UTOPIA: переоценённый рэп-блокбастер от Трэвиса Скотта
После трагедии на фестивале Astroworld казалось, что «UTOPIA» так и останется несбыточной мечтой об идеальном рэп-альбоме. Но теперь, когда общественное негодование стихло, новый проект Трэвиса Скотта наконец увидел свет. Помогли ли амбиции рэпера создать альбом года? Разберём в этой рецензии.
Смерть под музыку
Для десяти человек фестиваль Astroworld стал последним. В какой-то момент шумная толпа слишком близко сжимается к сцене, начинается давка. Пока пострадавших пытаются госпитализировать, другие зрители шоу прыгают на машинах скорой помощи и подпевают своему кумиру. Сам Трэвис Скотт, кажется, не замечает происходящего. Медицинские сотрудники бегают с носилками, он — грозно читает под мрачные звуки синтезатора.
Есть и другая версия, при которой Скотт периодически прерывал выступление, чтобы узнать всё ли в порядке. Так или иначе, в интервью и комментариях прессе в ход пошли отточенные формулировки от пиар-отдела: «опустошён произошедшим», «мои молитвы с семьями пострадавших», «всех люблю».
Хоть в итоге все обвинения с рэпера сняли, случившееся на Astroworld ударило по его карьере: W Magazine снял с печати номер с Трэвисом на обложке, а Nike отложил сотрудничество с артистом. Пострадала и «UTOPIA»: после фестиваля промо в виде двух новых синглов пришлось свернуть. В альбом они в итоге не вошли.
«А я когда поеду в Египет?»
За несколько месяцев до выхода альбома Трэвис Скотт вновь начал подогревать к нему интерес. Его телохранителя заметили с портфелем, на котором красовалась надпись «UTOPIA». Для усиления эффекта кейс приковали к запястью наручниками. Позже задумку повторяли ещё несколько раз. А однажды портфель занесло к телохранителю певицы SZA — изящный способ намекнуть на дуэт.
Чем ближе был альбом, тем пафоснее становилось промо. В начале июля Трэвис Скотт объявил, что презентация лонгплея состоится в пирамидах Гизы. А уже через неделю стало понятно, что шоу не будет. Египетский генеральный синдикат музыкальных профессий отменил презентацию, ссылаясь на возможные проблемы с безопасностью и «странные ритуалы», которые творятся на концерте рэпера. Новым местом презентации выбраны Помпеи.
Стоит отдать команде Скотта должное — промо нового альбома было действительно помпезным. Но достойна ли этого «UTOPIA»?
«Ехал Канье через Канье»
Между Байденом и Канье Уэстом Трэвис Скотт без промедления выбрал бы второго (трек «SKITZO»). И эта преданность своему музыкальному гуру занимает на альбоме уж слишком много места. Рэпер использует классический для индустрии приём интерполяции, а иногда берёт сырое звучание работ Ye и бережно переносит их в свой лонгплей.
Треки «MODERN JAM» и «CIRCUS MAXIMUS» (одни из лучших на пластинке) берут за основу барабанный паттерн из бриллианта дискографии Канье Уэста — песни «Black Skinhead». А на «GOD’S COUNTRY» и «THANK GOD» он интерполирует треки с альбомов «Donda» и «Donda 2». Иногда эти оммажи играют с Трэвисом злую шутку. На «DELRESTO (ECHOES)» интерполяция трека «Coldest Winter» становится самым ярким моментом. А остальное пространство заполняют куплеты Бейонсе, пока Скотт стоит где-то в углу.
Первая ассоциация, которая возникла у многих после прослушивания «UTOPIA», опять же связана с Канье. Индустриальное звучание, разбавленное психоделикой и авангардными битами, сразу напомнило «Yeezus» — альбом, который помог сделать звучание хип-хопа 10-х таким жутким и агрессивным.
Утопия не задалась
Возникает вопрос — чем же может похвастаться сам Трэвис? На открывающем треке «HYAENA» он показывает эволюцию мрачного звучания. В отличие от Канье, он предпочитает индастриалу психоделический рок. Хлёсткий текст, стремительный темп и выверенный продакшн делают «HYAENA» отличным открытием альбома. Как жаль, что за ним следуют куда менее впечатляющие песни.
Оба GOD-трека поверхностны и ясно дают понять, почему Канье от них отказался. «MY EYES» не спасает даже резкая смена мелодии и темпа. В нём Трэвис рассказывает, как ему не хватает любви. Но в контексте что альбома, что его творчества в целом, это звучит нелепо. «SIRENS», «FE!N» и «TOPIA TWINS» — другие пресные треки, которые не вытягивают ни добротные семплы, ни «гости» альбома (особенно хрипящий Playboi Carti).
