Дмитрий Кириченко не простит руководству театра «Фабричную девчонку»

20-08-2019 20:57

40 раз посмотреть один спектакль. Что это? Театрозависимость в последней стадии? Или глубочайшая симпатия к конкретной артистке? Или, может, неутолимое желание каждый раз находить в любимой постановке новые смыслы, идеи? В начале августа «Фабричная девчонка» Григория Лифанова отпраздновала свой абсолютный юбилей – 100 показов за 10 лет! Самый активный зритель спектакля Дмитрий Кириченко был в этот день, наверное, самым счастливым человеком на Земле. ForPost-Афиша наконец-то решила удовлетворить свое любопытство и попыталась выяснить у Дмитрия причину настолько сильной любви к «Фабричной девчонке».

– Дима, пожалуй, всем нашим севастопольским театралам вы дадите фору по количеству просмотров одного спектакля. На «Фабричную девчонку» вы ходили 40 раз! Чем вызван такой неугасающий интерес к этой постановке?

Вспоминаю премьеру. Это был август 2009 года. После первого показа я сходил на «Фабричную девчонку» ещё раз, поснимал спектакль, ну и затем для себя понял, что это не та постановка, которая способна запасть мне в душу. Может быть, я схожу на неё через пару лет. Во-первых, тогда мой интерес к спектаклю был подогрет именем на тот момент приглашённого режиссёра Григория Лифанова. Мне очень нравились его «Любовный хоровод», «Иванов». А потом выяснилось ещё одно обстоятельство: моя любимая актриса Людмила Борисовна Кара-Гяур была тогда задействована только в этом спектакле. Я решил: раз нет возможности видеть её другие работы – похожу на этот спектакль.

И, наверное, именно под этим углом я по-другому посмотрел на «Фабричную девчонку». А затем и на сам персонаж Людмилы Борисовны. Возможно, проступало всё более явное сходство с Кларой Павловной, которая в пьесе у Володина появляется всего несколько раз с небольшим текстом. Я стал анализировать: где в этом спектакле Людмила Борисовна, где её Клара Павловна, а где режиссёрский вымысел? И в какой-то момент для себя понял, что этот спектакль мне действительно нравится, и я хочу как можно чаще наблюдать процесс его развития и взросления. В дальнейшем уже доходило до того, что, если мой отъезд из города совпадал с показом «Фабричной девчонки», это было мучительно для меня. Когда приезжал – первым делом узнавал, как всё прошло. Вот так этот спектакль стал любимым.

– Наверное, вы всем своим знакомым настоятельно рекомендовали этот спектакль.

Разумеется! На тот момент была ещё жива моя бабушка, и мне очень хотелось, чтобы она увидела «Фабричную девчонку». По складу характера она была так похожа на Клару Павловну: всегда говорила правду и была очень справедливым человеком. Один из показов организовывали для ветеранов, и бабушка пришла со своей организацией. Однако ушла после первого действия. Как потом выяснилось, ей стало очень жалко Клару Павловну, и она не смогла досмотреть до конца. Надо сказать, что в моём кругу общения нет ни одного человека, который не посмотрел «Фабричную девчонку». Я считаю, это всё равно что поделиться хорошей книжкой, посоветовать хороший фильм.

– Дима, неужели только одна небольшая работа Людмилы Борисовны заставляет вас пересматривать этот спектакль вновь и вновь?

Вы знаете, для меня самого это до сих пор остаётся загадкой. Я люблю более жёсткую драматургию. С советской драмой я, на самом деле, не очень хорошо знаком. Скажу честно, если бы я куда-то приехал и выбирал бы, что посмотреть в театре, то в последнюю очередь пошёл бы на подобное. А конкретно спектакль Григория Лифанова поставлен настолько удачно, что он напоминает мне советский фильм. Из нашей классики очень люблю «Карнавал», «Любовь и голуби», «Служебный роман». Я, как и многие люди, могу смотреть их бесконечно. И «Фабричная девчонка» для меня стала в один ряд с любимыми советскими комедиями. Даже если бы этот спектакль показывали 3 – 4 раза в месяц, я бы спокойно ходил и смотрел. Секрет успеха его, по-моему, очевиден: он поставлен как старое доброе кино.

