Дмитрий Кириченко не простит руководству театра «Фабричную девчонку»
40 раз посмотреть один спектакль. Что это? Театрозависимость в последней стадии? Или глубочайшая симпатия к конкретной артистке? Или, может, неутолимое желание каждый раз находить в любимой постановке новые смыслы, идеи? В начале августа «Фабричная девчонка» Григория Лифанова отпраздновала свой абсолютный юбилей – 100 показов за 10 лет! Самый активный зритель спектакля Дмитрий Кириченко был в этот день, наверное, самым счастливым человеком на Земле. ForPost-Афиша наконец-то решила удовлетворить свое любопытство и попыталась выяснить у Дмитрия причину настолько сильной любви к «Фабричной девчонке».
– Дима, пожалуй, всем нашим севастопольским театралам вы дадите фору по количеству просмотров одного спектакля. На «Фабричную девчонку» вы ходили 40 раз! Чем вызван такой неугасающий интерес к этой постановке?
– Вспоминаю премьеру. Это был август 2009 года. После первого показа я сходил на «Фабричную девчонку» ещё раз, поснимал спектакль, ну и затем для себя понял, что это не та постановка, которая способна запасть мне в душу. Может быть, я схожу на неё через пару лет. Во-первых, тогда мой интерес к спектаклю был подогрет именем на тот момент приглашённого режиссёра Григория Лифанова. Мне очень нравились его «Любовный хоровод», «Иванов». А потом выяснилось ещё одно обстоятельство: моя любимая актриса Людмила Борисовна Кара-Гяур была тогда задействована только в этом спектакле. Я решил: раз нет возможности видеть её другие работы – похожу на этот спектакль.
И, наверное, именно под этим углом я по-другому посмотрел на «Фабричную девчонку». А затем и на сам персонаж Людмилы Борисовны. Возможно, проступало всё более явное сходство с Кларой Павловной, которая в пьесе у Володина появляется всего несколько раз с небольшим текстом. Я стал анализировать: где в этом спектакле Людмила Борисовна, где её Клара Павловна, а где режиссёрский вымысел? И в какой-то момент для себя понял, что этот спектакль мне действительно нравится, и я хочу как можно чаще наблюдать процесс его развития и взросления. В дальнейшем уже доходило до того, что, если мой отъезд из города совпадал с показом «Фабричной девчонки», это было мучительно для меня. Когда приезжал – первым делом узнавал, как всё прошло. Вот так этот спектакль стал любимым.
– Наверное, вы всем своим знакомым настоятельно рекомендовали этот спектакль.
– Разумеется! На тот момент была ещё жива моя бабушка, и мне очень хотелось, чтобы она увидела «Фабричную девчонку». По складу характера она была так похожа на Клару Павловну: всегда говорила правду и была очень справедливым человеком. Один из показов организовывали для ветеранов, и бабушка пришла со своей организацией. Однако ушла после первого действия. Как потом выяснилось, ей стало очень жалко Клару Павловну, и она не смогла досмотреть до конца. Надо сказать, что в моём кругу общения нет ни одного человека, который не посмотрел «Фабричную девчонку». Я считаю, это всё равно что поделиться хорошей книжкой, посоветовать хороший фильм.
– Дима, неужели только одна небольшая работа Людмилы Борисовны заставляет вас пересматривать этот спектакль вновь и вновь?
– Вы знаете, для меня самого это до сих пор остаётся загадкой. Я люблю более жёсткую драматургию. С советской драмой я, на самом деле, не очень хорошо знаком. Скажу честно, если бы я куда-то приехал и выбирал бы, что посмотреть в театре, то в последнюю очередь пошёл бы на подобное. А конкретно спектакль Григория Лифанова поставлен настолько удачно, что он напоминает мне советский фильм. Из нашей классики очень люблю «Карнавал», «Любовь и голуби», «Служебный роман». Я, как и многие люди, могу смотреть их бесконечно. И «Фабричная девчонка» для меня стала в один ряд с любимыми советскими комедиями. Даже если бы этот спектакль показывали 3 – 4 раза в месяц, я бы спокойно ходил и смотрел. Секрет успеха его, по-моему, очевиден: он поставлен как старое доброе кино.
– Несмотря на такое количество просмотров, для вас это каждый раз новый спектакль?
