Экспедиция в мир Достоевского: одиночество на операционном столе

11-02-2019 16:48

Спектакль за спектаклем, аншлаг за аншлагом… Творческая жизнь в театре имени Луначарского бьет ключом, являя зрителю все свои грани, оттенки и смыслы. Да взять хотя бы театральный проект Николая Нечаева «Достоевский. Экспедиция», предлагающий зрителю посмотреть на жизнь великого писателя с несколько иного ракурса. Билетов на март уже не достать. Знакомство с творчеством Достоевского начинается в подвальных помещениях театра и заканчивается на малой сцене, где Юрий Михайловский и Галина Пятигорец проживают перед зрителем свои «Белые ночи».

Кстати, первые штрихи будущей «Экспедиции» задал именно этот спектакль. А всё началось в апреле 2017-го, когда артист театра Луначарского Николай Нечаев впервые предстал перед нами как режиссёр, вдумчивый и неустанно ищущий.

Как однажды заметил великий Чехов: «Краткость — сестра таланта». Иногда этот афоризм так и хочется продолжить: а искренность — его подруга. Дипломный спектакль Николая Нечаева «Белые ночи» стал ярким симбиозом этих двух явлений. Режиссер не просто продемонстрировал навыки, приобретенные в театральном вузе, а пригласил зрителей на откровенный диалог. Вопрос, стоявший во главе всего, был очень прост: что вы знаете об одиночестве? По тому, как Нечаев интерпретировал повесть Достоевского, было очевидно, что в течение долго времени он не просто размышлял об одиночестве, а проделал большую внутреннюю работу и результат преподнес зрителю.

Николай Нечаев известен севастопольцам по таким спектаклям, как «Анна Каренина», «Идеальная любовь» (Алексей Вронский), «Чайка» (Борис Тригорин), «Мастер и Маргарита» (Воланд). Воплощая сложные и противоречивые образы, он все же остаётся в определенных рамках, за которые нельзя выходить. Диалог со зрителем определенно есть, но разворачивается он в несколько иной плоскости. И вот Нечаев оказывается по ту сторону сцены. У этого разговора уже совсем другая тональность.

Состоялся ли он? Определенно, да. Однако чтобы прочувствовать всю прелесть режиссерского решения, желательно перед просмотром ознакомиться с литературной основой. На прочтение «Белых ночей» Достоевского уйдет максимум часа два, и тот катарсис, который испытает думающий зритель в финале, дорогого стоит. Повесть рассказывает о человеческом одиночестве и отчаянных попытках любить, однако в трактовке Нечаева это одиночество получилось еще более тотальным и беспросветным.

Если говорить о мечтателях, то большинство из них является продуктом одиночества. И где как не на улицах ночного Петербурга одиночки могут до рассвета бродить вдоль Фонтанки по Петергофской дороге и созерцать «такое звездное, такое светлое» небо. Мечтатель в исполнении Юрия Михайловского явился зрителю печальным и отчаянным романтиком, готовым ухватиться за любою возможность простого человеческого контакта. Любой взгляд, любое обращенное к нему слово — только бы чувствовать себя живым человеком, а не призраком.  Внешность актера удивительным образом гармонирует и с настроением спектакля, и со временем действия.

Галина Пятигорец, сыгравшая Настеньку, придала своей героине весьма определенные черты, которыми мы часто наделяем своих «идеальных друзей»: чуткость, внимательность, умение слушать и сострадать. В её образе не было ничего лишнего, она не «таинственная незнакомка» с другой планеты. Она так же одинока и несчастна, как и Мечтатель. Душевная простота и открытость — как лекарство от полного внутреннего опустошения. За них, как за спасательный трос, и хватается главный герой.

Юрий Михайловский и Галина Пятигорец смогли составить гармоничный дуэт в этой тонкой и грустной песне о белых ночах. У каждого из них была своя история, но никто не пытался тянуть одеяло на себя. Вдвоем они создали цельный образ человеческого одиночества, когда присутствие кого-то рядом становится жизненной необходимостью.

