Экспедиция в мир Достоевского: одиночество на операционном столе

11-02-2019 16:48

Спектакль за спектаклем, аншлаг за аншлагом… Творческая жизнь в театре имени Луначарского бьет ключом, являя зрителю все свои грани, оттенки и смыслы. Да взять хотя бы театральный проект Николая Нечаева «Достоевский. Экспедиция», предлагающий зрителю посмотреть на жизнь великого писателя с несколько иного ракурса. Билетов на март уже не достать. Знакомство с творчеством Достоевского начинается в подвальных помещениях театра и заканчивается на малой сцене, где Юрий Михайловский и Галина Пятигорец проживают перед зрителем свои «Белые ночи».

Кстати, первые штрихи будущей «Экспедиции» задал именно этот спектакль. А всё началось в апреле 2017-го, когда артист театра Луначарского Николай Нечаев впервые предстал перед нами как режиссёр, вдумчивый и неустанно ищущий.

Как однажды заметил великий Чехов: «Краткость — сестра таланта». Иногда этот афоризм так и хочется продолжить: а искренность — его подруга. Дипломный спектакль Николая Нечаева «Белые ночи» стал ярким симбиозом этих двух явлений. Режиссер не просто продемонстрировал навыки, приобретенные в театральном вузе, а пригласил зрителей на откровенный диалог. Вопрос, стоявший во главе всего, был очень прост: что вы знаете об одиночестве? По тому, как Нечаев интерпретировал повесть Достоевского, было очевидно, что в течение долго времени он не просто размышлял об одиночестве, а проделал большую внутреннюю работу и результат преподнес зрителю.

Николай Нечаев известен севастопольцам по таким спектаклям, как «Анна Каренина», «Идеальная любовь» (Алексей Вронский), «Чайка» (Борис Тригорин), «Мастер и Маргарита» (Воланд). Воплощая сложные и противоречивые образы, он все же остаётся в определенных рамках, за которые нельзя выходить. Диалог со зрителем определенно есть, но разворачивается он в несколько иной плоскости. И вот Нечаев оказывается по ту сторону сцены. У этого разговора уже совсем другая тональность.

Состоялся ли он? Определенно, да. Однако чтобы прочувствовать всю прелесть режиссерского решения, желательно перед просмотром ознакомиться с литературной основой. На прочтение «Белых ночей» Достоевского уйдет максимум часа два, и тот катарсис, который испытает думающий зритель в финале, дорогого стоит. Повесть рассказывает о человеческом одиночестве и отчаянных попытках любить, однако в трактовке Нечаева это одиночество получилось еще более тотальным и беспросветным.

Если говорить о мечтателях, то большинство из них является продуктом одиночества. И где как не на улицах ночного Петербурга одиночки могут до рассвета бродить вдоль Фонтанки по Петергофской дороге и созерцать «такое звездное, такое светлое» небо. Мечтатель в исполнении Юрия Михайловского явился зрителю печальным и отчаянным романтиком, готовым ухватиться за любою возможность простого человеческого контакта. Любой взгляд, любое обращенное к нему слово — только бы чувствовать себя живым человеком, а не призраком.  Внешность актера удивительным образом гармонирует и с настроением спектакля, и со временем действия.

Галина Пятигорец, сыгравшая Настеньку, придала своей героине весьма определенные черты, которыми мы часто наделяем своих «идеальных друзей»: чуткость, внимательность, умение слушать и сострадать. В её образе не было ничего лишнего, она не «таинственная незнакомка» с другой планеты. Она так же одинока и несчастна, как и Мечтатель. Душевная простота и открытость — как лекарство от полного внутреннего опустошения. За них, как за спасательный трос, и хватается главный герой.

Юрий Михайловский и Галина Пятигорец смогли составить гармоничный дуэт в этой тонкой и грустной песне о белых ночах. У каждого из них была своя история, но никто не пытался тянуть одеяло на себя. Вдвоем они создали цельный образ человеческого одиночества, когда присутствие кого-то рядом становится жизненной необходимостью.

В финале режиссер поднимает еще один вопрос: как далеко может завести эта необходимость? Ответ зритель получает в виде изящного режиссерского решения —  игры света. В лучах прожекторов тает определенность и конкретика достоевсковской истории, уступая место замыслу режиссера. Уходя от реальности в мир своих мечтаний, можно не заметить, как дверь захлопнется, и ты станешь заложником своих грёз.