– Конечно! Я уже предвосхищаю в голове реплики каждого персонажа. Я знаю, что они скажут, куда пойдут; но каждый раз всё равно происходит по-разному. Есть какая-то импровизация. Состав подобран из тех актёров, которые любят эту импровизацию и очень хорошо на неё реагируют. Плюс ко всему, менялся актёрский состав. Причём он менялся очень ощутимо для меня. Но ещё стоит отметить, что менялся подход актёров к своим персонажам. Когда спектакль только «вставал на ноги», героиня Марии Кондратенко была такой «безбашеной оторвой». А сейчас я на неё стал смотреть совсем под другим углом.
Для себя стал понимать, что Клара Павловна и Женька – это одна и та же героиня. Женька идёт потихоньку к иному ощущению жизни: она начинает смотреть на мир глазами Клары Павловны. Не случайно в спектакле есть мизансцена, когда в одном углу стоит Людмила Борисовна, а в другом – Мария Кондратенко, и плачет. Клара Павловна смотрит на Женьку как на себя в молодости. Вообще многие герои «Фабричной девчонки» взрослеют, не в плане возраста, а в плане понимания своего персонажа. Я безумно люблю в этом спектакле Нателлу Абелеву. Я помню, когда только выпускали этот спектакль, она играла в основном комедийные роли, на грани гротеска. И та другая Нателла Абелева, которую я увидел «Фабричной девчонке», меня совершенно поразила.
– В начале августа спектакль отпраздновал своё десятилетие, и это был его 100-й показ. Я так думаю, сказать, что вас переполняли чувства – это не сказать ничего.
– Да, но, вы знаете, самым эмоциональным и неожиданным моментом для меня стало приглашение выйти на сцену в качестве почётного зрителя. Меня также поздравляли с юбилеем (Смеется). Это были какие-то невообразимые ощущения. Я понял, что ещё могу испытать подобную эмоцию, и слава Богу. В тот день зал был переполнен, и в какой-то момент показалось, что мы на машине времени вернулись на 10 лет назад.
– На сегодняшний день это единственный спектакль-долгожитель в репертуаре?
– Да. Но вообще, я считаю, что у спектакля нет возраста. «Верните бабушку» с актрисой нашего театра Клавдией Волковой пережил 700 постановок. А что такое 100? Это цифра не удивляет. Удивляет другое. Спектакль воспринимается современной молодёжью. Казалось бы, в нём показана совершенно другая эпоха, но все чувства и переживания героев понятны и сегодня. Любовь, дружба, взаимоотношения – все эти ценности никуда не ушли.
– Когда-нибудь театру всё-таки придётся расстаться с «Фабричной девчонкой». Морально к этому готовы?
– Нет, «Фабричную девчонку» руководству не прощу. (Смеётся) После занавеса я сразу иду спрашивать, когда следующий показ. Когда-то я пережил такой же роман со спектаклем «Подруга жизни», где главную роль исполняла Людмила Кара-Гяур. Если бы он до сих пор был в репертуаре, я бы смотрел его с не меньшей периодичностью. На «Подругу жизни» я ходил как на работу. Он просуществовал 12 лет, и его сняли, но на тот момент у меня была альтернатива – «Фабричная девчонка». Теперь я понимаю, что для меня такой альтернативы нет. Я не могу найти в репертуаре такой же душевный спектакль. Но, вы знаете, самое интересное в том, что «Фабричная девчонка» – это не мой любимый спектакль…
– А вот сейчас не понял…
– Любимым у меня был «Всё в саду». Его сняли. Сейчас я с удовольствием хожу на моноспектакль Людмилы Борисовны «Царственное слово». Мне очень близки по духу «Чайка», «Мастер и Маргарита», «Дядюшкин сон». Может быть, таким в скором времени станут «Бесы». Но «Фабричная девчонка» не мой любимый спектакль. Это просто спектакль, который, скажем так, стал частью моей жизни. До конца объяснить этот феномен я не могу.
– Да, Дима, вы, конечно, полны противоречий. Но, так или иначе, пусть эта совершенно удивительная зависимость от спектакля останется неразгаданной тайной для меня и наших читателей. Действительно, каким-то явлениям в нашем мире порой нельзя найти объяснений. И чёрт его знает, хорошо это или плохо. Спасибо за интервью!
Беседовал Арсений Веденин
Фото: lunacharskiy.com