– Несмотря на такое количество просмотров, для вас это каждый раз новый спектакль?

Конечно! Я уже предвосхищаю в голове реплики каждого персонажа. Я знаю, что они скажут, куда пойдут; но каждый раз всё равно происходит по-разному. Есть какая-то импровизация. Состав подобран из тех актёров, которые любят эту импровизацию и очень хорошо на неё реагируют. Плюс ко всему, менялся актёрский состав. Причём он менялся очень ощутимо для меня. Но ещё стоит отметить, что менялся подход актёров к своим персонажам. Когда спектакль только «вставал на ноги», героиня Марии Кондратенко была такой «безбашеной оторвой». А сейчас я на неё стал смотреть совсем под другим углом.

Для себя стал понимать, что Клара Павловна и Женька – это одна и та же героиня. Женька идёт потихоньку к иному ощущению жизни: она начинает смотреть на мир глазами Клары Павловны. Не случайно в спектакле есть мизансцена, когда в одном углу стоит Людмила Борисовна, а в другом – Мария Кондратенко, и плачет. Клара Павловна смотрит на Женьку как на себя в молодости. Вообще многие герои «Фабричной девчонки» взрослеют, не в плане возраста, а в плане понимания своего персонажа. Я безумно люблю в этом спектакле Нателлу Абелеву. Я помню, когда только выпускали этот спектакль, она играла в основном комедийные роли, на грани гротеска. И та другая Нателла Абелева, которую я увидел «Фабричной девчонке», меня совершенно поразила.

– В начале августа спектакль отпраздновал своё десятилетие, и это был его 100-й показ. Я так думаю, сказать, что вас переполняли чувства – это не сказать ничего.

– Да, но, вы знаете, самым эмоциональным и неожиданным моментом для меня стало приглашение выйти на сцену в качестве почётного зрителя. Меня также поздравляли с юбилеем (Смеется). Это были какие-то невообразимые ощущения. Я понял, что ещё могу испытать подобную эмоцию, и слава Богу. В тот день зал был переполнен, и в какой-то момент показалось, что мы на машине времени вернулись на 10 лет назад.

– На сегодняшний день это единственный спектакль-долгожитель в репертуаре?

– Да. Но вообще, я считаю, что у спектакля нет возраста. «Верните бабушку» с актрисой нашего театра Клавдией Волковой пережил 700 постановок. А что такое 100? Это цифра не удивляет. Удивляет другое. Спектакль воспринимается современной молодёжью. Казалось бы, в нём показана совершенно другая эпоха, но все чувства и переживания героев понятны и сегодня. Любовь, дружба, взаимоотношения – все эти ценности никуда не ушли.

– Когда-нибудь театру всё-таки придётся расстаться с «Фабричной девчонкой». Морально к этому готовы?

Нет, «Фабричную девчонку» руководству не прощу. (Смеётся) После занавеса я сразу иду спрашивать, когда следующий показ. Когда-то я пережил такой же роман со спектаклем «Подруга жизни», где главную роль исполняла Людмила Кара-Гяур. Если бы он до сих пор был в репертуаре, я бы смотрел его с не меньшей периодичностью. На «Подругу жизни» я ходил как на работу. Он просуществовал 12 лет, и его сняли, но на тот момент у меня была альтернатива – «Фабричная девчонка». Теперь я понимаю, что для меня такой альтернативы нет. Я не могу найти в репертуаре такой же душевный спектакль. Но, вы знаете, самое интересное в том, что «Фабричная девчонка» – это не мой любимый спектакль…

– А вот сейчас не понял…

Любимым у меня был «Всё в саду». Его сняли. Сейчас я с удовольствием хожу на моноспектакль Людмилы Борисовны «Царственное слово». Мне очень близки по духу «Чайка», «Мастер и Маргарита», «Дядюшкин сон». Может быть, таким в скором времени станут «Бесы». Но «Фабричная девчонка» не мой любимый спектакль. Это просто спектакль, который, скажем так, стал частью моей жизни. До конца объяснить этот феномен я не могу.

