Искусство требует жертв: какими усилиями бункер превращают в арт-объект?

09-10-2022 08:58
Арт-резиденция К-22

Идея создания Арт-резиденции К-22 наделала в Севастополе много шума: кто-то помогал, кто-то был против, а кто-то и вовсе пытался помешать. ForPost-Афиша побеседовала с Екатериной Прилепской, руководительницей проекта, и узнала чуть больше о конфликте с директором «Муссона», нынешнем состоянии бункера и планах на будущее.

«Мне кажется, он просто неправильно нас понял», — с этими словами Екатерина открывает передо мной дверь убежища К-22 на территории бывшего завода радиоэлектроники. Мы едва встретились, и мой диктофон даже не включён, но она уже погружает меня в курс дела. О «нём» мы поговорим немного позже, когда уже будем возвращаться на поверхность, а сейчас перед нами открывается мир подземного Севастополя.

Бункер под спорткомплексом "Муссон"На входе в бункер становится неуютно: мне не нравится думать, что это место может использоваться по назначению. Но пока не используется, ибо сразу за дверью нас встречает запах сырости и пыли — так пахнет течь в крыше. Сквозь обвалившуюся штукатурку видна арматура, под ногами хрустит побелка и кусочки бетона — объект явно был заброшен давным-давно.

Екатерина абсолютно спокойна, она достаёт из рюкзака налобный фонарик, надевает его. Видно, что процедура проделывается не в первый раз. «Вам тоже стоит включить», — говорит она мне и тут я понимаю, что мы будем бродить по подземелью без света.

Состояние: печальное

Ходить по бункеру не так страшно, как представлять себе объём работ по его восстановлению. В некоторых комнатах со стен уже счищена краска, утилизированы старые химикаты и испорченные противогазы, восстановлен дизельный генератор — за несколько субботников отсюда вывезли семь самосвалов мусора. И это лишь капля в море: систему фильтрации воздуха, например, язык не повернётся назвать «системой». Показывая её, Екатерина слегка нажимает пальцем на соединительный кожух между трубами. Он должен быть мягким и эластичным, но рассыпается от нажатия, как слоёное тесто.

Восстановительные работы бункерТо же с электрикой — починить генератор недостаточно. Комната с проводкой выглядит как «взрыв на макаронной фабрике»: из огромного щитка во все стороны торчат медные гибкие провода-щупальца. Я знаю, что они обесточены, но на всякий случай не подхожу близко: они не внушают доверия.

«Электрика в печальном состоянии. Мне нужно сюда вызвать какого-нибудь электрика, например, своего брата — потому что у меня брат профессиональный электрик, и уговорить его, — на платного у нас денег нет».

Проблемы, довлеющие над реконструкцией бункера, кажется, ничуть не трогают Екатерину. Она воспринимает их как незначительные трудности на пути к своей цели. В её глазах это заброшенное укрытие — новое пространство, с которым можно работать творчески, для меня — непаханое поле для электриков, инженеров и строителей, прорва в бюджете.

Сломанный электрический щиток бункерНа вопрос о том, как работа в бункере сказывается на здоровье, Екатерина отвечает лаконично и без прикрас: «Страдает. Пока что здесь нет вентиляции, идёт ремонт, всюду пыль. В ремонте всегда здоровье страдает».

Неправильно понял

Но не только отсутствие должного финансирования является проблемой. Дело в том, что реконструкции бункера также препятствует Владимир Плотка, директор ТРК «Муссон». Такой комментарий о ситуации он дал телеграм-каналу Mash на Волне в начале сентября:

«Это помещение до сих пор находится на балансе «Муссона». В этом помещении находится наше имущество, конкретно дизель-генератор… Там кровати были двухъярусные, а они начали выносить эти кровати, выбрасывать куда-то и никто не спрашивает. Там неразбериха с документами. Но самое главное, что там невозможно сделать то, что они декларируют: там нет безопасности для людей».

Конфликт заставил Екатерину обратиться за помощью к властям города — сперва на её странице во ВКонтакте появился пост с детальным описанием ситуации, а затем женщина обратилась к Развозжаеву лично, тоже через соцсети.

Обращение к властям бункер

«Неразбериха с документами», о которой говорил Владимир Плотка, связана с документами, которые он предоставил Департаменту общественной безопасности города Севастополя — они идут вразрез с реальным положением вещей. Заявленный «генератор не подходящего типа», как оказалось, тут никогда не стоял — здесь стоит другой, подходящий, а вместо «одного выхода» в бункере их три.

Через какое-то время с директором «Муссона» связался Департамент. Как рассказывает Екатерина, «Они связались с Плоткой, и он сказал, что ЛЭП на территории «Муссона» недостаточно мощный, и не сможет обеспечивать ещё и бункер. Вопрос об электричестве перенаправили в СевЭнерго». На данный момент вопросом электроснабжения занимается НКО «Равелин» — юридически именно они ответственны за восстановление бункера. Соответствующий запрос уже направлен в СевЭнерго, однако на момент выхода статьи ответ ещё не получен.

Организатор в бункере Екатерина Прилепская Вот что о конфликте думает сама Екатерина: «Мне кажется, он просто неправильно нас понял. Если он думает, что мы хотим забрать у него бункер под «Муссоном», то это логично: там бункер в гораздо более хорошем состоянии. Я там, к сожалению, не была, но видела фотографии. А это убитый бункер. По поводу этого бункера у него не должно быть никаких возражений, потому что люди приходят и своими руками здесь наводят порядок».

