого ранга творческой личности — явление редкое. Вижу в этом проявление высокой общечеловеческой и профессиональной культуры со стороны нового начальника Департамента культуры. А это значит, что мы вправе ожидать новых, интересных решений развития культуры в пространстве Севастополя.

Анатолий Костенников,  кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Севастополя, член Союза композиторов России.

С предложенным текстом полностью согласен Владимир Сильвестров – севастопольский композитор, заслуженный деятель искусств Республики Крым.

В качестве приложения к тексту. Посмотрите на эти замечательные детские лица, которые открыла Ольга Панкратова.

Фото: страница Ольги Панкратовой в ВК, пресс-служба ДКР

Заглавное фото: nts-tv.com

 2,056 Всего просмотров



18 марта 2014 года, 18 марта 2021 года, концерт на площади Нахимова, Крым, Крымская весна, Россия, Русская весна, Севастополь,

Поделиться:

Похожие посты

«Не мамонт», или что нужно знать о курсах блогеров

Почти месяц сообщество российских блогеров «штормит» от всевозможных проверок. Новостная лента пестрит фотографиями малоизвестных женщин, а в заголовках — ну очень неприличные суммы денег. Но кто все эти люди? Они кого-то обокрали? И да, и нет. В это

Главные музыкальные новинки: Лана Дель Рей и Depeche Mode

Март выдался богатым на интересные релизы. Одни слушают новый альбом Майли Сайрус в надежде найти там ещё один хит уровня «Flowers». Другие балуют себя экспериментальным хип-хопом от Дэнни Брауна и JPEGMAFIA. Мы же расскажем о самых впечатляющих нови

«Джон Уик 4»: три часа отборного мордобоя

Спустя четыре года на экраны выходит четвёртая глава захватывающей истории пенсионера-наёмника. Киллер по прозвищу «Баба-Яга» готов дальше мстить и противостоять сети могущественной мафии. «Джон Уик» с каждым новым фильмом собирал в прокате всё больш

Поворот не туда: как нейросети выходят из-под контроля

С каждым днём нейросети всё больше удивляют нас своими способностями. Вместе с тем в Интернете нарастает страх — неужели роботы вот-вот повсеместно заменят челов

Телепузики и тамагочи: как мода наживается на нашем детстве

Мир моды всё чаще обращает свой взор в прошлое. Гранж девяностых и джинсы с низкой талией — начало тысячелетия вновь вдохновляет дизайнеров на создание одежды. «Лекало

Новости ForPost

Метки

дети СЦКиИ День ВМФ Сергей Шнуров Севастопольский театр оперы и балета фильмы концерт Динопарк История «Оперные вечера в Севастополе» Конкурс "Живая классика" Федюхины высоты Золотая балка Крым кино Конкурс красоты опера Таврида-АРТ ЦГБ им. Л.Н.Толстого Опера в Херсонесе Живая классика Бесы фестиваль «Природа Искусства» Михаил Булгаков Психо Дель Арт Мода Музеи онлайн Севастопольский ТЮЗ фильмы 2023 книги Мастер и Маргарита Большой севастопольский офицерский бал творчество Виталий Либа мастер-классы выставки Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Анна Каренина Россия Балаклава Достоевский Молодёжь ДКР театр Луначарского изоляция искусство Валерий Либа СевТЮЗ коронавирус Севастополь Театр имени Луначарского Фонд «Живая классика» Эрмитаж 75 лет Победы игры 2023 Лев Толстой рецензия Херсонес Таврический Дворец культуры рыбаков Новый год Аниме сериалы 2023 9 мая театр драмы "Психо Дель Арт" художники Театр им. Кукол выставка Море Фестиваль «Таврида — АРТ» театр Фёдор Достоевский Музей обороны Севастополя Мариинский театр поэзия карантин Херсонес балет арт-отель "Украина" живопись праздник кинофестиваль Святой Владимир День Победы спектакли танцы Клим Шипенко фестиваль Сергей Безруков Театр Лавренёва Андрей Маслов Санкт-Петербург художник Григорий Лифанов Афиша Севастополя Картины музыка Ольга Панкратова Театральная улица спектакль Крымский военно-исторический фестиваль Александр Петров