Есть спектакли, обладающие эффектом неспешной терапии. А есть спектакли, которые, как нож, полосуют подсознание, изменяя его навсегда. Режиссер, будто хирург, препарировал одиночество, показав его истоки и суть. Было больно. Очень больно. Но боль, вызванная настоящим искусством — самая правильная и самая нужная.

Хочется поздравить театр Луначарского с приобретением талантливого и глубокого режиссера. После его спектакля «Белые ночи» понимаешь, что малая сцена — это площадка для больших и смелых решений. И дай бог, чтобы они не иссякли никогда.

Арсений Веденин
Фото Татьяны Миронюк

Loading



Поделиться:

Похожие посты

«Пила 10»: Кровавое возвращение

Юбилейный фильм возвращает любителей кровавых ужасов к истокам франшизы. События новой части «Икс» происходят между картинами «Пила: Игра на выживание» и «Пила 2», а значит культовый маньяк ещё в деле. Тобин Белл вернулся на главную роль и у него даж

«Чудесная история Генри Шугара»: как надо экранизировать книги

Несколько дней назад в сети наконец-то появилась короткометражка Уэса Андерсона под названием «Чудесная история Генри Шугара». Эту работу режиссёр впервые презентовал миру 1 сентября на Подробнее

«Фиона и Кейк»: бывают ли хорошие спин-оффы?

Неудачные ремейки и продолжения убили в фанатах веру в чудо. Теперь каждый сиквел или кроссовер кажется надругательством над оригинальной вселенной, дешёвой копией ради наживы. Но иногда зрители всё же ошибаются. Так случилось со спин-оффом «Фиона и

«Scarlet» от Доджи Кэт: бессмысленный и беспощадный протест

Спустя несколько месяцев провокаций и скандалов Доджа Кэт наконец-то явила миру свой четвёртый альбом, «Scarlet». В нём певица предприняла попытку «перевернуть игру», ответить своим фанатам и зачитать рэп. Расскажем, что получилось из данной затеи, в

Новые «Папины дочки»: мама ушла, сценарист не старался

Долгожданный ремейк хита нулевых наконец-то добрался до экранов. ForPost-Афиша успела посмотреть первые серии нашумевшего возвращения и расскажет о том, какими получились новые «Папины дочки». Плохой сценарий, глупые клише и нелогичные сюжетные ходы

Новости ForPost

Метки

Море Федюхины высоты творчество Эрмитаж рецензия Аниме Театральная улица театр Луначарского праздник спорт Виталий Либа Новый год поэзия Театр Лавренёва Сергей Шнуров Андрей Маслов Херсонес Таврический Картины Мариинский театр Фонд «Живая классика» Дворец культуры рыбаков День Победы Севастополь сериалы 2023 СевТЮЗ фильмы «Оперные вечера в Севастополе» Анна Каренина Достоевский коронавирус Netflix мастер-классы выставка искусство арт-отель "Украина" Мода кино игры 2023 Опера в Херсонесе спектакль живопись фильмы 2023 Неделя моды театр драмы "Психо Дель Арт" Театр им. Кукол фестиваль «Природа Искусства» Михаил Булгаков Психо Дель Арт 9 мая спектакли хоррор Музеи онлайн изоляция Балаклава Большой севастопольский офицерский бал Крым кинофестиваль Святой Владимир Ольга Панкратова ЦГБ им. Л.Н.Толстого балет театр "Кинопоиск" книги Фёдор Достоевский мультфильмы 2023 Григорий Лифанов Фестиваль «Таврида — АРТ» Российские сериалы День ВМФ Севастопольский ТЮЗ Конкурс красоты ДКР Музей обороны Севастополя Молодёжь концерт музыка 2023 фестиваль Мастер и Маргарита музыка художник Клим Шипенко Афиша Севастополя Театр имени Луначарского Динопарк опера СЦКиИ Санкт-Петербург Сергей Безруков Херсонес Валерий Либа мультфильмы карантин Севастопольский театр оперы и балета художники выставки 75 лет Победы Золотая балка Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Конкурс "Живая классика" куда сходить