Вместо тысячи слов

Несмотря на то, что все работы в бункере несут добровольный и безвозмездный характер, в интернете нашлось много недовольных инициативой.

Обращение к властям бункер

К подобной критике Екатерина относится спокойно. По её словам, многие относятся к проекту скептически и рекомендуют ей отступить перед обстоятельствами, но женщина и не думает сдаваться. Свою стойкость она объясняет так: «Я коренной севастополец в четвёртом поколении. Мои прабабушка и прадедушка защищали этот город, защищали и освобождали. Мои бабушки и дедушки его восстанавливали. У нас в семье принято этим гордиться, это закладывали в нас с детства: я горжусь своими предками, и хочу, чтобы дети тоже мной гордились. Нужно делать что-то такое, что останется после тебя, это важно».

О светлом, о творческом

Авторы проекта постоянно напоминают, что перед ними стоит задача создать пространство двойного назначения. Бункер не только останется убежищем, но сможет быть и арт-пространством.

В большом зале-галерее создатели планируют проводить всевозможные выставки, несколько городских проектов также изъявили своё желание проводить там мероприятия. Например, детский центр «Кванториум» думает устраивать в галерее соревнования дронов. Также в планах создание различных мультимедиа-перформансов.

Искусство в бункереЗал поменьше хотят оборудовать как репетиционный для театральной студии Play (о ней мы уже беседовали с Екатериной) сейчас они слишком зависимы от времени работы музея «Подземный Севастополь». В перспективе репетиционный зал может быть использован и как небольшая театральная сцена с 50-ю посадочными местами.

На данный момент сложно судить о том, какая судьба ждёт убежище К-22. К становлению бункера как арт-резиденции нужно пройти ещё множество шагов, и сейчас авторы проекта нуждаются в посильной помощи неравнодушных севастопольцев.

Елена Фокина

Фото: Елена Фокина, Анна Корнилова, Арт-резиденция К-22

Loading



Арт-резиденция К-22, Бункер, Екатерина Прилепская,

Поделиться:

Похожие посты

«Романтическое убийство»: в чем обвиняют исполнителя d4vd?

Больше недели назад в автомобиле Tesla, принадлежащему американскому артисту d4vd, нашли разлагающийся труп. Погибшей оказалась 15-летняя Селеста Ривас, которая считалась пропавшей без вести с весны прошлого года. И хотя артист официально сотрудничае

Назад в космос: мультсериал «Футурама» вернулся с 13 сезоном

15 сентября на стриминговом сервисе Hulu вышли новые эпизоды легендарного мультсериала «Футурама». Чего ждать поклонникам от 13 сезона сайфай-ситкома — рассказываем в материале.
Обложка: Hulu

Через тернии к

«Клинок, рассекающий демонов» уже в кино! Стоит ли смотреть новый аниме-фильм?

18 сентября в российских кинотеатрах вышел фильм «Клинок, рассекающий демонов: Бесконечный замок». Это первый мультфильм трилогии, который завершит сюжет одноимённого аниме. Пока картина бьёт рекорды по зарубежным сборам, рассказываем, стоит ли сходи

Breach: каким вышел финал антиутопии Twenty One Pilots

12 сентября дуэт Twenty One Pilots выпустил восьмой студийный альбом Breach. В нём Тайлер Джозеф и Джош Дан завершают историю вымышленного персонажа Клэнси, который пытается спасти жителей антиутопии от девятки жутких епископов. В нашей рецензии расс

Сабрина Карпентер и «Дандадан»: кто выступит на Коачелла 2026

Хедлайнеры и участники фестиваля Коачелла 2026 уже известны. Они выступят на сцене в Индио с 10 по 12 и с 17 по 19 апреля 2026 года. Собрали для вас самые интересные имена.
Обложка: Kevin Mazur/Getty Images


Новости ForPost

Метки

Григорий Лифанов рецензия фэнтези театр драмы "Психо Дель Арт" театр K-pop игры 2024 сериалы 2023 Федюхины высоты Тейлор Свифт мастер-классы Netflix фильмы ужасов фильмы Неделя моды выставка игры 2023 День Победы Большой севастопольский офицерский бал искусство Balenciaga Мода Театр имени Луначарского аниме 2024 концерт "Кинопоиск" мода и стиль книги Афиша Севастополя ДКР музыка 2024 Конкурс "Живая классика" Фильмы 2025 театр Луначарского аниме 2025 ЦГБ им. Л.Н.Толстого Херсонес музыка Обзор Психо Дель Арт Дворец культуры рыбаков Крым спектакли фильмы 2023 обзор аниме Сергей Безруков Севастополь балет Charli XCX Севастопольский ТЮЗ поп-музыка сериалы 2025 Модный показ мультфильмы 2024 фильмы 2024 арт-отель "Украина" Театральная улица коронавирус День ВМФ Театр им. Кукол СЦКиИ спектакль Золотая балка праздник Российские сериалы Новый год мультфильмы афиша Севастополь комедия Севастопольский театр оперы и балета Александр Петров живопись Российские сериалы 2025 хоррор опера Музей-заповедник "Херсонес Таврический" российские фильмы СевТЮЗ Dior карантин Хаяо Миядзаки Андрей Маслов детектив рэп музыка 2023 Игры 2025 мультфильмы 2023 куда сходить Аниме сериалы 2024 выставки Клим Шипенко BLACKPINK 9 мая художники фестиваль изоляция кино Херсонес Таврический музыка 2025