DON’T TAP THE GLASS: как Tyler, The Creator превратился в мем

Нарушив традицию выпускать альбом раз в два года, американский рэпер Tyler, The Creator представляет новую пластинку DON’T TAP THE GLASS («Не стучи по стеклу»). На ней артист угрожает ненавистникам, хвастается деньгами, безуспешно пытается купить на них любовь и очень много танцует. Рассказываем, почему это один из лучших рэп-релизов этого года и новый этап в карьере Тайлера.
Обложка: Reddit
Знакомьтесь, Большой По!
На открывающем треке Big Poe роботизированный голос зачитывает простые правила: танцевать, говорить во славу (полагаем, самого Тайлера) и — самое главное — не стучать по стеклу. Ведь за стеклом, по словам рэпера, сидит монстр. С первых строк Tyler, The Creator пытается представить новый альбом как антипод предыдущей пластинки CHROMAKOPIA. Там он много размышлял о травмах: читал о старении, паранойе и ушедшем из семьи отце. Здесь рэпер просит «оставить багаж позади» и не злить его откровенными вопросами.
Установив правила в начале Big Poe, он в красках рассказывает, что ждёт того, кто всё же осмелится постучать. Для этого он по традиции создаёт новое альтер-эго — Большого По. Он богатый, дерзкий и совершенно неполиткорректный… но ему плевать. Его трек-манифест пропитан духом хип-хопа старой школы. Во многом благодаря винтажному продакшену Фаррелла Уильямса и сэмплу трека Busta Rhymes.
Фото: Columbia Records
Дальше агрессия сменяется похотью. Если вы не знали, что Тайлер любит оральный секс, то сейчас он напомнит. Композиция Sugar On My Tongue по звучанию напоминает лучшие работы Тимбалэнда, а её мелодия — эдакая рэп-вариация песни SexyBack Джастина Тимберлейка с энергичным пульсирующим битом и лёгким флёром синти-попа. Творчество Tyler, The Creator ещё никогда не располагало отбросить всё и начать танцевать.
На Sucka Free агрессия Тайлера набирает обороты. Взяв за основу свой фристайл THAT GUY, записанный поверх бита трека hey now Кендрика Ламара, рэпер превращает его в стильную браваду в духе Западного побережья. Под тёплый фанковый бит Тайлер читает про свой жизненный путь: он копит деньги, не поддаётся соблазнам и не тратит время на «лохов». Это ещё один агрессивный танцевальный трек, где харизма рэпера достигает пика:
Вы из тех, кто позволяет сучке носить обувь в своём доме
Вы из тех, кто покупает цепь раньше мебели и дивана
И вы из тех н******в, которым никогда не давали кулаком по губам
Никаких игр
Mommanem — жуткое интро, где монотонная пульсация синтезатора прерывается искажённым рёвом, а предприпев напоминает детскую считалочку из хоррора. На идущем вслед треке Stop Playing With Me пульсирующий бит остаётся и становится основой брутальной электронной аранжировки. Тайлер окончательно перевоплотился в психопата и невероятно убедителен в этой роли: от его яростного шёпота может сложиться ощущение, что он стоит где-то позади с наставленным пистолетом.
UTOPIA: переоценённый рэп-блокбастер от Трэвиса Скотта
Фото: Tyler, The Creator / YouTube
Но агрессивный эпизод быстро проходит, а лихорадочное флоу сменяется более плавной подачей. На сцену выходит романтичный и ранимый Тайлер, который упрашивает свою девушку перезвонить. В этом треке нет авангардного электронного звука — только старый-добрый фанк с элементами диско, напоминающий спокойные треки из CHROMAKOPIA. Вокал Тайлера порой срывается на фальцет или искусственно искажается — так он подчёркивает уязвимость его лирического героя:
Я знаю, ты просила больше не звонить, но я скучаю по тебе
И я надеюсь, что смогу увидеть тебя ещё раз, но я скучаю по тебе
Желанного звонка, видимо, не последовало, поэтому рэпер возвращается в режим берсерка на Don’t Tap The Glass / Tweakin’ — двойном треке, который олицетворяет постоянно меняющуюся природу пластинки. Клубный бит, воспевание секса, угрозы в адрес конкурентов, разбитое сердце и бесконечные танцы — эти элементы хаотично сменяют друг друга, из-за чего альбом ощущается как 28-минутный всплеск адреналина. Don’t Tap The Glass — ещё один великолепно спродюсированный приступ гнева, который на Tweakin’ подчёркивается нарастающим рёвом сирены.
Фото: Photo News
Don’t You Worry Baby возвращает пластинку в романтическое русло. Пленительный припев с вокалом солистки DAISY WORLD сливается с меланхоличным продакшеном Тайлера в возвышенную любовную оду. Песня I’ll Take Care of You при участии R&B-певицы Princess поддерживает это медитативное настроение. Здесь особенно ярко ощущается виртуозность Тайлера как продюсера. Прелесть аранжировки кроется в жужжащих басах, мягких синтах в стиле lo-fi и бойкой партии ударных, которые «встряхивают» деликатный рефрен трека.
По стеклу не стучали
В завершающем треке Tell Me What It is Тайлер делает упор на насыщенный звук синтезаторов и мелодраматизм. Рэпер никак не может найти любовь и оттого воспринимает её со скепсисом. Что не мешает Тайлеру умолять о ней в припеве. Вокальная подача Tyler, The Creator, его фальцет, переходящий в сиплый шёпот, убедительно передаёт отчаяние лирического героя. Пытаясь напугать окружающих едкими репликами и угрозами, Тайлер всё равно возвращается к демонстративному зализыванию своих душевных ран. А в конце трека тот же роботизированный голос констатирует: «в стекло не стучали».
DON’T TAP THE GLASS родился из осознания того, «насколько сильно наша человеческая сущность пострадала из-за страха стать мемом». На новом альбоме Тайлер не выстраивает сложную концепцию с масками, загадочными маршами и отсылками к Франкенштейну. Прежде всего он превращает себя в мем и ставит его на обложку. А в треках мешает хаус-биты, старомодный рэп, электронные скримеры и баллады о любви.
Фото: Tyler, The Creator / YouTube
Его новый альбом — 28 минут танцевальной лихорадки и неконтролируемого безумия, где настроение может меняться по нескольку раз за трек. Но именно такой подход помогает Тайлеру освежить рэп-сцену. DON’T TAP THE GLASS ощущается как энергетик: яркий, закипающий от эмоций, местами сырой и вызывающий желание веселиться. Если на CHROMAKOPIA (при всех его удачных треках) Тайлер с угрюмым выражением лица топтался на месте, то новый альбом — радостный прыжок в сторону чего-то нового.
В каком-то смысле Тайлер попытался создать альбом BRAT, но для хип-хоп культуры. Спродюссировать заедающую и бесконечно мутирующую СДВГ-пластинку, которая никому ничего не доказывает и предлагает просто поугарать. И от Tyler, The Creator — одного из главных рэперов-интеллектуалов своего поколения — особенно приятно получить такой сюрприз.
Оценка: 8,6/10
Лучшие треки: Big Poe, Sugar On My Tongue, Sucka Free, Stop Playing With Me, Don’t Tap The Glass / Tweakin’, Don’t You Worry Baby, I’ll Take Care of You.
Денис Котляров