– Да, Дима, вы, конечно, полны противоречий. Но, так или иначе, пусть эта совершенно удивительная зависимость от спектакля останется неразгаданной тайной для меня и наших читателей. Действительно, каким-то явлениям в нашем мире порой нельзя найти объяснений. И чёрт его знает, хорошо это или плохо. Спасибо за интервью!

Беседовал Арсений Веденин
Фото: lunacharskiy.com

Похожие посты

Григорий Лифанов провёл воркшоп в рамках арт-кластера «Таврида-Арт»

В один из завершающих дней последней смены самой масштабной кастинг-платформы страны главный режиссёр Севастопольского академического русского драматического театра им. Луначарского Григорий Лифанов провёл воркшоп для слушателей творческой антишколы

CINEMA, CINEMA, CINEMA: Севастопольский театр танца зовёт в мир кино

25 и 26 сентября в Севастопольском академическом театре танца им. В. А. Елизарова состоится премьера хореографического спектакля CINEMA. Новая постановка елизаровцев – это захватывающий калейдоскоп узнаваемых образов и любимых композиций из золотого

Вверх по карьерной лестнице: в чём ужас «Метода Грёнхольма»

20 сентября в театре имени Луначарского состоялся второй премьерный показ спектакля «Метод Грёнхольма» по одноимённой пьесе каталонского драматурга Жорди Гальсерана. Уйти с территории смелых экспериментов очень сложно: ч

Территория новых смыслов: в «тюрьме для актёров» раздался «Крик»

Театр – это обширное поле для экспериментов. Но, пожалуй, в случае с премьерой «Крика» в театре имени Луначарского речь идёт об очень смелом шаге в неизвестность. Подобное пространство академическим театром всегда осваив

Гений и злодейство, отец и дочь, жизнь и смерть: сентябрь в «Психо Дель Арт»

Трогательные отношения отца и дочери, цепляющие и глубокие произведения зрелых литераторов, извечный конфликт, непрекращающийся "танец на углях" двух вселенных — мужчины и женщины... Сентябрь в "Психо Дель Арт" будет по истине драматичным.

Новости ForPost

Метки

Форум Таврида дети Музеи онлайн кино конкурс праздник онлайн-марафон музыка Молодёжь Мастер и Маргарита Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" Опера в Херсонесе #WineFest Психо Дель Арт Театр танца им. Вадима Елизарова поэзия Фонд «Живая классика» Международный день танца Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе» 75 лет Победы Балаклава благотворительность афиша изоляция фильмы Севастопольский офицерский бал Херсонес Таврический театр танца Вадима Елизарова Севастопольский ТЮЗ Севастополь роман "Текст" выставки открытие сезона искусство театр Луначарского Сергей Шнуров театр художник пандемия Григорий Лифанов Динопарк Кванториум День Победы карантин Золотая балка День театра спектакль Анна Каренина художники СевТЮЗ Федюхины высоты мастер-классы Дворец культуры рыбаков Большой севастопольский офицерский бал СЦКиИ Дмитрий Глуховский Театр им. Кукол шоу опера История День ВМФ Крымский военно-исторический фестиваль 9 мая Конкурс "Живая классика" Новый год в Севастополе Большие гастроли Театральная улица Живая классика Импровизационный батл группа Ленинград вокал Фёдор Достоевский Лев Толстой коронавирус Великая Отечественная война балет Достоевский Клим Шипенко Картины выставка День рыбака фестиваль Море концерт самоизоляция живопись Александр Петров Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Театр имени Луначарского VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Онлайн-экскурсии Херсонес творчество ДКР Конкурс красоты Бесы книги спектакли кинофестиваль Святой Владимир