Худший момент альбома — неуместный и откровенно неудачный «K-POP». К корейской музыке трек не имеет никакого отношения и представляет собой винегрет из Трэвиса, The Weeknd и Bad Bunny в их классическом звучании. При всём потенциале трио (одни из самых популярных артистов последних лет), совместное творчество оказалось парадоксально невнятным. В треклисте «K-POP» кажется раздражающим пятном: песня не работает ни сама по себе, ни в рамках альбома.
Старые трюки
На «MELTDOWN» Трэвис будто хочет повторить успех своей песни «SICKO MODE» из прошлого альбома. Дрейк — на месте, неожиданная смена бита — тоже. Но выходит и вполовину не настолько впечатляюще. Кислотному и шумному пафосу «SICKO MODE» новый трек противопоставляет качественный, но скучный трэп.
Что веселее, так это скандальный текст. Пользуясь моментом, Дрейк вновь пытается разжечь давнюю вражду с рэпером Pusha T. А заодно критикует Louis Vuitton и его нового креативного директора Фаррелла Уильямса (забавно, что он тоже есть на альбоме). А Трэвис критикует свою бывшую, Кайли Дженнер, за роман с Тимоти Шаламе («найди кого-то столь же горячего»).
И всё же куда лучше с задачей повторить былой успех справляется «SKITZO» (сокращение от слова «шизофрения»). Название трека постарались отразить в продакшене: бит то и дело резко меняется, как и темы, на которые читает Трэвис. Пусть композиция и не выходит на уровень «SICKO MODE», она украшает альбом и выделяется среди большей части трек-листа.
Остальное додумаете сами
В названии «UTOPIA» есть своя особая ирония. Люди соскучились по претенциозным и масштабным рэп-альбомам. И когда они видят хотя бы амбиции стать культовым, то возносят смельчака до небес. Но если мы развеем густой гангстерский дым, которым окутан этот альбом — что останется?
Альбом Трэвиса Скотта радует сэмплами и отсылками. Но на этом прочном фундаменте ему не удаётся выстроить ничего впечатляющего. Да, новая пластинка преимущественно радует своим звуком, иногда даже удивляет. Но здесь нет ни вводящего в ступор новаторства, ни ювелирной точности.
Лонгплей не может похвастаться эмоциональностью и глубиной. Видно, что Трэвис иногда старается отойти от классической рэперской бравады и раскрыть свои эмоции. На «I KNOW?» это выходит довольно нелепо, а вот «TIL FURTHER NOTICE» за счет куплета Джеймса Блэйка приковывает своей меланхоличной атмосферой и удачно закрывает альбом.
Станет ли новая работа Трэвиса Скотта культовой? Вряд ли. Пусть она бьёт рекорды на стриминговых сервисах, но для того, чтобы встать в один ряд с магнум опусами того же Канье, лонгплею многого не хватает. Он недостаточно дерзкий (сравнение пениса с Эйфелевой башней…опять?), недостаточно изобретательный и плохо работает как критика чего-либо (Трэвис слишком зациклен на себе). «UTOPIA» — достойная работа и, пожалуй, лучшая у Скотта. Но, как и утопия в прямом понимании, этот альбом идеален лишь в грёзах его фанатов.
Оценка: 7/10
Лучшие треки: HYAENA, MODERN JAM, CIRCUS MAXIMUS, TIL FURTHER NOTICE
Денис Котляров
Фото: Kristina Nagel, David LaChapelle, Simone Joyner/Getty Images, Ken Murray/EPA-EFE/Shutterstock, Jason Koerner/Getty Images
Поделиться:
Похожие посты
Грязная диета: зачем блогеры едят землю, глину и мел?
Призраки против пришельцев: о чём аниме «Дандадан»
Комедия из Севастополя: Как снимали «Женатого холостяка»
Большой разбор Недели моды в Париже весна-лето 2025
«Круть» Пелевина: о чем книга и стоит ли её читать?
Новости ForPost
- Что происходит с такси в Севастополе
- В Севастополе виноградарь-девелопер отогнал от озера рыболовный бизнес
- В Севастополе «аграрий» покупал сам у себя на деньги города
- Туристический потенциал Севастополя раскроют эксклюзивные термосы
- Комвзвода 810-й бригады погиб при освобождении Курской области
- Мошенники ловят севастопольцев на «неучтенный стаж»
- В Севастополе появятся «стеснённые» остановки
- Севастопольскому храму Архистратига Михаила – 175 лет
- Общепит Севастополя не может справиться с арифметикой от чиновников
- Граждане Украины теряют землю в Севастополе