Экспедиция в мир Достоевского: одиночество на операционном столе

11-02-2019 16:48

Спектакль за спектаклем, аншлаг за аншлагом… Творческая жизнь в театре имени Луначарского бьет ключом, являя зрителю все свои грани, оттенки и смыслы. Да взять хотя бы театральный проект Николая Нечаева «Достоевский. Экспедиция», предлагающий зрителю посмотреть на жизнь великого писателя с несколько иного ракурса. Билетов на март уже не достать. Знакомство с творчеством Достоевского начинается в подвальных помещениях театра и заканчивается на малой сцене, где Юрий Михайловский и Галина Пятигорец проживают перед зрителем свои «Белые ночи».

Кстати, первые штрихи будущей «Экспедиции» задал именно этот спектакль. А всё началось в апреле 2017-го, когда артист театра Луначарского Николай Нечаев впервые предстал перед нами как режиссёр, вдумчивый и неустанно ищущий.

Как однажды заметил великий Чехов: «Краткость — сестра таланта». Иногда этот афоризм так и хочется продолжить: а искренность — его подруга. Дипломный спектакль Николая Нечаева «Белые ночи» стал ярким симбиозом этих двух явлений. Режиссер не просто продемонстрировал навыки, приобретенные в театральном вузе, а пригласил зрителей на откровенный диалог. Вопрос, стоявший во главе всего, был очень прост: что вы знаете об одиночестве? По тому, как Нечаев интерпретировал повесть Достоевского, было очевидно, что в течение долго времени он не просто размышлял об одиночестве, а проделал большую внутреннюю работу и результат преподнес зрителю.

Николай Нечаев известен севастопольцам по таким спектаклям, как «Анна Каренина», «Идеальная любовь» (Алексей Вронский), «Чайка» (Борис Тригорин), «Мастер и Маргарита» (Воланд). Воплощая сложные и противоречивые образы, он все же остаётся в определенных рамках, за которые нельзя выходить. Диалог со зрителем определенно есть, но разворачивается он в несколько иной плоскости. И вот Нечаев оказывается по ту сторону сцены. У этого разговора уже совсем другая тональность.

Состоялся ли он? Определенно, да. Однако чтобы прочувствовать всю прелесть режиссерского решения, желательно перед просмотром ознакомиться с литературной основой. На прочтение «Белых ночей» Достоевского уйдет максимум часа два, и тот катарсис, который испытает думающий зритель в финале, дорогого стоит. Повесть рассказывает о человеческом одиночестве и отчаянных попытках любить, однако в трактовке Нечаева это одиночество получилось еще более тотальным и беспросветным.

Если говорить о мечтателях, то большинство из них является продуктом одиночества. И где как не на улицах ночного Петербурга одиночки могут до рассвета бродить вдоль Фонтанки по Петергофской дороге и созерцать «такое звездное, такое светлое» небо. Мечтатель в исполнении Юрия Михайловского явился зрителю печальным и отчаянным романтиком, готовым ухватиться за любою возможность простого человеческого контакта. Любой взгляд, любое обращенное к нему слово — только бы чувствовать себя живым человеком, а не призраком.  Внешность актера удивительным образом гармонирует и с настроением спектакля, и со временем действия.

Галина Пятигорец, сыгравшая Настеньку, придала своей героине весьма определенные черты, которыми мы часто наделяем своих «идеальных друзей»: чуткость, внимательность, умение слушать и сострадать. В её образе не было ничего лишнего, она не «таинственная незнакомка» с другой планеты. Она так же одинока и несчастна, как и Мечтатель. Душевная простота и открытость — как лекарство от полного внутреннего опустошения. За них, как за спасательный трос, и хватается главный герой.

Юрий Михайловский и Галина Пятигорец смогли составить гармоничный дуэт в этой тонкой и грустной песне о белых ночах. У каждого из них была своя история, но никто не пытался тянуть одеяло на себя. Вдвоем они создали цельный образ человеческого одиночества, когда присутствие кого-то рядом становится жизненной необходимостью.

В финале режиссер поднимает еще один вопрос: как далеко может завести эта необходимость? Ответ зритель получает в виде изящного режиссерского решения —  игры света. В лучах прожекторов тает определенность и конкретика достоевсковской истории, уступая место замыслу режиссера. Уходя от реальности в мир своих мечтаний, можно не заметить, как дверь захлопнется, и ты станешь заложником своих грёз.