В финале режиссер поднимает еще один вопрос: как далеко может завести эта необходимость? Ответ зритель получает в виде изящного режиссерского решения —  игры света. В лучах прожекторов тает определенность и конкретика достоевсковской истории, уступая место замыслу режиссера. Уходя от реальности в мир своих мечтаний, можно не заметить, как дверь захлопнется, и ты станешь заложником своих грёз.

Есть спектакли, обладающие эффектом неспешной терапии. А есть спектакли, которые, как нож, полосуют подсознание, изменяя его навсегда. Режиссер, будто хирург, препарировал одиночество, показав его истоки и суть. Было больно. Очень больно. Но боль, вызванная настоящим искусством — самая правильная и самая нужная.

Хочется поздравить театр Луначарского с приобретением талантливого и глубокого режиссера. После его спектакля «Белые ночи» понимаешь, что малая сцена — это площадка для больших и смелых решений. И дай бог, чтобы они не иссякли никогда.

Арсений Веденин
Фото Татьяны Миронюк

 171 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Вне границ: танцоры из 9 стран выступили на фестивале «Глобальные ценности» в Севастополе

C 23 по 25 июля «Школа Иннопрактики и Русских сезонов» впервые представила фестиваль «Глобальные Ценности» в Крыму. Каждая постановка как спектакль с уникальным сценографическим оформлением и завораживающей хореографической партитурой. Все номера объ

«Урок» для всех: театр Луначарского впервые обратился к творчеству отца абсурдизма

23 июля на Малой сцене театра имени Луначарского состоялась премьера спектакля «Урок» в постановке Григория Лифанова. Впервые на театральных подмостках ставится произведение основоположника театра абсурда французского драматурга румынского происхожде

Куда сходить на выходных: «высокая комедия» Мольера и ожившая история

В эту субботу стартует юбилейный 90-й сезон театра имени Лавренёва. Открытие комедией «Тартюф» — вовсе не случайность. Согласно опросу, который проводил театр, этот спектакль зрители признают одним из лучших в репертуаре. Не менее интересное путешест

Севастопольский ТЮЗ открыл 34-й сезон спектаклем «Каштанка»

Приглашать для новых постановок режиссёров из других городов России — уже традиция для Севастопольского театра юного зрителя. Над премьерным спектаклем «Каштанка» работал режиссёр-постановщик из Твери. О том, как Иван Пачин перевёл знаменитый рассказ

Бременские музыканты возвращаются: елизаровцы представляют обновлённый спектакль

Вновь на сцене театра танца имени Елизарова классика отечественной мультипликации. «Приключения бременских музыкантов» — детский хореографический спектакль по мотивам оригинальных произведений Юрия Энтина и Василия Ливанова, любимых не одним поколени

Новости ForPost

Метки

75 лет Победы театр драмы "Психо Дель Арт" Дворец культуры рыбаков Россия балет Театр им. Кукол шоу Театральная улица театр танца Вадима Елизарова День ВМФ Великая Отечественная война 9 мая VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» коронавирус музыка Балаклава онлайн-марафон Сергей Безруков Крымская весна Севастопольский офицерский бал СевТЮЗ выставки Лев Толстой опера живопись изоляция книги кинорецензия Ольга Панкратова Михаил Булгаков Фёдор Достоевский Федюхины высоты Херсонес Таврический праздник самоизоляция Бесы группа Ленинград Динопарк Большой севастопольский офицерский бал современное искусство Херсонес Картины Александр Петров Международный день танца выставка вокал карантин Фонд «Живая классика» мастер-классы танцы спектакль Григорий Лифанов Конкурс "Живая классика" благотворительность СЦКиИ Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Афиша Севастополя Море кино Золотая балка #WineFest Сергей Шнуров Zакрытый покаZ спектакли творчество художник Севастополь пандемия Севастопольский ТЮЗ фильмы конкурс День Победы Эрмитаж открытие сезона ДКР Музеи онлайн Крымский военно-исторический фестиваль Психо Дель Арт фестиваль дети художники Анна Каренина Клим Шипенко Мастер и Маргарита театр Живая классика концерт поэзия кинофестиваль Святой Владимир театр Луначарского Санкт-Петербург Молодёжь арт-отель "Украина" Крым Достоевский История Опера в Херсонесе Театр имени Луначарского Музей-заповедник "Херсонес Таврический" искусство