Есть спектакли, обладающие эффектом неспешной терапии. А есть спектакли, которые, как нож, полосуют подсознание, изменяя его навсегда. Режиссер, будто хирург, препарировал одиночество, показав его истоки и суть. Было больно. Очень больно. Но боль, вызванная настоящим искусством — самая правильная и самая нужная.

Хочется поздравить театр Луначарского с приобретением талантливого и глубокого режиссера. После его спектакля «Белые ночи» понимаешь, что малая сцена — это площадка для больших и смелых решений. И дай бог, чтобы они не иссякли никогда.

Арсений Веденин
Фото Татьяны Миронюк

 316 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

«Милостью Божией, живы и двигаемся дальше»: первое интервью Артёма Макеева после «перезагрузки» театра

В феврале этого года «Открытый Семейный Театр» им. Кукол распахнул свои двери для наших театралов. Восстановление спектаклей, осваивание нового пространства, ежедневные репетиции, трепетное ожидание своих зрителей, пусть пока и немногочисленных – за

Твой лучший закат: иммерсивная прогулка, которую захочется повторить

Как давно вы наслаждались севастопольским закатом? Давали глазам отдохнуть, созерцая небо у горизонта, наливающееся тёплыми оттенками уходящего дня? Медитировали на тающий диск солнца, забирающий с водной глади последние золотые штрихи? Если подобные

Магия Античного театра: в Херсонесе открывается театральный сезон

С 16 июня в музее-заповеднике вновь можно будет погрузиться в атмосферу Древней Греции и почувствовать себя самым настоящим эллином в Античном театре Херсонеса Таврического. Билеты уже в продаже, поэтому спешите купить! По традиции 16 июня открыва

В Севастополе проходит VI Всероссийский фестиваль театрального искусства «Сказочное королевство»

Ежегодный фестиваль «Сказочное королевство» открылся 1 июня. В течение недели маленькие зрители и их родители побывают на спектаклях театральных коллективов из Тамбова, Екатеринбурга, Симферополя, Ф

«Признаю, Золушек в моей жизни было много», - режиссёр Василий Заржецкий о премьере в СевТЮЗе

Севастопольский театр юного зрителя представил красочный премьерный спектакль «Золушка». Новое прочтение знаменитой сказки показал севастопольской публике петербургский режиссёр Василий Заржецкий, уже неоднократно обращавшейся к этой истории. Пост

Новости ForPost

Метки

выставки опера театр Луначарского Театр имени Луначарского Лев Толстой творчество Севастопольский ТЮЗ Фестиваль «Таврида — АРТ» Клим Шипенко кино искусство Россия Конкурс "Живая классика" Федюхины высоты Золотая балка Севастопольский военно-исторический музей-заповедник театр Театр Лавренёва мастер-классы День ВМФ Сергей Шнуров Севастопольский театр оперы и балета «Оперные вечера в Севастополе» кинофестиваль Святой Владимир Театральная улица музыка Севастополь балет Крым спектакль Мариинский театр арт-отель "Украина" Крымский военно-исторический фестиваль 75 лет Победы Мастер и Маргарита ЦГБ им. Л.Н.Толстого коронавирус День Победы Психо Дель Арт Михаил Булгаков Музей обороны Севастополя художники Большие гастроли Эрмитаж Александр Петров поэзия фестиваль Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Картины 9 мая танцы праздник самоизоляция ДКР Херсонес Международный день танца художник Херсонес Таврический Таврида-АРТ Zакрытый покаZ История живопись фильмы Сергей Безруков пандемия Анна Каренина дети Театр им. Кукол Большой севастопольский офицерский бал Достоевский спектакли онлайн-марафон Санкт-Петербург СевТЮЗ Молодёжь Андрей Маслов Опера в Херсонесе Фёдор Достоевский Фонд «Живая классика» Афиша Севастополя изоляция театр драмы "Психо Дель Арт" СЦКиИ карантин Григорий Лифанов Дворец культуры рыбаков выставка День России Великая Отечественная война Живая классика концерт Море книги Музеи онлайн Конкурс красоты Динопарк Балаклава VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Ольга Панкратова Бесы